Железная дорога Глава 4

Глава 4 

1
А мы с друзьями  на Гоголевском бульваре около дверей Ресторана Дома художника , рядом с метро  «Кропоткинская». Где - то в глубине слышна музыка. Она лилась робко, неуверенно. Она словно искала кого - то, силилась выразить свои эмоции и чувства. Казалось, вот - вот и...
- Заходим, решительно потянул на себя старинную дверь Борис. «Чуткая музыка всюду живёт, только прислушаться надо»
- И надо знать нужную дверь:- поддержал Богатов.
- Да это - Гершвин, я купил его пластинку в Дрездене, когда там служил в армии, гордо сообщил Луговской - знаток музыки.
                - Совершенно верно, молодые люди, это Джордж Гершвин. Он родился под именем Яков Гершовиц 26 сентября 1898 года в Нью-Йоркском районе Бруклин, в семье еврейских эмигрантов из Одессы, сообщил радушный швейцар, а музыка, которая звучит это из рок -оперы «Порги и Бесс». Между прочим Гершвин имеет прямое отношение к нашему заведению: гостеприимно  улыбалась, подошедшая администратор; - одним из хобби Гершвина было рисование.
- А вот интересно, был ли Гершвин знаком с одесситом Кандинским (тоже, между прочим, художником).
- Добро пожаловать, молодые люди в Ресторан Дома художника! А в Одессе я давно не была - расхохоталась администратор.
Зал не большой и очень уютный, круглые столы, покрытые русскими шалями, посреди стола  старинная настольная лампа с абажуром. Небольшая сцена и на ней рояль. А на столе! Ребята, да нас ждали: тарелка - селёдочница, на которой /!/пучок зелёного лука, два солёных огурчика и три маринованных грибка, хрустальный графинчик с хрустальной жидкостью и три хрустальных  лафитничка... и ни вилок, ни тарелок.?!!!
Если сказать: официант появился неожиданно, как из-под земли вырос, будет не верно. Нет, он появился ожиданно, как появляется изображение на фотобумаге в ванночке с проявителем,главное, не передержать.
- Молодые люди желают закусить или...?
- Или!  Вырвалось из наших молодых глоток. Но нас четверо, не отводя глаз от хрустального соблазна, сообщил Луговской.
- Это не проблема, дайте нам две минуты. Второй официант уже расставлял тарелки и раскладывал приборы на столе. Появились , недостающие приборы и лафитник.
- Будьте любезны, под холодное с мороза. Приятного аппетита! Желаете меню или на словах?
- Мы вам доверяем.
Официант поведал такое... из чего мы поняли, что нас и вправду ждали.
- Не томи ребят, Семёныч! Коллеги, вы в надёжных руках. За соседним столом  сидели двое мужчин и женщина.
Женщина была  одета стильно. Мода конца семидесятых ХХ века была  отражением  жажды власти  и  денег. Мужчины называли её по фамилии - Степанова.
- Доверьтесь Алексан Семёнычу и вы не пожалеете»-улыбаясь добавила Степанова.                - Что - то празднуем или решили просто отужинать?- поинтересовался Семёныч.                - Празднуем, Володя получил ганарар за работу и собирается раздать долги.
- Хорошая идея: начать раздачу долгов с ресторана  - добродушно расхохоталась Степанова.
- Наши поздравления, коллеги!
- Рюмка водки каждому за счёт заведения, сообщил Семёныч. Соседи дружно поддержали.
Пианист на сцене. Как выяснилось после знакомства: Сергей Маргаритов - студент Московской консерватории, здесь на «практике» (подработка). Позже, уже В 1991 году я снова встретился с Сергеем в загородном доме под Амстердамом у Боба Мейера - бизнесмена и мецената. Сергей давал концерт со своей женой, тоже выпускницей консерватории. Через год она резко забросила музыку и стала скульптором.
Опять я забегаю вперёд! Это всё будет потом, а сегодня...в тихом и уютном ресторане Дома художника на Гоголевском бульваре ужинает творческая интеллигенция.

Мне показалось, что Степанова, за соседним столом, часто смотрит на вход в зал. Вошел мужчина.
- Ну что ж , ребята, мне пора. Провожать не надо, звоните. Она встала, повесила на руку сумочку, расцеловалась со своими друзьями, потом  помахала нам рукой и, не оборачиваясь,  направилась к выходу.                - Ах,   любезный Алексан Семёныч, всё было, как всегда, вкусно, на высшем уровне, спасибо и  до свидания.
Наши соседи  предложили нам объединиться и продолжить вечер.  Круглые столы сдвинуть невозможно, но возможно придвинуть. Семёныч  убрал лишний прибор. Мы познакомились: «Московский рабочий» Владимир Баронин – журналист. Илья - искусствовед. У нас со Степановой сегодня двойной юбилей: день свадьбы и день развода. Одно число, так уж получилось, грустно сообщил Илья. У неё теперь всё хорошо: муж большой человек в  Штабе Олимпиады, его кабинет в центре Москвы - на улице имени М. Горького, в доме № 22А , а она его технический секретарь и... она счастлива.
Илья решил сменить, видимо, больную тему. Подготовка к Олимпиаде - 80 идёт полным ходом! Прежде всего, это отразилось на внешнем виде всех городов СССР. Теперь Олимпийские Мишка и кольца везде.                - Страна готовится достойно встретить иностранных гостей. Это начало из вашей статьи для журнала «Искусство»?- спросил Морошкин. Искусствовед перехватил остроту и расхохотался: - вы жестоки, Боря. Ну за знакомство.
Луговской: - А я слышал, что из Олимпийского пресс - центра на «Парке Культуры» вынесли все пишущие машинки итальянской фирмы «Olivetti», а с олимпийских складов – тренировочные костюмы с надписью «СССР». При строительстве велотрека в Крылатском выяснилось, что специальная английская краска для разметки дорог украдена, а с трека срезан десятиметровый слой покрытия.
???
Баронин: - Нас упрекали в том,что мы требуем слишком много комфорта и вещей, чтобы жить «сносно». Да! Мы хотели гораздо больше того, что было нужно нашим предкам.  Я бы хотел посмотреть Париж, Рим...
Как - то сам собою разговор перешёл на производственно - житейскую тему:  «О руководящей роли Партии». Парторгом в нашем комбинате был исполнитель – резчик по дереву Жарков (имя я забыл)лет 30. Как он о себе с гордостью говорил: - Я потомственный рабочий , мой отец и дед были столяры, а я окончил  ПТУ в нашем городе по профессии  «столяр - краснодеревщик», работал на оборонном заводе, был комсоргом цеха, потом, когда служил  в рядах Советской армии, вступил в КПСС.
Илья: Разные бывали, по большей части администрация, и правда, подбирала придурков попроще.
Парторг - столяр  по художественному комбинату всегда ходил в рабочем комбинезоне и с папкой в руке. Всех называл на «ты». Вы бы видели лицо нашего директора, когда к нему подходит  Жарков, жмёт руку и громко спрашивает:- Здравствуй, Николай Иваныч, ты был вчера в нашем райкоме Партии? Я зайду к тебе часов в 5, надо пару вопросов обсудить.  Директор комбината обескуражен и в замешательстве, так - как  был человек  интеллигентный. Много лет проработал директором театра не то в Курске, не то в Смоленске. Он даже сторожу говорил:- ну как вы, Афанасий Георгиевич, могли в нетрезвом виде петь неприличные частушки да ещё в рабочее время?

