Четвёртое место в переписи населения Дагестана

Четвёртое место в переписи населения по Республике Дагестан лезгин давно уже стало темой для шуток со стороны представителей андо-дидойских народов Дагестана, которые часто высказываются в том плане, что «если лезгины СМИРИЛИСЬ с четвёртым местом в списках переписи Дагестана, как минимум, являясь третьим народом, на самом деле, даже первым народом по численности без искусственного укрупнения, то что остаётся делать нам, совсем малочисленным народам, кто за нас скажет слово и защитит?..».

И это действительно так. Это грустно, но нужно иметь смелость смотреть правде в глаза и понимать происходящее на национальном поле Дагестана.

Четвёртое место по переписи населения - насколько это справедливо в отношении лезгинского народа, который в чистом виде, т. е. без этнографических групп, является самым крупным народом Республики Дагестан. Если считать правильно и по справедливости. А теперь посчитайте в чистом виде аварцев (конкретно хунзахцев, чей язык в качестве родного был навязан 14 народам Нагорного и Северного Дагестана с 1959 года в нарушении их конституционных прав, что продолжается доныне) и даргинцев (конкретно акушинцев, чей язык также в качестве родного был навязан кубачинцам, цудахарцам и кайтагам с 1959 года в нарушении их конституционных прав). На основании чего, искусственно укрупнённые за счёт иных народов аварцы и даргинцы официально считаются самыми крупными по численности, в результате, пользуются необоснованными преференциями, нарушая права на своё сохранение и развития стольких малочисленных народов Дагестана? Если б народы сами извлекали выгоды из этого, но нет, выгоды извлекаются только узкой политической верхушкой, которой безразличны интересы народов, за счёт которых незаконно укрупнены аварцы (хунзахцы) и даргинцы (акушинцы).

Неужели этому нет конца и более 17 народов Дагестана обречены на ассимиляцию, вынуждены представляться не своими этнонимами и изучать чужой язык в школе в качестве родного, а лезгинский народ будет мириться с 4-м местом по численности, являясь крупнейшим народом Дагестана? Что должно произойти, чтобы в современном Дагестане восстановилась справедливость относительно этих народов и лезгин?

Казалось бы, что сейчас совсем другие времена, можно народам восстановить нарушенные в советское время конституционные права и вернуть себе свои родные языки в национальной школе, вернуть справедливость относительно представления свой подлинной численности в переписях населения, но, увы, как показывает практика, в Дагестане этого не происходит. Причины также в прошлом. Юридически сделано всё, чтобы никаких изменений во внутренней национальной политике Дагестана не произошло. Это действие известной всем (незаконной) поправки к федеральному закону «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» от 30 апреля 1999 года [№ 82-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1999. – № 18. – Ст. 2208., ст. 1]в виде Постановления № 191 от 18.10.2000 года Государственного совета РД. Данная поправка сосредотачивает обеспечение прав коренных малочисленных народов Дагестана в руках его высшего политического руководства. Что не позволяет федеральному центру что либо менять в отношении положения более 17 малочисленных народов Дагестана без прямого санкционирования этого процесса со стороны руководства Дагестана. Москва никак не может ничего менять в этом отношении в РД. Для этого нужно аннулировать ту самую поправку к ФЗ : Постановление № 191 от 18.10.2000 года Государственного совета РД.

Поэтому Дагестан с 1959 году находится в правовом тупике, в который его загнали такие деятели как А. Даниялов, Азиз Алиев и М. Багиров - те, кто изначально создали этнополитическую комбинацию, которую не так и просто исправить и которая  зацементирована поправкой к вышеуказанному ФЗ №82 [ФЗ № 18. – Ст. 2208., ст. 1].

Для исправления текущего несправедливого положения нужна ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВОЛЯ всех малочисленных народов, конституционные права которых незаконно отняты с 1959 года, и ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВОЛЯ главы Республики Дагестан, в руках которого санкционирование масштабной федеральной проверки переписи населения РД с 1959 года и за предыдущие годы, законность укрупнения одних народов за счёт других ради искусственно созданной численности.

