Дисциплина

 В  старые времена: Дисциплина, чистоплотность, аккуратность - всё это прививалось юным ученикам и ученицам в стенах школы. Девушек воспитывали так, что безделье считалось неприличным. Русские аристократы говорили, что они никому не подражают, потому что подражать им было некому. Нам тоже некому подражать. Тем, кого сегодня называют звездами, подражать не нужно ни в коем случае. Нам остается быть самими собой. На каком – то этапе истории нас убедили, что актеры (актрисы, певицы и певцы)-звезды(элита). Какая же это элита? Во все времена истории России (и не только) они все были за порогом! Прислуживали, веселили. Если они завтра не выйдут на работу, то в стране и для каждого из нас ничего не изменится. Чем они элитарнее наших воинов, медиков, учителей, ученых и других выдающихся сыновей и дочерей нашей России. А вот, если на работу не выйдут врачи, учителя, электрики, водители. сантехники и. т.п., то нам все наступит конец! Вот и задумайтесь - кто из них элитное?  Не путайте! Интеллигенция и элита - это врачи, учителя, ученые, инженеры, военные.
Известно, какие незаурядные личности вырастали порой в дворянских семьях: высокий интеллект и душевная тонкость уживались в них с бесстрашием и твердостью духа, блестящие успехи на военном или служебном поприще сочетались с кристальной честностью и благородством. Как мужчины, так и женщины проявляли редкую способность ладить с окружающими, сохранять достоинство в любой ситуации, быть мужественными и стойкими перед лицом испытаний. Литературные описания, портреты живописцев передают их особенное, забытое обаяние, которому мы уже не в силах подражать. Они выросли такими не только благодаря незаурядным личным качествам, но и благодаря особому воспитанию. Как утверждал Пушкин: «Хорошее общество может существовать и не в высшем кругу, а везде, где есть люди честные, умные и образованные».
 В последние годы стало модно среди людей призывного возраста «косить от армии». Когда я был в призывном возрасте в советское время, если кого – то  по состоянию здоровья не призвали в армию, было трагедией для молодого человека. А вот как было  в России, к примеру, как у Л.Н. Толстого  в "Войне и мире", отец Андрея Болконского провожает сына на войну - "...Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, будет больно... - Он неожиданно замолчал и вдруг крикливым голосом продолжал - А коли узнаю, что ты повел себя, не как сын Николая Болконского, мне будет стыдно!..."
Задумайтесь, почему можно проехать в некоторых странах и не увидеть бутылки, банки окурка, брошенного мимо урны? Как им удалось этого добиться? Наверное, вначале было слово. Что Природу матушку надо любить и т.д. Бытовая культура народа в городе - она очень важна, так как отражается на всем - на культуре производства и т.д. У нас тысячи часов на телевидении говорят о всякой ерунде, а на эти важнейшие вещи нет времени. Поэтому результат - плохие плоды видны везде и всюду невооруженным глазом.
 Вот реальный пример. Рядом с домом, где живу детская площадка. Дети из близлежащих домов приходят сюда играть. После  их - вся площадка забросана мусором, пакетами, бутылками из-под напитков. Так и продолжается  Экология + порядок везде = основа воспитания всего народа от мала до велика. Пока не будет элементарного порядка - в наших подъездах, домах, пока люди не перестанут бросать пластиковые и стеклянные бутылки, где попало, в том числе в лесу, на реке, в чистом поле, трудно решать какие-то более сложные экономические задачи. Наша страна загажена до предела - и никто, заметьте НИКТО всерьез и постоянно не говорит об этом ни с экрана телевизора, ни на газетных или журнальных страницах, как будто бы проблемы и нет. Но достаточно зайти в любой  лес  в пригороде и за городом - сразу очевидно, как низко упала общая культура российского населения.
