Дисциплина
Известно, какие незаурядные личности вырастали порой в дворянских семьях: высокий интеллект и душевная тонкость уживались в них с бесстрашием и твердостью духа, блестящие успехи на военном или служебном поприще сочетались с кристальной честностью и благородством. Как мужчины, так и женщины проявляли редкую способность ладить с окружающими, сохранять достоинство в любой ситуации, быть мужественными и стойкими перед лицом испытаний. Литературные описания, портреты живописцев передают их особенное, забытое обаяние, которому мы уже не в силах подражать. Они выросли такими не только благодаря незаурядным личным качествам, но и благодаря особому воспитанию. Как утверждал Пушкин: «Хорошее общество может существовать и не в высшем кругу, а везде, где есть люди честные, умные и образованные».
В последние годы стало модно среди людей призывного возраста «косить от армии». Когда я был в призывном возрасте в советское время, если кого – то по состоянию здоровья не призвали в армию, было трагедией для молодого человека. А вот как было в России, к примеру, как у Л.Н. Толстого в "Войне и мире", отец Андрея Болконского провожает сына на войну - "...Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, будет больно... - Он неожиданно замолчал и вдруг крикливым голосом продолжал - А коли узнаю, что ты повел себя, не как сын Николая Болконского, мне будет стыдно!..."
Задумайтесь, почему можно проехать в некоторых странах и не увидеть бутылки, банки окурка, брошенного мимо урны? Как им удалось этого добиться? Наверное, вначале было слово. Что Природу матушку надо любить и т.д. Бытовая культура народа в городе - она очень важна, так как отражается на всем - на культуре производства и т.д. У нас тысячи часов на телевидении говорят о всякой ерунде, а на эти важнейшие вещи нет времени. Поэтому результат - плохие плоды видны везде и всюду невооруженным глазом.
Вот реальный пример. Рядом с домом, где живу детская площадка. Дети из близлежащих домов приходят сюда играть. После их - вся площадка забросана мусором, пакетами, бутылками из-под напитков. Так и продолжается Экология + порядок везде = основа воспитания всего народа от мала до велика. Пока не будет элементарного порядка - в наших подъездах, домах, пока люди не перестанут бросать пластиковые и стеклянные бутылки, где попало, в том числе в лесу, на реке, в чистом поле, трудно решать какие-то более сложные экономические задачи. Наша страна загажена до предела - и никто, заметьте НИКТО всерьез и постоянно не говорит об этом ни с экрана телевизора, ни на газетных или журнальных страницах, как будто бы проблемы и нет. Но достаточно зайти в любой лес в пригороде и за городом - сразу очевидно, как низко упала общая культура российского населения.
У нас очень много любителей животных, но откуда берутся бродячие собаки, а кто видел собачника с совочком и мешочком. Любители животных не такие уж доброжелательные люди, они любят животных, но ненавидят людей. В нашем городе популяции животных, содержащихся в домашних условиях, уже можно сопоставить по численности с населением. Но если для санитарных нужд человечество уже давно использует канализацию, то собак по-прежнему принято выгуливать возле дома. Отходы не разлагаются просто так, они загрязняют почву и воздух. Если питомец болеет, в зоне риска оказываются как другие псы, так и контактирующие с ними люди. Согласно международным исследованиям, до половины бактерий в городах появляются из-за собачьих фекалий. В этих условиях в центре внимания оказывается культура выгула четвероногих. Увы, но многие владельцы не убирают за своими животными.
Регистрация животных решит множество проблем, связанных с их содержанием, контролем ответственности хозяев и регулированием численности бездомных особей. Если внедрить этот метод при индивидуальной регистрации собак, то он позволит решить проблему загрязнения окружающей среды собачьими фекалиями. Нужно когда-то же надо начинать! Здесь не нужны большие капиталовложения, нужна элементарная организация. Как приятно жить в чистой среде обитания! Это надо культивировать и постоянно говорить детям о том, КАК должно быть.
А возьмите нашу "культуру" общения, даже на собраниях интеллектуально развитых людей: говорим все вместе, никто никого не слушает; всё критикуем, никто не хочет ничего делать сам; если у человека не то мнение, что у меня - значит, он заслуживает осуждения. Такое "общение" только уводит в сторону от истины.
В старые времена разница между службой дворянской (государственной) и службой лакейской усматривается в том, что первая предполагает личную и живую заинтересованность в делах государственной важности. Дворянин служит царю, делает общее с ним дело, неся свою долю ответственности за все, происходящее в государстве. Когда на шаловливый вопрос маленького мальчика «А я когда буду царем?», мать серьезно отвечает: «Ты царем не будешь, но если захочешь, ты можешь помогать Царю», – она незаметно внушает сыну один из основных принципов дворянской этики. (Н. Г. Гарин-Михайловский. Детство Темы).
В России XVIII – первой половины XIX века дворянство являлось сословием привилегированным и служивым одновременно, и это рождало в душе дворянина своеобразное сочетание чувства избранности и чувства ответственности. Отношение к военной и государственной службе связывалось в понимании дворянина со служением обществу, России. Когда Чацкий из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» с вызовом заявляет: «Служить бы рад, прислуживаться тошно» – он имеет в виду, что в реальности служба Отечеству часто подменялась службой «лицам», вельможам и высокопоставленным чиновникам. Но заметим, Чацкий в принципе против службы не выступает, а лишь возмущается тем, что это благородное дело дискредитируется корыстными и недалекими людьми. Очевидно, в этом духе воспитывали детей во многих дворянских семьях.
Вспомним эпизод из повести Гарина-Михайловского «Детство Темы»: Тема запустил камнем в мясника, который спас его от разъяренного быка, а потом надрал ему уши, чтобы не лез, куда не надо. Мать Темы очень рассердилась: «Зачем ты волю рукам даешь, негодный ты мальчик? Мясник грубый, но добрый человек, а ты грубый и злой!.. Иди, я не хочу такого сына! Подчеркнем, что решающая установка в воспитании дворянского ребенка состояла в том, что его ориентировали не на успех, а на идеал. Быть храбрым, честным, образованным ему следовало не для того, чтобы чего бы то ни было (славы, богатства, чина), а потому что он дворянин, что ему много дано, потому что он быть именно таким. (Резкая критика дворянства дворянскими же писателями – обычно направлена на тех дворян, которые не соответствуют этому идеалу, не выполняют своего предназначения).
Человек должен был привыкать отвечать за свои слова; «оскорблять и. не драться» (по выражению Пушкина) – считалось пределом низости. Основной девиз: «Любить Отечество свое и верою ему служить». И касалось это не только мальчиков, но и благородных девиц.
Николай Георгиевич Гарин-Михайловский (1852–1906 гг.) – русский писатель, путешественник и инженер. Он не был профессиональным писателем. Но его произведения “Детство Тёмы” получило признание, как читателей, так и критиков. Печатался Николай Георгиевич в “Русской мысли”. Он принимал активное участие в постройке Транссибирской магистрали.
©- Чупин Валериан Дмитриевич
Свидетельство о публикации №224091800446