В первом классе у нас был учебный предмет – Чистописание. Первая четверть в первом классе была посвящена обучению письму карандашом. Сначала учились писать палочки, крючочки, различные петли. После во второй четверти переходили на чернила. Нажим, ширина буквы, высота, наклон. Всё учитывалось. Тетради были с частой косой линейкой для письма и в клеточку для арифметики.Писать в них можно было только чернилами фиолетового цвета из чернильницы непроливайки ручкой с пером. Чтобы чернильницу было удобно носить, мамы шили для неё специальный мешочек, и мы привязывали его за ручку портфеля. Так носили её, чтобы она случайно не разбилась и не запачкала тетради и учебники. Чернильницы стояли на каждой парте, причём посередине парты располагалось специальное углубление для неё. Так что ученики, сидящие за одной партой, имели возможность ею воспользоваться, и делать это приходилось часто, потому что буквально несколько написанных букв перо опять приходилось макать в чернила. Для чистки перьев мамы шили из старой, но прочной ткани кружочки, сшитые между собой по центру. Ручки была деревянные со стальным наконечником, куда вставлялось специальное пёрышко. Перья были разные по размеру и форме и носили интересные названия, например, «казачок» или «лягушка». В каждой тетради была промокашка, потому что если не промокнешь, то при перевороте страницы написанное отпечатается на другой странице.
Вначале все эти закорючки давались мне крайне трудно и больше тройки я не получал. Но в один из дней я, выполняя домашнюю работу поставил небольшую кляксу. Вначале до меня не дошел весь ужас содеянного, я тщательно высушил кляксу промокашкой, взял чернильную резинку и начал тереть. Так я тёр, тёр и дотёр до дырки в листе. Тут наконец я понял, что я наделал, у меня началась истерика и мама побежала в Рабочий городок к Евгении Александровне, которая вырвала листок с кляксой и вновь написала красными чернилами закорючки и палочки в начале каждой строки. Как ни странно, с той поры я стал круглым отличником и продержался до пятого класса.
У каждого, наверное, была такая история! Хоть, мы писали уже шариковыми ручками, но стирать двойки в дневнике пытались: отцовским лезвием бритвенным виртуозно орудуя - археологи бы старательностью восхитились! Но, всё равно было заметно: "Что написано пером, не вырубить топором!" - так учителя нам говорили.
А чистописание очень важно для моторики кисти, да и руки ребёнка вообще. Было поветрие буйных ветрогонов отменить его вовсе - мол, сейчас в кнопки компьютерные, да телефонные надо тыкать. Но, действительно разумные умы сохранили пропись в школе - и правильно совершенно!
Спасибо, Андрей! По поводу лезвий, то их мы использовали на первом курсе, чертили на ватмане тушью при помощи рейсфедера. Это страшные мучения. В любом случае одна клякса обеспечена, но если ватман достаточной толщины, то клякса снималась лезвием совсем незаметно.
Уважаю былых студентов - чертёжников!
Думаю, уважаемый Гулям, все те бессонные ночи и поденные труды теперь вспоминаются Вами с особым теплом и благодарностью.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.