Казанские
РОДОСЛОВНАЯ КАЗАНСКИХ
ОБОБЩЕНИЕ ПРОЧИТАННОГО
Первое поколение.
1. Яков.
Консисторского сторож.
1877. Согласно Высочайше утвержденному 2 апреля 1877 г. новому штатному расписанию священник села Березовка Иаков (Яков) Казанский назначен на сверхштатную должность в Канабеевско-Березовском приходе Карсунского уезда.
(Здесь и далее пунктиром обозначены персоналии, родство которых не подтверждено документально).
Дети:
2-1. Казанский Григорий Яковлевич (1821-19.07.1891).
Второе поколение.
2-1. Казанский Григорий Яковлевич (1821-19.07.1891).
Григорий Казанский, сын консисторского сторожа, в 1841 г. вышел из среднего отделения Казанской духовной семинарии, службу начал пономарем в Богородицкой церкви г. Казани. Затем служил диаконом церкви Нерукотворного Образа Христа Спасителя г. Чистополя. Женился на Елизавете Иоасафовне Твердыниной (1826 г.р.). В 1846 г. произведен Высокопреосвященнейшим Владимиром Архиепископом Казанским и Свияжским во диакона г. Чебоксар к Введенскому Собору. В семействе у них в 1865 году подрастали дочери: Елена 17 лет [1848 г.р.], Александра 2 лет [1863 г.р.]; и сыновья Владимир 16 лет [1849 г.р.] и Константин 12 лет [1853 г.р.], обучавшиеся: первый в среднем отделении, второй в низшем отделении Чистопольского духовного училища.
К 1891 г. служил диаконом церкви села Багаево Свияжского уезда.
Елизавета Иоасафовна была внучкой Михаила Савина и Стефаниды Стефановой (1765- после 1834) Орловых. «Михаил Савинов Орлов из протоиерея г. Вольска Саратовской губернии поступил в монашество в Свияжский Первоклассный Богородицкий Монастырь» до 1834 года. Ее мать ХХХХХ Михайлова Орлова вышла замуж за Иоасафа Алексеева Твердынина (1794-после 1834), сына священника Казанской губернии г. Спасска Троицкой церкви Алексея Васильева. Иоасаф Алексеев был взят в Первую Казанскую духовную академию в 1814 г., в 1816 г. числился среди учеников класса Богословия. Через некоторое время после рождения дочери ХХХХХ Михайлова Орлова умерла. После безвременной кончины супруги Иоасаф Алексеев принял монашеский постриг и стал Иеромонахом Казанскаго Зилантова Монастыря Иосифом; дочь Елизавету он передал на воспитание своей теще Стефаниде Стефановой («внука Елисавета 5-ти лет») и на содержание сестре своей умершей супруги – жене Луки Фомина Воецкого Апполинарии Михайловой Орловой.
Лука Фомин Воецкий служил вященником Спасской церкви города Чистополя Казанской епархии и был женат на Апполинарии Михайловой урожденной Орловой (1802- после 1869) – сестре умершей жены Иоасафа Твердынина.
В Клировой ведомости Спасской церкви г. Чистополя, в семье Луки Воецкого среди заштатных и сиротствующих при Стефаниде Стефановой записана ее «внука Елисавета 5-ти лет, дочь бывшаго в гор. Спасске Священника Иосифа Твердынина, живет на пропитании показаннаго священника Воецкаго». В Ревизской сказке Спасского собора г. Чистополя 1834 года записано: «Его же священника Воецкаго родная племянница бывшаго Казанской Епархии г. Спасска священника Иосифа Алексеева Твердынина, а ныне Иосифа Иеромонаха Казанскаго Зилантова Монастыря дочь девица Елисавета 8 [лет, т.е. 1826 г.р.]». При этом, запись о Елизавете: «священника Воецкаго родная племянница», надо понимать так, что это родная племянница не самого священника Воецкого, а племянница его жены.
1878. «Юбилейный праздник в Казани, в память рукоположения в 1828 году октября 22 дня во пресвитера протоиерея Казанского кафедрального собора, магистр V курса Московской духовной академии Виктора Петровича Вишневского…
По окончании приветствий, полученных от духовенства в соборе, юбиляр сказал благодарственную речь, после чего пригласил всех сослуживших с ним в соборе в свою квартиру. Здесь ему были зачитаны и вручены приветственные адреса, поздравительные письма и телеграммы от разных лиц со всех концов России… от диакона Григория Казанского:
«Ваше высокопреподобие!
Пятидесятилетнее служение ваше церкви на поприще образовательном и церковно-административном вызвало чувства глубокого уважения, а во многих благодарные воспоминания, не только из концов казанской епархии, но и из других отдаленных пределов России. Возбудился во мне дух мой ревностию тех же чувств. Мал я и юнейший среди множества заявляющих сказанные чувства; но не мал я и не юн по живости и глубине чувств. В этих чувствах аз состарехся (так в тексте) у престола благодати, растопляя их теплыми молитвами о ниспослании Вашему высокопреподобию всяких благословений небесных и земных. Памятна мне, приснопамятна школа моего воспитания, когда по судьбам промысла, я сирый оставлен был на твои руки, которые благодетельно и мудро некогда водили меня, и через то дали мне прочные залоги к моему благополучию временному, а еще более – ко благу грядущему. И это не все. Я, кажется, и теперь не изглажен из попечительного внимания Вашего Высокопреподобия. А это служит новым побуждением для меня изливать перед престолом Божием теплые молитвы, да приложит Господь на вы свои благословения на многия и многия лета. Смиренный служитель олтаря (так в тексте) господня и нижайший послушник, диакон Григорий Казанский…».
1891. На основании ст. 29 временных правил вдове диакона церкви села Багаево Свияжского уезда Григория Казанского Елизавете с 19 июля 1891 года назначена пенсия в размере 40 руб. из Тетюшского уездного казначейства.
Дети:
3-2. Казанская Елена Григорьевна (1848 г.р.).
4-2. Казанский Владимир Григорьевич (1849-после 1916 г.).
5-2. Казанский Константин Григорьевич (1853 г.р.).
6-2. Казанская Александра Григорьевна (1863 г.р.).
Третье поколение.
3-2. Казанская Елена Григорьевна (1848 г.р.).
4-2. Казанский Владимир Григорьевич (1849-после 17.07.1917 ).
В 1865 г. обучался в среднем отделении Чистопольского духовного училища.
Согласно разрядному списку учеников Казанской духовной семинарии за 1871/1872 учебный год ученик III класса первого разряда Владимир Казанский переведен в четвертый класс.
Выпускник КДС 1875 г.
В 1875 г. женился на Юлии Александровне Боголюбовой (21.02.1855-после 1931), дочери священника церкви села Бетьки Лаишевского уезда Александра Алексеевича Боголюбова и Евдокии Павловны (Брусьяновой).
Казань, 1875 год. Богоявленская церковь.
«Запись о браке от 21.9.1875.
Студент Казанской Духовной семинарии Владимир Григорьев Казанский, 25 лет и
девица Лаишевского уезда села Бетьков священника Александра Алексеева Боголюбова дочь Юлия, 20 лет.
Поручители: учителя семинарии Александр Благовещенский и Владимир Красев, священники Казанской Богородице-Неопалимовской церкви Александр Тринитатов и Успенского собора Владимир Соколов».
С 1882 по 1909 г. Служил в Троицком соборе в г. Тетюши.
1885. Помощником миссионера по Тетюшскому и Цивильскому уездам.
1885. Законоучитель Тетюшского городского училища.
1888. Награждаются Святейшим ко дню Святой Пасхи скуфьей.
С 1889 г. входит в состав Тетюшского уездного отделения епархиального училищного Совета.
1892. Член Тетюшского уездного комитета по сбору пожертвований в пользу пострадавшего от неурожая местного населения и распределения пособий между нуждающимися.
С 1892 г. секретарь Тетюшского отделения Казанского епархиального Училищного Совета.
1894. Ко дню священного коронования Их Императорских Величеств за заслуги по духовному ведомству по Казанской епархии удостоен награждения благословением Святейшего Синода с грамотой.
1895. Святейшим Синодом удостоен награждения камилавкой за заслуги по гражданскому и военному ведомству ко Дню рождения Его Императорского Величества.
1897. Председатель уездного отделения епархиального училищного совета, законоучитель уездного училища и начального мужского училища, благочинный и городской священник Тетюшского Троицкого собора.
1897. Законоучитель Тетюшского земского женского училища.
1898. По представлению инспектора народных училищ Казанской губернии 1 участка преподано Архипастырское благословение.
1900. Государь Император, по всеподданнейшему докладу Синодального Обер-Прокурора, согласно определению Святейшего Синода, в 6-й день сего мая, Всемилостивейшие соизволил удостоить награждения духовных лиц нижеследующими знаками отличия… Б) За службу по военному и гражданскому ведомствам… По епархиям… Казанской… д) наперсным крестом, от Святейшего Синода выдаваемым… Троицкого собора священник Владимир Казанский.
1900. Святейшим синодом удостоен награждения за заслуги по духовному ведомству наперсным крестом от Святейшего Синода Выдаваемым
1904. г. Тетюши. Первое благочиние. Председатель отделения епархиального училищного Совета
1903. Награжден орденом Св. Анны 3 ст.
