3. 2. Земская реформа. Особенности проведения

          http://proza.ru/2024/09/18/1276


          «Земство – орган местного самоуправления, работа которого основывалась на принципах самофинансирования, выборности членов, всесословности».
В январе 1864 года император Александр II утвердил Положение о губернских и уездных земских учреждениях (разработка началась параллельно с проектом аграрной реформы). Изначально планировалось сделать земства частью системы административного управления, затем решили придать им функции органов самоуправления. Реформа создала исполнительные органы: земские управы, и распорядительные органы: губернские и уездные земские собрания.
Мелитопольская уездная временная комиссия для приведения в действие «Положения о Земских учреждениях» начала работать 20 октября 1865 года, и 3 ноября 1866 года земские учреждения в Мелитопольском уезде были открыты.

          Яков Яковлевич Дик, с 1868 года возглавлявший Мелитопольскую уездную земскую управу в ранге Председателя, открыв заседание, сообщил:

          – Господа, наше заседание открыто, и сегодня оно будет посвящено, в связи с началом работы управы, знакомству с обязанностями. Мы должны изучить руководящие документы и в дальнейшей своей работе строго придерживаться его положениям.

          В то время ещё не было построено здание земской управы, и они занимали под наём два дома. В одном помещались: Управа, Присутствие по воинской повинности и Присутствие по крестьянским делам. Во втором: Съезд Мировых судей и Временное отделение Окружного суда.

          – На сегодняшнем заседании присутствуют: И. И. Корнис, А. Ф. Сенджели, И. Д. Торбанов. Секретарь – Н. В. Гофман. Бухгалтер отсутствует по семейным обстоятельствам.

          (Следует сказать, что в изданном в этом же году «Карманном календаре Таврической губернии на 1869 год» приводится несколько иной состав членов Управы: меннониты И. И. Корнис, Г. В. Мартинс и государственный крестьянин И. Д. Торбанов).

          Я.Я. Дик продолжил:

          – Нам предстоит напряжённая работа. «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» и временные «Правила для сих учреждений» введено ныне же в действие. Секретарь Гофман, вы помечайте себе для дальнейшего составления протокола заседания.

          – Да, конечно, Яков Яковлевич! – Гофман показал, что у него под рукой всё необходимое для работы.

          – Хорошо! Значит переходим к Положению. Глава 1. Для заведывания делами, относящимися к местным хозяйственным пользам и нуждам каждой губернии и каждого уезда, образуются губернские и уездные земские учреждения…
Член Управы Мартинс скучно зевнул и уставился в окно.

           – … Дела, подлежащие ведению земских учреждений, – продолжал чтение Председатель, – в губернии или уезде по принадлежности, суть:

           1. Заведывание имуществами, капиталами и денежными сборами земства.

           Услышав про денежные сборы, Мартинс встрепенулся и посмотрел на докладчика.

           – Пункт 2.2. – строго посмотрел на присутствующих Корнис. – Устройство и содержание принадлежащих земству зданий, сооружений и путей сообщения, содержимых за счет земства.

           Меры обеспечения народного продовольствия...

           В общем Положение не вызывало у присутствующих большого вдохновения. Земские чиновники уже вовсю клевали носами, изображая большое внимание, когда у Торбинова подвернулась рука и раздался стук головой об стол.

           В комнате раздался громкий хохот. Сам виновник веселья смущённо потирал лоб.

           – Бессонная ночь, Яков Яковлевич, столько работы! Думы о работе просто по ночам одолевают!

           – Попрошу внимание, господа! – с трудом сдерживая смех, Яков Яковлевич Дик продолжил чтение.

           – Глава вторая. Состав земских учреждений. Слушаем, господа, давайте потерпим! Земские учреждения разделяются, согласно статье первой сего Положения, на уездные и губернские… Глава третья… 69-й пункт дослушаем, и останется у нас абзац Управы.

           – Ну вот, мы и добрались вместе до конца Положения. У кого есть вопросы? – председатель Дик посмотрел в измученные лица членов заседания.

           – Господин председатель, а когда будет у нас собственное здание?

           – Это вам, наверное, господин государственный крестьянин Торбанов, вопросы по ночам и снятся, что вы не высыпаетесь и их задаёте?

           Члены земской управы опять разразились хохотом.

           – Будем, будем с вами поднимать этот вопрос! Такой ответ вас устроит?

           Так что, друзья, мы с вами поняли, что наряду с активными мероприятиями в земствах было много рутинной бумажной работы. В обязанности Земских управ входило: составление губернских смет, раскладок и отчетов; подготовка нужных собранию сведений, заключений; надзор за поступлением земских доходов и расходованием земских сумм; представление в суде интересов земства по имущественным делам; распоряжение с разрешения губернатора о своевременном созыве и об открытии земских собраний.

           Кто не привык к рутинной бумажной работе, согласится, что скучновато выглядят данные обязанности, друзья… Опять же не за плугом ходить…

           Вопрос о строительстве здания Управы был поднят на Земском собрании только 16 сентября 1876 года. Было решено даже начать закупку строительных материалов. Однако экстренное Собрание в январе 1877 года постановило постройку «приостановить».

           И только 25 сентября 1879 года Земское Собрание вновь постановило: «произвести постройку нового здания Управы, утвердив сумму в 39 104 р. 13 коп., исчисленную по смете техником Таврической Земской Управы Народоставским».

           Контракт на постройку здания был заключен с купцом Панкеевым. Кирпич для постройки был получен из Мордвиновской экономии Столыпина, три чугунные лестницы – с Черноморского чугунолитейного завода.

           В 1880 году двухэтажное здание было построено. В нем разместились: Управа, Уездное по Воинской повинности присутствие, Съезд Мировых судей, Отделение Окружного суда, Уездный Училищный Совет и Дворянская Опека. Строительство обошлось Земству в 40 000 рублей.

           С преобразованием мировых и крестьянских учреждений, по закону 12 июля 1889 года, верхний этаж отошел в исключительное распоряжение Уездного съезда и Окружного суда. Для удовлетворения же всех потребностей Земской управы и Воинского присутствия, остался нижний этаж.

          3 декабря 1912 года Земское собрание, заслушав доклад комиссии, созданной Управой, постановило «внести в смету 1913 года на расширение здания Управы 10 000 руб. и позаимствовать 25 000 руб. из капитала Императора Александра II и в погашение этого позаимствования вносить в смету 1914 года 10 000 и 1915 г. 15 000 руб.»

          Одновременно с расширением существующего здания Управы создавалась и соответствующая инфраструктура. Так, в связи с приобретением Земством в 1912 году автомобилей во дворе Земской Управы, в этом же году был построен гараж, на что израсходовали 1 619 рублей.

          И заглядывая вперёд: в первые месяцы после Октябрьской революции 1917 некоторые Земства в России открыто выступили против советской власти, другие вступили в коалицию с местными советами. Ликвидация Земств и передача их функций местным советам (которые при образовании своих отделов использовали аппарат Земств) началась после роспуска Учредительного собрания. Большинство Земств ликвидировано к лету 1918, окончательно они прекратили существование в конце Гражданской войны 1917–1922 годов.

          Продолжение следует. http://proza.ru/2024/09/23/1006
          Книга опубликована в Литресе.


Рецензии