Османы - вовсе не тюрк. империя
На том, что Османскую империю нельзя считать одной из тюркских империй настаивает тур. философ, доктор наук, профессор Ахмет Арслан (Ahmet Arslan).
По его мнению, тюркской Османская империя может считаться только на начальном этапе. Как и Римская империя, как и Византийская империя всё выглядело схожим образом - требовалось послушание и повиновение монарху, верховному правителю, а не какому-то этносу. "Имперский человек" мог быть вообще свободен от всяких обязательств по отношению к казалось бы господствующему этносу,он перепоручал себя всецело милости правителя и зависел от него. Нечто похожее - вставим от себя - имело место у эсэсовцев - клятва верности лично Адольфу Гитлеру и девиз на кинжалах: "Моя честь зовётся верность" *.
Чтобы убедиться в этом -считает Ахмет Арслан - достаточно обратить внимание на ранние браки и поздние, на ранний мобилизационный ресурс и поздний.
Первые Османские правители тянулись к бракам со знатными туркменками, но со временем тюркские девушки в Османском гареме не поднимались выше служанок.Если Османы поначалу сильно зависели от туркменских племён и родов, то введя систему "дэвширмэ" Османы изменили и эту ситуацию - основной костяк армии стали составлять янычарские полки. Династия Османов как-бы оборвала прежние связи. Затребоанными оказались не этническая и родо-племенная принадлежность, а личная преданность и профессиональные качества. Османы стремились уравновесить религиозные общины империи, препятствовали возникновению между ними напряжённости и вражды.
Сюда можно добавить и то, что и сама династия тюркской являлась лишь на словах. "Османгъази огъуллары" - это туркменские "къайы/къайыгъ", которых историки, ссылаясь на источники, всё же считают монголами среди туркмен. И волчий тотем - это опять таки именно они. Монголами среди туркмен также считается племя БАЯТ.
У Османов вообще не было каких-то особых причин педалировать тему "этничности". Сами - монголы по отцовской линии происхождения, своим "миллатом" всегда считали - ислам. От тюрок практически независимы, основной костяк армии - янычары и сипахи, а при необходимости обратятся к мусульманско-суннитской общине, так как она считалась военнообязанной. От граждан страны требовалась верность Халифату и, естественно, тем кто его возглавлял, а абстрактных тюрков, включая и туркмен Анатолии или каких-либо туркмен, османский подданный имел право предавать хоть каждый день, за такое "предательство" никакого "спроса" не было. Османские высокопоставленные чиновники сами в своих письмах признавались, что им надоели "цыгане, албанцы, турки и водоносы, наводнившие Стамбул".
Имам Шамиль также придерживался этой субординации, этой системы. Есть Халифат, есть его султан и он же Шейх-уль Ислам. Имам Шамиль никогда не был вожаком какого-то партизанского движения, поэтому критику имама Шамиля со стороны некоторых чеченских блогеров мы считаем неуместной и несправедливой. Имам Шамиль не делал ровным счётом ничего, чтобы в рамках своей субординации он мог восприниматься как "изменник". Мы вообще не понимаем, что у этих лиц в головах, когда они уверенно заявляют, что Имам Шамиль кого-то там "предал". Кого он мог предать - чеченских блогеров? Он вообще-то вынужден был согласиться на почётный плен, а не безоговорочную капитуляцию типа той, которую подписали гитлеровцы. Никогда из сдавшихся в Гъунибе не заковали в кандалы, не избавили от клинкового оружия. Кроме того, блогеры не отдают себе отчёт, что присягу снимает лишь гибель командира или его согласие на сдачу в плен. Тем самым, все подчинённые полностью и навсегда освобождаются от прежних обязанностей. Это же были серьёзные люди, в детские игры они не играли. Все прекрасно всё понимали.
Это вообще смешно выслушивать какие-то непонятные претензии к Имаму Шамилю. Дагъестан - это же не адыгские племена - туда скачем, сюда скачем, то что-то понравилось, то что-то разонравилось. Затем выпили, станцевали и спели о неразделённой любви или о чём-то ещё... Даже "безбашенный" Хаджи-Мурад это понял, что он без вертикали в Чечне и Дагъестане никто и зовут его никак.
Напомним тем, кто этого не знает - горцы не впадали ни в какие дискуссии и не занимались оправданием тех или иных поступков. Если речь собеседника воспринимается как наглая болтовня, то такому просто одним взмахом отсекали ухо или руку. Есть на этот счёт воспоминания тех, кто отправился на османские земли. В общении с местными курдами дагъестанцы именно так и поступали - оставляли без уха или руки за длинный язык.
У горцев имелся определённый этикет в общении мужчин - за излишние теледвижения, повышенной тон, непонятные намёки и т.п. - всё это было достаточным, чтобы остаться без руки или уха. То есть наказывали не моргнув глазом за гораздо меньшее чем обвинения уважаемого человека в "предательстае".
У Имама Шамиля вообще-то имелось собственное руководство, перед которым он мог бы держать ответ в случае чего, и этим руководством вовсе не являлись чеченские блогеры в Швеции или где-то ещё.
* В отличии от янычар все формирования СС являлись исключительно добровольческими и представляли "парамилитэри", то есть были наподобие "Стражей Исламской Революции" в Иране. Тем не менее, схожесть в особенности с иностранными легионами СС прослеживается. Потери германских Войск СС (Waffen SS) на Вост фронте в 1941 г. выглядят катастрофическими, что говорит о нещадной их эксплуатации военным руководством, постоянно склонным перенаправить их в какое-нибудь очередное пекло вместо соединений "Вермахта".
В Османской империи из военных только янычары участвовали в церемонии восхождения на трон ("опоясывание мечом") нового правителя. Султан, на выходе из мечети, оседлав белого коня, брал из рук командира Первого корпуса янычар золотую чашу с шербетом, испив и заполнив её золотыми монетами, возвращал со словами "Встретимся в стране Золотого Яблока", что примерно означало "дойдём до крайней точки Запада". Что же касается собственно туркмен, то они отличались ненадёжностью, капризностью, желанием выставлять Османам всё новые и новые требования. Из за предателъства туркмен султан Баязид Йылдырым попал в плен к Тимуру.
В сражениях с крестоносцами, туркмены, в отличии от египетских "мамелюков" также показали себя не с лучшей стороны.
Свидетельство о публикации №224091801228