1906. Избран духовенством Казанской епархии и утвержден Его Высокопреосвященством в должности благочинного по 1 округу Тетюшского уезда.
6 мая 1908 года, ко Дню рождения Его Императорского Величества награжден саном протоиерея.
12 марта 1909 г. перемещен в с. Воскресенское Казанского уезда.
1917. Святейшим Синодом Российской православной церкви за заслуги по духовному ведомству награжден палицей с. Воскресенское Казанского уезда протоиерей В. Казанский.
В 1879-1880 году взносы не менее 3 рублей в Братство святителя Гурия благоволили сделать следующие лица: св. В.Г. Казанский.
В Троицком соборе в Тетюшах в 1882-1909 гг. служил Владимир Григорьевич Казанский (1847-1910), выпускник КДС 1875 г.
1883. Резолюцией Его Высокопреосвященства от 1 июля 1883 года помощником благочинного по 1-му благочинническому округу Тетюшского уезда назначен священник Троицкого собора города Тетюши Владимир Казанский.
1883. «О полезных и усердных трудах некоторых законоучителей Тетюшского уезда по народному образованию.
Казанская духовная консистория слушали отношение тетюшского уездного предводителя дворянства от 6 ноября за № 156 следующего содержания: XIX очередное тетюшское уездное земское собрание, рассматривая доклад управы и отчет о народном образовании, в заседании 26 сентября ст. 19, между прочим постановило: благодарить за полезную и усердную деятельность по преподаванию закона Божия в 1882/83 учебном году законоучителей-священников: города Тетюш – Казанского… с тем, чтобы о трудах их представить на усмотрение епархиального начальства. Вследствие чего о вышеизложенном постановлении земского собрания г. предводитель дворянства представляет Его Высокопреосвященству на зависящее с Его стороны распоряжение и присовокупляет, что истинно полезные, усердные и важные по своим результатам труды означенных законоучителей земских училищ, имеющие несомненно высокое значение для укрепления в крестьянской среде высоконравственных начал в духе православной церкви, вполне достойны поощрения и ему будет весьма приятно, если, в виду вышеизложенного, Его Высокопреосвященством все упомянутые лица будут удостоены за труды свои по преподаванию закона Божия в земских училищах Тетюшского уезда благосклонного внимания. Резолюциею Его Высокопреосвященства по сему отношению 8 ноября предписано: «Напечатать отношение сие в Известиях по епархии, а поименованным здесь священникам изъявляется от начальства епархиального благодарность за их примерно-усердные и полезные труды по народному обучению». Определили: резолюцию Его Высокопреосвященства привесть в исполнение».
Взносы и пожертвования в 1884 году… в попечительство при церкви Казанского духовного мужского училища священника Троицкого г. Тетюш собора Владимира Казанского – 50 коп.
6 сентября 1884 года в городе Тетюши совершился юбилейный праздник по случаю 50-летнего служения в священническом сане о. протоиерея Троицкого собора г. Тетюши М.С. Ястребского. Приветственную речь юбиляру в его доме произнес священник Владимир Казанский.
«Ваше высокопреподобие, высокочтимый и достоуважаемый отец протоиерей Михаил Сергеевич!
Считаю счастием, что мне выпал жребий приветствовать вас, достопочтеннейший и маститый юбиляр, со днем вашего полувекового служения Престолу Божию, Государю и отечеству. Благодарю Бога, что Он удостоил меня быть сослуживцем вашим, хотя короткое, но весьма поучительное для меня время: ваша строгая служебная осмотрительность, ваше кроткое и приветливое обращение с равными и подчиненными, ваша скромная, безмятежная и богоугодная семейная жизнь и наконец ваша примерная ревность о благе церкви и спасении души пасомых послужили мне, меньшему из братий, примером в моей жизни. Вижу, что вы встречаете сей знаменательный день в кругу чтущих вас сослуживцев алтаря Господня и близких сердцу вашему родных, собравшихся под кров вашего дома почтить вас выражением своих искренних чувств и разделить великую вашу радость, дарованную Господом Богом вам, как избранному Им. Признаюсь, хотелось бы и мне порадоваться, но, при мысли о скорой с вами разлуке, туги сердечные подавляют мою радость.
Примите, незабвенный о. протоиерей, сии немногие слова за знак моих искреннего почтения, преданности, любви и признательности к вашему высокопреподобию. Молю Господа, чтоб Он продлил дни ваши и успокоил вас от тяжелых многолетних трудов в кругу чад ваших, у коих вы намерены провести остаток дней своих».
1884. Приход епархиальных сумм по содержанию Казанского мужского духовного училища в 1884 году составил наличными деньгами от награжденного набедренником священника города Тетюши Владимира Казанского – 3 руб.
6 апреля 1885 года «в городе Казани, а также и во всем вообще крае Казанском не исключая самых далеких и глухих уголков» как и по всей России чествовался «славный день исполнения тысячелетия со дня блаженной кончины св. Мефодия, великого первоучителя Славян». Торжества проходили в государственных, церковных и учебных заведениях.
Вот как это проходило с участием Владимира Григорьевича Казанского в городе Тетюши.
«5 апреля ученики училищ, вместе с заведующим и преподавателями, присутствовали на всенощном бдении, а 6-го при совершении Божественной литургии и служении на городской площади молебна Святым Кириллу и Мефодию; затем к 121/2 часам все три училища собрались в помещении уездного училища, где пред молебном, отслуженным соборне всем здешним духовенством, законоучителем священником Казанским была сказана речь, которая была начата так: «ныне повсеместный радостный гул колокольного звона возвещает нам, жителям сего города и всей обширной нашей стране России, о радостном событии: ныне все славянские народы, без различия вероисповеданий, торжественно празднуют исполнившееся тысячелетие со времени блаженной кончины Св. Мефодия и признательно воспоминают и совместно, прославляют труды и подвиги родного брата его Св. Кирилла”. Представивши далее очерк жизни чествуемых Святых, о. законоучитель в конце речи сказал: «как не быть нам признательными Свв. Мефодию и Кириллу, когда мы, во все главнейшие моменты нашей жизни, бываем напутствуемы чтением слова Божия на славянском языке, как-то: при рождении, крещении, браке и наконец при переходе в загробную жизнь!» Затем учитель русского языка прочитал жизнеописание Свв. Кирилла и Мефодия, оканчивающееся словами: «Да будет-же вечная слава Св. Мефодию, вечная слава братьям Святым». После чего певчие, отправлявшие и молебен, пропели «вечная память»; ими кроме того были пропеты: тропарь «Христос воскресе», тропарь и кондак Свв. Кириллу и Мефодию, некоторые песни пасхального канона, «С нами Бог, разумейте языцы, и покоряйтеся», пасхальные стихиры и народный гимн; в пении последнего и тропаря «Христос воскресе» принимали участие все училища. На молебне в уездном училище присутствовали по приглашениям, заранее разосланным, представители государственной и общественной службы и некоторые родители учащихся».
1885. Распоряжением епархиального начальства священник тетюшского собора Вла-димир Казанский утвержден помощником миссионера по Тетюшскому и Цивильскому уездам.
1885. Законоучитель Тетюшского городского училища священник Евгений Владимир Григорьевич Казанский.
1888. В № 7 ИКЕ опубликованы «Краткие биографические сведения об умершем священнике Тетюшского уезда села Богородска Георгии Никольском» (некролог) священника г. Тетюш Владимира Казанского.
1888. Список лиц духовного звания Казанской епархии, кои за службу по военному и гражданскому ведомствам награждаются Святейшим Синодом по определению от 29 марта – 7 апреля 1888 года за № 716) ко дню Святой Пасхи скуфьею: города Тетюш Троицкого собора священник Владимир Казанский.
1889/90. В состав Тетюшского уездного отделения епархиального училищного совета входил священник Казанский.
1889. В епархиальной прессе опубликовано «Слово, сказанное по случаю голода в Черногории, 3-го декабря 1889 года» священника Владимира Казанского.
Взносы и пожертвования за период с 30 октября 1889 года по 1 ноября 1900 года… в пользу попечительства при Богородице-Рождественской церкви Казанского епархиального женского училища действительный член попечительства священник В.Г. Казанский – 2 руб.
1889-1890. Законоучитель уездного училища г. Тетюши священник Владимир Григорьевич Казанский.
Взносы и пожертвования в 1890 году… в пользу попечительства при церкви казанского духовного училища от священника В.Г. Казанского – 3 руб.
Взносы и пожертвования в 1890-1891 году… в пользу Братства святителя Гурия Казанский Владимир Григорьевич – 3 руб.
1890-1891. Член Тетюшского уездного отделения казанского епархиального училищного совета священник В.Г. Казанский.
1891. В архиве тетюшского Троицкого собора имеется документ «Краткое описание явления находящейся в тетюшском Троицком соборе иконы Казанской Божьей Матери». Описание составлено священником Владимиром Казанским. Напечатано в Казани в 1892 году. (Краткое описание явления иконы Казанской Божьей Матери. Священник Владимир Казанский. Казань, 1891).