- Это тот Жарков, что работает у тебя исполнителем?- поинтересовался Толя Богатов.
- Работал. Да, после ХудСовета, когда у меня приняли эскизы  панно в технике «резьба по дереву» для кафе  «Чудесница», это на Лермонтовской, он подошел и просто так сказал: - Знаешь , Пименов, эскизы твои нам всем понравились и руководство нашего комбината поручило исполнительскую часть этого заказа мне.
 Луговской: - Картина Репина  «Приплыли».                - Не приплыли, а «не ждали». Ну во - первых по деньгам: проект интерьера плюс эскиз и плюс картон – шаблон, это примерно треть от всех денег заказа, а следующий заказ можно получить только после сдачи этого объекта Худсовету.               
Морошкин: - Значит,  занимайся творчеством, Пименов, пиши картины. Истинный художник должен быть голодным — жить эмоциями, быть... /?/ Нет, не иметь проблемы с самооценкой и не быть в зависимости от мнения окружающих. Не ждать  одобрения  каждого поступка или действия от Жарковых.
- Страдать?  - Морошкин, наливай, потому - что именно страдание с его яркими проявлениями ассоциируется с возможностью творить.
Баронин:  - Извините, но изначально фраза «Художник должен быть голодным» была придумана для художника Винсента Ван Гога, который жил, на самом деле, весьма обеспечено. Но его имиджмейкер Юлиус  Мейер – Грефе, /родился в большой еврейской семье в городке Решитц,  ранее территория Венгрии/, немецкий галерист и искусствовед, мучительно долго пытался найти нужный или даже выгодный для всех образ Ван Гога. - Коммерция, дело хитрое /тонкое/. Так биография художника была переписана им трижды.                Юлиус сочинил о Ван Гоге душещипательную легенду, что он вечно голодал, страдал и искал через своё творчество Бога.  Голод настолько завёл его в отчаяние, что он даже отрезал себе ухо./!/ Эта история возымела огромный успех. Она стала настолько популярной, что была растиражированна во многих фильмах и книгах и дошла даже до наших времён.                – То - есть это был ловкий маркетинговый трюк?                -  Да ещё какой! Глава аукциона Сотбис сказал, что работы художников с многострадальной легендой жизни продаются лучше всего.
Степанова: - Больше страдаешь - больше зарабатываешь? Хм... А зарабатывает  галерист. Но это там, на «Загнивающем», а у нас, вы помните известное изречение: «Через усилие к победе», «Через трудности к триумфу». Его авторство приписывается Луцию Аннею Сенеке, древнеримскому философу, поэту и государственному деятелю.
- Монография, написанная Юлиусом Мейером - Грефе, открыла дорогу новым мифам о художнике. В 1934 году Ирвинг Стоун напишет свою биографию Винсента — книгу «Жажда жизни», которая, к слову, тоже больше относится к художественным произведениям, а не к научным.  В течение XX века личность Ван Гога будет обрастать все новыми и новыми тайнами, и главными среди них станут история с отрезанным ухом и трагический финал жизни художника.
- Кто отрезал Ван Гогу ухо? Я где – то читал, что по  версии,  ухо Ван Гога мог задеть Поль Гоген./?/
- А может столяр -  парторг /как его фамилия/
- Резьба по дереву это не столярная работа это творческий процесс. Детище автора, куда он вкладывает свою душу... текстура древесины. Бывает так, что приходится отходить от шаблона в ходе работы. Но за конечный итог несёт ответственность автор.                - Это мы проходили, а чем всё закончилось?
- Через неделю звонит мне мастер цеха: срочно приезжай!

- У тебя нет понятия о трудовой дисциплине! Рабочий день у нас начинается  в 9 часов! - У тебя на шаблоне не отмечена глубина. Я буду работать только по строгому чертежу!- Заявил парторг – исполнитель. Ты мне на своём картоне - шаблоне должен точно отметить все глубины. Да ещё у тебя по эскизу  два уровня и выносные полуфигуры. В таких случаях делают макет. И другой вопрос: кто и на какие деньги будет изготавливать щиты для резьбы.
- Во первых  это входит в исполнительскую часть - пытаюсь я возразить, а во вторых, изготовление макета не входит в смету.- Ты меня не учи. Ах, да,ты же у нас в авторАх (он здесь всегда ставил ударение) ходишь. Ты должен быть постоянно рядом, а ты ни разу не появился, а у меня трое детей мне их кормить надо, да и партвзносы платить ...                - Мне нет дела до твоих детей и взносов!                - Наглец! (это он мне)из молодых, да ранний. Я, как представитель администрации комбината, отстраняю тебя от заказа!                Короче, вызвали меня к директору. Директор, как всегда, любезен:-Успокойтесь, Владимир Алексеевич, и напишите докладную записку на моё имя. Изложите подробно  всё как было и Ваше мнение по данному инциденту. Желательно к четвергу вы же хорошо знаете, что у нас по четвергам Худсовет.                -  И, что на Совете будут разбирать  моё  поведение?
- Пожалуйста, напишите - закончил директор.
- Написал?- спросил Илья.                - Написал на трёх листах, помог Шур Аркадий Матвеевич.                - Ну и что было дальше?                - Прихожу в комбинат, а там на доске объявлений приказ и народу много.                - Ну! Не томи!                - Читаю: «поручить исполнительскую часть по заказу №.и т.п.- автору проекта В.А.Пименову и красивая подпись директора и круглая печать. Спускается по лестнице Глеб Иваныч Ермолаев - главный художник (как всегда в хорошем расположении духа) и напевает песню  Лев Лещенко пел: «За того парня» ... Я сегодня до зари встану... ты зайди ко мне, зайди Володя.
Захожу: - Распишись, что с приказом ознакомлен и мой тебе совет, сынок, прям сейчас всё забудь. Ты сам писал или помогли? Да это и не важно. Потом Жарков уволился.
- Ну за Робин Гуда! И все дружно расхохотались.
У объединённого стола незаметно появился Семёныч и, наклонившись к Баронину, тихо: вы достаточно громко разговариваете,  на вас обращают внимание и... более громко:                - разумеется, у нас  отменный кофе.
Уже на улице Баронин:- от той веснушчатой комсомолки ничего не осталось даже длинной косы больше нет, а какие статьи она писала: ёмкие и образные.
- Она и сейчас пишет : доклады для мужа и статьи под его именем , положив руку на плечо друга, сказал Илья.                Баронин: - Наш Главред их печатает вне очереди. Потом немного помолчав:  Вспомнилась одна цитата из  романа  Артуро Переса - Реверте  « Кожа для барабана, или Севильское причастие» ( La piel del tambor):
«Пусть такие священники, как я, кажутся вам ничтожествами, и пусть даже это правда, но все же мы нужны… Мы — старая, латаная -перелатаная кожа того барабана, что всё ещё разносит по свету гром славы Божией. И только сумасшедший способен позавидовать подобной тайне…»                Мы обменялись телефонными номерами и расстались.