Многие дагестанцы задаются вопросом, почему такое имело место в прошлом, как А. Даниялов сумел провернуть столь изощрённое дело, которое не получается исправить поныне. Но А. Даниялов был всего лишь исполнитель. Заказчики, как тогда, так и поныне, остаются внешние силы, считающие Южный Дагестан вместе с г.Дербент своей национальной вотчиной и полны уверенности, что всего лишь вопрос времени, когда эта часть Дагестана войдёт в состав Азербайджана. В действительности, негласно и втёмную делается всё, чтобы это когда-нибудь произошло. И главным камнем преткновения здесь для Азербайджана является лезгинский народ, который поэтому и поставлен в положение национального меньшинства в обоих республиках, не имеющего реальных рычагов влияния на свою собственную судьбу, которая политически не в его руках, увы. И четвертое место по численностью потому и закреплено за лезгинами, которые до 1959 года были на первом месте по численности населения в Дагестане.

Вернёмся в прошлое, чтобы понять тёмную сторону национальной политики в Азербайджане и Дагестане, которую никто нигде не изложит и не опубликует. Мы должны понять тот гордиев узел, связавший Азербайджан и Дагестан в единое целое, хотя вроде бы, кажется, что это разные республики. Однако насколько сильно Азербайджан повлиял на судьбы большинства народов Дагестана с 1940-х годов, причём повлиял крайне отрицательно, к сожалению. И настолько сложно менять что-то в Дагестане и потому, что есть существует заинтересованное лицо в виде целого уже государства, которому НЕВЫГОДНЫ никакие изменения к лучшему в судьбах народов Дагестана, а выгодно сохранение той несправедливости, которую он сам и создал в прошлом руками А. Даниялова и поддерживает до сих пор.

Пока Федеральный Центр ничего в этом отношении не предпринимает, сохраняя текущее положение более 17 искусственно лишенных своих этнонимов и родных языков народов, а также лезгин, которых правильно никто не считает, подают как 4-й численности народ, пользу будет извлекать из всего этого другое иностранное государство. В то время как России и большинству  народов Дагестан это идёт только во вред.


И так, 1936 год. Баку. Азербайджанская ССР. 

Записка первого Секретаря ЦК КПА М.Багирова: «Если лезгины за обучение не хотят платить налог, пусть переписываются азербайджанцами» - ответ на записку Министра просвещения Азербайджана к М.Багирову, в которой извещается о большом количестве жалоб от населения лезгинской национальности по поводу закона, принятого в 1936г., согласно которому жители «некоренных» национальностей Азербайджана, т.е. не тюрки, должны были платить налог на право учиться в высших учебных заведениях.

28 февраля 1937. Тов.Багиров: «Контрреволюционная националистическая работа шла также по линии противодействия национальной политике партии в области развития национальных культур, языка и хозяйственного роста национальных меньшинств Азербайджана (талыши, лезгины, аварцы, таты и др.). Национальная политика нашей партии, направленная на развитие роста этих народов, преподносилась интеллигенции и учащимся как великодержавная политика раздробления и распыления тюркского народа. Этой политике противопоставлялась пантюркистская линия на ассимиляцию всех национальных меньшинств магометанского вероисповедания.»

Человек из Ниоткуда - тов. М. Багиров.

