Вермеер. Молочница

Не прекращаются дискуссии о понимании сюжетов живописного наследия XVII в. При всех разночтениях, есть работы, которые мы признаём шедеврами единогласно. Очевидно, дело не столько в “правильном” понимании содержания, сколько в уникальности и мастерстве исполнения. Картина не может оказаться шедевром, если для понимания этого факта человеку, обладающему вкусом и интеллектом, требуются объяснения, выходящие за раму самой картины. Думаю, любое талантливое произведение говорит на языке зрителя один на один, в настоящем времени, как, например, безусловный шедевр “Молочница” Johannes Vermeer, созданный около 1658 г. в Голландии, в родном г. Делфт.

Практически невозможно определить художественное качество словами и не очевидно, что каждый способен его распознать. Я не в силах объяснить, почему называю эту работу шедевром. Я вообще не уверен в существовании достаточного условия для подобного суждения. Но я понимаю, что передо мной - создание, исключительное в сочетании высочайшей техники и кажущейся простоты, интимности и монументальности, моментальности и бесконечности. О “Молочнице” написано так много, что невольно задаешься вопросом: а нужна ли твоя песчинка в этом кургане информации? С одной стороны, гигантский объем доступного материала, казалось бы, должен помочь. С другой - за что ни возьмись, обо всём уже сказано. Можно ли добавить что-либо к многократно повторенному? Риск впасть в банальность велик. Но опасение не быть услышанным еще больше. К тому же, многие эпитеты, став штампом для описания каких угодно картин, перестали что-либо значить, тем более объяснять. Что же остается сегодняшнему комментатору для описания необыкновенности и чуда? Во всяком случае, я точно знаю, что не преследую цель детально разобрать картину и таким образом выпустить из нее дух, а вместе с ним и тайну...

К сожалению, большое кол-во иллюстраций не позволяет разместить весь текст на прозеру. Поэтому приглашаю прочесть эссе по ссылке, указанной в рецензии под этим текстом (ссылка в самом тексте не сохраняется).

Фотография авторская.


Рецензии
К сожалению, большое кол-во иллюстраций не позволяют разместить весь текст на прозеру. Поэтому приглашаю прочесть эссе по следующей ссылке (ссылка в самом тексте не сохраняется):

http://drive.google.com/file/d/1aBPeEwl9ni1xOmEQHDMJxj4Z1Rmtl-D9/view?usp=drive_link

Семен Сухолуцкий   21.01.2025 02:18     Заявить о нарушении