Голованевск. Не сдаться без боя. 1905-1919
Др Михаэль Павлов
Яков и Хаим Острой - организаторы отряда еврейской самообороны Голованевска.
"Тогда Хаим Ойстро выпустил следующее воззвание:
«Братья, будьте готовы к смерти. Враг не знает пощады. Но если уж нам суждено умереть, мы не умрем в страхе. Сражайтесь как львы! Не отступайте! Умирайте лицом к лицу с врагом! Дорого отдавайте ваши жизни, защищайте их до последней минуты!». ("Книга Резни", Элиэзер Давид-Розенталь, перевод-Михаэль Шафир).
История учит нас, что выжить во враждебной среде антисемитом евреи могут лишь тогда, когда защищают себя , а не полагаются на гуманизм окружающего мира. Так было всегда. Как говорил убитый арабскими террористами рав Меир Кахана - "Лучше иметь сильный Израиль ,ненавидимый всем миром, чем всеми любимый Аушвиц".
В свете вышесказанного хочу предоставить читателю сведения и Хайме и Якове Остром-организаторам отряда еврейской самообороны Голованевска.
Недавно мне посчастливилось найти перевод книги "Свиток Резни". Книга была написана Элиезером-Давидом Розенталем, на основании сведений о погромах в 1918-1921 годах, которые он собрал. Книга издавалась в Тель Авиве. Книга переведена на русский язык офицером армии обороны Израиля в отставке Михаэлем Шафир.
Привожу цитату из книги :"
Голованевск
(Подольская губерния)
Сообщил Йосеф Динерштейн, член комитета обороны, по записям Л. Яхновича
О погромах во время нападений деникинцев сообщил также Мендель Шенкерман, 68 лет, из голованевских беженцев
I
В Голованевске проживали 1,200 еврейских семей. Большинство из них, как заведено, занимались торговлей или были лавочниками. Но среди них было также немало ремесленников, рабочих, извозчиков и грузчиков. Работы было много, так как город окружен многолюдными селами, которые поставляли городу заработок. Больших богачей среди евреев не было, но голодных бедняков среди них не было тоже. Окрестные крестьяне жили с евреями в мире, и уважали их за их стойкость. Они знали, что евреи Голованевска никого не боятся, как боится большинство их братьев, проживающих в маленьких городах. И когда кто-либо поднимает руку, чтобы их ударить, они дают сдачи, поэтому крестьяне к ним относились со страхом и уважением.
Еврейское самоуправление было организовано в Голованевске еще в 1905г., когда по распоряжению свыше волны погромов прошли по многим местам и опустошили города от их жителей, и когда соседний город Голта тоже пострадал от погромов. Многие евреи, с трудом оттуда вырвавшиеся, прибыли в наш город голые и босые, и рассказали о том, что с ними случилось. Тогда евреи Голованевска поняли горькую истину: «Если мы не за себя, то кто за нас?»[1], и решили призвать молодежь, чтобы организовать в городе самооборону. Евреи Голованевска отнеслись к этому очень серьезно, и щедро выкладывали для этой цели свои личные деньги. За несколько часов была собрана определенная сумма. Часть собранных денег была послана в Балту[2] в качестве взятки исправнику, а на остальное закупили около двадцати пистолетов, заплатили кузнецам за изготовление железных прутьев и жестянщикам – за изготовление спринцовок, чтобы из них брызгать на погромщиков серной кислотой, если в этом возникнет необходимость.
Местная полиция и урядник тоже получили денежные подарки, чтобы они смотрели сквозь пальцы на все, что происходит в городе. Так была создана оборона, наводившая страх на окрестных крестьян, благодаря которой Голованевск избежал погромов."