У нас очень много любителей животных, но откуда берутся бродячие собаки, а кто видел собачника  с совочком   и мешочком. Любители животных не такие уж доброжелательные люди, они любят животных, но ненавидят людей. В нашем городе популяции животных, содержащихся в домашних условиях, уже можно сопоставить по численности с населением. Но если для санитарных нужд человечество уже давно использует канализацию, то собак по-прежнему принято выгуливать возле дома. Отходы не разлагаются просто так, они загрязняют почву и воздух. Если питомец болеет, в зоне риска оказываются как другие псы, так и контактирующие с ними люди. Согласно международным исследованиям, до половины бактерий в городах появляются из-за собачьих фекалий. В этих условиях в центре внимания оказывается культура выгула четвероногих. Увы, но многие владельцы не убирают за своими животными.
Регистрация животных решит множество проблем, связанных с их содержанием, контролем ответственности хозяев и регулированием численности бездомных особей. Если внедрить этот метод при индивидуальной регистрации собак, то он позволит решить проблему загрязнения окружающей среды собачьими фекалиями. Нужно когда-то же надо начинать! Здесь не нужны большие капиталовложения, нужна элементарная организация. Как приятно жить в чистой среде обитания! Это надо культивировать и постоянно говорить детям о том, КАК должно быть.
А возьмите нашу "культуру" общения, даже на собраниях интеллектуально развитых людей: говорим все вместе, никто никого не слушает; всё критикуем, никто не хочет ничего делать сам; если у человека не то мнение, что у меня - значит, он заслуживает осуждения. Такое "общение" только уводит в сторону от истины.
В старые времена разница между службой дворянской (государственной) и службой лакейской усматривается в том, что первая предполагает личную и живую заинтересованность в делах государственной важности. Дворянин служит царю, делает общее с ним дело, неся свою долю ответственности за все, происходящее в государстве. Когда на шаловливый вопрос маленького  мальчика «А я когда буду царем?», мать серьезно отвечает: «Ты царем не будешь, но если захочешь, ты можешь помогать Царю», – она незаметно внушает сыну один из основных принципов дворянской этики. (Н. Г. Гарин-Михайловский. Детство Темы).
В России XVIII – первой половины XIX века дворянство являлось сословием привилегированным и служивым одновременно, и это рождало в душе дворянина своеобразное сочетание чувства избранности и чувства ответственности. Отношение к военной и государственной службе связывалось в понимании дворянина со служением обществу, России. Когда Чацкий из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» с вызовом заявляет: «Служить бы рад, прислуживаться тошно» – он имеет в виду, что в реальности служба Отечеству часто подменялась службой «лицам», вельможам и высокопоставленным чиновникам. Но заметим, Чацкий в принципе против службы не выступает, а лишь возмущается тем, что это благородное дело дискредитируется корыстными и недалекими людьми. Очевидно, в этом духе воспитывали детей во многих дворянских семьях.
Вспомним эпизод из повести Гарина-Михайловского «Детство Темы»: Тема запустил камнем в мясника, который спас его  от разъяренного быка, а потом надрал ему уши, чтобы не лез, куда не надо. Мать Темы очень рассердилась: «Зачем ты волю рукам даешь, негодный ты мальчик? Мясник грубый, но добрый человек, а ты грубый и злой!.. Иди, я не хочу такого сына! Подчеркнем, что решающая установка в воспитании дворянского ребенка состояла в том, что его ориентировали не на успех, а на идеал. Быть храбрым, честным, образованным ему следовало не для того, чтобы чего бы то ни было (славы, богатства, чина), а потому что он дворянин, что ему много дано, потому что он быть именно таким. (Резкая критика дворянства дворянскими же писателями  – обычно направлена на тех дворян, которые не соответствуют этому идеалу, не выполняют своего предназначения).
 Человек должен был привыкать отвечать за свои слова; «оскорблять и. не драться» (по выражению Пушкина) – считалось пределом низости. Основной девиз: «Любить Отечество свое и верою ему служить». И касалось это не только мальчиков, но и благородных девиц.
Николай Георгиевич Гарин-Михайловский (1852–1906 гг.) – русский писатель, путешественник и инженер. Он не был профессиональным писателем. Но его произведения “Детство Тёмы” получило признание, как читателей, так и критиков. Печатался Николай Георгиевич в “Русской мысли”. Он принимал активное участие в постройке Транссибирской магистрали. 
©- Чупин Валериан Дмитриевич


Рецензии