1892. Член Тетюшского уездного комитета по сбору пожертвований в пользу пострадавшего от неурожая местного населения и распределения пособий между нуждающимися священник Тетюшского Троицкого собора В. Казанский.
1892. Священник Троицкого собора г. Тетюши В. Казанский назначен Казанской духовной консисторией кандидатом на губернские земские собрания на случай временного отсутствия или выбытия назначенного депутата.
1892/3. Секретарь Тетюшского отделения Казанского епархиального Училищного Совета священник г. Тетюш В.Г. Казанский (с 1887 г.) «оказал усердие в преподавании закона Божия и заботливость о местных церковных школах», говорится в Отчете Казанского епархиального Училищного Совета о состоянии церковно-приходских школ и школ грамоты Казанской епархии за 1892/3 учебный год.
1893-1894. Секретарь Тетюшского уездного отделения Казанского епархиального училищного совета священник В.Г. Казанский.
1893. Из «Журналов съезда депутатов Казанского духовно-училищного округа, бывшего в сентябре 1893 года»: «2 сентября, вечер. 1) Слушали: отношение благочинного 1-го округа Тетюшского уезда от 30-го августа за № 278 о том, что депутат священник Владимир Казанский не может явиться в собрание съезда по причине болезненного состояния – сильного расстройства желудка, что о. благочинный и удостоверяет. Постановили: принять к сведению».
1893. «Описание юбилейного торжества священника Григория Ивановича Соколова.
(Составлено священником В.Г. Казанским )
1893 года 21 ноября священнику Тетюшского уезда села Богородского Григорию Ивановичу Соколову исполнилось пятидесятилетие служения в сане священника…
Литургию совершал юбиляр в сослужении вышеозначенных священников; священник о. Казанский за литургиею сказал слово, в коем он, обратясь к предстоящим, спросил их, почему они в обыкновенный будний день собрались в храм в таком многочисленном количестве, и как бы в ответ на этот вопрос говорил о значении сего юбилейного торжества, о духовной связи вообще между пастырями и пасомыми, и в частности между юбиляром и ими – прихожанами, и в заключении просил их помолиться Господу Богу о даровании сил и здоровья юбиляру на продолжение служения его и возблагодарить Бога за дарование юбиляру долголетия и полувекового служения св. церкви…
Так закончилось духовное юбилейное торжество в 3 часа пополудни. По окончании всего, присутствующим предложена была закуска, при чем были прочтены приветствия, письма и телеграммы многих родных, немогших прибыть для личного участия по причине неустановившегося пути через реку Волгу и некоторых знакомых, почтивших юбиляра в сей знаменательный для него день…
Поздравительное слово священника Тетюшского собора Владимира Казанского.
«Ваше Высокопреподобие, Досточтимый и глубокоуважаемый юбиляр, Григорий Иванович!
Позвольте и мне приветствовать Вас в сей знаменательный и торжественный день полувекового служения Вашего св. Церкви.
Далеко, за пределами Казанской епархии, и продолжалось довольно долго Ваше служение св. Церкви и лишь в последние годы Вы избрали своим местом служения нашу, родную Вам по воспитанию, Казанскую епархию и в частности наш округ. Но и в это, сравнительно короткое время служения в нашем крае Вы успели расположить к себе местное духовенство: своею внимательностью, своим добрым и прямым характером и главное – своим истинно пастырским служением св. Церкви.
Вы всегда были в глазах наших старейшим и заслуженнейшим, но в обращении Вашем к нам на заметно было нам, и сами Вы никогда не давали нам почувствовать Вашего превосходства: Вы всегда держали себя как равный между равными. Такие истинно братские отношения Ваши к нам еще более располагали всех нас в пользу Вашу: побуждали полюбить Вас и невольно заставляли брать в пример добрые стороны Вашей многоплодной пастырской деятельности.
Теперь, когда пробил час Вашего полувекового служения, когда Вы достигли меры возраста совершенна, нам благовременно проследить, каким путем Вы достигли до сего дня.
Возьмем ли в пример вашу семейную жизнь? Мы увидим, что Вы примерною своею жизнью вполне оправдали достоинства пастыря: дом свой правили добре, имея чад своих в послушании со всякою честностию; и теперь, как видимую награду от Господа, Вы имеете утешение видеть семейство свое благоустроенным и сподобились узреть на утешение чада чад своих. Ваше ныне благоустроенное семейство, доставлявшее Вам некогда много забот и печали, теперь уже утешает и радует Вас и законченностью Ваших попечений об нем, и своим благоденствием. Правда, Вы, как праведный Иов, испытали в жизни искушения, но подобно ему же Вы вышли от искушений целым. Вы показали твердость веры в Господа и тогда, когда две Ваши дочери неожиданно и почти одновременно овдовели, будучи только что пристроены в замужество за священников. Велика печаль была у Вас в то время, но твердо и упование на Господа, почему из испытания вышли невредимым.
Обратимся ли к пятидесятилетней служебной Вашей деятельности св. Церкви? И здесь почерпнем много назидательных примеров. Имея мудрость управлять домом своим, Вы возмогли прилежать о церкви Божией. Благодатью, полученной Вами через Архипастыря от Пастыреначальника нашего Иисуса Христа, дана вам власть: пасти стадо Его, совершать Св. Таинства и Богослужения, с наказанием: «образ быти верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою; пече же вверенные Вам люди учити благоверию, заповедям Божиим и всем христианским добродетелям по вся дни». Все сие Вы соблюли и, как мы видим, не иною, а именно сего указанною стезею дошли Вы до сего часа, когда мы радуемся Вашему Пастырскому преуспению и достойно чествуем Вас.
Памятна мне беседа Ваша, где Вы поведали мне, между прочим, о трудностях служения Вашего в селе Переволоке (Симбирской губернии, зараженном расколом, где Вы, как священник, несли сугубую тяготу пастырского служения. Пася стадо верных овец своих, Вы в то же время старались направить к доброй пажити и заблудших овец. Следуя постановлению св. Апостолов, Вы, как добрый и любвеобильный пастырь, защищали своих овец от волков, ходящих в овечьих шкурах (от расколоучителей) и как бы носили овец своих на раменах своих, перенося в то же время множество трудов, лишений и часто неудач в этом святом деле. Действительно, много трудов, и часто трудов тщетных, переносит пастырь в раскольничьем приходе и какую тугу сердечную и душевную испытывает он, когда видит свою овцу заблудившеюся и, желая спасти ее, идет за нею, чтоб привести в свое стадо, на что не жалеет ни усилий, ни трудов, ни здоровья; но несчастная овечка не узнает своего пастыря, она бежит от него в непроходимые дебри, откуда трудно и даже невозможно становится возвратить ее ко спасению. Все это пережито и переиспытано вами. Таковое служение и Ваше св. Церкви и словесному стаду не только не ослабляло Ваших сил, но еще более закаляло и укрепляло их, потому что Вы почерпнули силу в благодати Божией и трудились с живым участие души. Вы, как добрый пастырь, полагали душу свою за спасение словесного стада. И теперь, живя в приходе, зараженном расколом, Вы продолжаете много трудиться, оберегая стадо свое от хищных волков. Мы с братскою любовью, как младшие братья, взирая на вас с восторгом, благодарим Господа, что Он возвеличил Вас за делание Ваше благоденствием и долгоденствием; достоин бо делатель мзды своея, и призрел на смирение Ваше.
Коснемся ли Вашего служения на поприще народного просвещения, и там мы видим много поучительного для себя. В сем деле Вы изумляете нас бодрость Вашего духа и тела и заставляете искать причину: откуда Вы почерпаете столько силы и энергии в излюбленном Вами деле законоучительства? Мы убеждены, что не иная причина Вашей неутомимости, как та же, что и в служении св. Церкви, т.е. душа Ваша торжествует над плотью, плоть есть покорная рабыня Вашего духа.
Душа Ваша, ища сродной себе деятельности, ободряет Ваше тело и влагает в него силу и, как ярко горящий светильник, освещает Вам путь к дальнейшей Вашей многоплодной деятельности. Будучи в таких летах, Вы не довольствуетесь положенными уроками по закону Божию. Вы, увидав праздную толпу мальчиков и девочек на улице, ведете их в церковь, т.е. туда, где они бывали уже несколько раз, молясь безучастно и несознательно, а Вы ведете их в церковь и научаете их здесь молитве сознательной: с устройством храма объясняете значение св. икон и т.п. Словом, тут у вас происходит неистощимая лекция Вашего своеобразного и многоплодного преподавания закона Божия. Наконец, Вы споете с ними молитву, дадите им наставление о молитве и крестном знамении, обласкаете их и урок Ваш кончен – добрые семена посеяны в добрую почву, и Вы терпеливо ждете плода. Такая простота и задушевность тесно связывают пастыря с юными пасомыми. В приближении юношей к церкви видно, что Вы школу сливаете и как бы отождествляете с церковью, потому что задачи и цели церкви и школы почти одни и те же: как церковь ведет людей к свету веч-ному, так и школа, просвещая ум человека, должна содействовать церкви в сем святом деле.
В заключение скажу Вам, маститый юбиляр, где бы Вы ни проявляли свою деятельность, на каком бы поприще Вы ни трудились, труд и деятельность Ваша были направляемы, во все время полувекового служения вашего, к пользе и созиданию св. Церкви. Иными словами: жизнь Ваша семейная, служебная и общественная преисполнена проявлениями Вашего истинного пастырского достоинства.
