Научная статья. Ч. 5. Две модели растения

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ. ЧАСТЬ 5. ДВЕ МОДЕЛИ РАСТЕНИЯ

Какой неожиданный получился пиар ход с моей стороны по поводу научной статьи, которую я смогла издать в июне 2019 года в Американском биологическом журнале. Ботаники и экологи по всему миру давно интересовались этим произведением, но русские люди, маловероятно. Почему так? Не знаю. Могу предположить, что всё то, что не вписывается в концепцию ведущего учёного в конкретной научной организации России, не вызывает интерес у коллег, работающих под его началом. А вот оригинальные труды русского учёного, базирующиеся на многолетней экспериментальной научно-исследовательской деятельности, представленные в высокорейтинговый научный журнал, востребованы и их автор пользуется авторитетом. Проще говоря, если в России я занимаю самую низкую должность в иерархической служебной лестнице, то я - не могу считаться авторитетным учёным, несмотря ни на какие труды и учёное звание, а за рубежом моя должность никому не интересна, а интересен научный результат и тот язык, которым я могу объяснить всё детально и понятно.

Два разные подхода к оценки деятельности одного и того же учёного: бюрократический в России, и деловой за её рубежами. Такова реальность современной жизни. В рамках бюрократического подхода на высокую должность подойдёт любой. Кто-то из руководителей научных организаций предпочитает продвигать вперёд дерзких, глубоко мыслящих, способных к прогрессу лидеров, кто-то - покладистых, исполнительных, тихих, которыми можно крутить и вертеть по своему собственному усмотрению. Так проблем меньше!

Так ли это, насчёт меньших проблем? На некоторое время проблем действительно меньше, но год за годом накапливается критическая масса исполнителей, а лидеров нет. Что делать? Где брать новых лидеров?

Иногда кажется, что где-то кто-то беседует по поводу нас, русских ботаников современной России: "Не нужны никакие лидеры в ботанике. Ботаника как наука устарела. Уж рассказать-то студенту первокурснику, как там всё в растениях устроено, большого ума не надо. В стране куча проблем, до ботаников ли? Пусть себе сидят по университетам по-тихому и молчат в тряпочку. Уж сколько их было! Казалось бы, уж так всё тщательно от них подчистили. Ставки сократили, часы учебных предметов по ботанике сократили до всякого неприличия. Так нет, всё лезут и лезут изо всех щелей! Уже и в писательскую среду какая-то там выскочка из Казани пролезла. Напомнить решила о подвигах своих предшественников. Без них есть кого в герои определить! Слава Богу, СВО есть! Повадилась ещё в конкурс "Наследие" свои писульки и стищки матери отправлять. Каждый месяц посылает. Не надоедает же! Нам, дворянам, уже и отказывать ей лень, а она всё шлёт и шлёт свои неиссякаемые истории. Когда только придумывать успевает?"

Так и живём.


1. НАУЧНАЯ СТАТЬЯ И СТЕПЕНЬ ИНТЕРЕСА К НЕЙ

АВТОР И НАИМЕНОВАНИЕ СТАТЬИ. Федорова С.В. Методологические подходы в популяционной ботанике и экологии растений
НАИМЕНОВАНИЕ ЖУРНАЛА. Американский журнал биологических наук Опубликовано в (Том 8, выпуск 3)
СВЕДЕНИЯ О ПУБЛИКАЦИИ. Получено: 16 мая 2020 г. Принято: 28 мая 2020 г. Опубликовано: 20 июня 2020 г.
СТАТИСТИКА ИНТЕРЕСОВ. Просмотров: 1610, Загрузок: 260
ИСТОЧНИК. Svetlana Vladislavovna Fedorova. Methodological Approaches in Population Botany and Plant Ecology. American Journal of BioScience. Special Issue: Innovative Methodological Approaches in Botany and Plant Population Ecology. Vol. 8, No. 3, 2020, pp. 73-90. doi: 10.11648/j.ajbio.20200803.14
Fedorova._AmericanJurnal.pdf


2. ДВЕ КОНЦЕПЦИИ: «МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАСТЕНИЯ» и «ПОЛИЦЕНТРИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАСТЕНИЯ»

Концепция «Морфологическая модель растения» подразумевает структурирование организма растения по внешним критериям. В этой модели гипотетическим телом растения является организм, поскольку образован иерархией органов. Органы объединены в две основные системы: корень и побег. Эти системы имеют переходную зону, в которой внутренняя структура растительного организма изменяется в связи с изменением функции. Основная функция корневой системы — образование структур, обеспечивающих транспортировку минерального раствора из окружающей среды в организм растения. Основная функция побеговой системы — образование структур, обеспечивающих: 1) ассимиляцию; 2) транспортировку органического раствора; 3) генетическое разнообразие и расселение растений на большие расстояния; 4) возобновление растений после воздействия неблагоприятного фактора. По мере роста и развития организма растения в системе побега выделяются три функциональные
зоны.