Внешним наблюдателям критерий, по которому Багиров казнил одних и неожиданно миловал других, казался необъяснимым. На самом деле объяснение существует. Он миловал и добивался в Москве спасения для тех бывших националистов, мусаватистов, о которых он знал, что они уже встроились в советское азербайджанское общество, верны лично М.Багирову, от их талантов и способностей выиграет то дело, которое проводил сам М. Багиров. На самом деле исключительно только СССР стал причиной существования и развития кавказского Азербайджана, никогда в прошлом не существовавшего на Кавказе. Именно в советское время руками советских людей людей за двадцать лет своего правления Багиров создал Бакинский и другие университеты, национальную Академию наук, новые химические и металлургические заводы, стали добывать нефть в Каспийском море, построили на пустом месте новые промышленные города, такие, как Сумгаит и Мингечаур. Советский Союз является тем фундаментом, на котором сформировался и современный азербайджанский народ. Но, при этом, надо понимать, что М. Багиров создавал в Азербайджане не интернационализм, а некий своеобразный татско-тюркский симбиоз. Потому никаким иным народам не было будущего в такой республике, кроме как татов, тюрков и горских евреев. Последние также были органично встроены в новую азербайджанскую идентичность, так как имели отношения к Израилю, с которым изначально Азербайджан строил особые отношения. Но при этом северокавказские горские народы оказались полностью исключены из проекта под названием советский Азербайджан как народы, так как являясь единственными настоящими аборигенами его территории, которых или надо признавать как отдельных коренных народов Азербайджана, или постепенно свести на нет, ассимилируя и культурно удушая. М. Багиров выбрал последнее.
 
Однако были те, кто не признавал самого Багирова (тата по национальности) и  тяготели к национал-сепаратизму, к навязыванию азербайджанского национализма другим народам республики (по переписи 1939 года азербайджанцы составляли лишь 60 % населения АзССР). Такие люди падали жертвами Багирова в первую очередь. Багиров создавал татско-тюркский симбиоз, чистый тюркизм он не желал. И потому, те, кто татов также, наряду с лезгинами и талышами, не вписывал как народы в будущее Азербайджана, получали в его лице серьёзного врага. Уже в ноябре 1936 года он расправился с первой волной местных «национал-коммунистов», причудливо сочетавших троцкизм с мусаватизмом, не пощадил и своего личного секретаря. В марте 1937 года Багиров открыто заявил, что сотрет с лица земли всю партийную верхушку АзССР, и свое обещание сдержал. Назначив в июле 1937 года «тройку» и квоты по количеству подлежащих расстрелу или высылке с семьями лиц (кстати, квоты очень даже скромные), Багиров в течение одного года – до осени 1938 года – уничтожил, по разным оценкам, от 70 до 120 тысяч человек (население Азербайджана составляло тогда 3 миллиона человек). Характерен список этих жертв: абсолютно все секретари райкомов партии, 18 наркомов АзССР, 80 % судей. Были отправлены за решетку абсолютно все делегаты партийного съезда республики. Почти полностью удалось ликвидировать бывших дореволюционных социал-демократов, многие из которых позже перекрасились в мусаватистов. Разумеется, среди такого количества жертв наверняка встречались и неповинные в национал-сепаратизме. По крайней мере, это можно заключить из того факта, что Багиров добился от Сталина расстрела главы НКВД АзССР, который сам проводил первую волну репрессий.

М. Багиров добился расстрела Рухуллы Ахундова – лидера «национал-коммунистов», продвигавшего националистические идеи под прикрытием своего партийного поста. Именно Багиров уже после войны, в 1950 году, довел до повешения Гейдара Гусейнова – особо опасного «философа», чьи ближайшие родственники служили в государственных органах Турции и Ирана. Именно Багиров уничтожил Султана-Меджида Эфендиева – ученика лидера азербайджанских нацистов-эмигрантов Расулзаде, который был женат на племяннице Пилсудского и служил Гитлеру, став создателем азербайджанского легиона СС. Если бы не Багиров, то Эфендиев вполне легально распространял бы нацистские идеи в Советском Союзе. Наконец, Багиров в конце 30-х годов уничтожил не только местную, но и международную агентуру пантюркистов и панисламистов в Азербайджанской ССР. Среди жертв его репрессий были крымские татары и даже албанцы, приехавшие еще из Османской империи и пропагандировавшие свои крайне опасные для Советского Союза учения. То есть, все и всё, что могло помешать формированию татско-тюркского симбиоза в Азербайджане, подлежали уничтожению. Хотя данная цель не была ничуть не лучше того же чистого пантюркизма. Это был тот же мусаватизм, в идеологию которого М. Багиров всеми силами и путями встраивал татов, что ему и удалось в конечном счёте.