Итак, примите же от меня, достоуважаемый Григорий Иванович, сей привет, как доказательство искренне-братского к Вам расположения, почтения и любви».
1894. Казанский В.Г. 31 августа 1894 года принял участие в съезде отцов депутатов Казанского духовно-училищного округа, проходившего в здании духовного училища. Был предложен к баллотировке для избрания на должность делопроизводителя съезда, однако по личной просьбе баллотироваться отказался.
1894. Ко дню священного коронования Их Императорских Величеств за заслуги по духовному ведомству по Казанской епархии удостоен награждения благословением Святейшего Синода с грамотой города ТетюшиТроицкого собора священник Владимир Казанский.
1894. Казанский епархиальный училищный совет в августе 1894 г. Ходатайствовал перед Его Высокопреосвященством о представлении к награждению камилавкой в порядке постепенности разными наградами за выдающееся усердие к делу народного образования в духе Православной Церкви священника г. Тетюши Владимира Казанского.
1895. По рассмотрении донесений благочинных Тетюшского уезда о состоянии подведомых им церквей, причтов и приходов за 1895 год епархиальным начальством определено священнику Троицкого г. Тетюши собора Казанскому за особенную ревность в преподавании в школах Закона Божия объявить благодарность епархиального начальства с преподанием Архипастырского благословения и опубликовать в Известиях по епархии для примера другим.
1895. Святейшим Синодом удостоен награждения за заслуги по гражданскому и военному ведомству ко Дню рождения Его Императорского Величества по Казанской епархии камилавкой священник Троицкого собора города Тетюши Владимир Казанский.
1895. Священник Тетюшского Троицкого собора Владимир Казанский утвержден младшим помощником благочинного 1 благочиннического округа.
1895. «Краткий некролог с описанием погребения заштатного священника села Богородского Григория Ивановича Соколова.
1 августа сего года тихо почил один из почтеннейших и старейших служителей святой церкви священник села Богородского Григорий Иванович Соколов. Покойный, старчески недомогая, за несколько месяцев до смерти отказался от занимаемого им места, куда переведен был его сын, священник села Ишеево о. Сергий Соколов, коему и привелось на новом месте его священнослужения вскоре похоронить своего родителя. Покойный пользовался всеобщей любовью и расположением местного духовенства; когда получены были телеграммы о его кончине: одна на имя о. благочинного протоиерея Н.М. Яснитского, отлучившегося в это время по делам в уезд, а другая на имя помощника благочинного священника Троицкого собора В. Казанского, почему последний и взял на себя обязанность отправиться в село Богородское, чтобы принять участие при погребении почившего старца. Покойный, послуживши, святой церкви более 50 лет в сане священника…
Любовь и расположение к почившему собрали многих священников, родных и знакомых «воздать последнее целование умершему». До дня погребения почти все прихожане, сменяя друг друга, приходили в дом поклониться своему любимому пастырю. А в день погребения с раннего утра дом священника был окружен прихожанами всех возрастов, где были видны и любимые им дети-ученики с учительницей, собравшиеся почтить своего ревностного законоучителя. Гроб почившего был несен в храм священниками с крестным ходом, при погребальном звоне. Заупокойная литургия совершена была священником города Казани Воскресенской церкви В.Г. Соколовым (сыном покойного) в сослужении священников: …Тетюшского Троицкого собора помощника благочинного В.Г. Казанского, села Антоновка И.Д. Троицкого (зятя покойного), настоятеля села Богородского С.Г. Соколова (сына почившего)… За литургией было сказано поучение священником села Антоновка о. Троицким, а перед отпеванием сказано поучение священником В.Г. Казанским… ».
1896. Религиозно-нравственные чтения, проведенные в Тетюшском отделе Казанского Общества трезвости: 15 октября, «Свято-Троицкая Сергиевская лавра», священник В.Г. Казанский; 21 ноября, «Жизнь Божией Матери», священник В.Г. Казанский.
1896. Согласно Высочайше утвержденному 26 февраля 1896 года Положению об управлении церковно-приходскими школами и школами грамоты в 1896 году в составе Тетюшского уездного отделения Казанского епархиального Училищного совета состоит председателем священник города Тетюши Владимир Казанский.
1897. г. Тетюши и его уезд.
Уездное отделение епархиального училищного совета. Председатель – священник Казанский Владимир Григорьевич.
Уездное училище. Законоучитель – священник Казанский Владимир Григорьевич.
Начальное мужское училище. Законоучитель – священник Казанский Владимир Григорьевич.
Благочинные и городские священники. Городские священники… Казанский Владимир Григорьевич
1897. Определением епархиального начальства от 4/7 января 1897 года депутатом от духовенства для участия в заседаниях городской думы на следующий четырехлетний срок назначен в г. Тетюши – местный священник Владимир Казанский.
1875. Священник Ильинской церкви села Шонгут (ошибка в тексте, надо: «Тетюшского Троицкого собора») с октября 1875 года по настоящее время (май 1897 г.) Владимир Григорьевич Казанский. Квартирует в общественном доме, купленном прихожанами в 1875 году.
1897. В звании почетного члена Казанского епархиального училищного Совета утвержден председатель Тетюшского отделения священник Владимир Казанский.
2 июня 1897 г. священником Тетюшского Троицкого собора Владимиром Казанским просвещен святым крещением магометанин, крестьянин Тетюшского уезда, деревни Малые Кляри Мухамед Шарыпов.
В ИКЕ № 15 за 1897 г. в рубрике «Историческое описание сельских церквей» опубликовано описание села Индырчи, составленное священником села Шонгут Владимиром Казанским в 1879 году.
В 1897 г. утвержден в должности законоучителя Тетюшского земского женского училища священник Тетюшского собора Владимир Казанский.
1897. Определением епархиального начальства от 4/7 января 1897 года депутатом от духовенства для участия в заседаниях городской думы на следующий четырехлетний срок назначен в г. Тетюши – местный священник Владимир Казанский.
1898. По представлению инспектора народных училищ Казанской губернии 1 участка преподано Архипастырское благословение законоучителю Тетюшского мужского приходского училища Тетюшского уезда священнику Владимиру Казанскому.
Взносы и пожертвования в 1898 году… в пользу попечительства при церкви Казанского женского епархиального училища в период с 7 декабря 1897 по 7 декабря 1898 года от действительного члена попечительства священника Владимира Казанского – 2 руб.
1899. На утреннем заседании съезда оо. благочинных Казанской епархии 10 февраля 1899 года заслушано «ходатайство заведующего складом и лавкой епархиального свечного завода в городе Тетюши священника Владимира Казанского о том, чтобы с 1 сентября минувшего года было положено ему за его труды какое-либо определенное жалованье». В постановлении съезда по этому вопросу говорится, что «за неимением сведений о величине торговых операций свечами Тетюшского склада и лавки просьбу о. Казанского отклонить и суждение об этом иметь на съезде будущего года, в каковой он должен представить сведения о количестве проданных свеч из склада и лавки за оба года». На вечернем заседании 11 февраля по этому же вопросу заслушано «словесное заявление председателя епархиального свечного завода о том, что в Тетюшском складе оптовая продажа удовлетворительна, розничная же незначительна и что, по его мнению, смотрителю склада, священнику Владимиру Казанскому можно бы ассигновать небольшое вознаграждение. Постановили: оставить в силе прежнее постановление настоящего съезда».
1899. Во время встречи Высокопреосвященнейшего Арсения при посещении им г. Тетюши 7 августа 1899 года с приветственным словом к Архипастырю обратился священник Тетюшского Троицкого собора В. Казанский... На следующий день, в воскресенье Владыка провел в Троицком соборе Божественную литургию, в сослужении участвовал священник В. Казанский… после посещения тюрьмы Архипастырь проследовал в здание уездного училища, где ожидали его размещенные на двух этажах ученики и ученицы городских и церковно-приходских школ во главе с председателем уездного отделения епархиального Училищного совета священником В. Казанским…
1900. г. Тетюши. Городские священники: Казанский Владимир Григорьевич, священник Троицкого собора.
1900. Святейшим синодом удостоен награждения за заслуги по духовному ведомству наперсным крестом от Святейшего Синода выдаваемым священник Троицкого собора города Тетюши Владимир Казанский.
1901. г. Тетюши и его уезд. Уездное училище. Законоучитель – священник Казанский Владимир Григорьевич. Начальное мужское училище. Законоучитель – священник Казанский Владимир Григорьевич.
Взносы и пожертвования в 1901 году… в пользу попечительства при Иоанно-Богословской церкви Казанской духовной семинарии за 19-й год его существования действительный член попечительства священник г. Тетюш В.Г. Казанский внес 3 руб.
В октябре-декабре 1902 г. от благочинного, священника Вл. Казанского в Казанскую епархиальную похоронную кассу поступило 24 руб. , а в Казанское епархиальное попечительство с 1 августа1902 г. по 1 января 1903 г. – 29 руб.
1902. Благочинным священником Владимиром Казанским передано в Казанское епархиальное попечительство с 1 января по 1 августа 1902 г. 144 руб. 83 коп.