Наиболее раннее упоминание о Хайме Остром ,датируемое 1905-м годом,я обнаружил на сайте Александра Вишнивецкого. Александр Вишнивецкий перевел с идиш на русский главу из воспоминаний одного из участников событий в Голованевске, писателя- сиониста, Исая Клинова . Отрывок взят из книги « В эпоху революции», выпущенной Еврейским литературным издательством в 1924 году в Берлине на языке идиш. Книга представляет собой сборник мемуаров, материалов и документов о Февральской революции, октябрьском большевистском перевороте и гражданской войне на территории бывшей Российской империи. "Голованевск уже имел определенный опыт, как готовиться к погромам. В 1905 году погром действительно почти висел над местечком, на ближайшей ярмарке в селе Трояны сильно избили 15 Голованевских евреев и разграбили еврейский рынок. После этого среди евреев в местечке было сильное возбуждение, троянских гоев, например, которые после этой ярмарки приехали в город, били со злостью. Был специально отправлен человек в Балту, который закупил револьверы для города (всего 15 штук для 15 хозяев, которые ради этого, если я не ошибаюсь, внесли по 7,5 или по 5 рублей). У некоторых таких хозяев, правда, револьверы были глубоко спрятаны в ящичках их письменных столов так, что в случае необходимости нелегко было "схватиться за оружие". Простые жители, кузнецы и другие, готовили пики, изготовили штыки из железа и, главное, у многих были заготовлены насосы с нефтью.
Уже тогда взял на себя спасение города местный молодой человек, Хаим Острой, который сыграл в дальнейшем большую роль в жизни Голованевска. Он был евреем, который верил, что нет такого дела в мире, которое невозможно осуществить без помощи денег, и который подходил к любому делу с большим размахом. У него уже тогда была идея - взять у местного богача "на солдат" 150 рублей. Богач вначале колебался, но сильной рукой и под влиянием общества, которому грозит беда, удалось богача испугать, введя к нему на "постой" солдат, и намеченная сумма была внесена. Также Острой с помощью составленной комиссии подготовил список каждого более - менее состоятельного еврея и взял у каждого из них один процент их доходов в пользу защиты города. Из-за этого были большие скандалы, многие были недовольны. Со всех сторон шли обвинения, что Острые (их была целая семья) используют положение, чтобы "доить" город ради собственных интересов и совместно с "начальством" - но это не помогло, Острой собрал необходимые фонды, иногда с помощью ремесленников или просто евреев, которые готовы были идти за Хаима в огонь и воду, и привез из Балты в ноябре 1905 года солдат (более сотни), которые здесь находились часть времени и охраняли местечко".
Заметим, что в 1905-м году погромы были остановлены лишь в тех городах и местечках, где действовали отряды еврейской самообороны. Как указывает википедия :"В период революции 1905-1907 годов первый погром произошел в Мелитополе 18-19 апреля 1905 года. Самооборона, состоявшая из представителей еврейской и русской молодёжи, остановила погромщиков, которые, получив отпор, стали грабить магазины и лавки христиан. 19 апреля прибывшие войска прекратили погром. Поводом к погрому 22 апреля 1905 года в Симферополе послужил слух об осквернении еврейским мальчиком иконы. Этот погром также был прекращен еврейской самообороной и войсками".
В 1905-м году во время погромов на территории Российской Империи было убито от восьмисот до четырех тысяч евреев.
В 1917-м году еврейские погромы на Украине вспыхнули с силой, до селе сопоставимой разве что с бесчинствами казаков времен Хмельницкого. Олег Будницкий пишет, что в 1918-1920 годах только на Украине приблизительно в 1300 населенных пунктах произошло свыше 1500 еврейских погромов. Было убито и умерло от ран, по разным оценкам, от 50 до 200 тысяч евреев. Около 200 тысяч было ранено и искалечено. Тысячи женщин были изнасилованы. Около 50 тысяч женщин стали вдовами, около 300 тысяч детей остались сиротами. По современным данным за время Гражданской войны в России имело место 1 236 случаев антиеврейских выступлений, 887 из которых были отнесены к погромам — к акциям, сопровождавшимся насилием в массовом масштабе. Из них 493 акции (40%) совершили петлюровцы, 307 (25%) - зелёные, 213 (17%) - белогвардейцы, 106 (8,5%) - части красных. В эти жестокие времена единственной надеждой евреев становились отряды еврейской самообороны. Один из таких отрядов основал Хайм Острой. Упоминание об отряде мы можем найти в еврейской энциклопедии: "В местечке Голованевск Подольской губернии самооборона имела на вооружении не только винтовки, конфискованные или купленные у дезертиров, но и артиллерийское орудие, а также самодельные гранаты. Местечко постоянно патрулировала еврейская стража, а при необходимости весь отряд выступал (в ряде случаев вместе с подразделениями Красной армии) на защиту местечка или евреев, живших в окрестных деревнях". Согласно "Книге резни", отряд еврейской самообороны Голованевска защищал не только Голованевск, но и близлежащие поселения. Привожу цитату из Книги:" В то время Григорьев[10] со своими приближенными предал Красную армию. Они оставили Одессу и со своими войсками двигались вдоль железной дороги, по пути разоряя многие города и уничтожая их еврейских жителей. На долю Козакова выпали города: Ананьев[11], Кривое Озеро, Саврань[12] и Голосково, и везде, где он проходил, он сеял смерть и разорение.
