Аллегория России
Для зрителя недосягаема, исчезла.
https://stihi.ru/2008/12/26/2894 - история похищения, розыски
---------------------------
Здесь краткий текст (анонс) новой книги "Германский мир и Древняя Русь" и книги "Правитель в бою" (2024)
Содержание (Проект Древняя Русь и Германский мир)
Введение. ДРЕВНЯЯ РУСЬ И ГЕРМАНСКИЙ МИР.
ИСТОРИКО-ФИЛОЛОГИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВАФИЛОЛОГИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА
С, 3
РАЗДЕЛ I. АНГЛИЯ
часть 1.
О древнейших торговых договорах на Руси
с.45
часть 2
Русь и византийские контакты Скандинавии в XI-XIV вв.
с.11
часть 3
Названия частей Руси на русской территории в Средние века
с.18
часть 4
История Новгородской Земли
с.27
часть 5
Реформация и Новая идеология 16-17 вв.
Интеллектуальная риторика Нового времени
С.37
РАЗДЕЛ II. ШВЕЦИЯ
Олаус Петри.. О Кальмарской УНИИ
С.567
Шведские хроники. Дополнение I и ДополнениеII
С.5960
ЛИТЕРАТУРА
с.91
Введение. Древняя Русь и германский мир
ИСТОРИКО-ФИЛОЛОГИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА
(Под таким кодом в Москве (Институт русского языка РАН) прошла в июне 2024 научная конференция. Это радостное событие ещё и потому, что год назад поползли слухи, что этот институт закроют под тем предлогом, что теперь русский язык будет считаться не каким-то там особенным, главным, титульным (а за употребление такого понятия, вместе с выражением «титульная нация» собирались привлекать к уголовной ответственности «за расизм»), а всего лишь одним их 150 практикуемых сегодня языков на территории РФ. Однако сейчас «темные силы» немного присмирели, кто знает, надолго ли?
Первая погодная (по годам) запись НГЛМ (Новгородской летописи младшего – более поздней, чем летопись старшего извода) извода) датирована 6525 годом. (ст. стиля). На пергамене! И это дрогой выделки телячья шкура, хранится практически вечно. К этому добавим культуру письма в этих документах их пергамена, тип и виды чернил, письменных перьев … Это к вопросу о том, чья письменная (писаная) история старше (в Китае письменная история насчитывает 5 тыс. лет). В Западной Европе – традиционные письменные источники никак не старше Рима. Письмена на камне, дощечках и глиняных табличках – это отдельный вопрос. И ещё: отсутствие более ранних артефактов никак не гарантирует их отсутствие в более ранние времена, или они просто могут быть утеряны, гораздо больше фактов для датировок имеют такие явления, как культура письма, специализация и виды почерков, необходимые предметы для письма – перья и чернила, помимо пергамена. Также надо учесть письмена на бересте, их-то, этих записочек, собрано множество мешком, и тексты говорят о том, что люди вели частную переписку активно и содержательно. Это был простонародный интернет – писали на бересте остро заточенным стилом, а то и любым острым предметов с наконечником. Также надо учесть и наличие узелкового письма – что-то типа морзянки, но на тонких бечёвках, а не по телеграфу.
Древняя Русь – употреблено имя существительное, имеющее собирательный характер, место пребывания постоянное и давнее, а вот германский мир – это:
1. Мирный договор о торговле и прочем с другой территорией вокруг или рядом с Русью;
2. диаспора, рассеяние по всему доступной в те времена части планеты вокруг Руси. Что это – неразумное заимствование чужой практики или тупая прагматика? Поговорим о наболевшем, пока не запретили сам предмет подобного разговора.
Часть 1. О древнейших торговых договорах на Руси
(некоторые соображения по докладу Е. А. Рыбиной [1]
В середине прошлого века в Рижском архиве были обнаружены в достаточном количестве древнерусские акты, среди которых - два договора Новгорода, записанные на одном пергаменном листе.(1) Первым значится договор, заключенный князем Александром, его сыном Дмитрием, посадником Михаилом, тысяцким Жирославом и всеми новгородцами с немецким, любекским и готским послами. Вслед за ним тем же почерком приписан договор, заключенный ранее князем Ярославом Владимировичем, посадником Мирошкою, тысяцким Яковом, всеми новгородцами с послом Арбудом, немецкими сынами и готами. Оба документа хорошо известны в исторической литературе, причины заключения этих грамот и особенно их датировка (документы не содержат даты в тексте) до сих пор остаются спорными. Датировку проводят по датам княжения и посадничества авторов.)