2
Восьмидесятые годы начинались  двумя событиями, которые ничто между собой не объединяло, но одно на какое - то время запомнилось, а другое осталось в сердцах народа не только в России.   Олимпиаду ждали все. О ней и только о ней говорили и пели по телевизору и радио, все газеты и журвалы:... радостные новости с олимпийских строек. А народ, опять, по привычке,  верил и  думал: «Вот последний раз подтянем пояса и заживём!».
 XXII Летние Олимпийские игры проходили в Москве с 19 июля по 3 августа 1980 года. Да, было грандиозное открытие. Удивительное, по красоте   и очень   трогательное по эмоциональности, закрытие. А между этими событиями были спортивные соревнования, которые мало кого интересовали.
Из сообщений «Голоса Америки» :                - В город Горький препровожден ученый - диссидент Сахаров, которому назначена ссылка в городе на Волге...  Андрея Дмитриевича... (дальше не разобрать сильно глушили).
-... на Олимпиаде-80 в Москве отсутствовали спортивные делегации ведущих стран Запада, а также Китая... бойкот играм в Москве в ответ на введение 25 декабря 1979 года советских войск в Афганистан.                - Об этом никто не знал, да и откуда можно было узнать? Во всех газетах и журналах, по радио и  телевизору радостно сообщали, что мы самые лучшие, самые сильные и самые счастливые на Свете! А война начатая СССР в Афганистане - освободительная... это наш интернациональный долг!
Ранним утром, японская магнитола Sharp gf 6060, по «Голосу Америки» передали: - Сегодня  в ночь на 25 июля 1980 года (примерно в 4.10 утра) ... Владимир Высоцкий скончался во сне в своей московской квартире.  Поэт, который не был принят ни в одно писательское объединение Той страны, в которой кремлёвские главари считали его отморозком и просто шпаной, не достойной звания  «Советский гражданин»...
... Не возможно в это поверить, но как узнать правду. Часов в 9 утра позвонил Коля Витвицкий:- Слышал? В это трудно поверить. Надо поехать на Таганку. Ну, тогда у входа и встретимся.
Утро 25 июля, скромное объявление над окошком кассы Театра на Таганке: «Умер актер Владимир Высоцкий. Спектакль отменяется».
Парень с девушкой: - Простите, у вас нет лишнего билета?                - Так ведь спектакля не будет, здесь написано.                - Я знаю, нам на память.                Тогда ни один человек не сдал обратно билет, сохранив его у себя как реликвию.
Таганскую площадь перегородили автобусами  и грузовыми автомобилями. Станция метро Таганская «Закрыта по тех. причинам». Но, несмотря на все препятствия, возле Театра на Таганке собралась огромная толпа, люди не расходились на протяжении нескольких дней. В день похорон многие стояли даже на крышах автобусных остановок и  близлежащих зданий.
«Вражеские голоса» сообщали:                - Проститься с артистом пришли около 40 тысяч человек.                - О том, что страна лишилась великого поэта, артиста, барда и актера...                - А в официальной советской прессе... лишь два небольших некролога в газетах «Вечерняя Москва» и «Советская Россия»..                - ... за публикацию заметки о смерти Высоцкого был снят с должности главный редактор газеты «Вечерняя Москва».
Владимир Высоцкий умер в самый разгар Олимпийских Игр, проходивших в Москве. Советские власти всячески пытались скрыть этот факт от народа. Но трибуны опустели...
 Коля Витвицкий: говорят, что в КГБ есть специальный отдел по придумыванию и распространению слухов..., нужных слухов... По Москве разнеслась молниеносно новость: Марина Влади забрала тело Высоцкого и хочет похоронить его в Париже.
28 июля 1980 года Владимир Семёнович был похоронен на Ваганьковском кладбище. Высоцкого хоронила, казалось, вся Москва. Марина Влади уже в автобусе, направившемся в сторону Ваганькова, сказала одному из друзей мужа — В. И. Туманову: «Вадим, я видела, как хоронили принцев, королей, но ничего подобного не видела!»
Последние две строки, которые Владимир Семёнович Высоцкий написал 20 июля (по другим данным, 11 июня) 1980 года :
             «Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,
               Мне есть чем оправдаться перед Ним».
Из воспоминаний Ю. Любимова, главного режиссёра театра на Таганке:
 «Они [власти] хотели его тихо, быстро похоронить. Закрытый тогда город, Олимпиада, а получилась довольно для них неприятная картина. Когда они наврали, сказали, что привезут гроб, чтобы проститься с ним, а очередь шла от самого Кремля… Видимо, их мышление было таково, — как такого типа провозить мимо Кремля на Ваганьковское кладбище. Поэтому они — раз, и в туннель юркнули. Стали выламывать его портрет, который мы выставили в окно второго этажа театра.  Поливочные машины стали сметать цветы, которые люди берегли зонтиками, потому что была страшная жара. И вот эта толпа огромная, которая вела себя просто идеально, начала кричать на всю площадь: «Фашисты! Фашисты!». Этот кадр обошел весь мир»…                *                Вечером решили собраться у Толи Богатова помянуть Владимира Высоцкого. Жена Богатова Нина /бывшая натурщица/ приготовила пельмени. Прикрепили на стену лист ватмана, вставили в эпидиаскоп  фотографию Высоцкого с гитарой и направили на белый лис. На стол поставили стакан с водкой и накрыли чёрным хлебом. По  телевизору показывали «Служебный роман». По другой программе  «Новости дня»: советские «Стройки века»... Ленинские субботники и т.п.                Включили магнитофон с песнями Высоцкого.                Коля Витвицкий: - Что же такое «чувства добрые я лирой пробуждал»? Это не значит — «учил». Это значит: пробуждал добрые чувства в людях. Пробуждать можно то, что есть в душе, что по какой-то причине... дремлет или затаилось... ждёт. Это – Поэзия, а Живопись? Да они родные сёстры!...
- Есть идея! Придумаем  «Стройку века» или «3ОО – летие гранёного стакана» или... «Двести лет железным дорогам  нашей Великой страны»... организуем субботник и выставку – продажу своих картин...спонтанно и без выставкома.                - После субботника  выставим  свои работы в Измайловском парке у пруда, как бы продолжение выставки на субботнике. Идея... Ради чего? - Выставки - продажи  своих картин самими  художниками в Измайловском парке Москвы  (у пруда) без худсовета /!/  Пруд... ботик Петра 1, история... хорошо!                - 12 апреля 1919 года в депо Москва – Сортировочная                - Как было: Группа рабочих из 15  человек после рабочего дня вернулась в цех ремонтировать паровозы. 
- Идея такая: Сегодня 15 молодых художников совершают поездки по стране,  по железным дорогам. 12 апреля в депо Москва -Сортировочная, во время субботника устраивают выставку своих работ для коллектива депо, приглашаются ветераны, небольшой концерт, буфет. Передвижные выставки по стране.               
                Борис Морошкин: - И получим «Бульдозерную выставку 2»... уже проходили.                Нина, раскладывая пельмени: - главное Грамотно (в смысле правильно) написать план мероприятий.  Вам нужен покровитель. Железный и сильный.                Женя Луговской:- Железная дорога! МПС!                Толя Богатов: - Нужна помощь Баронина Владимира Петровича – журналист, сотрудник редакции газеты Московский рабочий, наш общий друг. Сосед Пименова, ему и идти на «Приём».                Борис Морошкин: - Ну, за придуманное! Детали обдумаем на следующем заседании нашего Совета. Там и выберем Председателя /своего/.

3   
Чистопрудный бульвар 8. На стене строгая вывеска: Редакция газеты  «Московский рабочий». Издательство МК и МГК КПСС. Основано в январе 1922 в Москве.                На проходной назвал своё имя и к кому иду. Вахтёр был любезен: - Проходите, вы записаны.
«Владимир Петрович Баронин и должность», гласила табличка на стене у двери.
- Заходи, старик, какие проблемы привели тебя в наше славное Издательство?                - Добрый день, Владимир Петрович.                - Здравствуйте, Владимир Алексеевич. Протокольная часть нашей встречи окончена, переходим к теме вашего визита.                Мы расхохотались и пожали друг другу руки. 
   - Ну, в общем,  до меня дошла информация: Наша страна готовится встретить  и широко отметить славный юбилей «15О- летие Российских железных дорог». Баронин сделал удивлённое выражение лица и улыбнулся: откуда такая секретная информация?
  В Молодёжном объединении СХ СССР , основанном в 1975 году, я  в активной группе с первых дней её существования. На первом собрании меня даже предложили в Актив и проголосовали, но потом забыли внести в список.                Баронин улыбался: - ах, какая наивность. Да вас и собрали - то, чтобы зачитать список. Всё давно уже было оговорено и согласовано ТАМ.
- Думаешь? Выходит и ты в этом кабинете тоже по списку... Прости, Владимир Петрович, не подумал... не хотел тебя обидеть.
- Успокойся, Володя, я не обидчивый, а до этого кабинета я имел кабинет намного больше и выше. Да и Илья искусствоведом стал не так давно. Потом, при случае, расскажу. 
Где искать информацию? Напряги мозги, художник, если ты придешь в МПС, то тебя сразу не турнут, а будут посылать от одной двери к другой. Что такое железная дорога?
 – Рельсы! Вырвалось у меня.
-  А теперь самое главное  –  попасть на приём к министру МПС.
- Кто меня пустит?                - Одного - нет, а вот с коллективом человек пять во главе с комсомольским вожаком вашего МОСХа , министр вас примет.                Всё было готово (придумано) ровно за двадцать минут и напечатано на машинке.               


- И ещё, дорогой, Гудок! Редакция газеты «Гудок». Старая Басманная ул., 38/2 строение 3. От нас до Покровки и Троллейбус 24, 45. Ехать от центра в сторону Бауманской до остановки «Разгуляй». Дом 38 предположительно, в этом доме был знаменитый кабак «Разгуляй», а редакция размещена в здании за домом - музеем В.Л. Пушкина. Баронину кто – то позвонил. Извини, старик, начальство вызывает.                А ты поезжай туда, там тебя ждут.