Когда в Голованевске было получено известие о том, что Козаков направляется к соседнему Голосково, комитет самообороны решил не ждать, пока он придет в Голованевск и к нему присоединятся окрестные крестьяне, а встретить его по дороге.
В то время комендантом городского гарнизона был Ягорев. Под его командованием находилось шестьдесят солдат.
Комитет самообороны предложил Ягореву, чтобы гарнизон присоединился к силам самообороны, и они вместе атакуют Козакова.
Ягорев дал согласие.
Более двухсот вооруженных солдат покинули город, и пошли по дороге, ведущей в Голосково. Впереди развевался красный флаг. Пулеметы и ружья везли на двух телегах. Солдаты двигались быстро. Они подошли вплотную к Голосково. Перед ними сверкал купол церкви. Солдаты вооружились. Но вот подул ветер, который донес до них смрад разлагающихся трупов. Они огляделись, свернули с дороги на полевые тропы, и нашли тела убитых, лежащие прямо на смятых колосьях пшеницы.
— По-видимому, мы опоздали, — сказали солдаты.
Они остановились передохнуть, а пока что выслали в город отряд, чтобы разузнать о том, что случилось. Отряд вернулся и сообщил о том, что еще вчера Козаков уничтожил город. На улицах валяются трупы, числом около трехсот. Козаков со своей бандой отправился по дороге, ведущей в село Авруха[13].
Силы самообороны вместе с красноармейцами решили направиться в Авруху вслед за Козаковым. Они близко подошли к селу. Вечерело. Крестьяне, возвращавшиеся домой с полевых работ, были задержаны красноармейцами. Они рассказали, что Козаков и его банда находятся в селе, чтобы погулять на свадьбе богатого крестьянина, с которым Козаков был знаком.
Посланный отряд подтвердил слова крестьян о том, что Козаков и его банда напиваются и пляшут на свадьбе.
Вдруг началась стрельба. Одному из задержанных крестьян удалось сбежать и сообщить Козакову о том, что его подстерегает Красная армия.
— Лечь на землю и не двигаться! Не подавать голос! – приказал Ягорев.
Отряд Козакова продолжал стрелять. Они вышли в поле.
В ночной тьме Козаков не смог определить место, в котором залегли его враги. Боевики продолжали стрелять из ружей и пулеметов, но противник не отвечал. Козаков и его банда остались лежать в поле, изредка стреляя в том направлении, где, по их мнению, прячется противник.
Прошла ночь, наступило утро. Силы самообороны и красноармейцы лежат между рядами пшеницы. Никто не издает ни звука. Никто не двигается.
Когда Козаков увидел, что поле свободно, он оставил село и отправился в путь. Они не успели далеко уйти, когда их настиг град ружейных и пулеметных выстрелов. Боевики в спешке бежали. Некоторые из них бросили свое оружие, которое попало в руки войск самообороны. Среди боевиков было несколько убитых. Из сил самообороны было лишь двое раненых."
Вот-описание еще одного боя за Голованевск из "Книги Резни: ''Утром в четверг в город прибыл простой крестьянин. На его голове была надета овечья шапка. Охрана его задержала. У него были найдены два письма, одно было адресовано комитету самообороны, оно содержало четкие требования, а также время, когда все должно быть готово. Второе было направлено «нашим братьям в кооперативе», и в нем было написано: «Мы вас извещаем, что в наших руках находится 300 ружей, и что с нами идут 3,000 партизан. Мы надеемся, что в этот раз нам удастся расправиться с евреями и с коммуной».
Тогда Хаим Ойстро выпустил следующее воззвание:
«Братья, будьте готовы к смерти. Враг не знает пощады. Но если уж нам суждено умереть, мы не умрем в страхе. Сражайтесь как львы! Не отступайте! Умирайте лицом к лицу с врагом! Дорого отдавайте ваши жизни, защищайте их до последней минуты!».
