Записи для себя. Сентябрь, 2024

Записи для себя. Сентябрь, 2024.
Владимир Игоревич Арнольд утверждал, что математика, суть – экспериментальная наука, просто эксперименты в ней дешевы. Чем, в самом деле, физика отличается от математики? Экспериментальным методом. Физика доказывает истинность теорий воспроизводимыми экспериментами. Ключевое слово здесь – «воспроизводимыми». Много тонкостей в том, как определить «воспроизводимость» экспериментов, сейчас мы эти детали опускаем. Вернемся к тезису Арнольда, и спросим: а воспроизводимы ли математические эксперименты? Прибор, которым мы пользуемся в этих экспериментах – человеческий мозг. Если доказательство теоремы воспроизводимо в этом приборе – теорема считается доказанной. То есть, если группы математиков на южном и северном полюсах, включив свои отточенные мозги, подтверждают вчера, сегодня и завтра, что теорема доказана то, так тому и быть. Тогда, зазор между физикой и математикой становится минимальным.      
***
За четверть века мы в нашей лаборатории обнаружили, исследовали и описали два десятка физических эффектов: более или менее красивых, неожиданных и вполне предсказуемых. Как ни печально, но это все второсортная физика. Эффектов – бесчисленное множество. Все не опишешь. Подлинный прогресс в физике достигается при сдвиге взгляда на природу, а этот сдвиг взгляда, смена и перефокусировка интеллектуальной оптики возможна только через новую математику. Новая математика выводит к границам познанного, к границам разработанных моделей и теорий. Только там, ad marginem, на краю, живет новая физика. Последние годы я пытаюсь разработать Рамсей-Физику, в которой природа разглядывается через лупу теории Рамсея, одной из самых неожиданных и своеобразных математических теорий. При этом физика отчасти сводится к логике. А вот здесь необходимо запастись терпением. На усвоение этого научного подхода социумом ученых потребуются годы, возможно десятилетия. Оно очень инертно, научное сообщество.
***
Эйнштейн был вершиной и завершением «классической физики». Я позволю себе уточнить понятие «классическая физика». В классической физике наличный мир существует готовый к употреблению, точнее познанию ученого. В неклассической физике до того, как задан вопрос к миру, мира нет. Мир возникает, становится в процессе вопрошания. Почти весь стиль мышления ХХ века неклассический. И в психоанализе никакой истины о пациенте нет, до, вне и помимо вопрошания. И искусство ХХ века, перфоманс возникает, рождается на глазах у зрителей. До перфоманса, артефакта нет. И в квантовой механике мир рождается в процессе познания. Никакого другого мира, кроме становящегося в квантовой механике нет. Эйнштейну все это было чуждо. Мир стоял перед ним совершенный и завершенный, приготовленный к познанию, классический мир.
***
 Немалое число конфликтов, ссор, разрывов отношений происходит от того, что наши близкие не оправдывают наших ожиданий. А они вовсе и не обязаны их оправдывать. Люди приходят в мир не для того, чтобы оправдывать наши ожидания.
***
На войне, как на войне. Тора немало говорит на войне. Царь решает, что геополитические интересы Израиля, велят объявить мобилизацию и начать войну с неразумными соседями, с которыми по-хорошему не договориться. Итак, объявлена мобилизация. Все ли идут на призывные пункты? Нет, не все. А кто именно не идет? Отвечаем:
Дварим, Шофтим, Глава 20
«5. Стражи же пусть объявят народу так: ‘Тот, кто построил новый дом и не обновил его, пусть идет и возвратится в дом свой, чтобы не умер он на войне и другой не обновил его;
6. И тот, кто насадил виноградник и не снял с него первого урожая его, пусть идет и возвратится в дом свой, чтобы не умер он на войне и другой не снял первым урожай его.
7. И тот, кто обручился с женщиною и не взял ее, пусть идет и возвратится в дом свой, чтобы не умер он на войне, и кто-нибудь другой не взял ее».
Молодожен, насадивший виноградник и построивший новый дом не призываются. А, собственно, почему? Человек, родивший десяток детей менее достоин отсрочки, нежели молодожен? Здесь Тора утверждает чрезвычайно важный принцип. Человек должен состояться, сбыться. Человек, родивший детей, построивший дом и насадивший виноградник, уже в некотором смысле исполнил свое предназначение в этом мире. Ему можно и воевать. А тому, кто не еще не состоялся, необходимо предоставить такую возможность.
Это очень важный, и вовсе не очевидный теологический принцип. Человек должен сбыться вот в этом скверном, гнусном, тленном мире. Другого нет. В этом секрет еврейского гения. Ты можешь сажать виноградники или играть на скрипке, но сбудься. Предосудительного в этом нет. И гордыни нет. Ты для этого пришел в этом мир. Да, все тленно. Как нам безжалостно рассказывает Коэлет: дома рассыплются, и виноградники занесет песком. Но, ты, делай свое дело: строй, сажай, люби.
***