Здесь и далее выдержки из различных источников и авторов о положении лезгин в советском и послевоенном Азербайджане, очевидцев происходящего в АССР, писателей и журналистов.

«При Советской власти многим народам Кавказа удалось восстановить свою государственность в той или иной форме. Однако лезгинскому народу вследствие  захвата  Лезгинии  турками и осуществленного последними геноцида в отношении лезгин  в  1918-1920 годах выполнить эту задачу не удалось…….»

Материал из «Бакинский рабочий», №82 от 9 мая 1918г. «В то время, как в Кубинском районе, царстве мусаватистов, вырезаны все без исключения мирные безоружные жители, признающие советскую власть, в Дагестане почти не было случаев убийства мирных жителей. Охранять безоружных людей дагестанцы считали своим священным долгом. Дагестанцы, действительно, оказались достойными противниками. И мы надеемся, что из противников мы в скором времени сделаемся единомышленниками. Дагестанская демократия в недалеком будущем станет под знамя рабоче-крестьянской власти — мы в этом.не сомневаемся.»

В 1936 г. состоялась конференция, созванная бакинскими эмиссарами в Кусарах, на которой был подписан акт о том, чтобы преподавание в школах Кусаров проходило не на лезгинском, а на азербайджанском и русском языках. Стоит обратить внимание на то, что всё то же самое, что происходит относительно лезгин в советском Азербайджане в 1930-х годах, но чуть позже с 1940-х годов проходит относительно андо-дидойских народов Дагестана, а также арчинцев, кубачинцев, цудахарцев, кайтагов, в соседнем Дагестане. То есть имеет место перенос процесса укрупнения  одних народов за счёт других в Дагестан с 1940-х годов. Это не могло быть ни случайностью, ни совпадением. Это был националистический проект, прививаемый на почву Дагестана руками А. Даниялова.

После ликвидации обучения на лезгинском языке, обучение в средней школе и высших учебных заведениях на азербайджанском и русском языках сделали платным - заставляли платить особый налог; получивший название «лезги пул» - лезгинские деньги: за обучение в старших классах средней школы - 250 руб., за обучение в техникумах и вузах - 400 руб. ежегодно. Налог можно было не платить, но для этого следовало менять национальность: в паспорте вместо «лезгин» нужно было записать «азербайджанец». Многие лезгины, у которых не было материальной возможности платить налог, но очень хотелось учиться и получить среднее или высшее образование, меняли национальность.

Активисты литературного объединения «РикIин гаф» («Сердечное слово») народные поэты И. Шарифов, Л. Нямет, З. Ризванов неоднократно обращались устно и письменно в высшие советско-партийные органы Аз.ССР и СССР, посещали ЦК КП Азербайджана в Баку и ЦК КПСС в Москве. Они добились отмены «лезгинского налога», принятия специального постановления ЦК КП АзССР, в котором разрешили обучение детей лезгин на родном языке, издание районной газеты в Кусарах. Сохранилась записка Министра просвещения Азербайджана к первому Секретарю ЦК КПА М.Багирову, в которой извещается о большом количестве жалоб от населения лезгинской национальности по поводу закона, принятого в 1936г., согласно которому жители «некоренных» национальностей Азербайджана, т.е. не тюрки, должны были платить налог на право учиться в высших учебных заведениях. М.Багиров на этой записке оставил запись: «Если лезгины за обучение не хотят платить налог, пусть переписываются азербайджанцами».

«Называя братом, душить лезгинский народ, — вот где азербайджанский национализм!»  - писатель Искандер Казиев

Отрывок из статьи Абдул Хакима:

