Но утки уже летят высоко. Я им помашу рукой...

"Когда они пришли…"
===================================================

"Когда нацисты пришли за коммунистами, я молчал, я же не коммунист.
Потом они пришли за социал-демократами, я молчал, я же не социал-демократ.
Потом они пришли за членами профсоюза, я молчал, я же не член профсоюза.
Потом они пришли за евреями, я молчал, я же не еврей.
А потом они пришли за мной, и уже не было никого, кто бы мог протестовать."



 "Эта цитата из выступления немецкого пастора Мартина Нимёллера в ноябре 1945 года. Он  был узником  концлагеря Дахау с 1941 по апрель 1945 года.  Нимёллер пытался объяснить бездействие немецких интеллектуалов и их непротивление нацистам."

 "Мартин Нимёллер родился в семье лютеранского пастора. Во время Первой мировой войны служил на нескольких подводных лодках: сначала был вторым офицером лодки U-73, затем штурманом на U-39, первым офицером U-151 и, наконец, с мая 1918 года, командиром подводной лодки — минного заградителя UC-67; за успешные боевые действия и уничтожение трёх судов общим водоизмещением 17 000 тонн был награждён Железным крестом первого класса. После окончания войны женился на Эльзе Бремер, в браке родилось 6 детей.

Нимёллер неоднократно заявлял о признании вины за преступления нацистов и глубоко раскаивался в своих первоначальных убеждениях. Широко известно высказывание Мартина Нимёллера «Когда они пришли…», переведённое на десятки языков:

Оригинальный текст (нем.)Als sie die Sozialdemokraten einsperrten,
habe ich geschwiegen;
ich war ja kein Sozialdemokrat.

Als sie die Gewerkschafter holten,
habe ich nicht protestiert;
ich war ja kein Gewerkschafter.

Als sie die Juden holten,
habe ich geschwiegen;
ich war ja kein Jude.

Als sie mich holten,
gab es keinen mehr, der protestierte.

Известны разные версии этого высказывания, в разных вариантах цитаты упоминаются разные группы людей.

С 1919 по 1923 годы изучал теологию в Мюнстере. В 1920 году участвовал в подавлении Рурского восстания в качестве командира фрайкора. В 1924 году ординирован в пасторы под юрисдикцией Прусской унии и стал членом НСДАП. В 1931 году назначен пастором в богатый приход в берлинском районе Далем. Нимёллер придерживался твёрдых националистических и антикоммунистических убеждений, поэтому поддержал приход к власти Гитлера, однако критически отнёсся к нацистскому документу, известному как Арийский параграф. Уже в 1934 году Нимёллер присоединился к движению «Исповедующая церковь».


К 1937 году стало очевидно, что Гитлер не собирается терпеть «засилие религии», и на протестантскую церковь начались серьёзные гонения, которых не избежал и Нимёллер. В это время он изменил своё отношение к Гитлеру и открыто — в отличие от большинства церковнослужителей — выступил с критикой фюрера. Он стал одним из лидеров Исповедующей церкви. «Больше мы не можем хранить молчание, повеленное человеком, когда Господь велит нам говорить. Мы должны повиноваться Господу, а не человеку!», — заявил Нимёллер на проповеди 27 июня 1937 года в Берлине.

Вскоре он был арестован, и 3 марта 1938 года чрезвычайный суд по государственным преступлениям обвинил его в «скрытых нападках» на государство и приговорил его к 7 месяцам заключения в специальной тюрьме для должностных лиц и штрафу в 2000 марок за «злоупотребление проповеднической деятельностью и сбор прихожан в церкви».

В 1947—1961 году Нимёллер был президентом Протестантской церкви Гессена и Насау. В частности, в рамках работы в церкви участвовал в разработке т. н. Дармштадтского послания «Слово о политическом пути нашего народа» (август 1947) и «Заявления по еврейскому вопросу» (апрель 1948) в которых признавалась ответственность церкви и немецкого народа за преступления нацизма и в том числе за геноцид евреев.

