Родное дерево
Нашему поселку у большого завода полсотни лет. Несколько тысяч человек работали на заводе, через каждые пять лет строилась новая школа с тысячью учеников и каждая новостройка была на пустом месте. Когда строители уходили, они выравнивали бульдозерами окружение школы, остатки кирпича перемешивали с глиной, и ставили ограду. У каждого микрорайона должно быть свое лицо, считал первый директор завода. Вокруг поселка березы, значит, один микрорайон будет с липами, другой с елками, третий с соснами, а тополя будут везде. А какое лицо должно быть у школы? Какие деревья выбрать? Первая школа выбрала ели, еще бы, она была первой, и елки должны были придать ей торжественность, как в столице у кремлевской стены. Ели выросли огромными, в один тесный ряд, и заслонили фасад, словно занавес опустился. Вторая школа обратилась к родным русским березам, и посадили их так часто, что березы выросли тонкими, как карандаши, настоящей рощи не получилось. Третья школа окружила себя черемухами Маака. Как ни странно, названия этого дерева долго никто не знал, а кто такой Маак, наверное, не знают до сих пор. Четвертой школе ничего выбирать не пришлось, возле нее сохранилась маленькая березовая роща. Все дети полюбили пришкольные участки, но стали ли деревья родными? Получают дети наслаждение от общения с деревьями? Ели колючие, зимой и летом одним цветом, одну от другой не отличишь. Шишки раскрываются где-то в вершинах, роняют семена, падают под ноги, их давят ногами и выглядят они неряшливо. Черемуху Маака не едят, это медвежья ягода, и остаются от нее на снегу фиолетовые пятна. И трудно найти красивые деревья, все нижние ветки обломаны. А берез много везде, стоит только выйти за околицу.
Может быть, дети сопереживают погибшим деревьям? Да нет. У первой школы ели регулярно и безнаказанно вырубают под новый год, впрочем, как и везде в поселке. Возле второй школы со дня основания росла огромная, разлапистая черемуха Маака. Ее спилили. Остался такой пень, что хоть танцуй, как у секвойи в Америке. Такой же огромный пень остался от тополя возле третьей школы. Говорят, под тополем любили играть дети из начальных классов и учителя уверяли, что тополь сохранят. А вдруг дерево упадет на детей? Но прошло такое поветрие по всей стране, уничтожать советские тополя, пусть они молодые и здоровые, но еще и пылят ко всему. У четвертой школы сожгли красивую липу. Ее ствол окружили осенью грудами мешков с сухими листьями ( еще одно странное поветрие) и случайно подожгли. Липа горела как огромный факел.
Сажали у новых школ, конечно, разные деревья. Может быть, какое-то из них стало родным? У первой школы решили сделать питомник серебристых тополей и посадить молодые саженцы по всему поселку. Осталось от замыслов одно красивое дерево на заднем дворе, где и не ходит никто. Листья у дерева резные, круглые и с белой изнанкой, а вокруг сорняки. Во второй школе посадили дуб среди берез. Березы его, конечно, подавили, растет дуб несчастный среди них и тянется к свету, и тоже в стороне от школы. А вот возле гимназии растет уссурийская груша. Когда она цветет весной, глаз не отвести. Но привлекает она внимание школьников только иногда, во время обильного урожая круглых и твердых как гранит плодов.
Но главное дети не знают названия деревьев. Ясень, вяз, маньчжурский орех, клен гиннала в учебниках ботаники не прописаны. А ведь дерево ценно не только само по себе, у каждого есть имя, данное человеком, это имя стало неисчерпаемым за тысячи лет общения. Нет, не нашли ребята возле школ ни одного дерева, ставшего родным. Есть Родина, есть родная мать, родная школа, а дерева не. Может, не бывает родных деревьев?
Свидетельство о публикации №224091800634
Например, наш прошлый губернатор прибыл из Калуги, решил в Рязани сажать сосны. А здесь совсем другая земля и климат. Сосны за год засохли. Теперь сажают липы и клёны, которые нашу почву любят. Значит, можно заранее выяснить, на какой почве и в каком климате какие деревья растут?!
Ваши репортажи всегда насыщены проверенной информацией, и очень полезны!
Сколько жвачки сегодня в соцсетях! Взять хоть бы этот сайт.
Причём, чем уже кругозор у писателя, тем больше жвачки он выдаёт!
Такое ощущение, что у авторов задача лепить примитивные прои и писать глупые отзывы.
С большим интересом захожу на Вашу страницу!
С теплом, Т.С.
Коза-Дереза 25.09.2024 07:10 Заявить о нарушении
А где же были ученые-почвенники, которые могли бы подсказать губернатору, где что сажать? Ведь рядом с Рязанью есть эксклав (находящийся вне территории Советского р-на Рязани, но административно входящий в этот район) - Солотча, в котором живет и здравствует, насколько я знаю, прекрасный сосновый бор. А, может быть, те, кто сажал, халатно отнеслись к своему делу? Я нередко замечал, как предприятие, берущееся благоустроить тот или иной городской лесопарк, высаживало массу различных деревьев на его территории, которые сразу, или на следующий год в массе своей засыхали.
Алексей Аксельрод 25.09.2024 11:10 Заявить о нарушении
И почему Солотчу в начале 90-х отнесли к центральному району Рязани (Советскому), тоже знает каждый рязанец. Там (как и на Рублёвке в Москве) живут богатые бизнесмены в коттеджном посёлке Солотча. И потому платят налоги на недвижимость и землю, как за нахождение в центре Рязани.
Река Ока на Рязанщине делит область на две части: Мещёрскую болотистую низменную, и высокую и плодородную почвами (близкими к чернозёму). Где прекрасно растут злаковые, и земли те считаются житницей области.
А Солотча - всего лишь островок Мещеры "в центре" Рязани. Чисто административно!
Коза-Дереза 25.09.2024 13:36 Заявить о нарушении
Юрий Панов 2 25.09.2024 15:20 Заявить о нарушении
Коза-Дереза 26.09.2024 15:31 Заявить о нарушении