1306. Хуторская чертовщина. Внезапное возвращение
-Песяндра, друг любезный!
-Признаю свою вину, был не прав, сам не знаю с чего меня понесло!
-Честно слово больше себе такого не позволю!
-Извиняй меня за мою глупость, ну сморозил лишнего, за что искренне извиняюсь!
Но приятель даже не оглянулся, а продолжал идти, а его силуэт вскоре окончательно растворился в ночи.
Не приятная вышла ситуация, да и Пал Андреич не особо расстроился, с возмущением сказав.
-Давай иди, походи по степи, остынь маленько, а там глядишь и образумишься.
-Ишь ты какой, нашёл себе ровню.
-Да кто ты такой, чтоб с мной равняться.
-Я теперь не Злотазан Подколодный, безродное отродье, а уважаемый Павел Андреевич, обладатель огромных земельных угодий.
-Да иные князья имели меньшие наделы, так что моя величина теперь разниться во много крат с этим мельничным приживалом.
- Ну и топай в свои развалины, подлечи свой зад, а у меня более масштабные дела намечаются.
Достав коробку папирос и закурив, Злотазан ещё разок взглянув в ту сторону куда ушёл Цобцеберский, а взяв в левую руку портфель и не спешно побрёл вдоль дороги, особо не торопясь, да и торопиться ему было не зачем, станичная управа начнёт приём посетителей не раньше, чем станет совершенно светло.
Пройдя несколько вёрст, услышал как где — то далеко впереди громыхала по дороге подвода, не желая не нужной встречи удалился в сторону, а переждав, когда она проедет, вновь вышел и побрёл дальше.
Встретились ему и ходоки, что указывало на приближение рассвета, эти если топали не на базар, так на станцию, с ними тоже пришлось разойтись стороною.
Не имелось у него ни какого желания встретить незнакомцев, да и в это не спокойное время много всякого люда шастает по дорогам, того и гляди нарвёшься на какого нибудь злодея, а там без пальбы не обойдёшься, вынужденно применяя свой браунинг для личной обороны.
Лишиться своего портфеля за здорово живёшь он не собирается, в таких случаях осторожность самый верный способ остаться при своих интересах.
С приходом рассвета Злотазан вышел на гребень водораздела, в этом месте он значительно был дальше от балки, чем в его теперешнем поместье.
Всю долину внизу затянуло густым туманом, возникло даже странное ощущение, что это туча прилегла отдохнуть, спрятавшись сюда от грозного взгляда Эльбруса великана.
Полюбовавшись диковинными видами, что было довольно живописно, Пал Андреич не стал следовать вдоль дороги, а собрался войти в станицу в обход, не было у него ни какого желания встречаться с местным населением в момент их утренней суеты.
Ведь любой незнакомец входящий в станицу обязательно привлечёт к себе внимание, а иные говорливые станичники обязательно поинтересуются на счёт свежих новостей, обязательно окликнут, а стоят и баландрасить с ними не было ни какого желания.
Да и в дневное время лучше держаться в стороне от всяких говорунов, оно слово за слово и позабудешь для чего сюда приходил.
К тому же эта необязательность местных управленцев находится у себя в управе может сыграть с ним дурную шутку, отчего придётся вынужденно зря потратить целый день, а виною этому будешь сам, так как не соизволил оказаться во время у местной управы.
Злотазан не спешно шагал под плавно уходящий склон к балке и могло показаться, что от его величия туман трусливо уползает прятаться в низину.
А уже на подходе к правобережью на противоположной стороне начинала вырисовываться станица, выйдя к дороге он остановился, немного поразмыслил, отказавшись от былых планов, сказывалась усталость и топать в обход станицы окончательно расхотелось.
Проще было спуститься в балку, там выждать некоторое время, а затем перебравшись через речку выбраться по другую сторону и в нужное время прибыть к управе.
Эта новая задумка его вполне устраивала, уже в четверть часа он оказался внизу, выбрав себе место среди зарослей боярышника, где раскурил папиросу и не заметно для самого себя обнаруживает, что туман вскоре окончательно осел.
Сорвав несколько гроздей вызревшего боярышника и одёргивая по ягодке бросал себе в рот, а разжёвывая до отдельных косточек, выплёвывал перед собой.
Вполне достойная забава, чем попросту стоять и выжидать медленно текущее время.