* В МОСХе на Беговой идея понравилась и руководителем группы был назначен.../?/ комсомольский вожак , молодой кандидат в члены КПСС.  Художник? Где учился? Никто о нём ничего не знал. Егоров Слава. Через неделю он сообщил, что нас примет Конарев Николай Семенович – министр путей сообщения СССР.                В назначенный день министр нас принял, выслушал, попросил оставить план мероприятий  и сказал, что нам позвонят. И позвонили.
Организовались две группы: одна на БАМ, а другая по Октябрьской железной дороге —  первая по старшинству железная дорога России. Обслуживает северо - западные области России

*
Для «железнодорожной» выставки у меня была задумка: первый Нарком ЖД России... кто?... как тогда было?... не легко?... Где искать информацию?                Транспортная газета «Гудок» — газета железнодорожников, орган Министерства путей сообщения СССР и ЦК профсоюза рабочих  ж.-д. транспорта. Издаётся в Москве с декабря 1917 года.
Вход свободный. Коридор увешан большими фотографиями:
 В газете сотрудничали писатели — И. А. Ильф, Е. П. Петров, М. А. Булгаков, В. П. Катаев, Ю. К. Олеша, К. Г. Паустовский, С. С. Смирнов, В. А. Чивилихин, Л. И. Славин, М. М. Зощенко и др. В газете работал поэт - долгожитель Саша Красный. Он прожил 112 лет, был  одним  из создателей движения «Синяя блуза».
 Рядом с фотографиями  прикреплены открытки и просто листочки, некоторые пожелтели. На одном, около Юрия Олеши, я прочитал: «1966 год  «Три толстяка» этот фильм - сказка будет одним из первых фильмов который увидят мои дети». Подпись не разобрать.                - Забыл о цели своего визита?  Улыбался бородатый  парень, Константин, это меня так зовут. Константин, от латинского - твёрдый, постоянный, довольно популярное имя, чаще встречается в городе, чем на селе. Нужна помощь?                Познакомились. Я рассказал  про выставку, про свои идеи.                - Пройдём  в мой «кабинет». Малюсенькая комната: три стола, завалены бумагами, на стене висел телефон, а вокруг веером записки и записочки и только два стула.                - Вообще - то мы здесь работаем вчетвером, но  кто - то постоянно на выезде.  А вы знаете, коллега, что московский театр им. Гоголя на улице Казакова, 8а. Это здание дореволюционной постройки — бывшее железнодорожное депо; с 1925 года — клуб, с 1930 года — театр. При Центральном комитете профсоюза железнодорожников был организован «отраслевой» театр, называвшийся Передвижным театром драмы и комедии. Там играли:  Самойлов Владимир Яковлевич , Утёсов Леонид Осипович , Чирков Борис Петрович.                - Да, Константин,  в театре им. Гоголя на улице Казакова я был на новогоднем спектакле в детстве...
- Нужная тебе информация, записывай: библиотека ПГУПСа  Адрес университета: 190031, Ленинград, Московский пр., 9, ПГУПС , но это далековато, а в Москве: Политехнический музей, но самое главное это музей - квартира Елизаровых. Манежная ул. д. 9. Напротив Александровский сад. Там смотрительница старая и строгая... Удачи! Звони!
*

Творческая поездка по Октябрьской ж.д. до Мурманска. Руководитель нашей группы был Егоров Слава. Жили мы в общежитии  на территории  депо. Егоров выдал нам талоны на питание в столовой. Делали наброски в депо, рисовали рабочих - передовиков. Лето... белые ночи. Однажды Слава Егоров сказал, что ему надо отлучиться  до конца дня /видимо звонок шефу/ и мы решили расслабиться. В торговом порту в стекляшке можно было выпить пиво с креветками. Пошли не все. То, что мы художники из Москвы знали и в депо и в порту. Моряки народ общительный. Сегодня вечером отходит теплоход «Клавдия Еланская» до Земли Франца - Иосифа и обратно. Архипелаг в Северном Ледовитом океане, на севере Европы.
Можно поговорить с капитаном, может он вас возьмёт, но надо придумать что - то оригинальное. Поговорить послали меня. Не помню, что обещал, но капитан расхохотался и вызвал дежурного -вахтенного.                - Теплоход отходит в 20 часов. Не опаздывать и возьмите тёплые вещи в море холодно и встречаются льды. Вахтенный, проводите товарища художника, вечером встретите группу и разместите.
 - Путешествие было фантастичное. Рисовали моряков, суровые скалы. Устроили творческий вечер для экипажа. Моряков интересовала жизнь в столице. Кто – то спросил про Высоцкого. Я рассказал: как я был на похоронах поэта, про его жену француженку Марину Влади. Про воспоминания  Юрия Любимова  о Владимире Семёновиче в роли  Гамлета («Гамлет», 1971г.), «Вишнёвый сад», 1975г., о роли Свидригайлова («Преступление и наказание», 1979г.).
Корабельный кок приготовил огромный пирог к чаю. Рисовали шаржи членов команды. Потом на большом куске фанеры написали картину теплоход «Клавдия Еланская» в открытом море, на горизонте суровые скалы и айсберг, чайки.
Старший помощник рассказал историю теплохода:
«Клавдия Еланская» — морской двухпалубный  пассажирский теплоход улучшенного ледового класса был построен по советскому заказу на верфи Brodogradili;te "Tito" в Кралевице (Югославия)                18 января 1977 года.  Назван в честь народной артистки СССР Клавдии Николаевны Еланской. Театр МХАТ.  Мы работали  на пассажирских маршрутах в Баренцевом и Белом морях, ходили к берегам Земли Франца-Иосифа, Новой Земли и Антарктиды. Возили туристов на Соловецкие острова, в Норвегию,  Данию, Финляндию, Германию, Францию, доставляли шахтёров на Шпицберген.                Потом  боцман посоветовал посетить  затон «кладбище старых кораблей и подводных лодок», но добираться надо на попутках.            
Егорову уже донесли и про пивной бар, и про креветок, и про теплоход, и про жену Высоцкого / что –то я не так сказал/.                В затон старых кораблей поехал я один.
*
Сторожевая будка и в ней солдат с винтовкой: - Ладно, иди, но фотографировать запрещено! Рисуй, художник.                Зрелище жуткое: когда - то боевые корабли и подводные лодки наводили страх на врага, а теперь они лежат полузатопленные на боку. Солдату было скучно и он рассказал: - сначала с корабля снимают вооружение и ценные приборы. Штурвал берёт себе капитан. Потом, во время прилива, корабль разгоняют на полный ход и направляют на берег... и конец боевой единице.                – А что ты охраняешь?                - Это дело не моё. Скоро приедут меня менять, можешь обратно поехать с нами. Фотографии я конечно сделал... за взятку: 15 минут рассказывал о Москве и главное, об Алле Пугачёвой и ещё 20 минут, когда приехала смена. Сержант, который менял солдата: - расскажи, художник о Москве, про Кремль, про Царь – пушку. Нам Замполит рассказывал. Я, когда демобилизуюсь, заеду на денёк посмотреть Столицу нашу. Они согласились меня подождать часок.
*
И вот итог всех наших субботников и поездок по железным дорогам страны: Выставка в доме политпросвещения на Трубной площади. Прекрасное светлое фойе. Торжественный вечер посвященный 150 летию РЖД. Много волнений. Развешиваем свои работы.
Входит женщина со шрамом на щеке.                - Видимо только что  от парикмахера, кто – то пошутил. Очень дорого одета, в обеих руках целофановые пакеты. О! Такие пакеты в Советском Союзе можно было приобрести у фарцовщиков, в переходе на Арбате в Москве по спекулятивным ценам стабильно продавали цыгане. Цена: от 5 до 15 рублей.                - Видимо продуктовый паёк. Не знает  куда поставить  свои сумки,  не представилась и не поздоровалась.
- Это что за говно здесь развесили? Кто ответственный? Все, вон из зала.
- Кто это, поинтересовалась Лена Маргаритова у Егорова.
- Это куратор от министерства культуры Серафима  Фаридовна Дикина.
- Сразу видно, что министерство культуры. Наблюдатель, надзиратель, ментор - это эксперт в своей области, который помогает менее опытному человеку строить карьеру, развивать полезные качества и избегать типичных ошибок.
                На другой день Торжественный вечер посвященный 150 летию РЖД.   Пришли Баронин и Константин /как неофициальные лица/.                - Ребята, извините немного опоздал. Купил замшевый пиджак около комиссионки в Измайлово, женщина говорила, что привезла из Югославии, но он её сыну велик, а вот вам в самый раз. Одел померить, в самый раз. Она достала из сумки зеркало: - ну посмотри, как хорошо на тебе сидит. В зеркале я видел только своё довольное лицо. Когда дома одел и хотел застегнуть пуговицы, ни пуговиц, ни петелек для них, нет. Пришлось нести в ателье. Вот только сегодня получил.
Константин: - Да, для художника замшевый пиджак, как для машиниста паровоза... Пока ты дырочки на своём замшевом мундире ковырял, твои ордена ушли к другому!  Даже табличек с твоим именем нет.
Подошла Лена Маргаритова: - Мы пришли  на вернисаж, как участники выставки, поздравить железнодорожников, а нам, кажется, дали пинка под зад.
- Это недоразумение. Разберёмся, а где Егоров?
/?/
 В это время в зале, женщина с блокнотом обратилась к нам:                - товарищи не мешайте, идёт съёмка для телевидения «Новости культурной жизни столицы».                Оператор с камерой на плече снимал крупный план экспозиции:  незнакомый мужчина, по виду из рабочих, рассматривал картину  «Молодые путеукладчики едут на смену».                Баронин: - такую фотографию я уже видел. Ах, да, у нашего Главреда на столе.
Посмотри, Пименов, какая красивая картина: строительница коммунизма в рабочей робе, строительной каске и... в больших рукавицах держит букет полевых цветов. Букет ей подарил, видимо, вон тот парень в спортивном костюме и новеньких кроссовках  adidas, а вокруг романтично цветёт багульник. 
Молодая женщина с блокнотом рассказывала своему собеседнику:                - это произведения написаны молодым и талантливым московским художником... Славой  Егоровым. Он сейчас на БАМе готовит серию работ  «Трудовые будни Страны Советов»...- вы ведь с ним встречались на нашей  «Стройке Века»?...– спросила она мужчину. За рабочего ответил я: – Да, знаю, он вчера помогал мне в этом зале развешивать  мои работы. Жестокий мир!