1902. От благочинного, священника Тетюшского уезда В. Казанского поступило в 1902 г. в правление эмеритальной кассы духовенства Казанской епархии 541 руб. 28 коп., из них: членский взнос – 412 руб. 22 коп.; пени – 7 руб. 28 коп.; 2%-й взнос от церкви в фондовый капитал кассы – 37 руб. 25 коп.; 2%-й взнос в возврат долга по займу капитала в 30000 руб. – 37 руб. 25 коп.; 2%-й взнос в уплату %% по займу капитала в 30000 руб. – 37 руб. 25 коп.
17 марта 1902 года священником Троицкого г. Тетюши собора Владимиром Казанским присоединены к православию жена запасного старшего инженерного надзирателя села Шонгут Фоедора Трифоновича Петрявина Анисья Наумовна 42 лет, и дети их: Максим 8 лет и Анна 5 лет.
Взносы и пожертвования в 1902 году… в пользу попечительства при Иоанно-Богословской церкви Казанской духовной семинарии от действительного члена попечительства с 1901 года священника г. Тетюши Владимира Григорьевича Казанского 3 руб.
Взносы и пожертвования с 27 октября 1902 года по 1 сентября 1903 года… в пользу попечительства о недостаточных ученицах Казанского епархиального женского училища от Тетюшского священника В. Казанского 7 руб. 10 коп.
1903. Из Отчета Казанского епархиального наблюдателя о состоянии церковных школ Казанской епархии в учебно-воспитательном отношении за 1902-1903 учебный год… наиболее ревностным в исполнении своих обязанностей в отчетном году по Тетюшскому уезду был заведующий Любимовской школы священник Казанский.
1903. Тетюши. Благочинный 1-го округа Казанский Владимир Григорьевич.
1903. Тетюши. Священник Троицкого собора Казанский Владимир Григорьевич. Председатель уездного отделения Епархиального училищного Совета священник Казанский Владимир Григорьевич.
1903. В Казанское епархиальное попечительство от благочинного В. Казанского в сентябре-декабре 1903 г. поступило 6 руб.
В 1903 году от благочинного, священника Владимира Казанского поступили членские взносы в Казанскую епархиальную кассу взаимопомощи в размере 167 руб. 40 коп.
29 сентября 1903 г. освящен только что законченный постройкой деревянный храм во имя Св. Благоверного князя Александра Невского в деревне Лаптевка Тетюшского уезда. Накануне при большос стечении народа из окрестных сел и деревень совершено всенощное бдение местным благочинным 3 округа Тетюшского уезда в сослужении благочинного 1 округа Тетюшского уезда, священника Тетюшского собора о. В.Г. Казанского.
Взносы и пожертвования в 1903 году… в пользу попечительства при Иоанно-Богословской церкви Казанской духовной семинарии действительный член попечительства с 1901 г. священник г. Тетюши В.Г. Казанский 3 руб.
Взносы и пожертвования с 1 января по 1 сентября 1903 года: сдано в Казанское епархиальное попечительство о. благочинным, священником Владимиром Казанским 144 руб. 63 коп.
1903. г. Тетюши. Законоучитель городского училища, благочинный 1-го округа, председатель уездного отделения епархиального училищного совета, священник Троицкого собора Казанский Владимир Григорьевич.
Взносы и пожертвования в 1903/4 году… в период с 1 сентября 1903 г. по 1 сентября 1904 г. в пользу попечительства о недостаточных ученицах Казанского епархиального женского училища благочинным 1 округа Тетюшского уезда священником В. Казанским собрано и передано пожертвований 8 руб. 40 коп.
1904. Г. Тетюши. Первое благочиние. Троицкий Собор. Священник Владимир Григорьевич Казанский, 51 г., студент Семинарии, благочинный, председатель Отделения епархиального училищного Совета, представитель от духовенства. Ведущий в заседаниях городской Думы и в земском собрании, законоучитель; в семействе у него жена и дочь 19 лет. Награжден скуфьей в 1896 г., наперсным крестом в 1900 г., орденом Св. Анны 3 ст. в 1903 г. Священник с 1875 г. В данной церкви с 1882 г.
1904. Согласно ведомости о поступлениях в эмеритальную кассу духовенства Казанской епархии членских взносов, пени и процентных отчислений с церковных сумм за 1904 год через благочинного 1 округа Тетюшского уезда священника Владимира Казанского всего поступило 505 руб. 34 коп. Из них: членские взносы – 360 руб., пеня – 4 руб. 43 коп., 2%-й взнос от церквей в фондовый капитал – 46 руб. 97 коп., 2%-й взнос в погашение долга по займу капитала в 30.000 рублей – 46 руб. 97 коп., 2%-й взнос в уплату %% по займу капитала 30.000 руб. – 46 руб. 97 коп.
Взносы и пожертвования в 1904 году… в период с 1 января по 1 октября 1904 г. в пользу Казанского епархиального попечительства внесено благочинным В. Казанским 135 руб. 15 коп. В октябре-декабре 1904 г. в пользу Казанского епархиального попечительства внесено благочинным В. Казанским 17 руб.
В 1904 году от благочинного, священника Владимира Казанского за 2 половину 1904 г. на военные нужды («общие потребности армии») поступили 122 руб., пожертвованные подведомственным ему духовенством.
В Казанскую епархиальную кассу взаимопомощи за 1904 г. Поступило через о. благочинного, священника В. Казанского 216 руб. 80 коп.
9 июня 1904 г. в тихой, уединенной усадьбе княгини Волконской близ города Тетюш состоялось открытие новоучрежденной женской общины. Открытие общины совершил Сам Высокопреосвященный Димитрий. Всенощное бдение и литургию совершал сам Архипастырь в соборном храме, в приходе которого состоит усадьба княгини Волконской, в сослужении сонма священнослужителей, в т.ч. местного благочинного В. Казанского, при многочисленном стечении народа. В 3 часа из городского Тетюшского собора вышел крестный ход с чудотворной Казанской иконой Божией Матери и направился к месту открытия общины, отстоящему от города в 7 верстах. По прибытии на месте Владыкой совершен молебен с водоосвящением в сослужении… благочинного священника В. Казанского.
19 сентября 1904 г. был совершен архимандритом Экзакустодианом при сослужении благочинного о. Владимира Казанского… чин основания церкви во имя святителя и чудотворца Николая Мирликийского в Никольской женской общине близ города Тетюш.
1904. После закладки храма с кратким словом благодарности учредительнице общины княгине Параскеве Волконской выступил о. архимандрит Экзакустодиан. Затем к собравшимся с речью обратился местный благочинный, священник Вл. Казанский:
«Православные христиане! Вы собрались сюда помолиться, дабы Господь дал храму обители сей основание твердое и чтобы храм и обитель при нем были твердым оплотом окружающих обитель сию селений и рассадником благочестия и добродетели. Русские православные монастыри издревле способствовали усилению и укреплению благочестия в русском народе. Подвижники и подвижницы русских монастырей были распространителями и проповедниками христианской веры: они просвещали неверных, они защищали церковь Христову от врагов ее – еретиков и раскольников, и даже от врагов отечества. Не буду касаться знаменитых обителей, славных в России, известных даже всему миру, а скажу о менее заметных, но близких нам по месту, обителях нашей, Казанской страны, учрежденных даже в последнее время, в темной языческой среде, в инородческом крае, где некогда язычник приносил жертву истукану, ожидая от него милости. Так, в Козмодемьянском и Цивильском уездах среди чуваш и Царевококшайском – среди черемис воздвигнутые монастыри во имя Господа просвещают окружающее их население, и трудно исчислить всю пользу, приносимую ими требующим наставления в благочестии и доброй жизни.
Дай Бог, чтобы и сия обитель была светочем, указывающим путь ко спасению не только окрестным жителям, но и отдаленным, особенно раскольникам, блуждающим во тьме неверия. Да будет сия обитель также рассадником грамоты, как и прежде монастыри были первыми школами нашего отечества.
Раба Божия Параскева по внушению Божию и по расположению прирожденному ей и возвышенному воспитанием, принесла великое благо нашему краю учреждением на сем месте Общины, которая как семя, посеянное ею, в будущем, при помощи Божией принесет обильный плод. Да благословит Бог, чтобы скромная обитель разрослась, расширилась при сочувствии и помощи добрых благотворителей, чтобы она окрепла и всегда служила духовной пользе Церкви и государства подобно всем обителям русским от времен древних и доселе».
7 октября 1904 г. благочинным 1 округа Тетюшского уезда священником Владимиром Казанским в сослужении восьми священников был освящен храм в селе Удельное Тинчурино Тетюшского уезда во имя Святого Великомученика Димитрия Солунского Чудотворца.
Пожертвования за период с 1 сентября 1904 г. по 1 сентября 1905 г…. в пользу попечительства о недостаточных ученицах Казанского епархиального женского училища, собранные о. благочинным 1 округа Тетюшского уезда священником В. Казанским – 6 руб. 95 коп.
Взносы и пожертвования в 1904 году в пользу попечительства при Иоанно-Богословской церкви Казанской духовной семинарии на беднейших воспитанников представил о. благочинный 1 округа Тетюшского уезда священник В. Казанский с подведомственным ему причтом.