Обратимся к более древнему документу. Так как в нем упомянуты князь Ярослав Владимирович и посадник Мирошка, совместное правление которых ограничивается 1189—1199 гг., датировка этого акта колеблется в промежутке между названными датами. Однако дата первой публикации договора - 1857 г., поэтому мнения о конкретной дате его заключения разошлись. Л. К. Гётц в своем фундаментальном труде о русско-немецких договорах средневековья писал, что рассматриваемый документ был заключен в 1189 г., сразу после конфликта, происшедшего между русскими и немцами в 1188 г.2) К. Э. Напиерский, М. Ф. Владимирский-Буданов, С. В. Бахрушин, в разные годы публиковавшие этот памятник, относили его заключение к 1195 г.3) И. И. Срезневский, Э. Боннель и В. Бук утверждали, что договор был заключен перед изгнанием Ярослава из Новгорода в 1199 г., но ратифицирован лишь в 1201 г. Они основывались на сообщении Новгородской первой летописи, что варягам именно в этот год был дан мир.) Последнее издание документа в 1949 г., оставляет датировку грамоты в широких хронологических рамках последнего десятилетия XII в., т.е. 1189—1199 гг.) Между тем эта дата может быть уточнена. В В 1195 г. год посадник Мирошка Незденич, участвовавший в заключении договорной грамоты, отправился в Суздаль защищать новгородские свободы перед князем Всеволодом Большое Гнездо и только в 1198 г. был им отпущен обратно.) Вскоре после его возвращения новгородцы поссорились с князем Ярославом Владимировичем и летом 1199 г. прогнали его из Новгорода. Предложения ряданекоторых историков датировать рассматриваемый документ 1201 г. на основании летописного рассказа о мире варягам в этот год нельзя считать обоснованными, поскольку они противоречат времени княжения Ярослава. Кроме того, как отмечал еще Гётц, в 1201 г. варяги прибыли в Новгород «горою», а не обычным морским путем, в то время как в договоре упоминается только морской путь. Следовательно, считал Гётц, до конца XII в. существовал лишь морской путь, которым пользовались купцы, так впервые в 1201 г. упоминается сухопутная дорога в Новгород.
Для уточнения датировки договора важно упоминание в нем тысяцкого Якова. Первым выборным новгородским тысяцким был Миронег, или, иначе, Милонег, которого новгородская летопись знает, как строителя церкви св. Вознесения и в известии об ее освящении в 1191 г. называет Миронега тысяцким. Таким образом, Яков не мог занимать должность тысяцкого ранее 1191 г., поэтому логично ограничить дату заключения рассматриваемого документа 1191—1195 гг. Однако, хронологические рамки договора можно еще более сузить. Начало торговым отношениям Новгорода с его западными соседями было положено его торговлей с островом Готланд, который в X—XII вв. был центром торговли в балтийском регионе. В начале XII в. готские купцы основали в Новгороде первую иноземную факторию — Готский двор с церковью св. Олафа; и договор, о котором идет речь, не был первым торговым соглашением между Новгородом и его западными партнерами, а являлся подтверждением «старого мира», который, возможно, был заключен с островом Готланд в период его господства на Балтийском море еще в начале XII в. Во второй половине XII столетия на Готланде появились немецкие купцы, переселившиеся сюда из Любека и других немецких городов, расположенных на Балтийском побережье. Постепенно немецкая община вытеснила готландцев и заняла ведущее положение в балтийской торговле. Несомненно, новгородцы, совершавшие в XII в. регулярные поездки на Готланд, вступили в непосредственные контакты с немецкими купцами, поселившимися на острове, а немецкие купцы стали посещать Новгород и по примеру готландцев решили устроить там свой гостиный двор. Исследователи называют разные даты устройства в Новгороде Немецкого двора с церковью св. Петра: 1184, 1185, 1189 гг. Однако проведенный анализ легенды о посаднике Добрыне, (рассказ о строительстве в Новгороде католической божницы, и сообщения Новгородской третьей летописи об устройстве немецкой ропаты в 1192 г. дают основания считать эту дату достоверной). В связи с этим представляет интерес известие Новгородской первой