Когда пришли забирать свои работы,  многие были свалены в углу подсобки у завхоза, а на стенах висят картины  «правильные», так выразился завхоз. – Забирайте, «вашу мазню».
- Правильные?... Был я в Манеже на выставке Ильи Глазунова. Картины Ильи Глазунова  по - своему хороши, и вот если бы их размножить и вывесить, как плакаты на железнодорожных станциях, эффект был бы великолепен!  Можно закрыть всю грязь. Народ любит китч.
Слава Егоров: - Старик, ты не прав!  А вот вам правильные - Илья Глазунов сделал главным объектом изображения - Родину, родной народ, его историю и его духовный мир.                - А мы что изображали?  Все наши персонажи живые,  простые люди, труженики. Каждый со своей судьбой. Мы старались изобразить их жизнь, их быт, их проблемы и радости. Портреты рабочих Ж.Д. Это не  манекены как у Глазунова.

Баронин: - Поехали  в Сокольники  в ресторан с цветочным названием «Фиалка».  Художник  живёт в реальном мире и должен, обязан происходящее  осмысливать.                Константин: - согласен, необходимо всё осмыслить. Пименов, не унывай, поехали.
Гуманитарии ушли во «внутреннюю эмиграцию».
*
 От станции метро Сокольники 800 метров и мы уже у дверей... заведения.  У этого ресторана довольно богатая история, частыми гостями его были Леонид Осипович Утёсов (настоящее имя Лазарь (Лейзер) Иосифович Вайсбейн); и примадонна российской эстрады Алла Пугачёва и... сегодня мы. Ресторан «Фиалка» был открыт  в далеком 1946 году по личному приказу Иосифа Виссарионовича.
...из отзывов посетителей: В 60-70годы это реально самое крутое место сходок воров в законе, сейчас там рулит сын, а раньше его отец. Все реально и даже красиво.
Молниеносно появился официант и рассказал: - исторической ценностью и гордостью «Фиалки» по праву считается, и ныне работающий, телевизор «Toshiba» японской сборки, купленный  и подаренный нашему заведению за баснословную сумму в две тысячи рублей. Давно это было и я не помню, кем подарен.

Баронин: - Друзья, когда мы шли от метро, то слева видели Храм. Илья с оказией передал свой последний очерк из серии «Моя Москва».  Вот выдержки:
... В ленинской библиотеке разыскал сведения:... Уникальный образец стиля «модерн» в церковном строительстве. Сокольники. Церковь Воскресения Христова построена в 1909–1913 гг. (арх. П. А. Толстых). Председатель строительного комитета — о. Иоанн (И. Кедров), в народе храм называется «Кедровская церковь».
 Любопытная деталь: храм вопреки традиции повёрнут алтарём к югу - к месту рождения Христа. Один из последних храмов, построенных в Москве до Октябрьской революции.
... Сегодня, после многих лет гонений, Церковь наша - и это мы явственно видим - вступает на путь широкого общественного служения. На нее как на хранительницу непреходящих духовных и нравственных ценностей, исторической памяти и культурного наследия с надеждой взирает все наше общество.  Дать достойный ответ на эти надежды - наша историческая задача.
 ... Решению этой важнейшей задачи и было посвящено все первосвятительское служение Патриарха Алексия.                ... Святейший сказал: «Предстоящие  перемены не могут не произойти, ибо 1000 лет христианства на Русской земле не могли исчезнуть совсем, ибо Бог не мог оставить свой народ, столь возлюбивший Его в своей прежней истории. Не видя десятилетиями просвета, мы не оставляли молитв и надежды – «сверх надежды надежды»,  как говорил апостол Павел. Мы знаем историю человечества и знаем любовь Бога к сынам Его. И из этого знания мы черпали уверенность, что времена испытаний и господства тьмы кончатся».
Баронин сложил лист и положил в корман, вздохнул и продолжил: - Илья, Степанова и я, выпускники МГУ имени М.В. Ломоносова –  «Журналистика».                Константин, а я: МГИМО - журфак. Написано эмоционально и символично.  Конечно вы понимаете, что было бы сущей глупостью с нашей стороны пытаться перескочить через этапы «Большого пути». Долгие годы пропаганда усердно промывала мозги гражданам.
 Мы изобретали  Слова, которые на первый взгляд могут показаться несущественными или написанными ради красоты слога, но мы старались наполнить скрытым смыслом, то заветное, о чём мечтали, чем живём. Уверен: приди нам нездоровая мысль говорить Громко то, что думаем,  мы бы дорого за это заплатили.  И мрачно добавил: — Свободой и,быть может, даже нашими жизнями.
Символизм — это умение намеком и иносказанием передать состояние души. Назвать предмет — значит уничтожить три четверти наслаждения поэмой, состоящего в счастье понемногу угадывать.       Это сказал француз С. Малларме. 
                - Константин, я вот тоже написал для стены «литературной Славы» в редакции  «Гудка»:- «Отпугивание злых духов их только веселит».
–Ты, художник, правильно заметил - «отпугивание»... Посмотри в зал... кого мы хотим отпугнуть и от чего?
*

