Фиат, ВАЗ-2101, секретный завод Аугуста и мафия

Апулия - область "Итальянского каблука" на юго-востоке страны. Её столица - порт Бари. "Крёстный отец" здешней мафии дон Гаэтано оказал СССР весомую поддержку в подписании контракта с концерном "Фиат", чему, как ни странно, отчаянно сопротивлялся глава итальянской компартии Пальмиро Тольятти.

В итоге СССР получил все необходимые документы и итальянских специалистов для производства легедарной "копейки" - автомобиля ВАЗ-2101 "Жигули", сэкономив при этом 38 миллионов долларов - огромную сумму по тем временам.

Сердечные отношения Советов с апулийскими мафиози окрепли к сентябрю 1968 года. В Бари открывалась ярмарка стран Средиземоморья, на которую впервые пригласили внешнеторговые организации Москвы. Но тут случился скандальный ввод войск стран Варшавского договора в Чехословакию. В Бари разразился бунт с призывами игнорировать павильон СССР. Экстремисты угрожали разнести павильон по кирпичам. Власти города и полиция молчали. Где коммунисты, получавшие от Москвы регулярную финасовую помощь?

Начались забастовки. Не бастовала только мафия. Некогда. Надо поставить, как и всегда, в СССР 180 тыяч тонн цитрусовых. Это требовало большлго напряжения.
И тогда прозвучал негромкий хрипловатый голос дона Гаэтано:"Я не допущу, чтобы в моём родном городе моим друзьям было доставлено хоть малейшее неудобство". И демонстративно взял под руку советского торгпреда Бахтова и прошёл с ним в павильон СССР. А по его периметру уже прохаживались мрачные "пехотинцы" мафии в одинаковых шляпах. Пиджаки заметно оттопыривались у левого предплечья. И всем вдруг захотелось верить дону и повиноваться.

Гаэтано сопровождал переводчик Сергей Пален, предоставленный концерном "Фиат".
Он и рассказал нашему  торгпреду, что дон Гаэтано, кроме цитрусовых и орехов, владеет крупным пакетом акций концерна "Фиат". А в "Фиат" ещё входит авиастроительный секретный завод "Аугуста".

Дон Гаэтано покосился на увлёкшихся беседой спутникот и властно произнёс:"Не будем тратить время! Ваша страна, синьор Бахтин, желает получить от концерна весь цикл производства машины Фиат в кредит под 6% годовых. Не так ли? Теоретически это невозможно, а практически...мы обсудим этот актуальный вопрос в хорошем ресторане. Едем прямо сейчас!"
    
15 августа 1966 года Минвнешторг СССР и руководство концерна "Фиат"подписали договор о сотрудничестве для создания нового завода по производству серийного автомобиля ВАЗ-2101. Производством станков и оборудования для автогиганта занимались 900 заводов Италии, США, Франции, Англии и 840 наших предприятий. Строительсто завода началось в 1966 году, а уже в сентябре 1970 года с конвейера сошли шесть новеньких машин. Небольшой городок Ставрополь-Куйбышевский был переименован в честь получившего инсульт  при посещении  Артека и умершего в Москве Пальмиро Тольятии. Немногие догадывались, что товарищ Тольятти погиб за ВАЗ-2101. Он, кстати,  считал, что "Фиат" - рабовладелец и дела с ним иметь нельзя. С этим заявлением он и выступил, посетив Артек. В Москве его услышали. Услышал и Хрущёв. И это было его последнее выступление.

В конце августа 1964 года советская делегация снова встетилась с доном Гаэтано.С 6% годовых договорилсь о 5,6. Но дон не остался в проигрыше. Когда весь мир узнал, что завод в Росси будет выпускать от 600 тысяч  до миллиона машин в год, акции "Фиата" резко поднялись в цене и дон Гаэтано заработал 300 миллионов долларов.

Возник вопрос, как проникнуть на завод "Аугуста". И здесь помог дон. Он преложил план полулегального прохода - под видом американцев, большая делегация которых была не в полном составе. Не было четырёх человек. Гаэтано предупредил, там всё строго, даже болты и гайки под контролем. Ни одного слова по русски!

И на завод прошли четверо: известные авиаконструкторы Артём Микоян, Михаил Гуревмч и два инженера.  Их поход был триумфальным. Они увидели массу новинок и решений, над которыми долго бились их КБ и не могли решить, например, хвостовое оперение самолёта МиГ-3.

Резидент КГБ, конечно, сразу же доложил шифровкой в Москву, об успешно  проделанной работе!

А.Домин
18.09.2024
    


Рецензии
Благодарю, Андрей, за историю всесоветской любимицы - копейки ВАЗ 2101!

Елена

Местиа-Тау   22.09.2024 12:27     Заявить о нарушении
Спасибо, Лена, за прекрасный отзыв и благодарность!
И благодарю в ответ!

Кросс Роуд   22.09.2024 12:42   Заявить о нарушении
http://proza.ru/2019/10/24/1035
Про ВАЗ и демонстрации на Красной Площади

Местиа-Тау   22.09.2024 19:53   Заявить о нарушении
Спасибо, Лена, за чудесную ссылку! Из окна квартиры, видел, конечно, всё крас- ное. Пива не видел). А потом - 16 военных парадов, будучи и курсантом, и офицером. Они были ещё до демонстрации, так что похвалиться впечатлениями, находясь в серо-чёрной гуще, не могу! Но классно, копейку, оказывается, сделал Косыгин!)
Спасибо за воспоминания!
Андрей

Кросс Роуд   22.09.2024 20:16   Заявить о нарушении