Взносы и пожертвования в 1904 году… в пользу попечительства при Иоанно-Богословской церкви Казанской духовной семинарии действительным членом попечительства священником г. Тетюши В.Г. Казанским – 3 руб.
1905. Кроме пожертвований, собранных от духовенства, прихожан и духовно-учебных заведений собраны и отосланы непосредственно от себя в пользу больных и раненых воинов благочинным, священником В. Казанским в Тетюшское отделение общества Красного Креста 42 руб.
1905. В Казанскую духовную консисторию поступил церковно-кружечный сбор в пользу больных и раненых воинов на Дальнем Востоке от благочинного В. Казанского в марте 1905 года 33 руб. 87 коп.; в апреле 1905 года – 37 руб. 77 коп., по состоянию на июль 1905 г. 34 руб. 67 коп. ; кроме того, по письму-переводу от него поступило на военные нужды по состоянию на июль 1905 г. 49 руб. 39 коп.
1905. Определением епархиальным начальством от 1 сентября 1905 г. Назначен депутатом от духовенства для участия в заседаниях городских дум на следующий срок в г. Тетюши благочинный, священник В. Казанский.
1905. В Казанскую епархиальную кассу взаимопомощи на случай смерти священно-церковнослужителей в 1905 г. поступило от о. благочинного, священника В. Казанского 427 руб. 90 коп.
28 сентября 1905 г. на вечернем заседании Казанского епархиального съезда заслушан доклад комиссии о.о. депутатов по делам свечного завода. При этом были озвучены факты выявленной растраты на Тетюшском складе. «В растрате при Тетюшском складе признать простую неосмотрительность о. Казанского, возбуждение же им дела по возвращении ему утраченного капитала в сумме 722 руб. 31 коп. считать преждевременным до окончания дела с Устиновым».
Также было рассмотрено прошение о. Казанского, в котором он просил Епархиальный совет уволить его от должности смотрителя Тетюшского склада свечного завода и назначить на его место другого смотрителя. В постановлении съезда говорится: «Просьбу о. Казанского удовлетворить, но просить его продолжать свою деятельность впредь до назначения заместителя».
1906. «5 февраля 1906 года благочинным 1 округа Тетюшского уезда священником Владимиром Казанским в сослужении окружного духовенства совершено освящение вновь построенного храма в честь Рождества Христова в деревне Пролей Кашах Тетюшского уезда».
1906. Через о. благочинного, священника В. Казанского в Казанскую епархиальную кассу взаимопомощи на случай смерти священноцерковнослужителей за 1906 год поступило 330 руб. 45 коп.
От благочинного 1 округа Тетюшкского уезда священника В. Казанского за 1906 год в эмеритальную кассу духовенства Казанской епархии поступило из церковных сумм:
- членских взносов – 294 руб. 00 коп.
- пеня – 3 руб. 85 коп.
- 2%-й взнос от церквей в фондовый капитал кассы – 46 руб. 97 коп.
- 2%-й взнос от церквей в уплату %% по займу капитала в 30000 руб. – 46 руб. 97 коп.
- 2%-й взнос от церквей в погашение долга по займу капитала в 30000 руб. 46 руб. 97 коп.
- итого – 438 руб. 76 коп.
19 сентября 1907 г. на заседании Казанского епархиального съезда духовенства рассматривался вопрос о покупке дома Вороновой для открытия в нем дополнительных классов к уже существующему Чебоксарскому епархиальному женскому училищу, ввиду постоянно увеличивающегося числа подаваемых заявлений на поступление. Съезд постановил избрать комиссию, куда вошел в том числе священник Вл. Гр. Казанский, для представления съезду своих изысканий по финансированию покупки и заключения о состоянии домов Вороновой после их осмотра.
Взносы и пожертвования за период с 1 сентября 1906 г. по 1 сентября 1907 г…. в пользу попечительства о недостаточных воспитанниках Казанского епархиального женского училища, собранные о. благочинным Тетюшского уезда В. Казанским – 13 руб. 45 коп.
1908. Комитет при епархиальном попечительстве по оказанию помощи духовенству, пострадавшему от неурожая хлебов в 1906-1907 голодном год, 25 июня 1908 года выдал из присланной Святейшим Синодом суммы в 5000 рублей благочинному священнику Владимиру Казанскому 490 руб. 75 коп. для раздачи в единовременное пособие духовенству.
1907. В Казанский епархиальный комитет по оказанию помощи пострадавшим от недорода хлебов жителям Казанской епархии в период с 4 августа 1906 г. по 16 января 1907 г. поступило сборов с церквей по уездам от благочинного 1 округа Тетюшского уезда священника В. Казанского 21 руб. 67 коп.
1906. В Казанский епархиальный комитет по оказанию помощи пострадавшим от недорода хлебов жителям Казанской епархии в период с 6 апреля по 4 августа 1906 г. поступило от благочинного 1 округа Тетюшского уезда священника В. Казанского 12 руб. 78 коп и 28 руб. 50 коп.
1906. Священник Троицкого собора г. Тетюши В. Казанский избран духовенством Казанской епархии и утвержден Его Высокопреосвященством 21 июня 1906 г. в должности благочинного по 1 округу Тетюшского уезда.
5 февраля 1906 года благочинным 1 округа Тетюшского уезда священником Владимиром Казанским в сослужении окружного духовенства совершено освящение вновь построенного храма в честь Рождества Христова в деревне Пролей Кашах Тетюшского уезда.
Взносы и пожертвования за период с 1 сентября 1907 года по 1 сентября 1908 года… в пользу попечительства о недостаточных воспитанницах Казанского епархиального женского училища, собранных о. благочинным 1 округа Тетюшского уезда В. Казанским – 12 руб. 15 коп.
Поступило в 1907 г. членских взносов в Казанскую епархиальную кассу взаимопомощи на случай смерти священноцерковнослужителей через о. благочинного священника Владимира Казанского – 434 руб. 40 коп.
28 января 1907 г. благочинным 1 округа Тетюшского уезда, священником Владимиром Казанским в сослужении окружного духовенства совершено освящение вновь построенного храма во имя Пресвятыя Троицы в деревне Удельная Нечасовая прихода села Колунец Тетюшскорго уезда.
К 6 мая 1908 года, ко Дню рождения Его Императорского Величества награжден саном протоиерея священник Тетюшского собора Владимир Казанский.
1908. На должность настоятеля Тетюшского собора определен перемещенный к Троицкому собору г. Спасска протоиерей Владимир Казанский 12 сентября 1908 г.
1908. В Казанскую епархиальную кассу взаимопомощи на случай смерти священно-церковно-служителей в 1908 г поступили членские взносы через благочинного протоиерея Владимира Казанского – 511 руб. 80 коп.
Пожертвования в период с 1 сентября 1908 г. по 1 сентября 1909 г…. в пользу попечительства о недостаточных воспитанницах Казанского епархиального женского училища, собранные о. благочинным 1 округа Тетюшского уезда В. Казанским – 3 руб. 80 коп.
1909. Перемещен протоиерей Тетюшского собора Владимир Казанский в с. Воскресенское Казанского уезда 12 марта 1909 г.
Некто Е.ХХХХХ из с. Тетюши пишет Владимиру Григорьевичу Казанскому и его супруге Юлии Александровне в Казань с. Воскресенское 15 мая 1909 года (12 марта 1909 г. протоиерей В.Г. Казанский был перемещен из с. Тетюши в с. Воскресенское Казанского уезда):
«Поздравляю Вас, Юлия Александровна с Днем Ангела и желаю доброго здоровия, Вас Владимир Григорьевич, поздравляю с дорогой именинницей. Также Вам всем душевного покоя. Ваши городские ученики Ваши ответили на отлично, «а остальные» не стоили и нуля. Все для ………. дорого, чтобы слышать о вас только хорошее, ну и дай Бог, чтобы у Вас было хорошо. Е.ХХХХ». *
Согласно утвержденному расписанию на 1909 год епархиальным начальством предписано произнесение проповедей в Казанском кафедральном соборе… 18 июля, неделя 6-я по Пятидесятнице – протоиерею села Воскресенское Владимиру Казанскому.
В сентябре 1909 г. благочинный 1 округа Тетюшского уезда протоиерей В. Казанский болел и не смог прибыть на Казанский епархиальный съезд духовенства, состоявшийся во второй половине месяца. Причину своего отсутствия он объяснил, направив в Казанскую духовную консисторию свидетельство о своей болезни № 229 за подписью тетюшского земского врача 1-го участка, о чем консистория проинформировала участников съезда своим отношением от 25 сентября 1908 года за № 12265.
1909. С 40-летним юбилеем служения в священном сане Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Никанора Архиепископа Казанского и Свияжского пришла поздравительная телеграмма из Тетюш от благочинного протоиерея В. Казанского: «Духовенство первого округа Тетюшского уезда, возблагодарив Господа за благополучное четырехдесятилетнее священнослужение вашего Высокопреосвященства святой Церкви, вознесло горячие молитвы Небесному Архиерею о здравии и благоденствии Вашего Высокопреосвященства на многие будущие годы на радость и счастье его».