  На Манежной улице, д. 9. Мемориальная доска...
 Поднялся на третий этаж и постучал в дверь. Дверь открыла женщина, одетая в строгий чёрный костюм. Старой она мне не показалась, скорее усталой.
- Здравствуйте, проходите, могу вам чем – то помочь? В манере  говорить, сотрудницы музея, где - то далеко угадывалось одиночество.
 Высокие потолки не давали ощущения пространства, скорее давили на человека. Узкие и высокие окна света пропускали мало, да ещё эти ужасные казённые шторы. Посредине большой комнаты - круглый стол, покрытый льняной скатертью, видно, что новой, три стула: один в углу около письменного стола, второй около  пустой серой стены, а третий у окна. На нём видимо сидела смотрительница и читала книгу, которая сейчас  была  накрыта  кружевной  салфеткой, такой как раньше накрывала телевизор моя мама. Название книги не было  видно, но она была явно старинная. Всё какое - то казённое, не жилое. Музей - квартира.
 Я рассказал о цели своего прихода, о  предстоящей выставке, посвящённой 150 летию российских железных дорог.
 - Меня интересует: кто был первый нарком, как тогда было не легко. /Книга на стуле притягивала моё внимание/. Я был в редакции газеты Гудок и собираюсь поехать в Ленинград в библиотеку  ПГУПС.
- Да, это наша тема, присаживайтесь, молодой человек. Женщина приставила к столу тот стул, который стоял у стены.
 Боковая дверь, слева от серой стены, приоткрылась и вошел мужчина в чёрном костюме и белой рубашке с галстуком, на лбу очки, в руках он держал чистые листы, а в зубах  карандаш видимо он только что писал.
- Да, это наша тема - сказал мужчина.
- Это мой муж. Три года назад он пропал безвести в Афганистане и с тех пор живёт здесь.
 – Меня зовут, Павел.  Удивление промелькнуло на лице смотрительницы  и она посмотрела на стену.
- Да, молодой человек, с Ниной Борисовной мы ещё и коллеги. Мы закончили  Историко - архивный институт (это здесь рядышком на улице 25-го Октября), потом любовь и аспирантура. Мы подавали надежды и нас оставили на кафедре.  Мы, молодые историки  -архивариусы, молодые члены КПСС. Стали соавторами и взялись за диссертацию. У нас была первая категория допуска к архивным документам.
- Простите за любопытство, Павел, не знаю вашего отчества, какая тема вашей работы, если это не секрет, конечно, спросил я скорее для солидности.
- Можно просто, Павел...
 Нина Борисовна пояснила: - Павел «апостол язычников» (Рим. 11:13), не входивший в число Двенадцати апостолов и участвовавший в юности в преследовании христиан. Пережитый Павлом опыт встречи с воскресшим Иисусом Христом, привёл его к обращению и стал основанием для апостольской миссии. Павлом были созданы многочисленные христианские общины на территории Малой Азии и Балканского полуострова.                Нина Борисовна: - Тема была закрытая, но сегодня это уже не важно.                Павел: - «Первые Наркомы  молодой страны Советов», а вы, молодой человек , интересуетесь историей Российских железных  дорог и  собираете материал для картины  предстоящей выставки. Мужчина стал переберать листы, которые держал в руках, а карандаш опять держал в зубах (видимо школьная привычка).
Он одел очки: - Вот, пожалуйста, это может быль любопытно:
Первая железная дорога в Российской империи построена в 1837 году по маршруту «Санкт - Петербург — Царское село». Первый  Народный комиссар путей сообщения РСФСР с 21 ноября 1917 года по февраль 1918 года был Елизаров Марк Тимофеевич - российский революционер, советский государственный деятель. Он родился в деревне Бестужевка Самарской губернии, в крестьянской семье.
Нина Борисовна, не отрываясь, смотрела в окно. В  Александровском саду лил дождь.
 - Окончил Самарскую мужскую гимназию. Всю свою жизнь посвятил революции. Марк Тимофеевич был женат на старшей сестре  В. И. Ленина -  Анне Ильиничне.
 — Анна Ильинична Елизарова - Ульянова жила в этой квартире с 1919 по 1935 год.
- Простите, так Елизаров был наркомом не больше трёх месяцев?
- Да, недолго. Его перевели на другую работу, но вскоре он умер от сыпного тифа.- Что Потом?                - После Елизарова наркомами РЖД были видные государственные деятели:                - Троцкий Лев Давидович – народный комиссар путей сообщения РСФСР (25 марта 1920-10 декабря 1920 г.) имя при рождении Лейб Давидович Бронштейн село Яновка, Елисаветградский уезд, Херсонская губерния.
 Образование: Учился в училище Св. Павла в Одессе. У Троцкого была эпилепсия. Он говорил: даже если удастся устранить Сталина, его место займёт один из кагановичей, который будет объявлен великим и мудрым вождём.
 В 1929 году Троцкий был выслан за пределы СССР.
                - Дзержинский Феликс Эдмундович – народный комиссар путей сообщения РСФСР (14 апреля 1921- 6 июля 1923 г.),народный комиссар путей сообщения СССР с 6 июля 1923 по 2февраля 1924 г.
Сын мелкопоместного дворянина, владельца хутора Дзержиново  Ошмянский уезд, Виленская губерния, Российская империя (ныне Воложинский район, Минская область, Беларусь).
Образование: учился в гимназии.  Из документов следует, что он дважды отсидел в первом классе, а восьмой не окончил. 18 лет от роду учиться поздно и он решил стать профессиональным революционером.                И стал: Кличка Железный Феликс, революционер, советский государственный деятель, глава ряда наркоматов, основатель и глава ВЧК, инициатор массового террора. 
 Член ЦК партии (1917—1926). Вот вам и не грамотный.

- Каганович Лазарь Моисеевич – народный комиссар путей  сообщения.
Родился в еврейской семье зажиточного крестьянина в д. Кабаны Радомысльского уезда Киевской губернии  /впоследствии с. Диброва Полесского района Киевской области/.
Образование. О революционной борьбе и партийной работе   информации много , но  об образовании /?!/. С великим трудом я нашел:... окончил двухклассную народную школу в родной деревне, после этого учился в школе ближайшего села Мартыновичи.
Думаю, что у него мало было времени для РЖД. Лазарь Моисеевич был одним из главных организаторов сталинских репрессий.
Каганович был ярым ненавистником русской истории. Особенно  отличился в «реконструкции» Москвы. Неутомимо лично давал указания архитекторам, проводил с ними специальные собрания. Во время его «реконструкции» было снесено множество ценных исторических зданий, находившихся в Москве, в том числе, лично руководил взрывом Храма Христа Спасителя.
                - «Мы наш, мы новый мир построим:
Кто был ничем, тот станет всем!»
- Цитата к месту, Пименов, а вы знаете,  что это из  «Интернационала»,  а написал француз(1871) Эжен Потье, а  перевёл на русский язык (1902) Аркадий  Яковлевич  Коц (сын еврейского портового грузчика).
 На самом деле это парафраз (Парафра;з; от др.-греч. — пересказ, изложение текста своими словами) известных библейских строк, слов Иисуса Христа: «Первые станут последними, а последние станут первыми» (Евангелие от Матфея, гл. 19; Евангелие от Луки, гл. 13 и Евангелие от Марка, гл. 10).
- Здесь укрыта тонкая ирония о людях, занявших незаслуженно высокое, не подобающее им место; а также о социальной практике, когда такое движение «наверх» людей недостойных становится возможным.
Павел сдвинул очки на лоб, лицо его стало мрачным
- Дорогой мой, вы наконец - то проснулись?                - /?/                - Выгода и власть для человека – это всё равно, что солнечные лучи для гелиотропа!  Это цветок название образовано от др.-греч. h;lios — солнце и, tropein — вращаться.  Название растения связано с тем, что в течение дня цветы поворачиваются вслед за Солнцем, впитывая в себя его энергию. В плодах вырабатываются вещества. При попадании в организм человека плодов этого растения, эти вещества могут вызывать поражения центральной нервной системы и печени (гелиотропный гепатит).
 - Выходит, что все Первые наркомы были просто отравлены энергией... своего Светила?  Но как они могли руководить такой огромной страной, будучи малограмотными?                Мужчина посмотрел на стену и задумчиво ответил: - Мы тоже задали себе этот вопрос. НО...                Он перевернул чистый лист, но не все были малограмотны:                - Анатолий Васильевич Луначарский (обучался в Первой мужской гимназии в Киеве.  Одним из гимназических товарищей Луначарского был Н. А. Бердяев. По окончании гимназии,  Анатолий Васильевич отправился в Швейцарию, где поступил в Цюрихский университет. Луначарский был лично знаком с такими известными зарубежными писателями, как Ромен Роллан, Анри Барбюс, Бернард Шоу, Бертольт Брехт, Карл Шпиттелер, Герберт Уэллс и другими.
- Георгий Валентинович Плеханов окончил с золотой медалью военную гимназию в Воронеже, затем учился в юнкерском училище в Петербурге. В 1874 году поступил в Петербургский горный институт. За успехи имел Екатерининскую стипендию.
- Плеханов не был Наркомом ... поправила мужа Нина Борисовна, не отводя глаз он мокрого окна.- Извини, дорогой.
 Павел перевернул лист и продолжал:
- Первая железная дорога в Российской империи построена в 1837 году по маршруту «Санкт-Петербург — Царское село»,
 Первым министром путей сообщения Царской России был утверждён Мельников Павел Петрович, годы жизни 1804 - 1880.
Инженер - генерал, профессор прикладной математики, почетный член РАН, член Государственного Совета, министр путей сообщения с 1866 по 1869 годы, автор первого русского теоретического труда по железнодорожному делу «О железных дорогах», изданного в 1835 году. П.П. Мельников - знаковая фигура в истории российских железных дорог, человек, без которого трудно себе представить становление и развитие отрасли, выдающаяся личность России.
... Потом?                - Потом кто-то рылся в наших бумагах и... и нас вызвали.
- За большим столом сидели незнакомые нам люди, облачённые в шафранные мантии без головных уборов, руки они держали под столом.
Сидевший посредине, видимо Председатель, держал левую руку на стопке бумаг. В правой руке он держал очки как рукоять меча. Без всякого вступления, как бы продолжая давно начатое , Председатель взял верхний лист и ровно, монотонно стал читать: - Карамзин Николай Михайлович...«Письма русского путешественника»,... «Письма» были изданы в  1797году...  Звон курантов на Спасской башне Кремля заглушил конец фразы. Читавший умолк и до конца боя курантов сидел высоко подняв голову. Первое, что бросилось в глаза:  серая пустая стена сзади сидевших и тёмно - зелёное сукно стола.                Мы стояли напротив, как приговорённые, чтобы  комиссии были видны все нюансы нашего поведения: стыд, боль или раскаяние.
Председатель продолжил: - Вопрос: Карамзин путешествовал по железной дороге? И это  черновые записи из вашей работы? Не дожидаясь ответа, он  читал дальше, положив первый лист рядом со стопкой и перевернув второй:
 ... Легкие умы  думают,  что  все  легко;  мудрые  знают  опасность  всякой перемены и живут тихо. Французская монархия производила  великих  государей, великих министров, великих  людей  в  разных  родах;  под  ее  мирною  сению возрастали  науки  и  художества,  жизнь  общественная  украшалась   цветами приятностей, бедный находил себе хлеб, богатый наслаждался своим избытком...
... Но дерзкие подняли секиру на священное дерево, говоря:  «Мы лучше сделаем!»
... Новые республиканцы с порочными сердцами...
- Цитаты из  ваших черновиков?                – Да! Это писал Карамзин, а я лишь...                - Продолжим! Вам дадут слово!
... Сообщу вам несколько стихов из Рабеле, в которых  знакомец мой аббат Н* находит предсказание нынешней революции./!?/
Присутствующие за столом зашевелились, каждый пытался протолкаться вперёд, к почётному месту Председателя и заглянуть в записи.
 ... Объявляю всем, кто хочет знать, что не  далее  как  в  следующую  зиму увидим во Франции злодеев,  которые  явно  будут  развращать  людей  всякого состояния и поссорят друзей с друзьями, родных с  родными.  Дерзкий  сын  не побоится восстать против отца своего, и раб  против  господина  так,  что  в самой чудесной истории не найдем  примеров  подобного  раздора,  волнения  и мятежа.
Тогда нечестивые, вероломные сравняются  властию  с  добрыми;  тогда глупая чернь будет давать законы и бессмысленные сядут  на  место  судей.
 ... О страшный, гибельный потоп! Потоп, говорю:  ибо  земля  освободится  от  сего бедствия не иначе, как упившись кровию.

