199. О том, что есть в Петербурге и чего уже нет..
При всех обоснованных претензиях к прошлому и его критической оценке нельзя
забывать, что Санкт Петербург был задуман и создан Петром, как "Окно в Европу".
С чем и сама Европа, измученная войнами, была в принципе согласна, поскольку
Россия представляла собой территорию государственной стабильности.Достаточно сказать, что великий математик Эйлер жил и умер в Санет-Петербурге
И именно это обстоятельство служило логическим обоснованием его основания на западной границе территории государства и его превращение в первый по значимости центр промышленной и интеллектуальной жизни страны.
Вместе с тем,оглянувшись окрест себя, нельзя не признать, что происходящие вокруг
изменения не только вызывают недоумение, но и беспокойство тем,что у граждан нет ясного представления планах на будущее по части перспектив развития города и подлежащих решению проблем.
Во всяком случае невооружённым глазом видно,что многие,ранее считавшимися градообразующие предприятия закрываются и заменяются гражданской застройкой.Что не может не говорить о сокращении численности контингента лиц ,занятых не просто интеллектуальным ,но творческим трудом .
Возможно,что в этом и заключается прогресс общества и потому нет почвы для беспокойства,но поговорить об изменениях и о том, что уже ушло в прошлое всё же стоит.В том числе и о том, что уже ушло в прошлое для меня,начавшего сознательную жизнь в городе в начале пятидесятых лет.
В те годы Ленинград (так назывался при большевиках Санкт Петербург) это был "трамвайный город".Из своего общежития в Автово в ЛИТМО на Демидовом переулке я добирался на трамвае с номером 36,имевшим кольцо позади Казанского собора.И,если я не ошибаюсь,на этом число номеров маршрутов не заканчивалось. Практически все неразводные мосты через рукава Невы были деревянными.
Совершенно преобразилась Приморская часть города благодаря намыву грунта и созданию современной магистрали.Да и практически исчезли окраины,потерявшие свой классический облик благодаря многоэтажной застройке. ,А плотность населения заметно превысила плотность в центре.Но любить здесь нечего.
Всё это стадо возможным благодаря строительству метро, радикально изменившего
доступность удалённых на большие расстояния районов горда..
Без рекламы и как-то незаметно изменились набережные Невы в пределах города.
Вспоминаю,что набережная Невы на Васильевском острове кончалась за Военно-морским училищем и дальше до Горного института шёл песок, из которого торчали лапы старинных якорей.
Но город ,ещё в первые годы своего существования начал терять свой морской вид. И началось это с засыпки каналов на Васильевском острове. А уже на нашей памяти с мостов через неву исчезли спасательные круги и шары. Одновременно прекращено начатое Петром Великим приучение населения к передвижению по воде.Основной причиной чего стало существенное увеличение скорости движения, что произошло после появления скоростных судов на подводных крыльях.
А я ещё помню,как трудно было пройти под Троицким мостом против течения Невы на прогулочной лодке, взятой на прокат со стоянки у Артиллерийского музея.
Не встретишь нынче на улицах города морского офицера с кортиком на боку или матроса в робе и обязательным морским воротником - гюйсом на ней.
А дед мой Сергей Владимирович, живший в доме на берегу Невы своего отца-моего прадеда Владимира Николаевича Муратова вспоминал, что в дни спуска на воду очередного крейсера с Адмиралтейского завода напротив, Нева буквально кишела лодками.Это местное население вытаскивало из воды куски сала,которым смазывался слип для облегчения скольжения спускаемого на воду корабля.....
А уж если задумываться о будущем и судьбе города в нёй, то нельзя исключить, что будущее горда будет определяться судьбой так называемой Европейской(точнее -христианской) цивилизации.
Следствием и продуктом которой он,собственно говоря, и был от своего рождения.
И с учётом приобретённого в веках исторического опыта, полученного народом и государством, и до сих пор не нашедшего приемлемого для строительства надёжного будущего варианта своего государственного развития.
Свидетельство о публикации №224091801464