Хайдеггер о технике
Вместе с тем, Хайдеггер отводит важную роль и самой философии, задача которой показать глубину и опасность скрытой от глаз угрозы. Всеобщее восхищение чудесами технического прогресса, сравнимое с религиозным почитанием идолов, создает для осмысления угрозы серьезные барьеры.
Об этой проблеме понимания (или, точнее, ослепления и непонимания) хорошо сказал в своем интервью известный хайдеггеровед и переводчик Александр Михайловский:
«Связь техники с критикой метафизики … становится одной из ведущей тем позднего Хайдеггера. Он доказывает, что техника есть не что иное, как завершение западноевропейской метафизики.
Согласен, мысль не самая простая для понимания.
Конец метафизики как некое историческое событие означает, что мы вступили в финальную стадию нигилизма. Так, как его понимал Ницше, когда писал в «Заратустре»: «Пустыня ширится сама собою: горе тому, кто сам в себе свою пустыню носит».
Бытийно-историческая сущность нигилизма определяется, по Хайдеггеру, «забвением Бытия». А условием прихода «другого начала» становится именно прохождение через эту абсолютную негативность.
Метафизика преодолевается так же, как инфекционная болезнь, которой нужно переболеть от и до. У медиков есть понятие «кризис болезни» — внезапная перемена в течении заболевания, как правило, к лучшему. С этого переломного момента начинается собственно выздоровление, и обычно он сопровождается впадением в беспамятство, длительным сном.
Так и здесь, не оказавшись посреди «пустыни забвения Бытия», невозможно научиться высвечивать разницу между бытием и сущим, а значит, не получится и развернуть герменевтику технического мира.
Здесь на долю философии выпадает ответственная задача. Она должна не только показать, что наш жизненный мир возник в результате технической революции, но и поставить вопрос о технике, то есть вопрос о происхождении, условиях возможности и границах техники». (Александр Михайловский https://knife.media/heidegger-techne/)
Согласимся с важным обобщением Александра Михайловского: техника, став основой жизни, породила духовную пустоту – «пустыню забвения Бытия». Заметим, что исторически всё началось с греческого техне.
Для Хайдеггера греческое техне не просто ремесло, а в высшей своей форме священное таинство искусства.
Превращенное в «постав» (в современную самовоспроизводящуюся технику извлечения природной энергии), техне, с одной стороны, незримо для участника процесса выражает таинственный исток, а с другой, само претендует на первоисток, создавая эффект «забвения бытия».
Хайдеггер считает, что дело так далеко зашло, что «только Бог может нас спасти». Как на последнюю соломинку он возлагает надежду на возрождение пророческой поэзии:
«Когда-то не только техника носила название «техне». Когда-то словом «техне» называлось и то раскрытие потаенного, которое выводит истину к сиянию явленности. <…>
Поэзия являет истину в сиянии того, что Платон в «Федре» называет ;;;;;;;;;;;;, «сияющим всего ярче». <…>
Дано ли искусству осуществить эту высшую возможность своего существа среди крайней опасности, никто не в силах знать.» (М. Хайдеггер Вопрос о технике. 1953 г.)
Свидетельство о публикации №224092001010