Во время чтения выражение лица Председателя оставалось невозмутимым, даже равнодушным, словно он находился в другом месте, далеко от этого стола, что было полной противоположностью его соседа, который не сводил глаз с правой руки Председателя. Председатель положил на стол лист, который читал, и одел очки.
- Это его, его записи! Раздался голос  научного  сотрудника нашего института.
Бывший комсомольский работник, а теперь Главный научный сотрудник – гл. науч. сотр.и, без пяти минут Доцент – доц.(страшная тупица и бездарь...имя его я забыл).                Нина Борисовна: - Марк Крысобоев. Он был на голову ниже самого невысокого сотрудника и настолько широк в плечах, что все провожали взглядами, где бы он ни появлялся, из   за его роста, а те, кто видел его впервые...                - Учёному Совету известно, негодовал  бывший  комсомолец, что первоначально «Письма» были опубликованы (не полностью)  в  «Московском журнале» / 1791-1792 г./  без  двух  последних частей, не разрешенных цензурой.(Интересно, кто ему это рассказал?)                - Царской цензурой - пытался я возражать.                - Ваши цитаты  выписаны из этих двух частей. Весь коллектив нашего института задаёт Вопрос: как называется ваша научная работа и какое отношение к ней имеет писатель Карамзин?
Дальше продолжал читать бывший комсомолец - будущий Доцент уже из своих бумаг:                - А вот эта выписка из  «рабочих тетрадей»  А.Т. Твардовского /!?/       ... «Наиболее тревожным в действиях власти в 1960-е годы для меня являлось, несомненно, возрождение  милитаристского, оставшегося в наследство от Сталина, духа советской внешней политики».
- А вот тезисы, прозвучавшие  на идеологических совещаниях в ЦК КПСС в 1965 г. с грифом «Совершенно секретно»: «Будем воевать, нужно поднимать патриотический дух. Победа коммунизма во всем мире – конечная цель, и не обязательно мирным путем».
- И дальше то же не по теме... Варлам Шаламов (?):
... Глубоко понятны причины, по которым имя Сталина продолжает пользоваться симпатией широких масс. Вспомним  старый исторический афоризм, гласящий, что «при войне тиран сближается с народом».(134)
 ... привлекателен для массового сознания весьма сомнительный принцип «победителей не судят», которого придерживался Сталин,                - принцип, оправдывавющий  любые средства ради  достижения поставленных целей.
- Поэтому Шаламов непреклонен в своих главных убеждениях в том, что «главная тема времени – растление, которое внес Сталин в души людей», что «восхваление Сталина - эстетизация зла», что (напомним еще раз) «Сталин и советская власть – не одно и то же».
- Это уже не цитаты - это ваши мысли! - закончил комсомолец.
- Занятно, и  вы об этом думали?
- Принято считать, что сбор информации – это время учиться мудрости, а... осмыслив изученное - время  пользоваться мудростью.
- Вы уже осмыслили изученное?- произнёс  Другой оратор и начал зачитывать список обвинений...
Звон колоколов на храме Василия Блаженного. На стене, как на экране  появилось Лобное место.
На площадь, с красивым названием  «Красная» входила процессия.
Павел говорил быстро, не переводя дыхания, глаза его горели как в бреду. Он показывал на звезду над Лобным местом. Огромная звезда, завешенная черной вуалью – Символ веры. Откроют Звезду взорам только в момент торжественного отпущения грехов. В тени звезды стояли солдаты в блестящих касках и с алебардами.
Стройными рядами, двумя параллельными колоннами, в строгом порядке шли представители  рабочих и крестьян, интеллигенция. По традиции шествие открывали юные барабанщики, одетые в тёмно -зелёные  короткие мантии и шорты шафранного цвета.
Нина Борисовна не сводила глаз с разворачивающейся сцены на экране.
Оратора, зачитывающего список грехов, сменил следующий. Затем ещё один. И все они читали одинаковым тоном и с одинаковыми интонациями. Это было привычное изощрённое  ораторское искусство - держать аудиторию в напряжении. Сколько времени длилось это, хорошо организованное  действо? Когда оно завершилось, серая стена,  шафранные мантии  членов трибунала и тёмно - зелёное сукно стола , смешались в одно ужасное пятно.
 
- Тему закрыли, со вздохом произнёс Павел, с формулировкой: «Не представляет научной ценности». Месяцев через пять меня пригласили в Дэканат.
1973 г. В Афганистане — военный переворот, который осуществил Мухаммед  Дауд, свергнувший своего двоюродного брата короля Захир - Шаха и упразднивший монархию.
Сразу же после государственного переворота был создан высший руководящий орган страны — Центральный комитет Республики Афганистан (ЦКРА). Его состав в Афганистане никогда не публиковался.
 И меня посылают в Кабульский университет  собирать информацию для моей (?)диссертации  на тему-  «Афганистан  после свержения монархии»(?) - Инструкции получите в аэропорту перед вылетом в Кабул.
- Извините, товарищи, я должен вас покинуть, необходимо кое - что записать для памяти. Нинок, тебе не идёт эта ужасная монашеская одежда. Мне всегда нравилось то твоё платье, помнишь, в котором ты провожала меня в ту, последнюю командировку .
... Но суждено нам разлучиться,
И через дальние края
Твой дымный ирис будет сниться,
Как юность ранняя моя.
А.Блок, Июнь 1909
Уходя, он повернул голову к стене: - В последней своей командировке я случайно встретил в Кабуле того «комсомольца». Он меня не узнал...
Нина Борисовна  смотрела через мокрое окно куда - то дальше Александровского сада:  – Да, дорогой, помню... я всё помню и уже многое знаю о той твоей последней командировке  и, со вздохом добавила: - а он уже профессор.
*
...- Да, это наша тема, присаживайтесь. Женщина приставила к столу тот стул, который стоял у стены. Мы остановились...
 - Нина Борисовна, вы так говорите, как будто были там и сами всё видели...
- Существует неопровержимое доказательство - документ. Она оправила на себе одежду, подошла к стулу у окна, она не наклонилась, а скорее поклонилась и аккуратно сняла салфетку, которой была накрыта та таинственная Книга. Взяла её в руки, как берут что - то самое дорогое и очень ценное . Положила перед собой на стол, перекрестилась и открыла на закладке.
- Евангелие от Иоанна, глава 13, негромко, но внятно произнесла она:
13-17 Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете.
13-18 Не о всех вас говорю; Я знаю, которых избрал.
13-21 истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня.
                - Послужить Высшей Цели - задумчиво произнесла  жена Павла, повернувшись к стене.
13-37 Петр сказал Ему: Господи! почему я не могу идти за Тобою теперь? я душу мою положу за Тебя.
13-38 Иисус отвечал ему: душу твою за Меня положишь? истинно, истинно говорю тебе: не пропоет петух, как отречешься от Меня трижды
- Вспомните, а ведь Иуда не произнёс  ни единого слова во время Вечери.
Дождь за окном кончился и Александровский сад осветился робкими солнечными лучами. Во входную дверь постучали. Смотрительница встала, извинилась и пошла открывать.
- Книга!? Но на столе лежала только аккуратно сложенная салфетка.  ... три стула: один в углу около письменного стола, второй около  пустой серой стены, а третий у окна, на нём, видимо, сидела смотрительница и читала до моего прихода.
- Извините, молодой человек, рабочее время закончилось и дежурный должен всё проверить и закрыть помещение. И уже у выхода, открывая дверь, спросила: - скажите, а кто вам сообщил моё имя?
- О, это очень просто... на стене у входа висит табличка: «ответственные за противопожарное состояние помещения»: Первая фамилия мужская. Вторая, думаю, ваша...
- Можно я приду через неделю и сделаю фотографии Елизарова?
- Да, конечно приходите. До свидания!
 К метро я шел Александровским садом, светило солнце,на  асфальте не было луж.

