Умер человек. Будет жить социолог...

15 лет как не стало А. Г. Здравомыслова


Быстро пролетело время, 7 июля 2024 года исполнилось 15 лет со дня смерти Андрея Григорьевича Здравомыслова (1927-2009), одного из тех, кого с уверенностью можно включить в дюжину пионеров современной советской / российской социологии. Наряду с В.А. Ядовым, И.С. Коном и О.И. Шкаратаном он является создателем «ленинградской» социологической школы. Одновременно он искал свою собственную исследовательскую нишу на стыке социологии и политологии. И многое сделал в этом всегда взрывоопасном пространстве.


В моей сложно организованной профессиональной деятельности доминирующей все же является социология. В 1968 году я нежданно-негаданно, после одной короткой беседы оказался в ней благодаря Здравомыслову, я не знал, что это за наука, я просто искал работу, где мог бы применить свои математические знания. Прошли годы, и в начале века, в ходе обстоятельного биографического интервью я спросил его: «... Один вопрос совсем личного плана: как тебе удалось взять в Высшую партийную школу меня – беспартийного еврея, без философского образования и далекого от всякой политики, к тому же по распределению обязанного уехать из Ленинграда?» Приведу ответ: «Еврей ты или не еврей, это для меня ни тогда, ни потом не имело никакого значения. По-моему, я тебя рекомендовал в ряды КПСС, так что недостаток “отсутствия партийности”» был устранен. Я на тебя посмотрел и понял, что из тебя может получиться неплохой сотрудник, который как раз был мне нужен. Твой взгляд говорил, что ты открыт новым идеям, умеешь учиться и вполне способен освоить новую дисциплину. Что касается высших инстанций, то мне был дан, как говорится, “карт-бланш”, которым я и воспользовался» Замечу, Ленинградская высшая партийная школа была, скорее всего единственной в городе организация, которая могла просто пренебречь моим распределением после аспирантуры в Архангельскую лесотехническую академию.


Иногда я задумываюсь о судьбе научного наследия Здравомыслова, одно ясно, при всей ее неповторимости она – часть судьбы социологов первого поколения. А здесь речь уже должна идти об обозримом будущем общественно-политического развития России.
   

Теперь приведу написанный мною 15 лет назад сразу после получения сообщения о смерти Здравомыслова.


В утренней почте – электронное послание Владимира Ядова, одна строчка крупными буквами: «ЧАС НАЗАД УМЕР АНДРЕЙ ЗДРАВОМЫСЛОВ». Перечитываю много раз... пытаюсь понять ситуацию и свои чувства... мы знали друг друга сорок лет... Здравомыслов сделал меня социологом. Все – смертны, Андрей давно и тяжело болел, но не любил говорить на эту тему... сразу о том, что сделал, что делает, что думает сделать.


Наша продолжительная беседа трехлетней давности о его жизни-работе называлась: «Мое кредо – социология». Эти слова передают суть понимания Здравомысловым своего назначения, своей роли в российском/советском социологическом сообществе. Отражают они и его реальное место в нем. Для него социология не была лишь сферой деятельности. Он был озабочен трансформацией социального знания в управленческие, властные решения. Он чувствовал свою ответственность за нравственный климат в нашем цехе. Он старался передать свое понимание назначения социологии новым поколениям ученых... Его лекции всегда были интересными и содержательными,  всегда озвученными внутренними диалогами. И вообще, диалогичность – антитеза монологу, нарративности – важнейшая характеристика научного стиля Здравомыслова.


Среди предков Здравомыслова были князья и дворяне, крестьяне, в том числе крепостные, военные, священнослужители и разночинцы — почти вся Россия, а редкая фамилия, подчеркивающая особенности мышления ее носителей, восходит к его прадеду, получившему ее после окончания Новгородской духовной академии. История его семьи, война и пережитые им физические тяготы, стремление понять устройство социального привели Здравомыслова на философский факультет ЛГУ; ранее Петербургский университет заканчивали его отец и дед.


Оттепель определила его гражданское и научное кредо. Его слова: «Булат Окуджава имел для нас гораздо большее значение, чем Питирим Сорокин» – это, и ключ к пониманию его собственного движения в социологию,  и указание на генезис современного – постхрущевского – этапа российской социологии.
В стихотворном поздравлении Здравомыслова Ядову, написанном в 2004 году, есть слова:

Было время, было время
Всё понять и всё измерить.
Вникнуть разумом в пространство
Изменить несчастный мир,
Песню спеть  про шарик в небе,
И про девочку, что плачет,
Оттого, что шарик этот
Шарик этот улетел!


Ощущение себя частью русской интеллигенции обнаруживается в работах. Здравомыслова, касающихся природы русскости и русского национального самосознания. Развивая релятивистскую концепцию нации, он трактовал русский народ как часть глобального человечества, а достижения России в областях искусства, литературы, науки как элемент всемирной культуры. Отсюда его резко негативное отношение к попыткам предложить «истинно» русскую социологию, базирующуюся на православии. Воспринявший принципы секулярной науки и традиции русской интеллигенции, Здравомыслов, по его словам, считал, что объяснение всего происходящего надо искать в мире людских отношений, но не проявлении высших сил.
...окончился жизненный путь Андрея Здравомыслова, обеднело наше профессиональное братство, но сделанное социологом Андреем Здравомысловым остается с нами навсегда...


Рецензии