В XX веке расцвела любопытная религия, специфичная для интеллигентного народонаселения. Место покойного бога заняла культура. Культура должна спасти человечество. В это верили и верят многие достойные, хорошие, одаренные, положительные люди: режиссер Сокуров, философ Померанц, музыкант Казинник. Нам не хватает культуры, давайте печься о культуре, больше культуры. К сожалению эта разновидность религии представляет собою суеверие, суетную веру. Культура не спасет мир. Холокост учинил самый культурный народ в мире. Вера в культуру – утонченное идолопоклонство для избранных, для тех, для кого бог умер. Религия, вера – акультурны, не анти-, а именно акультурны. Им дела нет до культуры. Они о другом.
***
Девять величайших рыцарей всех времен и народов.
Точка зрения Жака де Лонгийона (Йохан Хейзинга, Осень Средневековья); культе "девяти бесстрашных", "les neuf preux". Эта группа из девяти героев: трех язычников,
трех иудеев и трех христиан - возникает в сфере рыцарских идеалов; впервые она встречается в V;ux du paon [Обете павлина] Жака де Лонгийона примерно около 1312 г. Выбор героев выдает тесную связь с рыцарским романом: Гектор, Цезарь, Александр -- Иисус Навин, Давид, Иуда Маккавей, Артур, Карл Великий, Готфрид Бульонский."
Теплая компания. Три античных героя, три еврея, три рыцаря средних веков.
***

Сегодня Израиль скорбит по погибшим. Есть весомая причина задуматься.
В недавнем прошлом несколько раз были поразительные эпидемии слепоты и глухоты. Большевики совершенно честно говорили, что они собираются физически истребить целые классы жителей России. Но им, почему-то, никто не верил. Нацисты совершенно откровенно говорили о том, что собираются истребить всех евреев, но им тоже никто не верил. Это же невозможно в ХХ, просвещенном веке. ХАМАС совершенно откровенно говорит о том, что собирается истребить всех евреев. Я ценю его откровенность, и прислушиваюсь к его сообщениям внимательно, ибо я не люблю, когда сажают на кол меня и моих близких. А за спиной у ХАМАСА стоит весь радикальный ислам. И у ХАМАСа немалые шансы привести свои планы в исполнение. ФАТХ, взлелеянный Израилем, ничем не отличается от ХАМАСа. И он тоже вполне откровенно рассказывает о своих планах (я внимательно слушал выступления Ясира Арафата и Махмуда Аббаса). И в эти планы тоже никто не верит. Понадобятся еще тысячи трупов, чтобы в них поверили.   
Сегодня в Израиле девять погибших на войне. Это скорбный, трагический день.
Троих, погибших в Хевроне, хоронят и скорбят, понимая, что горе, что беда, что "на войне, как на войне". Что эти жертвы не последние.
Шестерых хоронят, и истерически визжа, требуют капитуляции Израиля, за которой маячит смерть еще шести миллионов наличных израильтян.
Правительство Натаниягу несет полную ответственность за 7 Октября. Но оно разделяет эту ответственность с предыдущими правительствами Израиля, которые десятилетиями врали своему народу. Мир в нашем регионе невозможен (позиции радикального ислама усиливаются от года к году во всем мире, США слабеют, сегодня радикальный ислам образовал невероятный шаатнез с КОМИНТЕРНом, такова объективная реальность). Возможно равновесие страха. Это плохое равновесие. Но оно лучше, чем 7 Октября.
***
Зарисовки с натуры
Где-то на просторах бывшего СССР.
Школьный двор. На корявом щите подвешено баскетбольное кольцо. Тощий мальчишка лет двенадцати упорно и тупо бросает мяч в кольцо, по-бабски нелепо отпихивая его от себя. Мажет и мажет. Мажет и мажет. За тренировкой наблюдает папа: «ну, какой же ты косорукий олух. Жопорукость не лечится, - шипит папаша, - не будет из тебя болван толку».
Где-то в Израиле.
Школьный двор. На корявом щите подвешено баскетбольное кольцо. Тощий мальчишка лет двенадцати упорно и тупо бросает мяч в кольцо, по-бабски нелепо отпихивая его от себя. Мажет и мажет. Мажет и мажет. За тренировкой наблюдает папа: «гениально, я в восхищении, сынок. Тебя ждет блестящее будущее».


Рецензии