Покупать весело

        Есть у Ивана Бунина замечательный ностальгический рассказ «Далёкое», а в нём яркая фраза: «...покупать (даже нафталин) весело!». Недавно вспомнил её и стал размышлять на тему хождения по магазинам, покупок и отношения человека к этому процессу. Почему одни занимаются этим с удовольствием, а другие только в случае крайней необходимости и неохотно? Причём пол не имеет значения: есть женщины равнодушные к процессу покупки и мужчины — любители послоняться среди вешалок с одеждой или щедро порадовать семью разнообразной вкуснятиной. Как всегда, истоки пристрастий кроются в детстве.

        В 50-х годах, чтобы не оставлять дома одного, мама брала меня в походы по магазинам. Большей частью это были продуктовые, с толкотнёй и очередями за курами с когтями или мясом с костями (костей порой больше). Предпочтительнее были промтоварные — там много всего интересного. Мама искала для меня красивую одежду, присматривала для себя и для папы. Дома на машинке «Зингер» что-то перешивала, в том числе и для меня. Отец был большой любитель в выходной день пройтись по городу с заходом в магазины, книжный — обязательно. Иногда брал с собой меня. Одевался он добротно, «следил за собой». Скорее всего, такое внимание к одежде передаётся и детям, но вот на счёт вкуса склонен полагать, что это всё-таки врождённое. Даже самое лёгкое — сочетание цветов элементов одежды многие никак не могут понять, что уж говорить об остальном. Впрочем, современная мода настолько деградировала, что стала соответствовать старой поговорке «Не в склад, не в лад, поцелуй корову в зад».

        Возвращаюсь к покупкам в далёком советском прошлом. Когда подрос, с удовольствием выполнял несложные поручения родителей: сходить за хлебом, квасом и т. п. Получал мелочь и на личные расходы: мороженое, жареные пирожки с повидлом, песочные пирожные с глазурью, брикеты какао с сахаром — дворовый хит 50-х годов. Иногда с приятелями бродил по магазинам: «Спорттовары», «Культтовары», «Галантерея», «Военторг» — просто «позырить», а если что-то понравится, просить родителей это купить. Почему-то со временем это весёлое занятие — ходить по магазинам, у многих пропадает, особенно у мальчиков. Но не у меня.

        В 1967 году началась мировая мода на расклешённые брюки. Советская торговля ничего модного не предлагала — лёгкая промышленность была неповоротлива, как старый бегемот. Молодёжь ринулась в магазины «Ткани» искать недорогой материал для брюк или костюма, ателье были завалены заказами. Шопинг в советское время заключался в поиске внезапно «выброшенных» на прилавок импортных товаров, как правило, в конце месяца. Случайно наткнуться на импорт из стран соцлагеря можно было даже в небольшом поселковом магазинчике. Снабжение в Москве, Ленинграде, столицах союзных республик и в закрытых городах было значительно лучше. Настоящую «фирмУ» можно было купить у фарцовщиков или в «Берёзках» и «Альбатросах» (в каждой республике свои названия) за чеки Внешторгбанка, но это было дорого — джинсы стоили месячной зарплаты. Средняя зарплата: 1975-й год — 145,8 рублей, 1980-й — 168,9 рублей.

        Конец 80-х—начало 90-х — дефицит всех товаров, пустые магазины, продуктовые талоны, огромные вещевые рынки, торговля «с рук» прямо на улицах. Помню, как рыскал по городу и его окрестностям в поиске хоть какой-нибудь еды. Процесс покупок в такой ужасной обстановке никакого удовольствия, естественно, не доставлял. Зато открыли границы, и в 1992-м я съездил в турпоездку по северной Финляндии. Это был шок! Очень многое меня там удивило, понравилось и даже восхитило. Другой мир. Одежду почему-то даже не смотрел, накупил CD дисков, набор красивых английских тарелок, каких-то мелочей и даже ананас детям. Все остальные туристы из группы ездили за автомобилями. Возвратился домой с новыми приятелями на купленной ими машине.

        Середина 90-х ознаменовалась появлением в продаже множества настоящих фирменных вещей. Люди стали заменять российские телевизоры на импортные, не требующие периодического ремонта. Аудио и видео аппаратура, джинсы трёх китов: Levis, Wrangler, Lee, куртки, рубашки, футболки. Наконец-то, на пятом десятке лет, модники 60-х—70-х могли осуществить свою давнюю мечту — просто зайти в магазин и купить что-нибудь качественное и эффектное.
 