«Боль­ше­ви­ки, соз­да­вая в За­кав­ка­зье «искусственную государственность»,  пре­сле­до­ва­ли вполне осязаемую це­ль – экс­порт ре­во­лю­ции в со­сед­ние стра­ны. Это как нель­зя лучше со­от­вет­ст­во­ва­ло иде­ям пан­тюр­киз­ма. По­то­му, при­шед­шие к ру­ко­во­дству но­вой рес­пуб­ли­ки новые ли­де­ры ни­ко­гда не ос­тав­ля­ли на­де­ж­ды рас­ши­рить тер­ри­то­рию Азер­бай­джа­на за счет Ира­на и со­сед­них рес­пуб­лик, в том числе Да­ге­ста­на, ос­но­вы­ва­ясь на том, что ко­гда-то не­ко­то­рые тер­ри­то­рии  Гру­зии, Ар­ме­нии и Да­ге­ста­на  вхо­ди­ли в со­став пер­сид­ско-тюрк­ско­го го­су­дар­ст­ва Се­фе­ви­дов. На это, в частности, неоднократно указывали и сами азербайджанские авторы, отмечая, что 1-й секретарь АзССР в 1938-53 гг. Мирджафар Багиров считал районы Южного Дагестана своими «историческими землями» и прилагал немалые усилия к их «возвращению». [2] Бакинские правители пре­крас­но по­ни­ма­ли, что имен­но лез­ги­ны и родственные им кавказоязычные народы яв­ля­ют­ся древ­ней­ши­ми на­сель­ни­ка­ми юж­ной час­ти Вос­точ­но­го Кав­ка­за, на ко­то­рой рас­по­ла­гается так называемый Азер­бай­джан. Бакинские лидеры, руководствовавшиеся бредовыми идеями пантюркизма, не оставляли попыток, что­бы как-то вме­шать­ся в де­ла со­сед­ней рес­пуб­ли­ки и придать нужное направление внутренней политике её ру­ко­во­дства. В 1941 го­ду, вско­ре по­сле на­ча­ла фа­ши­ст­ско­го на­сту­п­ле­ния на СССР, со­вет­ское ру­ко­во­дство при­ня­ло ре­ше­ние о вво­де во­ен­но­го кон­тин­ген­та на тер­ри­то­рию Ира­на, в  исторический  Азер­бай­джан, яко­бы для за­щи­ты юж­ных гра­ниц. Вме­сте с вой­ска­ми в Иран бы­ла от­прав­ле­на спе­ци­аль­но под­го­тов­лен­ная и мо­би­ли­зо­ван­ная на территории  «нового Азер­бай­джа­на» ко­ман­да  из 500 че­ло­век пар­тий­ных и идео­ло­ги­че­ских ра­бот­ни­ков во гла­ве с пол­ков­ни­ком-ко­мис­са­ром Азизом Алие­вым,[3] ко­то­рый был на­зна­чен и чле­ном во­ен­но­го со­ве­та раз­ме­щен­ной в Теб­ри­зе 47-й ар­мии. Но, не­уда­чи  в на­ча­ле вой­ны вы­ну­ди­ли со­вет­ское ру­ко­во­дство весной 1942 года вы­вес­ти свои  вой­ска и ко­ман­ду пар­тий­но-идео­ло­ги­че­ских ра­бот­ни­ков с тер­ри­то­рии Ира­на[4]. Вос­поль­зо­вав­шись удоб­ным слу­ча­ем и ру­ко­во­дству­ясь прин­ци­пом «ес­ли не там, так здесь», М. Ба­ги­ров су­мел убе­дить сво­его дру­га и соратника И.Ста­ли­на на­пра­вить ко­ман­ду пар­тий­но-идео­ло­ги­че­ских ра­бот­ни­ков, вы­ве­ден­ную из Ира­на, в Да­ге­стан. Это про­изош­ло ле­том 1942 го­да. А.Али­ев за­нял пост пер­во­го сек­ре­та­ря Да­ге­стан­ско­го об­ко­ма ЦК ВКП (б), а дру­гие 250 че­ло­век из его ко­ман­ды прочие  клю­че­вые пар­тий­но-хо­зяй­ст­вен­ные по­сты по все­му Да­ге­ста­ну. Это бы­ло вре­мя, ко­гда не­мец­ко-фа­ши­ст­ские вой­ска стоя­ли на под­сту­пах к Да­ге­ста­ну. Воз­ни­ка­ет во­прос: на что рас­счи­ты­вал Ба­ги­ров, подго­во­рив Ста­ли­на от­дать Да­ге­стан под власть азер­бай­джан­ских тюр­ков,  ска­зать  сей­час труд­но. Но, яс­но од­но: при лю­бом ис­хо­де со­бы­тий он рас­счи­ты­вал рас­ши­рить сфе­ру влия­ния азер­бай­джан­ских тюр­ков в ре­гио­не и при бла­го­при­ят­ном сте­че­нии об­стоя­тельств при­сое­ди­нить Да­ге­стан к Азер­бай­джа­ну».