летописи о событиях 1188 г.: «В то же лето рубоша новгородьце варязи на ГътЪхъ немьце въ Хоружьку и въ Новотържьце; а на весну не пустиша из Новагорода своихъ ни единого мужа за море, ни съла въдаша варягомъ, нъ пустиша я без мира». Этот летописный рассказ не раз обсуждался по разным поводам в исторической литературе, как русской, так и зарубежной. Были попытки увязать события 1188 г. с так называемым Сигтунским походом 1187 г.) но большинство исследователей видели логичную связь между описанным в летописи конфликтом и последующим заключением договора от имени князя Ярослава и посадника Мирошки. Между тем суть конфликта остается не вполне ясной. Почти все исследователи трактуют летописный рассказ как заключение новгородцев в тюрьму («рубоша» — посадили в поруб) варягами на Готланде и немцами в Хоружке и Новоторжце, предполагая под последними названиями самые различные топонимы. Подробная сводка мнений советских и зарубежных, а также дореволюционных исследователей по этому поводу приведена И. П. Шаскольским, который вслед за другими приходит к наиболее вероятному выводу, что упомянутые [46] в летописи Хоружек и Новоторжец — это города Торсхэлла и Нючепинг на восточном побережье Швеции. Аналогичное мнение высказано датским историком Дж. Линдом в обзорной статье о конфликте 1188 г. и месте Хоружка и Новоторжца. Однако существует и другое мнение относительно местонахождения этих пунктов. Л. К. Гётц, знаток русско-немецких торговых взаимоотношений, считал, что речь в летописи идет о столкновении немцев с новгородцами в каких-то городах или иных пунктах древней Руси, где немцы и новгородцы столкнулись как конкуренты и где пострадавшей стороной оказались немцы. Тут следует подумать, не есть ли это намек на т, что немцы эти были не совсем чтобы абсолютными чужаками, а, скорее всего, тоже русскими, но давно уже живущими на стороне, которая считается с некоторых пор немецкой (немцы – не мы; неметчина – синоним слова чужбин; сюда же отнесём и выражение – «немецкие дети» - дети русских, оставшиеся на чужбине на ПМЖ?! В Новоторжеце или Нючепинге – город на шведском побережье, а также Хоружике – или Торсхэлле (швед. Однако населенных пунктов с указанными названиями в древней Руси не обнаружено и не может быть обнаружено, поскольку форма «Новоторжец», по мнению ряда ингвистов. Но так ли это? К примеру, белорусский город Новозыбков, тоже древнейшее поселение – есть на карте Беларуси и по сей день. русский город Новороссийск? Так что остается истолковать окончание этого слова – ТОРЖЕЦ. Может быть именно эта форма совершенно исключена по нормам русского языка для названия города и может обозначать только жителя города Новый Торг (Торжок). Отнюдь. К примеру, слово ТОРЖИЩЕ (большое торговое место, может иметь с своего антипода – ТОРЖЕЦ – малое торговое место, или скорее всего – лихое место, где могут обмануть. А это уже типичная простонародная форма словообразования. Можно привести немало примеров таких словобразовательных форм, хотя бы вполне нормативное слово конец. (Что касается чередование звуков г и ж, то это вообще обычное дело.) Так что главное здесь –
правильно поставить ударение: НовотОржец – это житель города НовоторжЕц.
Ещё один нюанс. При переводе с одного языка на другой географических названий, в том числе городов, хотя это и возможно, однако в источниках практически не зафиксировано. Подлинные названия городов не переводились, а давались в транскрипции, иногда до неузнаваемости изменялиьс: Новгород в многочисленных средневековых нижненемецких документах ни разу не назван Neustadt, а всегда Nogarden, Nowgarden, Nauwerden...
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие. Правитель в бою
С.3
Часть 1. ВАНДАЛЫ
С.29
Разграбление Рима вандалами Гейзериха
С.36
Часть 2. МЕТЛИЦКАЯ ЗОЯ ЮРЬЕВНА
С.40
Часть 3. ЧУПРЫНИНА ЮЛИЯ АЛЕКСЕЕВНА
С.58
ЧАСТЬ 4. Раздел I. Мораль во времени
ЮСИМ М.А. История и мораль.
Ценности и время.
С.64
Раздел II. Мораль как условие истории
С.107
Литература
С. 221
Предисловие. ПРАВИТЕЛЬ В БОЮ.
ПОД ТАКИМ ДЕВИЗОМ В ИВИ РАН ПРОШЛА ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ.