В следующий мой приход дверь открыла другая женщина. Я представился и спросил Нину Борисовну Новосельцеву.
- Она здесь больше не работает, а я человек здесь новый.  Для вас просили  передать вот это... Фотография Марка Тимофеевича Елизарова и записка:
Интересный факт. Существует легенда о том, что в 1920-х годах, американские бизнесмены предлагали за решетку Летнего сада 100 новых паровозов, так необходимых экономике советской республики. Но народный комиссар просвещения А.В.Луначарский от имени советской стороны отклонил это предложение.
*                Мастерская моя была, как у многих московских  художников, в полуподвале. 
В окно постучали. Это Баронин, он всегда стучал в окно, а потом, при входе, цитировал поэта Владимира Микушевича: «и на уровне наших бровей — Москва накануне стрелецкого бунта».
- Ну рассказывай, любитель Советской истории, что накопал, какую информацию удалось  собрать?
- Информации через край. Всё очень интересно, но я не о советской истории.
– Пименов, человека моей профессии трудно удивить, а  вот заинтриговать... пожалуй. Рассказывай, не томи! И я рассказал о той  странной женщине из музея - квартиры, о её муже Павле, который раньше имел другое имя, я так думаю, и о Иуде...
- Баронин, хочется  показать тебе эскизы, из последних: мысли после  посещения музея - квартиры.
- Что, Пименов, чешется  Лобное место?
... «Что делаешь, делай скорее!», «Триумфальная арка», «Разговор о вечном», «Авель и Каин», Притча о камне, кажется из латыни.
 Этот камень находится под тобой, словно чтобы подчиниться тебе.
   Он над тобой, словно чтобы править тобой.
   Следовательно, он обладает тобой. Рядом с тобой он ровня тебе.
 Rosinus ad Sarratantum, In: Art. Aurif. I. P. 310
Есть и название для этой серии: «Атеизм - религия смерти».

- Это всего лишь наброски — или законченные творения? — спросил он. Я понял давно, что существуют наброски, обладающие таким теплом, каким никогда не будет обладать законченное произведение.  Он говорил, глядя в окно  — Что они... как наброски очерка...— редчайший миг, когда душа твоя  сама превращается ... воплощается   в готовое произведение, без подготовки, без раздумий. Некоторые эскизы — законченный шедевр.— Боже… — выдохнул он, и в этом тихом возгласе было столько /?/...что он прозвучал как крик:                «Истины, открытые разумом, остаются бесплодными.                Только сердце способно оплодотворить мечты».
- Это сказал Анатоль Франс. «Суждения господина Жерома Куаньяра»
                - Это, старик, не для Ж.Д. выставки - это в стол, но время придёт... Баронин: - Илья прислал весточку...
... Вот жуткое стихотворение Александра Яковлевича Аронова, ходившее в самиздате:
Среди бела дня
Мне могилу выроют.
А потом меня
Реабилитируют.
<…>Будет плакать следователь
На  моём плече.
Я забыл последовательность,
Что у нас за чем.
... Эмиграция— (от лат. emigre выселяюсь), массовое выселение с занимаемой территории излишка населения. Обычно связано с плотностью популяции, превышающей емкость среды – так написано в Экологическом энциклопедическом словаре.
... Не будет ли иммиграция предательством по отношению к своей стране?
 ... Предательством?- Выезд населения  идет на пользу остающимся. Львиная доля бюджета России формируется за счет природных богатств, а не налоговых отчислений граждан. А это означает, что с уменьшением населения расходы на его «обслуживание» (лечение, учение и так далее) снижаются.
... А пенсионеры... с плотностью  этой популяции, превышающей емкость среды и бороться не надо. Нашу страну ожидает прогрессирующий развал всех социальных сфер: здравоохранения, образования, социальной поддержки...                ... Кен Кизи (автор «Над гнездом кукушки»):  «Сильный становится сильнее пожирая слабого».                ... Историк Макс Даймонт так описывает Рим IV века, время гибели великой империи: рабы вытеснили среднее сословие - труд перестал обеспечивать существование - распущенность нравов - коррупция и несправедливость - падение численности населения - исчезновение патриотизма - пренебрежение учебой и знаниями.
... Никто не сказал: «Граждане и гражданки, вас всех, как детей жестоко и грубо обманули, нет никакой советской власти, коммунисты это – преступники, социализм и советская власть – это преступление против человечности, против здравого смысла, против разума».


В дверь позвонили...- Кого – то ждёшь? Баронин вспомнил, что ему срочно надо быть в...- Не буду мешать...и ушел через  «пожарную дверь».
Константин начал с порога:
– Посмотри в окно своей мастерской, художник, и ты увидишь ноги обычных прохожих, а среди них... красивые ножки - это шагают к нам: Перестройка и Гласность.
- «Гласность» в России уже была в конце 1850 - х: ослабление цензурного  контроля в периодической печати, открытость в принятии решений и процессе работы некоторых органов власти — прежде всего судов, в рамках судебной реформы Александра II, пришедшей на смену «канцелярской тайне».
- Костян, что случилось? Ты сегодня явно не в духе.
- Надо писать о жизни Страны, о БАМе, о героях нашего времени -напомнил сегодня коллективу наш  Главный.
 - Написал я статью «Тридцатилетние» и ... послали  меня...                - Простите, далеко?                - Далеко, на БАМ  в творческую поездку с молодыми деятелями культуры.
- Так это хорошо - новые места, новые лица и впечатления. Кладезь...                - Угомонись, Пименов, год назад я там был и писал:
- Проект строительства  Байкало - Амурской магистрали характерный пример социалистической «Стройки века». Проект дорогой, масштабный, романтический — красивые места, «... величав Амур седой», «Сибирь - матушка».                - Вы поэт, Константин!                - Слушай дальше:.. но Проект подкреплённый  только мощью советской пропаганды, и по мнению специалистов экономически абсолютно бессмысленный . Я тогда много общался с местными строителями - романтиками. Многие задавали сами себе вопрос: - А зачем мы строим эту дорогу? Что мы собираемся по ней возить и  куда? И как тут жить?».

- Сатира, мой друг писатель?                - Причём здесь сатира, художник. Сатира, своеобразное зеркало, в котором каждый, кто смотрит в него, видит любое лицо, кроме собственного —так говорил  Джонатан Свифт. Это уже из другой статьи, которую тоже не напечатали.
- «Нет, не хочу я вечно плакать. Нет, я хочу быть свободным. Свободным от слабостей должен быть тот, кто хочет стоять на высоте… <...> Подниматься на высоту – значит быть выше самого себя. Подниматься на высоту – это возрождение. Я знаю, нельзя быть всегда на высоте. Но я вернусь к людям, я спущусь вниз, чтобы рассказать, что я видел вверху. В своё время я вернусь к покинутым, а теперь – дайте мне на мгновенье обняться с одиночеством, дайте мне подышать свободным ветром!»                - И  это твоё, Константин?
- Нет, Володя, это не моё это Константин Дмитриевич Бальмонт, из очерка «На высоте», опубликованном в 1895 году...- виднейший представитель русской поэзии «Серебряного века».
- А фамилия не совсем русская.                - Да,... «По семейным преданиям предками моими были какие-то шотландские или скандинавские моряки, переселившиеся в Россию»… вспоминал Константин Бальмонт.
- Предлагаю продолжить наш диспут в пивном баре на Покровке.        Я получил командировочные и желаю избавить себя от этого «груза  зависимости»!


Рецензии