Эта ко­ман­да ос­та­ва­лась в Да­ге­ста­не вплоть до 1949 го­да.

К сча­стью, экс­пан­сио­ни­ст­ским пла­нам Ба­ги­ро­ва тогда не су­ж­де­но бы­ло сбыть­ся. Но семилетняя ра­бо­та пан­тюр­ки­ст­ски настроенных партийных  идео­ло­гов в рес­пуб­ли­ке не про­пала да­ром. Они и привели к власти команду во гла­ве с А. Да­ния­ло­вым, ко­то­рая на­ча­ла про­во­дить в республике ничем не прикрытую про­азер­бай­джан­скую ли­нию во внут­рен­ней по­ли­ти­ке, на­прав­лен­ную про­тив лез­гин и на­ро­дов Южного Дагестана.  Из­ба­вив­шись от по­след­не­го ру­ко­во­ди­те­ля лез­ги­на по национальности С.М. Ай­дин­бе­ко­ва, за­ни­мав­ше­го пост пред­се­да­те­ля Со­ве­та Ми­ни­ст­ров, А. Да­ния­лов по­сле­до­ва­тель­но на­чал про­во­дить ли­нию, на­прав­лен­ную на не­до­пу­ще­ние впредь на пер­вые долж­но­сти в рес­пуб­ли­ке пред­ста­ви­те­лей лез­гин­ской на­цио­наль­но­сти. Нет со­мне­ния, что та­кая по­ли­ти­ка но­во­го да­ге­стан­ско­го ру­ко­во­дства управ­ля­лась из Ба­ку, а поч­ва для неё бы­ла под­го­тов­ле­на во вре­мя «пребывания»  в рес­пуб­ли­ке ко­ман­ды Азиза Алие­ва. Без под­держ­ки ба­кин­ско­го  ру­ко­во­дства во гла­ве с М. Ба­ги­ро­вым, поль­зо­вав­ше­го­ся боль­шим до­ве­ри­ем И.Ста­ли­на и Л.Бе­рия,  А. Да­ния­лов вряд ли бы  ре­шил­ся на та­кой рис­ко­ван­ный шаг.