Пришедшее утро вступило в свои права и Пал Андреевич, новоиспечённый помещик, сопоставив свои возможности не торопливой ходьбы решил что пора двигаться далее.
Речка, в былое время прорытая канава, не оказалась для него значительной преградой, выбрав место с высоким берегом с его края и пологим на другой стороне легко перемахнул в прыжке с разбегом.
А пройдя низиной и поднявшись в гору оказался на окраине станицы, с тыльной стороны от крайней улицы, а прошмыгнув проулком, вышагивая по улице важной походкой и без особых происшествий вышел к управе, в точности попав к самому её открытию.
Напустив на себя деловой важности и проявив напористую наглость оказался на приёме у того же местного чинуши, доложившись ему, что он прибыл из Моздока засвидетельствовать своё право на обладание земельных угодий былой помещицы Мамкиной.
Можно было с уверенностью утверждать, что состоялось обоюдное удивление, ну, во-первых, чинуша был удивлён расторопностью Павла Андреевича и тупо вчитывался в привезённую им бумагу, не совсем понимая, как это возможно, к тому же не торопился вносить его в земельный станичный кадастр.
А вот это уже удивляло самого Злотазана, какая — то мелкая сошка станичного масштаба пытается устроить ему очередное препятствие.
Вынуждено пришлось провести словесный обзор, доходчиво дав понять, что он имеет в самом Моздоке довольно влиятельное лицо и стоит ему, Пал Андреичу, пожаловаться, как найдётся достойная управа и возможно кому — то могут дать по шапке с лишением занимаемой должности.
Вняв сказанным словам и популярно объяснив Злотазану, что приходиться идти в обход установленной законности, идя на должностное преступление, закрыв глаза на букву закона и только из личного уважения к Павлу Андреевичу Пчёлкину, его ставят на местный станичный учёт.
Поблагодарив за оказанную услугу и оставив в презент коробку папирос, Злотазан удалился прочь и шагая по станичной улице прикидывал на ходу, что ему необходимо добраться в хутор и доверить на сохранение Назару свои бумаги.
Что было удивительно, если бы кого — то с этой улицы спросили бы не проходил ли здесь такой — то такой, то в ответ получили бы пожимание плечами и удивлённую гримасу на лице.
Быть не заметным на виду у всех одно из лучших достоинств Злотазана, особенно это удавалось ему в толпе, где он растворялся среди людей, что сахар в стакане кипятка.
Так вот, выйдя за пределы станицы, а это её восточная оконечность, он побрёл по дороге, той самой, что проходила в параллель балки, придя к первому извозу от станицы, остановившись полюбовался на просторы своего поместья по другую сторону балки.
Пощекотав видами своё самолюбие спустился вниз, прошёл до речки, где по большим валунам перебрался по другую сторону.
А поднявшись опять же по извозу, вышел на гору, по правую его руку наблюдались развалины конюшни, а по левую виднелась западная оконечность хутора в одну улицу.
Не останавливаясь прошёлся до перекрёстка, здесь он не собирался сворачивать ни к порушенной конюшне и тем более в сторону хутора, а продолжил своё движение в обход, чтоб зайти к Назару с задов.
Ну не шлындать же ему по хуторской улице, топча уличную грязь после прошедших дождиков.
Свернув с дороги и вышагивая по выгону вдоль задов он не доходя до былого проулка бросил свой взгляд в сторону Викешкиного подворья, где несколько стоящих в рядок скирд и стогов на прихваченной территории вызвали в нём озлобление и недовольства.
Этого наглеца следовало бы призвать к порядку и вернуть в границы прежнего подворья, освободив тем самым занятый им проулок, являющийся по существу принадлежностью хуторского крестьянства.
Хотя до этого крестьянства ему не было особого дела, но торжество справедливости возвысит его в глазах местного населения.
Репутация честного и справедливого барина позволит ему стать законодателем и вершителем в спорных вопросах, вот и пойдут к нему на поклон крестьяне, чтоб рассудить по честности кто прав, а кто виноват.
Судейство одно из лучших средств для предстоящих манипуляций, где его веское слово будет означать окончательный вердикт в разбирательстве очередной склоки.
С этими восторженными мыслями Злотазан проследовал далее, не без удивления наблюдая значительные заросли бурьянов, разросшихся по межевой канаве.
