Культбез, или Пузыри за занавеской
«Железный занавес» ограждал советских детей от графической литературы. Мы даже не знали, что такое «графическая литература». Мы читали художественные книги. Один из героев романа «Коротко о Длинном» («КоД») так определяет это явление: «Если по роману нарисовать комикс, то все, что можно нарисовать, - это литература графическая, а все, что нарисовать нельзя, - литература художественная».
Мы вынуждены были читать книги вместо того, чтобы разглядывать картинки с содержательными ремарками в пузырящихся ртах героев: «Вау!», «Бах!», «Тра-та-та-та!», «Упс!»… Эти пузыри комиксисты называют speech balloon, speech bubble, комикс-облачка.
Мы вынуждены были читать книги и умнеть. При этом страстно желали тупеть за просмотром картинок, пока в наших ртах пузырится бабл-гам. Но нам не давали, оградив нас «железным занавесом». Защитив нас «железным занавесом», как мы понимаем сейчас.
Мы, дети, не могли взять в толк, зачем нашей стране нужны были умные читающие люди, ведь тупыми легче управлять. Вот и совали бы мудрые толстые книжки своим детям – элитным детям, которые, когда вырастут, будут жонглировать большими массами народа, прибитого к своей исполнительской функции примитивной графической литературой, - то есть нами. Мы были готовы, лишь бы картинки вместо букв, лишь бы пузырьки колы и пузыри жевательной резинки. Но нас зачем-то делали умными и приучали к чтению.
Так замечательно, так кроваво-весело за полвека до нашего рождения прошла Октябрьская революция – горстка умных и начитанных взяла деньги у жадных и богатых, чтобы взбунтовать темных и невежественных и, положив в землю десятки-сотни тысяч, разорить страну и переменить мировой порядок. Что ж потом пошло не так?
Видимо, узрели умные и начитанные, какая это необоримая стихия – темная масса бунтующих людей. Подминает под себя не только придуманных врагов, но и новых хозяев. И ведь «поднять волну» можно из любого угла мировой политики. А потому срочно из темных и невежественных стали делать умных и начитанных. Главное - своих, чтоб чужие в личных целях впоследствии этими массами не крутили. А для пущей безопасности обнесли заново формируемую мудрость народную «железным занавесом».
При помощи ШРМ и ШКМ (школ рабочей и крестьянской молодежи), общества «Знание» и других учреждений ликбеза (ликвидации безграмотности) стали темные массы просветлять, чтобы устремиться хором в светлое будущее. Романтика таких школ талантливо обозначена в хорошо известных и горячо любимых фильмах без «супергероев» - «Большая перемена» и «Весна на Заречной улице». То есть вначале на плечах «темных масс» въехали в «светлое будущее», а потом стали подтягивать это самое «темное» до того самого «светлого».
Теперь же ситуация повторяется на новом витке инфернальной спирали. Темные и жадные взяли денег у еще более жадных, а потому более богатых, чтобы в очередной раз изменить мировой порядок. Да вот беда – с прежних времен еще остались умные и начитанные, «светлые», - вот они-то весь процесс и тормозят. А потому на смену ликбезу пришел культбез – культиватор безграмотности. Нужно максимально затемнить «светлое» до самого что ни на есть «темного», иначе поставленных целей никак не достичь.
У культбеза много лиц и неисчислимое количество инструментов. Графическая литература (и фильмы по ее выбросам) – один из них и при этом один из самых эффективных. Картинка вместо картины, фиксированный момент вместо непрерывной динамики, фрагментарный калейдоскоп вместо целостной панорамы – в этом наше сегодняшнее все.
А добавьте ко всему прочему чужих «новоделанных» героев, простите, супергероев и получите иссиня-черную массу, готовую идти на баррикады. А что им эти баррикады? Паутиной всех врагов запуляют, выставят перед собой чудо-щит, молот метнут или просто на могучих бицепсах разорвут на части. На крайний случай есть «авадакедавра». Берегись, враги, идет темная масса, воспитанная графической литературой. А кто «враги» - те же комиксы и подскажут, а то художественная литература думать заставляет, вынуждает самим принимать сложные решения.
Умный и начитанный на баррикады не пойдет – понимает и собственную слабость, и муть предлагаемой идеи. А нам-то что? Мы – поколение супергероев, а всем известно, что у каждого супергероя своя суперсила, свое суперумение. Кроме одного умения – думать. Нам любые баррикады – лишь очередной хоррор по всеми любимому комиксу.
Свидетельство о публикации №224092001152