Что­бы не до­пус­тить лиц лезгинской национальности  к вла­сти и впредь  «уза­ко­нить» та­кое по­ло­же­ние на долгие годы бы­ли предпри­ня­ты ряд тон­ко про­ду­ман­ных и хорошо отлаженных мер. На офи­ци­аль­ном уров­не  бы­ло при­ня­то негласное  ре­ше­ние, по ко­то­ро­му пер­вые го­су­дар­ст­вен­ные долж­но­сти в рес­пуб­ли­ке ста­ли рас­пре­де­лять­ся по на­цио­наль­но­стям, со­глас­но их чис­лен­но­сти. На пер­вые две са­мые вы­со­кие  долж­но­сти  мог­ли пре­тен­до­вать те­перь толь­ко авар­цы и дар­гин­цы, а тре­тья долж­ность бы­ла от­да­на ку­мы­кам (возможно, как компенсация за присвоение их равнинных земель). За­тем бы­ли со­от­вет­ст­вен­но сфаль­си­фи­ци­ро­ва­ны ре­зуль­та­ты пе­ре­пи­сей на­се­ле­ния. Был ис­кус­ст­вен­но при­ос­та­нов­лен про­цесс кон­со­ли­да­ции на­ро­дов лез­гин­ской груп­пы, в то вре­мя как ан­до-цез­ские на­ро­ды и арчинцы (лезгинский народ) бы­ли принудительно вклю­че­ны в со­став авар­цев, а кай­таг­цы и ку­ба­чин­цы принудительно ста­ли дар­гин­ца­ми. В ре­зуль­та­те все­го это­го по чис­лен­но­сти на­се­ле­ния лез­ги­ны бы­ли ис­кус­ст­вен­но ото­дви­ну­ты на четвертое  мес­то. Здесь не­лиш­ним бу­дет на­пом­нить, что по спискам «Кавказского календаря» от 1886 года  в Да­ге­ста­не (гра­ни­ца, как и сей­час, про­хо­ди­ла по Са­му­ру)  лезгины по своей численности лишь на два с лишним процента уступали аварцам с их этнографическими группами, а численность на­ро­дов лез­гин­ской груп­пы и ава­ро-ан­до-цез­ских на­ро­дов бы­ла при­мер­но оди­на­ко­ва[5], а по ре­зуль­та­там Всероссийской  пе­ре­пи­си 2002 го­да чис­лен­ность авар­цев в Да­ге­ста­не  превзошла численность лезгин в 2,3 раза. За  пре­де­ла­ми Да­ге­ста­на, в дру­гих ре­гио­нах Рос­сии, в 2002 го­ду про­жи­ва­ло 75 ты­сяч лез­гин и 56 ты­сяч авар­цев. Думаю, при­ве­ден­ных вы­ше цифр впол­не дос­та­точ­но, что­бы су­дить о мас­шта­бах фаль­си­фи­ка­ции ре­зуль­та­тов пе­ре­пи­сей, про­ве­ден­ных при Со­вет­ской вла­сти  и в годы пост­со­вет­ской Рос­сии.

Все эти процессы с подачи и при поддержки бакинских чиновников привели сегодня к заметным, подчас необратимым деформациям в национальном, культурном и социально-экономическом развитии лезгин и народов лезгинской группы, задержав процесс консолидации лезгин на многие десятилетия. К сожалению, принятые в те годы в условиях тоталитарного режима негласные нормы и решения в выборе первых лиц Дагестана в полной мере сохранились и в наши дни. И сегодня на первую должность в республике могут претендовать только лица аварской и даргинской национальностей, хотя по результатам и так явно не претендующих на объективность переписей населения, эти два народа в общей совокупности не составляют даже и половины населения республики. Налицо явная дискриминация по национальному признаку. Назначение С.А. Меликова это исключение из правил. Но, плотно окруженный аваро-даргинским политическим окружением, решающим кого можно пропускать на встречу с С.А. Меликовым, а кого нет, какой проект представить ему, а какой нет, какие проблемы озвучивать, а какие - нет, сводит на нет назначение на высший политический пост республики представителя лезгинского народа. У С.А. Меликова и близко нет того специфичного кланового мышления, которое есть у его политического окружения в РД. Он мыслит совершенно иными категориями, чем серьёзно отличается его подход ко всему в республике от подхода представителей аваро-даргинских кланов, мечтающих вернуть к власти. К сожалению, в Дагестане все уверены, что возврат к власти кланов неизбежен. Однако народ Дагестана заслуживает лучшего, нежели возврат к власти тех самых этнополитических элит двух кланов республики, показавших себя в течении последних 50 лет с наихудшей стороны.

Только настоящая справедливая перепись народов, когда каждый народ может быть официально представлен под своим родным этнонимом может преломить ситуацию  и вернуть Дагестану утраченное им с 1959 года подлинное этническое многообразие. Этническое многообразие должно быть на деле, а не на словах (как известно, частое представление Дагестана в качестве 40-70 народов - всего лишь медийная реклама, не имеющая ничего общего с реальностью в республике, где 17 малочисленных народов лишены своих конституционных прав и используются для укрупнения аварцев и даргинцев - нет худшего преступления против этих народов нежели такое их положение с 1959 года и полное замалчивание этой проблемы в РАН).