        В те годы, возвращаясь из отпуска через Москву, ездил на вещевые рынки: стадион «Лужники» и Черкизовский, легендарный «Черкизон». Изматывающий и безрадостный шопинг по необходимости. Совсем другое — музыкальный рынок у ДК им. Горбунова («Горбушка»). Никогда я не испытывал такого покупательского азарта и бури положительных эмоций как на «Горбушке»! Это был рай для меломанов. Кто бы мог подумать, что эра компакт-дисков когда-то закончится?

        Тогда же в России прижилось слово «шопинг» — посещение магазинов с целью покупки вещей или продуктов, а всех любителей этого занятия стали  называть шопоголиками. Это заблуждение. Шопоголизм (ониомия, патологический шопинг) — это психологическая зависимость, при которой человек совершает покупки неосознанно и бесконтрольно. Чтобы снять стресс и поднять настроение, он идёт не за алкоголем, не к врачу и не в аптеку, а по магазинам. Тревожность и депрессию как рукой снимает. Тут замешана биохимия — всякие эндорфины и дофамины, — в дебри не полезу. Что я знаю чётко: душевно здоровый шопингист (неологизм), в отличие от шопоголика, в состоянии стресса по магазинам не пойдёт, — шопинг требует хорошего, приподнятого настроения. Покупать весело! Опытный шопингист относится к этому процессу как собиратель бабочек к их ловле сачком: нужны только красивые и редкие. К тому же он подсознательно избегает покупок спонтанных и необдуманных, да и бюджет его зачастую довольно ограничен.

        Особое место в искусстве шопинга занимают походы по магазинам секон-хэнд. Это уже не только охота, но и в какой-то мере археологические раскопки. Здесь поговорка «На кукиш не накупишь» перестаёт действовать. Для кошелька обычного российского пенсионера это как Елисейские Поля или Оксфорд-стрит для миллионера. Опытный глаз из ста рубашек сразу выделит две-три заслуживающих внимания. Не снимая с плечиков, нежно потрогать ткань и почувствовать отклик: твоё или нет, и только потом рассмотреть поближе. Импульсивность неуместна. Главное — не брать лишнее, даже если оно стоит один евро. Да-да, бывают и такие удачные дни, когда добротная фирменная вещь, какой-нибудь Dressmann, Henri Lloyd или Old Navy (звучит как музыка!) достаётся тебе за бесценок.

        Много раз убеждался в справедливости поговорки «На ловца и зверь бежит». Неторопливо гуляя по Риге, заходил в секонд Humana, и тут же продавщица объявляла о цене 1-2 евро за любую вещь на один час. В Минске зашли с другом поглазеть в ближайший секонд-хенд, а там выкладывают одежду нового поступления. Почти сразу — джемпер Gant в отличном состоянии, такой новый стоит ближе к двумстам евро. И всё же, назваться совсем  удачливым покупателем не могу, много было досадных, бесполезных и даже анекдотических покупок: деревянная линейка без делений, чугунная сковородка с незаметной дырочкой, через которую масло попадало на комфорку электроплиты и кухня наполнялась удушливым чадом. Сейчас смешно, а тогда — нет.
   
        Актёр Александр Балуев как-то в интервью признался, что бывая в Европе, любит шопинговать по секонд-хендам. Дело ведь не в дешевизне, а в азарте. Вот что сказал Ник Вустер, модельер, икона стритстайла: «В каждом ценовом сегменте есть потрясающие вещи. Но беда в том, что многие люди тратят большие деньги на шоппинг, потому что не разбираются в вещах. Им кажется, что если они потратили тысячи долларов на свою одежду, они будут хорошо выглядеть. А на самом деле стиль — это не миллион долларов. Это внутреннее чутьё». Модельер Вячеслав Зайцев выразился резко: «Мода — для дураков, а для умных — стиль». «Покупай только то, что ты будешь рад иметь, если рынок закроется на десять лет», это уже Уоррен Баффетт, американский предприниматель и богатейший инвестор. И действительно, знатоки шопинга существуют вне моды и с удовольствием и без стеснения могут надеть винтажную вещь.

        И в заключение. «Ничего не надо, всё есть», — вот где скрыта печаль любителя шопинга. А если ещё и возраст 70+, то грустных мыслей по понятным причинам ещё больше. Можно попытаться порадовать обновкой внуков, они выросли и что попало не наденут. Возможно, я и написал всё это, сам того не сознавая, для них.
 
        Всем приятных покупок с хорошим, несмотря ни на что, настроением!

        Моя страница: http://proza.ru/avtor/cogitosum   


Рецензии
Шопинг-это хорошо, были бы деньги. Понравилось.

Валентина Забайкальская   19.09.2024 11:16     Заявить о нарушении
Спасибо, Валентина!

Александр Сумзин   19.09.2024 12:32   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.