1911. Согласно отчету о приходе, расходе и остатке сумм эмеритальной кассы духовенства Казанской епархии за 1911 год в Казанскую епархиальную кассу взаимопомощи на случай смерти священно-церковно-служителей за 1911 год поступило непосредственно в правление кассы от протоиерея Владимира Казанского 3 руб. 90 коп.
Согласно утвержденному расписанию на 1911 год епархиальным начальством предписано произнесение проповедей в Казанском кафедральном соборе… 29 июня, день святых апостолов Петра и Павла – прот. с. Воскресенское Казанского уезда В. Казанскому.
Согласно утвержденному расписанию на 1912 год епархиальным начальством предписано произнесение проповедей в Казанском кафедральном соборе… 1 октября, Покров Пресвятой Богородицы – прот. с. Воскресенское Казанского уезда В. Казанскому.
Согласно утвержденному расписанию на 1913 год епархиальным начальством предписано произнесение проповедей в Казанском кафедральном соборе… 13 октября, неделя 19-я по Пятидесятнице – прот. с. Воскресенское Казанского уезда В. Казанскому.
2 сентября 1914 года на утреннем заседании Казанского епархиального съезда духовенства «Слушали: прошение протоиерея с. Воскресенского Казанского уезда В.Г. Казанского, бывшего заведующего свечным складом в г. Тетюши, о возвращении ему, хотя бы в половинном размере, тех 700 рублей, которые он внес из своих средств в возмещение растраты, сделанной бывшим приказчиком Устиновым.
В своем прошении о. Казанский подробно раскрывает, что он нисколько не виноват в растрате 700 руб., а виноват в ней бывший приказчик Устинов. Из-за тесноты помещения в складе большинство товара (вино, масло) хранилось не на складе у заведующего, а у приказчика в его распоряжении, так что учесть его своевременно было невозможно. Недочет в 700 руб. был обнаружен в январе 1905 г. Хотя по смыслу указа Консистории от 31 октября 1905 г. за № 12186, копия с которого приложена к прошению о. Казанского, заведующий складом и не отвечает за товар, который под расписку сдан на руки приказчика, но о. Казанский, в ограждении чести своего имени из своих средств внес 700 руб. в возмещение растраты Устинова, о возвращении которых из сумм свечного завода и просит о.о. съезда. Принимая во внимание, что Устинов, по заявлению о. Казанского, купил землю и в виду неистечения еще срока десятилетней давности, о. Казанский судебным порядком может взыскать с Устинова деньги 700 руб. постановили: прошение о. Казанского о возвращении ему 700 р. или хотя бы половины из средств свечного завода отклонить».
Согласно утвержденному расписанию на 1914 год епархиальным начальством предписано произнесение проповедей в Казанском кафедральном соборе:
21 сентября, неделя 17-я по Пятидесятнице – прот. с. Воскресенское Казанского уезда В. Казанскому.
Согласно утвержденному расписанию на 1915 год епархиальным начальством предписано произнесение проповедей в Казанском кафедральном соборе… 30 августа, неделя 16-я по Пятидесятнице – прот. с. Воскресенское Казанского уезда В. Казанскому.
Пожертвования, поступившие со 26 мая по 31 октября 1915 в Казанский отдел состоящего под Августейшим покровительством Ее Императорского Высочества Великой Княгини Милицы Николаевны Комитета по оказанию помощи раненым воинам русским, черногорским, сербским и их семействам, и семействам убитых воинов… от настоятеля с. Воскресенское Казанского уезда прот. В. Казанского по подписному листу – 76 коп.
Согласно утвержденному расписанию на 1916 год епархиальным начальством предписано произнесение проповедей в Казанском кафедральном соборе… 30 августа, перенесение мощей св. Благоверного князя Александра Невского – прот. с. Воскресенское Казанского уезда В. Казанскому.
1916. Настоятель Воскресенской церкви села Воскресенского Казанского уезда (отнесена ко 2 благочинию г. Казани) протоиерей Владимир Григорьевич Казанский.
Согласно утвержденному расписанию на 1917 год епархиальным начальством предписано произнесение проповедей в Казанском кафедральном соборе… 15 августа, Успение Пресвятой Богородицы – прот. церкви. с. Воскресенское В. Казанскому.
1917. Святейшим Синодом Российской православной церкви за заслуги по духовному ведомству награжден палицей с. Воскресенское Казанского уезда протоиерей В. Казанский (опубликовано в июле 1917 г.).
Согласно списку граждан, проживающих в Казани в доме, принадлежащем Маловой Марии Ефимовне, по адресу ул. Зинина (б. 2-я Академическая), д. 10 по состоянию на 1 января 1932 года, составленному для налоговой службы*, в нём значится… Казанский Сергей Владимирович, 52 года, Гипрогор, имеет на иждивении 1 человека – Казанскую Юлию Александровну, 75 лет.
Дети:
7-4. Казанский Сергей Владимирович (ок. 1880-1948 г.).
8-4. Казанская Елизавета Владимировна (ок. 1885-ок. 1911).
5-2. Казанский Константин Григорьевич (1853 г.р.).
В 1865 г. обучался в низшем отделении Чистопольского духовного училища.
1916. Перемещен псаломщик с. Каймар Казанского уезда Константин Казанский в с. Ильинское того же уезда 20 декабря 1916 г.
6-2. Казанская Александра Григорьевна (1863 г.р.).
Четвертое поколение.
7-4. Казанский Сергей Владимирович (ок.1880-1948 г.).
В 1894 году Сергей Казанский окончил по первому разряду 4 класс Казанского духовного училища.
В 1891 году ученик первого класса второго разряда Сергей Казанский подвергся «переэкзаменовке по русскому и церковно-славянскому языку».
В 1894 году Сергей Казанский окончил по первому разряду 4 класс Казанского духовного училища.
1897. По окончании годичных испытаний за 1896/7 учебный год ученик 2 класса Казанской духовной семинарии Казанский Сергей после ваката должен держать дополнительный экзамен по предметам 2 класса.
1900. Решением педагогического собрания Казанской духовной семинарии от 13 июня 1990 года по окончании выпускных и переводных экзаменов ученик 5 класса Казанский Сергей переводится в 6 класс по 2 разряду.
1901. Решением педагогического собрания правления Казанской духовной семинарии от 13 июня 1901 года по окончании выпускных и переводных экзаменов Казанский Сергей удостоен прав окончивших полный курс духовной семинарии по второму разряду.
Выпускник Казанского университета (до 1912 г.)
В молодости Сергей Казанский был влюблен в свою двоюродную сестру Ольгу Ефимовну Малову (05.05.1882-17.02.1967), окончившую Казанскую Мариинскую женскую гимназию в 1900 году.
С октября 1907 по 20 мая 1908 г. Ольга Ефимовна проходила обучение в Санкт-Петербурге на Педагогических курсах по подготовке учительниц глухонемых детей.
4 октября 1907 она из Петербурга пишет Сергею Владимировичу в Казань:
«№ 6.
Поздравляю с новосельем!
4 октября 1907 г.
г. Петербург».*
По всей видимости, 1 января 1908 года Сергей Владимирович Казанский из Казани посылал новогоднее поздравление* в Санкт-Петербург Ольге Ефимовне Маловой, которая с октября 1907 по 20 мая 1908 г. проходила здесь обучение на Педагогических курсах по подготовке учительниц глухонемых детей.
Адресат поздравление получил, т.к. оно сохранилось в личных вещах Ольги Ефимовны. А отсутствие адреса, почтовой марки и штемпелей на открытке может говорить о том, что она пересылалась, будучи вложенной в конверт.
24 августа 1912 года, как свидетельствует выписка из части второй метрической книги казанской Богоявленской церкви о бракосочетавшихся за 1912 год, когда Сергей Ефимович Малов сочетался здесь браком с Александрой Михайловной Соловьевой, и где служил настоятелем и совершил таинство дядя Сергея Ефимовича по материнской линии – Николай Александрович Боголюбов, поручителями были: со стороны жениха – надворный советник Григорий Александрович Малыхин и окончивший курс университета Сергей Владимирович Казанский, двоюродный брат жениха по линии матери; со стороны невесты – студент ветеринарного института Николай Владимирович Соколов и преподаватель Казанских Высших Женских курсов Алексей Николаевич Боголюбов, оба – двоюродные братья жениха по линии матери, а последний еще и сын настоятеля этого храма.
Сергей Казанский очень часто приезжал к Оле в дом своей тети Антонины Александровны Маловой (супруги Евфимия Александровича). Эти встречи были для них настоящим праздником. Они просто тянулись друг к другу. Их счастливые лица, когда они были вместе, говорили сами за себя. Дедушка Ефим понял, что его дочка счастлива от любви, но, чтобы пожениться им нужно было разрешение Святейшего Синода. Дедушка сделал всё что мог. Он дважды писал в Синод и дважды получал отрицательный ответ. Жениться им не разрешили.
В 1918-1919 годах, когда семья Воскресенских жила в доме дедушки Евфимия Александровича, а Оле и Серёже уже было за тридцать лет и оба оставались холостыми, Илария лично наблюдала, как вспыхивало счастьем лицо тёти Оли, когда её любимый приезжал к ней повидаться. Они обычно сидели вдвоем при открытой двери на диванчике в комнате тети Наташи, близко прижавшись друг к другу, держась за руки. Лица их светились радостью. Но…они покорились судьбе в том смысле, что не рискнули нарушить церковного запрета и не поженились. Они продолжали любить друг друга нежно и верно до самой смерти сначала Сергея Казанского в 1948 году, а затем и тети Ольги Маловой в 1967 году.