А придя к задам подворья Назара Савича, найдя перекапанной насыпь для въезда, вынужден был перебраться через канаву нацепляв на свои одежды значительного количества репьёв.
Идя и обрывая с себя прилипчивые репехи, был замечен из хозяйственного двора Назаром, поспешившему на встречу барину, вернувшегося из поездки в Моздок.
Трогательной эту встречу не назовёшь, но Савич заметно был рад появлению Пал Андреича, идя ему на встречу говоря.
-Здравствовать вам Павел Андреевич долгие годы.
-Не ожидал, что так быстро обернётесь.
А уже подойдя ближе и видя, что барин нацеплял на себя множество прилипчивых репьёв, с сочувствием произнёс.
-Ну как же так не аккуратно — то.
-Ещё подумал сходить на развалины в усадьбу и принести доску, да закружился с этим хозяйством, будь оно не ладно.
-Давай помогу отодрать эту дрянь.
-Вот уж действительно, как прицепиться, потом не отдерёшь.
Срывая с одежд репьи Назар между прочим спросил.
- Так как Пал Андреич удачно съездили или волокита какая случилась?
-Удачно Назарушка, вполне удачно.
-Как только звякнул золотишком, так дело и завертелось.
-Ты не представляешь какие там умельцы засели по кабинетам, нашего брата так загоняют пустыми хождениями, что с большой радостью готов избавиться от содержимого в своих карманах.
-Обчистили Назарушка, как есть обчистили до последней копейки, даже извозчика не на чего было нанять.
-Пришлось пешочком со станции до нашей станицы топать, а тут тоже не лучше, сидит эдакая мелкая сошка да поглядывает, чего бы с тебя срубить.
- Да только не на того глаза косит, пришлось слегка припугнуть, объяснить, что у меня имеются деловые связи с высшим руководством, так ему рассчитывать — то и нечего, иначе и тёплым местечком поплатиться есть большая вероятность.
-Ну вот, вроде бы полный порядочек, все репьи содраны, можно и ко мне пойти отдохнуть с дороги, да подкушать.
- А чего Назарушка не отдохнуть, да и перекусить малость не помешает, оно ноги — то не казённые, передыху требуют.
Шагая с задов к хозяйственному двору ловкий прохиндей решил выкрутиться, говоря Савичу.
-И ведь какая штука вышла не хорошая, я ведь намеревался себе сапоги приобрести, чтоб тебе твои вернуть, да все взятые с собой средства вынужден был оставить в управе.
-У меня только и оставалось денег, чтоб добраться до Прохладной.
-А ведь перед поездкой у меня другие думки были в голове, а видишь как неловко вышло, обобрали не спросив, может мне самому деньги были нужны.
-А тут ещё своего хорошего приятеля повстречал, беда с ним большая приключилась.
А пройдя к кухне и зайдя внутрь, Пал Андреич продолжил свой рассказ присев на табурет.
-Ехал он значит поездом из Кизляра и вёз с собой внушительную сумму денег, что уже само по себе довольно опасно.
- Как уж там вышло, как пронюхали или кто подсказал, но его любезного избили, ограбили и выбросили на ходу из вагона.
-Вот уж не повезло так не повезло бедолаге, шмякнулся он об рельс башкой и слегка того, рассудка лишился.
-Хочу его на днях свезти на Воды, подлечить маленько, да здоровье ему поправить.
-Да заодно присмотрюсь, пригляжусь, какие ныне в моде строения.
-Если найду что — то подходящее, то закажу себе проектную документацию и с приходом весны примусь за постройку усадьбы.
-А чего тянуть, не скитаться же мне по своему поместью не имея собственного угла.
-И чего тебе Пал Андреич скитаться, вон у меня и поживи, выделю тебе отдельную комнату, чего ей зря пустовать,
выставляя на стол еду и выпивку, сказал Савич.
-Благодарствую тебе Назарушка за твою заботу, но пойми меня правильно, мне тоже следует блюсти давнюю традицию, ведь на зиму большинство наших помещиков разъезжались по ближайшим городам, там и оставались зимовать при полном комфорте.
-Так это Пал Андреич те, что из новоприбывших, а нашенские хоть и имели свои дома, но держались при поместьях.
-Верно рассуждаешь Назарушка, всё правильно говоришь, только они оставались при своих усадьбах, а я как видишь сам этого не имею.