1. Зона возобновления. Здесь сосредоточены почки растения трёх типов (боковые почки, имеющие или не имеющие защитные чешуи, и придаточные).

2. Вегетативная зона. Здесь сосредоточены почки растения пяти типов (боковые и верхушечные почки, имеющие или не имеющие защитные чешуи, и придаточные), а также органы, обеспечивающие органическое питание растения (ассимилирующие органы или органы, позволяющие высасывать органические вещества из организма хозяина).

3. Репродуктивная зона. Здесь сосредоточены органы, главная функция которых связана с обеспечением процесса воспроизводства.

Все органы растения делятся на две категории: «Генеративный орган» и «Вегетативный орган». Категория «Генеративный орган» включает всё многообразие органов, которые способны выполнять одну из ряда функций для обеспечения процесса видообразования и размножения растения: 1) генерация гамет; 2) слияние гамет; 3) образование зародыша растения в эндогенной среде обитания; 4) изоляция зародыша от родительского организма.

Категория «Вегетативный орган» включает всё многообразие органов, которые не способны выполнять ни одну из перечисленных выше функций. Но они способны выполнять одну из ряда функций для обеспечения процесса роста растительного организма и возрастного изменения в иерархии генетически идентичных клонов: 1) поглощение минерального или органического раствора из окружающей среды; 2) ассимиляция; 3) образование диаспор растений в зоне возобновления или в вегетативной зоне на организме растения; 4) стимуляция развития такой диаспоры в самостоятельный клон; 5) формирование системы между образованиями клонов.

Концепция «Морфологическая модель растения» способствовала развитию науки биоморфологии [26]. Биоморфология позволяет упорядочить всё многообразие форм растений в иерархическом ряду категорий. Наиболее крупные из них: «Дерево», «Кустарник», «Кустарничек», «Полукустарник», «Полукустарничек», «Многолетнее травянистое», «Двулетнее травянистое», «Однолетнее травянистое». Существует ряд категорий жизненной формы, включающие виды многолетних растений, которые имеют потенциальную способность в онтогенезе к образованию: 1) столона, тогда виды растений объединяются в категорию «Столонобразующие»; 2) подземный побег – в категорию «Корневищные»; 3) корень, имеющий придаточную почку – в категорию «Корнеотпрысковые» ; 4) побег, изначально удлинённый ортотропный, позже стелющийся – в категорию «Наземно-полегающие»; 5) побег надземный стелющийся – в категорию «Наземно-ползучие». Эти категории объединены в более крупную категорию «Вегетативно-подвижные». Они потребуются далее в процессе изложения статьи.

Концепция «Морфологическая модель растения» отлично работает на организменном уровне организации жизни. Детальное описание органов позволяет более чётко представить себе образ растения и отграничить один вид растения от другого. Это очень важно на этапе исследования разнообразия растительного мира [3, 4, 7, 9–15, 21–31]. Однако, углубление в морфологию фрагментов тела растений не позволяет разработать универсальные диагностические инструменты, необходимые для решения экологических проблем.

Концепция «Полицентрическая модель растения» позволяет по-новому подойти к структурированию тела растения. Элементами модели являются не органы, а функциональные центры. Это: 1) Центр образования побегов; 2) Центр минерального питания; 3) Центр органического питания; 4) Центр генерации (таблица 1, 2, рисунок 1, 2). В этой модели гипотетическое тело растения это не организм, а полицентрическая система. Метрические характеристики каждого из этих центров являются индикаторами, с помощью которых исследователь может моделировать развитие популяционной системы растения в каждой из обследованных сред обитания.

Таблица 1. Соответствие элементов в Полицентрической модели растения и Морфологической модели растения

Полицентрическая модель // Морфологическая модель

1. Центр побегообразования // узел в зоне возобновления растения (расположение в системе органов: ассимилирующий побег, столон, корневище, клубень, корнеклубень, луковица, клубнелуковица, каудекс)
2. Центр минерального питания // основание корневой системы (расположение в системе органов: переходная зона между корневой и побеговой системами)
3. Центр органического питания // ассимилирующий орган (листовая пластинка, сегмент видоизменённого стебля или листа), гаустория (у паразитического растения), листовая ловушка (у хищного растения)
4. Центра генерации // узел в репродуктивной зоне побега (орган: соцветие, фрагмент соцветия, цветок, почка, стебель, плод, стробил, антеридии, архегоний, спорофилл, спорангий)
Примечание:  Узел — фрагмент организма растения, на котором почки расположены ближе 0,4 см по длине коммуникаций

Знание природных вариантов популяционных систем растения конкретного вида является важным этапом для разработки мер по восстановлению нарушенных территорий и рационального использования растительных ресурсов.

Светлана Федорова, Казань, 20 сентября 2024 г.


Рецензии