2. Митрополит Феогност
2. МИТРОПОЛИТ ФЕОГНОСТ. В 1329 году Иван начал собирать полки для похода на Псков, дабы исполнить приказ царя и захватить беглого тверского князя. По суздальским городам и княжествам была разослана грамота: «Если не приведем в Орду князя Александра Михалыча, все от царя Азбека отечества своего лишены будем и смерти преданы, и землю Русскую пусту сотворим». Самому Александру было послано предложение отдаться в руки ордынцам добровольно с тем, чтобы не навлечь беду на всю Русь. В поход на Псков Ивану Калите удалось собрать довольно внушительное войско. Почти все князья прислали своих ратников. Даже тверские воеводы сочли необходимым примкнуть к общему ополчению. Воевать, однако, не хотелось никому, включая самого Калиту. Потому и сборы были какими-то уж очень неторопливыми. Очевидно, московские власти решили все же дать Александру время для принятия решения. К Пскову войска стягивались до самого марта. В марте началась распутица, дороги превратились в реки, и великокняжеское ополчение начало разваливаться буквально на глазах. Впрочем, Ивана Даниловича это уже не беспокоило. Главное – он сумел продемонстрировать сарайскому владыке свою преданность, а выдавить опального тверского князя из Пскова можно было и иными способами. В делах такого рода Калита отличался особой изобретательностью. В ответ на категорический отказ псковитян выдать беглеца низовским властям новый митрополит Феогност по просьбе Москвы повелел затворить в Пскове все храмы и церкви, наложив на город проклятие. Не желая подвергать гостеприимных горожан церковному наказанию, Александр поручил их заботам свою семью и казну, а сам ушел в Литву. Проклятие с города было немедленно снято.
Распустив войска по домам, Иван вернулся в Москву, где занялся возведением каменных храмов, желая тем самым привлечь на свою сторону нового митрополита, дабы и он подобно Петру «возлюби маленький городок Москву». Однако с Феогностом дело не заладилось с самого начала. На Русь грек Феогност был рукоположен волей константинопольского патриарха, который игнорировал желание московских властей видеть на митрополии одного из русских иерархов. Для такой несговорчивости у Константинополя были очень веские причины. Византийская Империя переживала не самые лучшие свои времена, и ей сейчас как воздух были нужны сильные союзники, такие, например, как могущественный литовский князь Гедемин. Крестив Литву, можно было рассчитывать на помощь литовского государя в войнах Империи с настырным мусульманским Востоком и с беспокойным христианским Западом.
К этому времени Церковь уже окончательно стала частью большой политики, и на западе, и на востоке. При помощи этого рычага Ватикан старался расширить сферу своего влияния. При помощи этого же рычага Константинополь надеялся выжить. Других рычагов у императора просто не было. Именно поэтому сразу же после псковского дела Феогност отправился в главный русский город – Киев, который тогда был подконтролен Гедемину, дабы перетянуть этого бесспорно великого, но как оказалось позже, не очень дальновидного человека на свою сторону. Москва на какое-то время потеряла возможность использовать авторитет Церкви в своих интересах.
Рецензии