-Да и что этой зимы, у нас она бывает настолько запаздывает, что снег выпадает только к середине января.
-Всяко бывает Пал Андреич иной раз припомню, так вначале ноября снег выпадал, да ещё с крепким морозцем поддавало, а там перед Рождеством бац и оттепель, снега на полях как и не бывало.
-Так я тебе о чём Назарушка и морокую, будут большие холода, так чего мне здесь скуку разводить, в таком случае время следует потратить с большой пользой.
Назар разлил по стаканам сиводрал из бутыли и предложил выпить Пал Андреичу, ну а чего было не выпить, коль повод нашёлся.
Взяв в свою руку стакан и придерживая перед собой Злотазан, просматривая его на просвет, спросил.
-А ты Назарушка своих лошадок надеюсь ещё не забрал?
-Вот и замечательно, я чего подумал, сапоги твои мне ещё сгодятся для всяких дел, а ты как только соберёшься забрать своих лошадок, купишь себе на базаре новые сапоги.
-Да ты особо не расстраивайся, в траты я тебя не собираюсь загонять, выдам деньжонок, купишь себе настоящие, офицерские.
-А как ты думал, мой управляющий должен иметь надлежащий вид.
-Вот за это мы с тобой и выпьем.
Выпив и плотно закусив новоявленный барин вновь интересуется у Савича.
-А что Назарушка, как принял местный люд новое известие, что появился у них новый помещик.
-Да по разному Пал Андреич, всё больше с недоумением.
-И всё от того, что Викентий начал народ мутить, мол всё это враки и барыня Анна Владимировна ни за что не продаст своего поместья.
-Во куда этот Викешка полез, ты смотри чего вытворяет.
- А чего Николашка писарь, он — то видел мои бумаги и мог же растолковать людям, что к чему.
-Да кто его поймёт этого Николашку, он то вашим, то нашим, не знает к какому берегу прибиться.
-Всё прогадать боится.
- И чего ему Назарушка бояться, писарь он при любой власти писарь.
-Умных людей трудно сыскать, а если и найдётся такой, то имеет воровские наклонности.
-Временщик он не надёжен с какой стороны на него не взгляни, у него в голове только одна задумка, как бы больше прибрать к своим рукам деньжат, да махнуть куда нибудь по-дальше от этих мест.
-А Николашка он же наш хуторской и всё что имеет у него здесь, а это по надёжнее любого якоря будет.
-И тем более собирается отгрохать дом под железной крышей, так что ему не с руки будет пускаться в бега.
-Ничего Назарушка в скором времени соберём народишко хуторское и на общем собрании сообщу им эту приятную весть.
-Пусть почитают и уважают своего барина, а там посмотрим, кого приблизить к себе, а кого отдалить от себя, остальным в пример.
-Дела Назарушка делами, а мне бы отдохнуть маленько.
-Так я сейчас свою бабу кликну, чтоб печь протопила, да постель приготовила.
-Ну зачем эта лишняя суета, я Назарушка в чужой хате особо — то и не отдохну, а вот на чердаке, да на душистом сене вполне бы приснул с удовольствием.
-В постелях я ещё успею вылежаться, мне больше по нраву травяной дух с запахом лета, что довольно полезно для здоровья.
-Вдыхая аромат скошенных трав начинаешь понимать значимость своих великих задумок, осознано ощущая масштабность предстоящих дел.
-Так у меня на чердаке хаты сено первого укоса, невероятно мягкое и душистое.
-Там вполне есть место об устроиться с удобствами.
-Это очень заманчиво, но понимаешь в чём главная закавыка, мне бы не хотелось, демонстрировать себя перед хуторянами, могут ведь подумать чёрт знает чего.
-Мне бы так, чтоб не заметно для чужих глаз, как забрался, так и слез, не дав дурным слухам ходу.
-Так Пал Андреич у меня сенцо на чердаке сарая такое же, как и на хате, да и лаз есть не приметный, вошёл в сам сарай и никому не понять, чего там делается.
-А вот это уже Назарушка дельное предложение.
-Ведь знал же я, что ты мужик толковый и всё у тебя продумано до мелочей.
-В таком случае давай выпьем за тебя Назарушка, за умудренного жизненным опытом хозяина.
17-18 сентябрь 2024г.
Свидетельство о публикации №224091801336