ЖЗЛ. Толстой и Некрасов

В 1852 году Лев Толстой, окончательно осознал, что взрослеет, и решил написать про своё детство, пока не забыл. Заодно и финансовые дела поправить – карточные долги замучили. Мужик сказал – мужик сделал. Написал повесть и назвал её, не мудрствуя лукаво – «Детство». На следующий же день отправил её в журнал "Современник", редактором которого в ту пору являлся Н. А. Некрасов.

 Последний был не только поэтом, но и успешным бизнесменом-редактором. Кроме того, он считал себя открывателем талантов (сейчас бы сказали «литературных звёзд»), поэтому прочитал повесть сам и дал почитать сотрудникам «Современника». После того, как все отозвались положительно, он написал Толстому: «Я нашёл, что эта повесть гораздо лучше, чем показалась мне с первого взгляда. Могу сказать положительно, что у вас есть талант. Вашу повесть мы напечатаем».
 
И напечатал. Только название изменил. В «Современнике» она вышла под названием «История моего детства». Льву Николаевичу это, конечно, не понравилось. Какому писателю понравится, когда редактор лезет в его шедевры?

Толстой в это время был занят: записался в артиллерию и воевал. В Москву и Питер наезжал редко, в картишки перекинуться или заглянуть к женщинам с низкой социальной ответственностью. И вот, будучи по этим делам в столице, в очередной раз проигравшись в пух и прах, решил заглянуть к редактору за гонораром.

Приехал в редакцию на извозчике с утра, прямо из клуба, абсолютно не в духе.. Зашёл к Некрасову, как был – с саблей. Не оставишь же её в пролётке у извозчика!
Некрасов встретил молодого автора радушно и налил ему чаю. Но Лев чай пить не стал, от чая его тошнило, а вина в редакции он спросить постеснялся. И чтобы не говорить с порога о деньгах, для завязки разговора он спрашивает Некрасова:
– Что же это вы, Николай Алексеевич, изменили название повести и меня не спросили? А? Я ведь дальше собираюсь писать «Отрочество», «Юность», «Молодость». Что же вы будете все названия менять? Да и кому какое дело именно до моего детства? Я мыслю масштабно и пишу о детстве человеческом вообще!

И смотрит строго так из-под бровей на Некрасова. Тот сразу почувствовал себя как-то не в своей тарелке. Во-первых, действительно накосячил. Во-вторых, у Льва меж колен сабля офицерская и разит от него перегаром яростно. Чёрт знает, что на уме этих вояк. Возьмёт, да как махнёт с оттяжкой! И сразу почувствуешь на своей шкуре, кому живётся весело, вольготно на Руси.
– Хорошо,  – говорит, – милостивый государь Лев Николаевич, название вернём, не извольте беспокоится.
  А сам третий кусок сахара гостю подкладывает и чашку поближе подвигает.

– Да уж, будьте любезны, – Лев Николаевич оглядел кабинетик редактора, ничего, вроде богато обставлен. И главный вопрос задаёт:
– Ну, уж коли я зашёл, так хотелось бы и гонорар получить. А то мне в часть пора, а деньжата кончились.

И тут Некрасову сделалось совсем плохо. Сидит перед тобой этакая глыба, такой матёрый человечище, чай с сахаром, индийский, отменного качества не пьёт, жилистые руки положил на эфес сабли и смотрит так, как будто у него только что кошелёк спёрли.
 
Чтобы понять редактора, посмотрите на портрет Льва Николаевича и представьте его с перепою, после бессонной ночи и с холодным оружием в руках.
Что делать? Денег-то нету. Да и какой уважающий себя бизнесмен платит молодому автору? Так и без штанов останешься. Прогорел же Пушкин с этим же  «Современником»! По правилу молодого надо кинуть.

 И вот Некрасов залепетал:
– Ох, извините, батюшка Лев Николаевич, я ведь забыл вас предупредить, у нас в «Современнике» правило. За первую публикацию мы не платим, гонорар положен только со второй публикации. Вот если мы с вами заключим договор, то я уж обязуюсь строго обязательно за всё платить… Клянусь честью дворянина, – а сам четвёртый кусок сахара кладёт дрожащей рукою: "Кушайте чай, граф".  Чувствует, что сейчас по законам жанра должна быть развязка.

Лев скрипнул зубами, поднялся с орехового стула. Обнажил саблю эдак на четверть, потом со стуком вогнал её в ножны, и вышел вон, грохоча сапогами, по-аглицки – не попрощавшись...

 Что тут скажешь?  Некрасову просто повезло, что уже тогда у Толстого в голове зарождалось теория о непротивлении злу насилием. А если бы был на его месте поручик Лермонтов, тот бы точно развалил редактора до седла.


Рецензии
Взгляд на русских писателей у вас, Сергей.... как бы это сказать точнее?
С ироническим прищуром, но однозначно и несомненно с любовью!
Оригинальный взгляд!
С улыбкой,

Элла Лякишева   05.03.2025 21:27     Заявить о нарушении
Благодарю, Элла, за точную рецензию. Действительно, люблю этих писателей со школьных лет, благодаря моим учителям. Но чем больше нравится герой, тем больше тянет на юмор. Отсюда, наверное, так много анекдотов про Штирлица и Чапаева. От любви народной.
А сам Некрасов об иронии высказывался так:
«Я не люблю иронии твоей.
Оставь её отжившим и не жившим,
А нам с тобой, так горячо любившим,
Ещё остаток чувства сохранившим, —
Нам рано предаваться ей!»

Сергей Кокорин   06.03.2025 04:43   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.