Весь город превратился в поле боя. На окраинах находились наблюдатели, которые никого не впускали и не выпускали. Возле лавок стояли столы, на которых лежали перевязочные материалы. К стенам были прислонены носилки. Врач, сестры милосердия и санитары были одеты в белое и пребывали в готовности. Были приготовлены также бочки с питьевой водой и столы с едой – «каждый, кто хочет, пусть приходит и ест!»[17].
Был тревожный день. Люди ожидали помощи из соседних городов и готовились к бою.
К вечеру появилась первая жертва. Зуся, мастер по надгробиям, вышел из города с бомбой в руке. Он кинул ее во встреченный им партизанский отряд, но бросок не удался, и он сам был убит.
Его принесли в синагогу, положили на носилки, и его товарищи с грустью с ним простились. Штаб распорядился, чтобы в его похоронах участвовали десять воинов[18].
Кладбище находилось в двух парсах[19].
До рассвета, под покровом темноты, похоронная процессия скрытно и в безмолвии двинулась по городским улицам. Четверо солдат несли тело, и еще шесть вооруженных солдат шли спереди.
Хоронившие крались полевыми тропами, пока не достигли кладбища. Там они выкопали могилу, в которую опустили тело. Они еще не успели бросить в нее первый ком земли, как выяснилось, что кладбище окружено боевиками. Солдаты самообороны успели перепрыгнуть через забор и убежать. Боевики стреляли им вслед. Грохот выстрелов был слышен в городе. Силы самообороны поспешили к ним на помощь. Хоронившие успели добраться до города.
X
Территория между селом Межировка[20] и городом, по ведущей в Умань дороге, превратилась в поле боя.
Силы самообороны и Красной армии залегли рядами, спереди солдаты самообороны, а за ними – красноармейцы.
Партизаны лежали в поле, скрываясь между рядами пшеницы, и бой начался.
Раздался гром ружейной и пулеметной стрельбы.
Восьмой час утра. Бой продолжается. Стрельба усиливается.
Старики и подростки, нагруженные патронами, хлебом и водой, обходят ряды солдат, раздают им патроны, хлеб, и дают выпить глоток воды. Арьергард в полной готовности стоит на базаре, вооруженный железными прутьями, топорами и дубинами. Отцы посылают сыновей на поле боя, чтобы они помогли своим братьям.
Полдень. Солнце жарит, как огонь. Стрельба все усиливается.
И вот с поля боя возвращается один из подносчиков патронов и приносит плохую весть:
— Красноармейцы хотят выйти из боя, так как не в силах противостоять большому крестьянскому войску, численность которого постоянно растет из-за присоединяющихся к нему местных крестьян.
И Хаим Ойстро с несколькими из членов комитета бежит между рядами, ободряя солдат и уговаривая их не бежать поля боя, так как этим они покроют позором Красную армию.
Силы самообороны и красноармейцы отчаянно сражаются из последних сил, штаб постоянно получает сообщения с поля боя. Известия печальные. Штаб не знает, что делать. Пропала всякая надежда.
Но вот на взмыленном коне и в облаке пыли прибывает гонец.
— Что у вас происходит? 60 вооруженных всадников спешат к вам на помощь из Кривого Озера. Мы находимся на расстоянии семи верст. Скажите, что нам делать?
— Сейчас нет времени на разговоры. Скачи и приведи своих товарищей, дорога каждая секунда!
Всадник ускакал, как выпущенная из лука стрела.
— Идите и сообщите, что к нам идет помощь из Кривого Озера численностью в 60 солдат.
С поля боя принесли за это время нескольких раненых.
Сестры милосердия и врач занимаются их перевязкой. Некоторые из арьергарда берут их ружья и выходят в бой, чтобы занять их места.
Враг приближается… Он уже перешел через ручей… Первый ряд защитников отступил ко второму ряду.
— Мы отступаем, — приходит донесение в штаб.
Но вот прибывают 60 всадников и спрашивают:
— Что нам делать?
— Спасите нас! – кричит начальник штаба от всего сердца.
И 60 всадников, несущиеся как на крыльях бури, скачут по дороге в Умань, стреляя в пыли, которую их лошади поднимают своими копытами. Они шумят, кричат и издают боевые кличи. Земля трескается от создаваемого ими шума.