В послевоенные годы он был известен не только как деятель протестантской церкви, но и как борец за мир и разоружение. В 1961 году возглавил Всемирный совет церквей.

В 1967 году стал лауреатом международной  премии «За укрепление мира между народами».


Когда они пришли...
 Александр Галич

Из поэмы "Кадиш":
---------
(Памяти Петра Залевского)...
 
Он убирал наш бедный двор,
Когда они пришли,
И странен был их разговор,
Как на краю земли,
Как разговор у той черты,
Где только "нет" и "да" -
Они ему сказали:"Ты,
А ну, иди сюда!"
Они спросили:"Ты поляк?"
И он сказал :"Поляк".
Они спросили:"Как же так?"
И он сказал:" Вот так".
"Но ты ж, культяпый, хочешь жить,
Зачем же, черт возьми,
Ты в гетто нянчишься, как жид,
С жидовскими детьми?!
К чему, - сказали, - трам-там-там,
К чему такая спесь?!
Пойми, - сказали, - Польша там!"
А он ответил:"Здесь!
И здесь она и там она,
Она везде одна -
Моя несчастная страна,
Прекрасная страна".
И вновь спросили:"Ты поляк?"
И он сказал:"Поляк".
"Ну, что ж , - сказали,- Значит, так?"
И он ответил:"Так".
"Ну, что ж, - сказали, - Кончен бал!"
Скомандовали:"Пли!"
И прежде, чем он сам упал,
Упали костыли,
И прежде, чем пришли покой
И сон, и тишина,
Он помахать успел рукой
Глядевшим из окна.
...О, дай мне, Бог, конец такой,
Всю боль испив до дна,
В свой смертный миг махнуть рукой
Глядящим из окна!
(Александр Галич)

Из поэмы «Кадиш» — посвящение памяти Януша Корчака. Польский писатель, врач и педагог, директор Дома Сирот, вошедший вместе со своими воспитанниками в газовую камеру в Треблинке. Галич предварял ее исполнение объяснением смысла названия: «Кадиш — еврейская поминальная молитва, которую читает сын в память о покойном отце».

А эту главу:

"...Когда-нибудь, когда вы будете вспоминать имена героев, не забудьте,

пожалуйста, я очень прошу вас, не забудьте Петра Залевского, бывшего

гренадёра, инвалида войны, служившего сторожем у нас в "Доме сирот" и

убитого польскими полицаями во дворе осенью 1942 года..."


... Э-ээх!... И кто эти "ОНИ"?.. Католики, протетанты, православные, агностики!..  "Интеллектуалы" и  отнюдь... Люди всех конфессий и национальностей, существующих на Планете!.. Что ж вы все веками ходите по кругу, все ближе приближая к краю эту хрупкую планету!..

 Впрочем, сетовать  на ЯВНЫЙ эксперимент Режиссера и Сценариста за небесным компьютером?!. Без- на-де-га. Не бабское дело. Так, самотерапия на балконе  в Бабье Лето ("Пабаба, папаба-паба-баба-ба...")24 года 21 века под аккомпанемент сирен...("Под  аккомпанемент гитары и снега", "дождя", "горна..."- это "из себя" цитирую - из названий и преамбул газетных статей, репортажных в основном... Привет тебе, дурочка с переулочка!.. Лугового, ул.Выгонной и проч.... "проспектов-бульваров"...)

(1."Сирена воздушной тревоги купить на 220в..."
2. "Сирена для сигнализации авто в Курске. Купить выгодно... Популярные предложения
подешевле
подороже
высокий рейтинг
Спонсорские товары"
====================================
 3.Сире;ны (др.-греч. ;;;;;;;;, лат. Sirenes) в древнегреческой мифологии — демонические существа, верхняя часть тела которых была женской, а нижняя — птичьей...")


19 сентября 2024-го.(16 элула 5784-го).  Курск


Рецензии