Из воспоминаний А.М. Маловой (Соловьевой): «Сергей кончил семинарию, поступал в технический институт в Томске. Проучился только год, вернулся в Казань, поступал в казанский университет на юридический факультет, не закончил. В революцию стал работать на строящейся спичечной фабрике «Орион» под Казанью, но стройка была законсервирована. В войну поступил на пороховой завод в канцелярию. Писал какие-то проекты, проектировал дом отдыха на берегу Волги. Ничего не получилось. В последний год был ночным сторожем на каком-то заводе».
Согласно списку граждан, проживающих в Казани в доме, принадлежащем Маловой Марии Ефимовне, по адресу ул. Зинина (б. 2-я Академическая), д. 10 по состоянию на 1 января 1932 года, составленному для налоговой службы*, в нём значится… Казанский Сергей Владимирович, 52 года, Гипрогор, имеет на иждивении 1 человека – Казанскую Юлию Александровну [его мать], 75 лет.
Согласно списку граждан, проживающих в Казани в доме, принадлежащем Маловой Марии Ефимовне, по 2-ой Академической улице, дом 10, по состоянию на начало января 1937 года*, в нём значится… Казанский Сергей Владимирович, Татсовет ОПТЭ.
Согласно этим документам здесь же проживала и Ольга Ефимовна Малова.
8-4. Казанская Елизавета Владимировна (ок. 1885-ок. 1911.).
В 1904 г ее возраст составлял 19 лет.
В 1895 году Казанская Елизавета – воспитанница 1 класса Казанского епархиального женского училища.
1898. По окончании годичных испытаний за 1897/8 год ученица 2 класса епархиального женского училища Казанская Елизавета переведена в следующий класс по 2 разряду.
1899. Согласно разрядным спискам Казанского епархиального женского училища после экзаменов за 1898-1899 учебный год Казанская Елизавета значилась ученицей по 2 разряду 3-го класса (5-го) (так напечатано в источнике).
Взносы и пожертвования в 1903-1904 году… в период с 1 сентября 1903 г. по 1 сентября 1904 г. в пользу попечительства о недостаточных ученицах Казанского епархиального женского училища внесено Казанской Е.В. 2 руб.
Замужем за Александром Михайловичем Алатырцевым, сыном инспектора народных училищ Михаила Ивановича и Надежды Васильевны Алатырцевых.
Мещанин Александр Михайлович Алатырцев на протяжении ряда лет (как минимум в 1894, 1896, 1897, 1905) состоит членом Управы (городское общественное управление) г. Чебоксары.
В 1903 и 1905 гг. в звании статского советника служит инспектором народных училищ Тетюшского и Спасского уездов.
1910. г. Симбирск. Ведомство Министерства юстиции. Канцелярия гражданского отделения. Помощник секретаря – губернский секретарь Александр Михайлович
Из воспоминаний А.М. Маловой (Соловьевой): «Елизавета, окончила епархиальное училище, хорошо играла, немного рисовала. Была замужем за следователем Александром Михайловичем Алато[ы]рцевым. Рано умерла, базедова болезнь. Остался сын Владислав трех лет».
Дети:
9-8. Алатырцев Владислав Александрович (1908 г.р.).
Пятое поколение.
9-8. Алатырцев Владислав Александрович (1908 г.р.).
Образование высшее.
Согласно списку граждан, проживающих в Казани в доме, принадлежащем Маловой Марии Ефимовне, по адресу ул. Зинина (б. 2-я Академическая), д. 10 по состоянию на 1 января 1932 года, составленному для налоговой службы*, в нём значится… Алатырцев Владислав Александрович, 23 года, экспедиция … (?) Лесотехнического ВТУЗа.
Согласно списку граждан, проживающих в Казани в доме, принадлежащем Маловой Марии Ефимовне, по 2-ой Академической улице, дом 10, по состоянию на начало января 1937 года*, в нём значится… Алатырцев Владислав Александрович, научный сотрудник Тат. Лесная опытная станция и Алатырцева Ирина Евгеньевна, врач, ассистент сывороточного отделения КИЭМ, казанский институт эпидем. и микробиологии.
Однако, семейная жизнь у Владислава Александровича сложилась неудачно. Вот что известно из материала Л. Агеевой и Н. Никольской «Три поколения казанской семьи Адо» .
Владислав Александрович Алатырцев окончил биологический факультет Казанского государственного университета. Был женат на Ирине Евгеньевне (1914-1988), окончившей санитарно-гигиенический факультет Казанского государственного медицинского университета. Работала в Казанском научно-исследовательском институте микробиологии, сначала заместителем директора, а потом около 20-ти лет директором. Этот институт был ее единственным местом ее работы.
В семье родилось двое детей. Однако брак распался. Ирина Евгеньевна вышла замуж за близкого друга Владислава Александровича – Игоря Дмитриевича Адо. Развод не поссорил друзей, они и дальше поддерживали хорошие отношения. Игорь Дмитриевич воспитал двух сыновей жены от первого брака как собственных детей – Михаила и Владимира. Уже в зрелом возрасте у Игоря Дмитриевича и Ирины Евгеньевны родилась дочь Елена, окончила Казанский медицинский институт, доцент.
Игорь Дмитриевич Адо (1910-1983) окончил физико-математический факультет Казанского государственного университета имени В.И. Ульянова – Ленина, который успешно закончил в 1931 году и был оставлен в аспирантуре при кафедре математики. Доктор наук с 1936 года. С 1939 года профессор. С 1958 года заведующий кафедрой высшей математики Казанского химико-технологического институт, а также преподавал высшую математику в университете и КАИ.
Игорь Адо и Ирина Алатырцева, а также ее сын от первого брака Михаил Вячеславович Алатырцев погребены в общем захоронении на Арском кладбище, между Центральной и Первой пешеходной аллеями, в самом начале справа.
После начала великой Отечественной войны Владислав Александрович Алатырцев был призван в Красную Армию. Обобщая данные с сайта Память народа, можно сказать следующее .
Призван Молотовским РВК г. Казани 13/17 июля 1941 года. Красноармеец, рядовой. Направлен в 336 сп. Признан негодным к воинской службе. Выбыл 3 ноября 1941 года. Госпиталь 2811. Номер свидетельства 107 от 03.11.1941.
После этого был призван 2 июля 1942 года Молотовским РВК г. Казани. По одним документам выбыл в Энгельсский ГВК 17 июля 1942 года. По другим – убыл в Ленинградское ВПУ (Военное пехотное училище, г. Глазов) 2 июля 1942 года. После ранения освобожден от службы 10 декабря 1942 года.
Дети:
10-9. Алатырцев Михаил Владиславович.
11-9. Алатырцев Владимир Владиславович.
Шестое поколение.
10-9. Алатырцев Михаил Владиславович.
11-9. Алатырцев Владимир Владиславович.
Краткая поколенная роспись рода Казанских
Первое поколение.
1. Яков.
Второе поколение.
2-1. Казанский Григорий Яковлевич (1821-19.07.1891). Женат на Елизавете Иоасафовне Твердыниной (1826 г.р.).
Третье поколение.
3-2. Казанская Елена Григорьевна (1848 г.р.).
4-2. Казанский Владимир Григорьевич (1849-после 17.07.1917). Женат на Юлии Александровне Боголюбовой (21.02.1855-после 1931),
5-2. Казанский Константин Григорьевич (1853 г.р.).
6-2. Казанская Александра Григорьевна (1863 г.р.).
Четвертое поколение.
7-4. Казанский Сергей Владимирович (ок.1880-1948 г.).
8-4. Казанская Елизавета Владимировна (ок. 1885-ок. 1911). Замужем за Александром Михайловичем Алатырцевым.
Пятое поколение.
9-8. Алатырцев Владислав Александрович (1908 г.р.). Женат на Ирине Евгеньевне (1914-1988).
Шестое поколение.
10-9. Алатырцев Михаил Владиславович.
11-9. Алатырцев Владимир Владиславович.
Полный материал о Казанских с фото, сканами документов, ссылками на источники и о породнившихся с ними (по Костромской; Казанской и Симбирской губерниям) можно прочитать и скачать, пройдя по ссылкам:
https://disk.yandex.ru/d/gk2jmIeNB85Ieg
и
https://disk.yandex.ru/d/SmaCMGtDt0jbkQ
Подчеркнутое пунктиром означает, что документального подтверждения родства не найдено.
Используемые сокращения:
ВК – военный комиссариат
ГАРТ – Государственный архив Республики Татарстан
ИКЕ – «Известия по Казанской епархии»
КДА – Казанская духовная академия
КДС – Казанская духовная семинария
СЕВ – «Симбирские епархиальные ведомости»
ЦАМО – Центральный архив Министерства обороны
Подготовил Войчук Андрей Григорьевич. Курск. 2022. voichuk2010@yandex.ru
Свидетельство о публикации №224091801205