— Месть, друзья! Месть за пролитую кровь, месть за наших замученных родителей, месть за оскверненную честь наших сестер!
Вихрем они налетают на противника, по пути поднимая в атаку красноармейцев и солдат самообороны. И все они с боевым кличем врываются во вражеские порядки. Они стреляют из ружей и рубят саблями.
Страх и дрожь охватили партизан. Божий страх пал на них. Партизаны начали покидать поле боя. Войско самообороны и его помощники атакуют крестьян и гонят их перед собой. Те бегут и падают, встают и спотыкаются о своих товарищей. Всадники давят их копытами лошадей. Паника, смятение и разгром.
Солдаты самообороны и их помощники вернулись в город с несколькими пленными.''
К сожалению-отряд самообороны Голованевска был разбитой бандой Соколова-благодаря измене местного польского помещика и его сподвижников. Вот , как описывает данное события "Книга Резни" :" После последнего сражения прошло двадцать четыре дня.
Поляки и русские члены Черной Сотни прячутся в своих домах. Никто из них не показывается снаружи. Что они затевают во тьме своих комнат?
Вспоминают, что большой и длинный фургон одного из польских дворян, проживающих в городе, запряженный в пару сильных лошадей, очень часто выезжал из его двора порожним, и каждый раз возвращался груженный доверху соломой. Его фургон не проверяли, так как кто осмелится обыскивать фургон польского аристократа, в особенности, когда он сам восседает на копне.
Впоследствии выяснилось, что этот дворянин каждый раз привозил в город оружие и боевиков, которые прятались в сене.
И вот настал день горечи.
В восьмом часу утра наблюдатели сообщили, что множество крестьян спускается с горы со стороны мельницы, и приближается к городу.
Очень быстро в город прибыл всадник. Он втиснулся в толпу собравшихся евреев и сказал:
— Я был послан партизанским комитетом, чтобы вы сдали все оружие, которое находится в ваших руках!
— Беги к тем, кто тебя послал, и скажи им, что мы сами выйдем к ним с оружием!
Боевик не сдвинулся с места, достал из-за пазухи пистолет и выстрелил в воздух. Это был знак находившимся в городе боевикам. Тотчас открылись ворота и двери польских домов, и русские с толпой вооруженных боевиков вырвались наружу.
В то же время боевики из банды Соколова ворвались в город. Огромное войско. Все вооружены ружьями. Имеются также пулеметы. Как голодные волки набросились они на потрясенных евреев, убивая без разбора, уничтожая мужчин и женщин, стариков и детей. В этом им помогали местные хулиганы. Сейчас они нашли возможность выплеснуть на евреев свою ярость. Работники кооператива бросили свою работу, вышли, вооруженные ружьями и пистолетами, и открыли стрельбу по мечущимся евреям.
И один боевик в пропотевшей одежде ходит среди убийц и кричит:
— Товарищи, резать только по шее!
Военнослужащие, видя, что они окружены, и многочисленные банды постоянно прибывают в город, разбежались. Хаим Ойстро с еще несколькими людьми бежал на станцию, где находился отряд Красной армии.
А боевики утоляют свою жажду крови и мести. Несколько хулиганов подожгли несколько лавок.
И вот треск горящих домов и гром выстрелов смешиваются с криками насилуемых женщин и с последними вздохами умирающих.
Здесь и там юноши, желающие подороже продать свои жизни, атакуют группы боевиков и отчаянно с ними сражаются. Но очень быстро на них набрасывается толпа и втаптывает их в грязь улиц.
Наступила ночь.
Столбы дыма и языки огня поднимаются вверх и окрашивают небо красным. Стоит смертная тишина. Все евреи, которые не успели сбежать или спрятаться, нашли успокоение в объятиях смерти.
Город омыт огнем и кровью. 250 человек убито, зарезано, сожжено и уничтожено.
Деникинцы вошли в Голованевск за несколько дней до Дня Искупления 1919г.[23] Их вышли встречать уважаемые члены общины, к которым присоединился Хаим Острой. Он надеялся, что с их помощью евреи будут спасены. Впоследствии в городе стало известно, что деникинцы задумывают его убить. Друзья и знакомые Хаима Остроя просили его покинуть город, либо, по крайней мере, спрятаться, пока не минет опасность. Но он им не поверил и продолжал ходить по городу.
