Смеяться, право, не грешно...
Мы так привыкли к этой расхожей фразе, что уже давно забыли или вообще никогда не думали, откуда она пришла и почему удачно прижилась -- такая она ёмкая и незатейливая. Многие знают, что выражение стало широко известным и популярным после того, как прозвучало со сцены в версии: «Смеяться, право, не грешно над тем, что нам порой смешно». Когда оперетта «Летучая мышь» (венская премьера 5 апреля 1874 г.), написанная композитором И. Штраусом по либретто Гафнера и Жене, готовилась к постановке в России, русский переводчик-либреттист использовал в своей версии текста это карамзинское выражение.
Вот отрывок из стихотворения «Послание к Александру Алексеевичу Плещееву» (1796) писателя и историка Николая Михайловича Карамзина (1766— 1826):
Кто муз от скуки призывает
И нежных граций, спутниц их;
Стихами, прозой забавляет
Себя, домашних и чужих;
От сердца чистого смеется
(Смеяться, право, не грешно!)
Над всем, что кажется смешно, —
Тот в мире с миром уживется
И дней своих не прекратит
Железом острым или ядом…
Прояснив ситуацию, можем приступить собственно к развлечению-отвлечению многоуважаемой публики.
Ниже приводятся замечательные, уникальные по тонкости, точности и доступно-понимаемой образности фразы из переводов, сделанных глубоко-провинциальными студентами-заочниками факультета искусств нашего вуза в разные годы и собранные нашими коллегами.
Садко заразил своим трепаком всё подводное царство.
Пётр Ильич Чайковский родился 25 апреля и 7 мая 1840 года.
Глинка очень похоже изображал на двух тазах звон колоколов.
Наиболее характерными чертами русской исполнительской школы было умение выражаться с высоким мастерством.
Светлая и ясная мелодия песни Вани «Как мать убили» передает чувство неомраченной радости и покоя.
В «Сусанине» в избу с грохотом врываются фашисты и просят показать дорогу на Москву.
В момент смерти Ленского в оркестре раздаётся громкий вздох духовой группы.
«Могучая кучка» признала своим главой и краеугольным камнем Глинку.
Слуга Чайковского Назар вспоминает: « 7 часов утра. Входим. П.И. ещё не кончили. Сказали, кончают».
Скрябин неважно держался в вокале. Зато у него была хорошо набита техника левой руки.
В 1825 году у Алябьева был несчастный случай – он кого-то случайно убил и после этого написал «Соловья».
Балет Глиэра «Медный задник» начинается с параши (вариации Параши).
Лучшее сочинение Хачатуряна, бесспорно, его балет «Динамо» ("Спартак").
Балет Чайковского «Лебединая опера».
После «Онегина» Чайковский так нагрузился, что долго не мог её инструментовать.
Жилищные условия Рубинштейна мешали Чайковскому создавать музыку.
Рахманинов родился в конце 19-го -- начале 20-го века.
Галицкий пытается прикрыть музыкой свои тёмные намерения.
В течение этого акта хор девушек постепенно переходит в женский.
Рахманинов сделал из Паганини партитуру.
Глазунов, Лядов и другие – кучка более спокойных музыкантов.
До 18 лет Хачатурян знал одну ноту, которую пел каждый день.
Русские эмигранты собирались вокруг идей Герцена и во время морского плавания тянули туда Римского-Корсакова.
После общения с Чайковским у Римского-Корсакова закрепило с теорией.
Дунаевский любил писать песни-марши в ритме вальса.
Дует из оперы Верди «О тело».
Мать Верди была аристократкой и пианисткой (роялисткой).
Опера Гершвина «Порги с Бесом».
Свидетельство о публикации №224091801301
Действительно весело!
Спасибо!
Смеятся не грешно, если это добрый смех, а не осудительное злорадство. Я так считаю.
Амрита Лайф 10.04.2025 14:33 Заявить о нарушении
А он ответил:"Я считаю правильно: раз, два, три, четыре, пять!"
:))
Амрита Лайф 10.04.2025 14:36 Заявить о нарушении