Никто никогда по государственным российским ТВ каналам не озвучивает правду о том, что происходит в Дагестане с 1959 года и где в реальности многочисленные народы Дагестана, о которых любят говорить политики, избегая знать о их судьбах более конкретнее, а тем более говорить на эту тему. Никто не скажет о том, например, что арчинцы принудительно аваризируются, являясь при этом народом лезгинской группы, что этому народу уже полностью подменили свою подлинную арчинскую древнюю культуру на аварскую, принуждают изучать чужой им аварский язык , а дидойцы не могут никак ввести свой родной дидойский язык в национальной школе, годами борясь с аварскими национал-шовинистами, которым искусственно созданная численность аварцев стоит выше  судеб 14 малочисленных народов. Что лезгины, являясь наиболее пострадавшим с советского времени, разделённым между двумя государствами народом, у которого отняты все возможности для самосохранения и развития в Азербайджане, а в Дагестане также крайне несправедливо оттеснены на 4 место по численности, что чрезвычайно сужает возможности лезгин на позитивные перемены относительно своего положения, развития и возрождения утраченной народной культуры. Разве это справедливо в отношении этих народов? Или они не нужны никому, получается...

Для реальных конструктивных перемен необходимо аннулировать незаконную поправку (нарушающую конституционные права малочисленных народов Дагестана) к федеральному закону «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» от 30 апреля 1999 года [№ 82-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1999. – № 18. – Ст. 2208., ст. 1]в виде Постановления № 191 от 18.10.2000 года Государственного совета РД, которая создана с целью лишить народы Дагестана, которыми укрупнены аварцы и даргинцы, шанса на восстановление своих конституционных прав. Вот в чём ныне огромная проблема этих народов. Неужели искусственное укрупнение двух народов, аварцев и даргинцев, причём абсолютно незаконное, искусственное раздутие несуществующей в реальности численности, ВАЖНЕЕ судеб более 17 малочисленных самостоятельных в прошлом народов Дагестана, у которых отнято их собственное будущее и которые используются как этнический материал для укрупнения, не считаясь с их собственным волеизъявлением, их собственными чувствами и желаниями кем им быть, какой язык изучать в национальной школе и как себя идентифицировать? Это разве конституционно?

Кто им поможет? Кому есть дело до их судеб?

Но нужно опять возвращаться к тому, кто поныне остаётся главным заинтересованным лицом во всей этой истории. Кому в конечном итоге выгодно, чтобы в Дагестане ничего не менялось, чтобы здесь навечно сохранялись искусственно созданные в 1959 году этнополитические центры, противопоставленные лезгинам и Южному Дагестану, а также наносящие огромный вред более 17 малочисленными народам Дагестана, не давая им сохранять свою культуру и языки? Этот конечный выгодоприобретатель - соседний Азербайджан. Потому и сохранения столь явной несправедливости в современном Дагестане в интересах не Дагестана самого, а тем более, не России, а только в интересах Азербайджана.




[1] Деникин А.И. Очерки русской смуты.
[2] Пашаев А. Переселение. Баку 1995 г., с.7-8
[3] Азиз Алиев-тесть Гейдара Алиева и соответственно дед нынешнего президента Ильхама Алиева.
[4] Всемирная история. В 24 т. / А.Н.Бадак, И.Е.Войнич, Н.М.Волчек и др. Минск: Литература, 1996-1999. Т.23.
[5] 1886. Кавказский календарь на 1886 г. Тифлис, 1886.
[6]  Возможно, Багиров обещал Даниялову свою помощь в политике  постепенной аваризации Дагестана. Адекватный политик вряд ли поверил бы в возможность такого авантюристического плана. Но, Даниялов, ослепленный националистическими идеями,  в это поверил, и к сожалению, оставил после себя многочисленных последователей среди своего народа. Что касается кумыков, получивших в «вечное владение» третий ключевой пост в республике, то справедливости ради надо сказать, что они заплатили за это немалую цену, лишившись большей части своих земель. (http://alpan365.ru/kak-lezginy-byli-otlucheny-ot-vlasti.../)


Рецензии