Деникинцы послали трех солдат, чтобы схватить Хаима Остроя. Они взяли с собой местного крестьянина, знавшего его в лицо. Когда этот крестьянин увидел Остроя снаружи, он указал на него солдатам. Они его схватили и повели в тюрьму. В то время проходили четыре офицера. Хаим Острой им пожаловался на то, что был схвачен ни за что, а также предъявил справку от какого-то деникинского генерала, которая удостоверяла его высокое положение. Офицеры его успокоили и пообещали, что ему не причинят вреда. В это время его свояк, доктор Левинсон, побежал к находившемуся в городе генералу для того, чтобы получить у него записку с указанием о его немедленном освобождении. Но записка была выдана слишком поздно. Когда доктор Левинсон явился с запиской в тюрьму, он нашел своего свояка, Хаима Остроя, убитым.
Сына Хаима Остроя Яакова, юношу 17 лет, такого же безгрешного, как его отец, деникинцы тоже схватили, привели в лес и там убили. Его тело пролежало в лесу несколько дней. Когда о том, что он был убит в лесу, стало известно, его дед отправился для того, чтобы привезти его в город, и нашел его тело уже покрытым червями.
В дни своего пребывания в городе деникинцы грабили дома и лавки, изнасиловали много женщин, а также убили около двадцати человек, среди них Айзека Чернова, 50 лет, который оказал им сопротивление при изнасиловании его дочери, Калике, 46 лет, и Йозефа Крайза, 50 лет."
"Организатор партизанской дружины Голованевска Хайм Острой вместе со своим сыном Яковом были схвачены белогвардейцами и зверски убиты по личному приказу генерала Слащева"-свидетельствовали участники отряда Борис Шмидт и Яков Зайдман в 1931-м году в районном суде Голованевска. Имеется так же краткое донесение председателя уездного комитета большевиков ,датируемое маем 1920 года. в донесении сказано, что голованевский партизанский отряд количеством до 500 бойцов в сентябре 1919-го года был разбит отборными частями генерала Слащева, а Хайм Осторой с сыном Яковом были расстреляны по личному приказу генерала 13-го сентября впервые ворвавшимися в Голованевск белогвардейцами ….
Хайм и Яков остой были расстреляны в субботу, 13 сентября, не дожив всего 12 дней до рош хашана. Белые учинили в Голованевске кровавую резню. Однако, благодаря местному ксензу, укрывшего семьи бойцов отряда, многим удалось спастись(.(в том числе-и моей бабушке Эсфирь, дочери Хайма Остого, которая и рассказала мне о подвиге своего отца и брата).
P.S. Выдержка из газеты "Известия" от 15 января 1929-го года:"11-го января, как у нас сообщалось, в Москве на своей квартире убит бывший врангелевский генерал и преподаватель военной школы Я. А. Слащёв. Убийца, по фамилии Коленберг, 24-х лет, заявил, что убийство им совершено из мести за своего брата, казнённого по распоряжению Слащёва в годы гражданской войны". Так еврейский мститель покарал прославившегося своей жестокостью генерала.
*При подготовке статьи использовались материалы:
1)Исая Клинов:« В эпоху революции» ,Берлин 1924-й год, перевод Александра Вишневецкого,
alvishnev8391.narod.ru/selfdefence.htm
2) Олег Будницкий :" Архив еврейской истории".
3) Д-р Михаэль Павлов:" ОБ ОТРЯДАХ ЕВРЕЙСКОЙ САМООБОРОНЫ",
4) Википедия "Еврейские погромы в 1905-м году"
5) Электронная еврейская энциклопедия:"Отряды еврейской самообороны".
6) устные с свидетельства очевидцев: Дынина Эсфирь Хаимовна, Бельская Сара Хаимовна.
7) Свидетельские показания ветеранов из отряда самообороны Голованевска Борис Шмидта и Якова Зайдмана- районный суд Голованевска,1931-й год.
8) донесение председателя уездного комитета большевиков ,Голованевск,май 1920-го года (из-за ветхости документа трудно точно разобрать фамилию автора донесения).
9) "Известия" от 15 января 1929-го года
10) "Книга Резни", Элиэзер Давид-Розенталь, перевод-Михаэль
Свидетельство о публикации №224091700820
С Уважением,
З.В.
Зиновий Винокур 17.09.2024 17:50 Заявить о нарушении