Опасная или безопасная среда пребывания
Альфия Фарвазовна Сагитова, заместитель главного редактора республиканского журнала «Учитель Башкортостана» г. Уфы задала мне вопрос: "что происходит с детьми?"
Насколько я знаю, это коррекционная школа, где обучаются дети с разными нарушениями, включая поведенческие, психоэмоциональную неустойчивость и с задержкой психического развития. Некоторые проявляют агрессию, другие страдают от гиперактивности или постоянных страхов. Кроме того, у многих есть серьезные проблемы в семье, которые тоже должны решаться на государственном уровне.
Сегодня, 17 сентября 2024года, по указанию мэра г. Челябинска Н.Котовой в школах работает полиция, проверяет рюкзаки учеников на их содержимое. Работа ведется, но она должна быть профилактической, а не реактивной. Каждый педагог знает о проблемах своих учеников и может представить характеристику, но, к сожалению, не везде есть медсестры и психологи, которые могли бы отправить детей на лечение. Когда я работала психологом в образовательной системе, я всегда обращала внимание на таких детей. Многие ученики по моим рекомендациям проходили лечение в психоневрологическом диспансере, однако были родители, которые отказывались от помощи, ставя под угрозу, как своих детей, так и окружающих. Знаю семью, где ребенок сейчас учится в коррекционной школе, и мама имеет серьезные отклонения в психике. При этом, она отказывается проходить лечение, навязывая свои страхи, установки ребенку, негативно влияя на его психику и восприятие окружающей действительности.
В советском союзе в школе, где я училась, отсутствовали психологи и охрана, но это не означало, что мы были лишены заботы и внимания. На первом месте стояли отношения между учениками и педагогами, основанные на доверии и уважении. Учителя были не только наставниками, но и авторами нашей судьбы, способными понять и поддержать каждого ученика.
Систематическое вовлечение в культурные и спортивные мероприятия способствовало сплочению коллектива. Мы собирались вместе на концертах, в кружках и секциях, что создавало атмосферу единства и дружбы. Никаких трагедий, о которых многие рассказывают сегодня, происходить не могло лишь потому, что у нас была культура общения, взаимопомощи и принятия, нравственность и духовность на высоком уровне. Тех, кто имел психические заболевания - строго под контролем проходили необходимое им лечение.
В нашем обществе царила уверенность в завтрашнем дне. Мы обсуждали проблемы во время классных часов, а не прятали их внутри. И хотя современной жизни свойственны новые вызовы, наш опыт показывает, что взаимопонимание и поддержка могут предостеречь от многих бед. Таким образом, школа становилась не только местом обучения, но и безопасным пространством для роста и развития.
Сегодня мы должны осознать, что профилактика — это ключ к предотвращению трагедий. Важно не игнорировать тревожные сигналы, которые посылают дети, и обращать внимание на их эмоциональное состояние. Педагоги и психологи играют центральную роль в этой системе. Они должны быть в состоянии заметить, когда ученикам нужна помощь, и действовать соответственно.
Необходимо создание комплексной системы поддержки для учеников, включая доступ к психолого-педагогическим услугам. Почему случилась очередная трагедия в этом новом учебном году? Потому что психолог чаще всего в школе работает один на две ставки. Либо у него еще есть предмет, который он ведет и плюсом классное руководство. Как результат, он не может охватить всех проблемных детей. Не ведется профилактическая, просветительская работа, консультативный прием родителей и детей, коррекционно-развивающая работа подростков на нее просто у него не хватает времени. Моя приятельница Лариса сообщила, что в школе, где учится ее ребенок, психолог числится. Но никаких занятий с классом, с детьми, не проводит. Потому что является еще и учителем начальных классов. Соответственно, по факту педагог-психолог есть, а вот работы с проблемными детьми - нет. Читатель наверное удивится, но работая в гимназии, где обучающихся было более 600 детей, мной на лечение было отправлено более 30 подростков. И это только за один учебный год.
Психолог в коррекционной школе должен обеспечивать регулярное, ежедневное наблюдение за детьми и видеть динамику их поведения. И работать только психологом, а не учителем-предметником. Это позволит вовремя выявлять учащихся, находящихся в зоне риска, и предоставлять им необходимую помощь.
Кроме того, важно уделять внимание родителям. Просвещение о психическом здоровье и о том, как они могут помочь своим детям, оказывается крайне важным. Родители должны понимать, что обращение за помощью — это не слабость, а ответственный шаг к защите своего ребенка и окружающих.
Только совместными усилиями образовательных учреждений, семей и специалистов можно создать безопасную атмосферу для обучения, где каждый ребенок будет чувствовать себя защищенным и поддержанным.
Е. Тимошенко-Седьмая
психолог
2024г.
Свидетельство о публикации №224091700876