Штрихи биографии профессора НГУ Румера Ю. Б. -1

НА ФОТОГРАФИЯХ

1.  Фото из архивно-уголовного дела №23711 от апреля 1938 года  с обвинениями в адрес  уже хорошо известного в то время физика Ю.Б. Румера;
2. Фото Юрия Борисовича с милой девушкой, предположительно, с дочерью Танечкой (название этой фотографии уточню в дальнейшем - автор миниатюры);----уточнил, предположение оказалось верным.  31.09.24). В.
3. Таким помнят выпускники Новосибирского государственного университета (НГУ) конца 1960 х гг. своего  лектора.

В своей предыдущей миниатюре я «познакомил» читателей «прозы. ру» с академиком Будкером, в которой рассказал о некоторых штрихах его биографии и представил лучшие, по моему мнению, его фотографии. [1]. 

В связи с намерением поделиться воспоминаниями о двух выдающихся физиках, профессорах НГУ – Будкере и Румере, замечу, что моими сокурсниками ровно 10 лет назад была издана книга «Мы родом из НГУ», в которой своими воспоминаниями о каждом из них поделились 16 выпускников университета [2]. При этом воспоминаниями о Будкере поделились девять, а о Румере - семь выпускников. 

Первоначально и я намеревался рассказать в своей настоящей миниатюре о Румере, как о лекторе, однако вынашивая этот замысел, и знакомясь с разными материалами в интернете, встретил такие «секреты» его биографии, о которых решил рассказать в первую очередь.

Приведу в связи с этим вначале фрагмент биографии Ю.Б. из Википедии:

«28 апреля 1938 года Румер был арестован «как пособник врага народа Ландау». Это произошло в Москве, на Арбате, когда он направлялся с друзьями отметить свой день рождения. Вместе с ним были арестованы Лев Ландау и Моисей Корец как авторы антисталинистской листовки (все ссылки в цитируемом фрагменте как здесь, так и ниже, опущены для удобства чтения).

29 мая 1940 г.  Военная коллегия Верховного суда СССР приговорила Румера к лишению свободы сроком на десять лет, с поражением в правах на пять лет и с конфискацией лично ему принадлежащего имущества по статьям «шпионаж и участие в контрреволюционной организации».

Был направлен на работу в ЦКБ-29, которое находилось в пригороде Омска Куломзино. Занимался расчётами, связанными с флаттером и шимми у самолётов. В 1946 году переведён в Таганрог, где он работал в группе Роберта Бартини, руководившим проектом по созданию нового транспортного самолёта. Срок заключения отбыл полностью.

После освобождения из заключения был сослан в Енисейск. С 1948 года по 1950 год Румер работал в Енисейском учительском институте (позднее переименован в Лесосибирский государственный педагогический институт) профессором кафедры физики и математики. Здесь получил точное решение уравнений Навье — Стокса для затопленной струи с конечным потоком импульса. Для облегчения ссылки товарищи (С.И. Вавилов) добились его перевода в 1950 году в Новосибирск, где он два года перебивался случайными заработками, так как ссыльному отказывали в приёме на работу в вузы и научные учреждения. В 1953 году принят на работу в должности старшего научного сотрудника Западно-Сибирского филиала АН СССР.

Уже в конце 1954 года Румер получил справку от Военной коллегии Верховного суда СССР о том, что дело его было пересмотрено 10 июля 1954 года, приговор Военной коллегии Верховного суда СССР от 29 мая 1940 года по вновь открывшимся обстоятельствам отменен, и дело прекращено.

Далее он преподавал в Новосибирском педагогическом институте. С 1953 и по 1957 гг. был заведующим отделом технической физики Западно-Сибирского филиала АН СССР в Новосибирске. В 1957 году назначен директором Института радиофизики и электроники Сибирского отделения Академии наук СССР, который стал первым физическим институтом в Новосибирске. В 1964 году институт был объединён с Институтом физики полупроводников. Позже Румер некоторое время работал в Институте математики, а затем в Институте ядерной физики СО АН СССР (с 1967 года - завсектором)».

Еще в одном выставленном  в интернете документе, начинающемся с длинного названия

«ВЕРХОВНЫЙ СУД СОЮЗА ССР ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 4б-07113/54289 …», сообщается
«На приговор Военной Коллегии Верховного Суда Союза ССР от 29 мая 1940 года, которым по ст.ст.58-6 и 58-11 УК РСФСР осужден заочно - РУМЕР Юрий Борисович - к заключению в ИТЛ сроком на 10 лет, с поражением в правах на 5 лет и с конфискацией лично ему принадлежащего имущества. Заслушав доклад тов. Сенина и заключение пом. Главного Военного Прокурора — Генерал-майора юстиции Красникова,
Коллегия установила: 

«По приговору Румер признан виновным в том, что он «являлся участником антисоветской группы и проводил подрывную работу в области советской физики. Кроме того, Румер с 1932 года являлся агентом немецкой разведки и по заданию последней занимался шпионажем в пользу Германии» (из приговора). Главный Военный Прокурор в своем заключении просит об отмене приговора Военной Коллегии Верховного Суда СССР и прекращении дела по следующим основаниям:

Как видно из материалов дела, обвинение Румера основано на его личном признании и на показаниях арестованных по другим делам Ландау и Корец, данных ими на предварительном следствии. В суде дело в отношении Румера рассматривалось заочно, то есть без вызова Румера и без вызова свидетелей. 

После ознакомления Румера с приговором по его делу он написал ряд жалоб, в которых указывает, что на предварительном следствии он себя оговорил по принуждению работников следствия, что в антисоветской организации он не состоял и шпионажем не занимался. 

Проведенной в связи с жалобами Румера дополнительной проверкой установлено, что дело в отношении организатора антисоветской группы Ландау органами НКВД СССР производством прекращено «за нецелесообразностью», и он из-под стражи освобожден.

Следовательно, показания Ландау о том, что он, как организатор, завербовал Румера в антисоветскую организацию, не могут служить доказательством по делу Румера, поскольку такой организации не существовало.(-----).

Таким образом, Румер участником антисоветской группы не являлся и такой группы вообще не существовало. Обвинение Румера в шпионаже материалами дела не подтверждено, а сам он от своих показаний в этой части отказался, как от вымышленных.

Эти новые обстоятельства по делу не были известны суду при вынесении приговора в отношении Румера. В силу изложенного приговор подлежит отмене, а дело прекращению за недоказанностью обвинения». (----). 

В следующих двух миниатюрах намереваюсь привести другие, более «светлые» фрагменты биографии профессора Ю.Б. Румера, в которых расскажу  о его семье, близких знакомых и воспоминаниях о нем выпускников физфака НГУ.

ПРИМЕЧАНИЯ 

1. Лучшие фотографии академика Г.И.  Будкера. Владимир Варнек. Проза.ру.
2.  Мы родом из НГУ. ФФ НГУ 1964 – Литературно-художественный сб. под  ред. Л.И. Злобинской и В.И. Сабинина. –Новосибирск: 2014. – 580 с., илл.


Рецензии