(ПРАВИТЕЛЬ В БОЮ: ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ МОДЕЛИ, ПОЛИТИЧЕСКИЕ РИСКИ, ЛИТЕРАТУРНЫЕ ОБРАЗЫ В СРЕДНИЕ ВЕКА И РАННЕЕ НОВОЕ ВРЕМЯ
МОСКВА, 19–20 ИЮНЯ 2024).
Чем интересна эта тема сегодня? Ответ очевиден: кризис формы и сути власти налицо по всему миру, буквально по пальцам можно перечесть ту малую толику адекватных политических лидеров, которые сегодня я у руля власти. А время стоит лихое, расслабляться нет ни малейшей возможность. Откуда такая беспечность, или… всё же имеет место теория заговора? Обсудим, по возможности, в деталях. (Также всем рекомендую ознакомиться с материалами конференции на интернет-ресурсах, в течение месяца там обычно выкладывают видеозапись докладов и обсуждение.) Начнём издалека – с поздней античности.
Никишин Владимир Олегович (ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ МГУ ИМ. М.В. ЛОМОНОСОВА) выступил с докладом по теме: «Римский император на войне: норма и реальность». У известного историка есть интересная и глубокая книга на эту тему: «Pax Romana и римский «империализм» в I в. н.э.7» В.О. Никишин. [1]
Его работа посвящена такому феномену, как римский «империализм» в эпоху Августа и сразу за ним; и хотя основатель Принципата провозгласил наступление «Августова мира», он всё же провел несколько завоевательных войн (в Испании и Германии). Однако уже Тиберий категорически отказался от «агрессивного империализма», после чего империя перешла к обороне на всех рубежах, и все императоры I века лишь изредка предпринимали наступательные акции (в Армении или Британии). Каковы причины отказа римлян от политики экспансии? К тому времени они уже завоевали практически все Средиземноморье и расширять границы империи дальше не имело смысла. Кроме этого, создание профессиональной армии неизбежно привело к заметному снижению уровня милитаризации римского общества, которое отныне было заинтересовано лишь в сохранении стабильности на всем пространстве «римского мира». Так, понятие «мир» (в смысле заселенной и управляемой территории) стало синонимом понятия - «жизнь без войны». В русском языке это просто одно и то же слово с двумя значениями. Наполеону II приписывают выражение: «Говорят, империя поведет за собой войну. Нет! Империя – это мир!» Так ли это? Проверим, и очень скоро, на опыте глобальной империи 20-21 вв. – США, раз её новый президент обещает избирателям остановить войну и заниматься лишь своей внутренней жизнью. Пока же посмотрим, как это было на деле в Риме.
По мере расширения Римской средиземноморской державы римляне все более убеждали себя в том, что они самим провидением призваны властвовать над миром, и в результате неизбежно прониклись чувством собственного превосходства над всеми другими - «чужаками», греками или варварами, однако на практике римские власти могли, когда им это было выгодно, быть достаточно гибкими и реалистичными, что нашло свое отражение и в идеологии. Проперций писал в одной из своих элегий о Римской державе: «Это страна, которая сильна оружием, но не способна / на коварство – о Рим, молве не стыдно за твою историю. / У нас острый меч, но мы столь же и благочестивы – / Наш гнев умеет сдерживать свою победную длань»
(Propert. III. 22. 20–22. Пер. А.И. Любжина). [2]
В ту же эпоху Вергилий написал в «Энеиде»: «Римлянин! Ты научись народами править державно – / В этом искусство твое! – налагать условия мира, / Милость покорным являть и смирять войною надменных!» (Verg. Aen. VI. 851–853. Пер. С.А. Ошерова под ред. Ф.А. Петровского). Так просто и ясно сформулированы основные задачи римской имперской политики, но практика была совсем иная. Между тем еще в 66 г. до н.э. в одном из своих публичных выступлений Цицерон сказал: «Трудно выразить словами, квириты, как чужеземные народы ненавидят нас за распущенность и несправедливость тех людей, которых мы в течение последнего времени к ним посылали... Как вы думаете, остался ли в тех краях хотя бы один храм, к которому наши должностные лица отнеслись бы с должным уважением, как к святилищу, хотя бы один город, который они признали бы неприкосновенным, хотя бы один дом, крепко запертый и защищенный? Они заранее выискивают богатые и благоденствующие города, чтобы объявить им войну под любым предлогом, лишь бы получить возможность разграбить их» (Cic. Leg. Manil. 65. Пер. В.О. Горенштейн). Лютая ненависть провинции к римлянам приводила к таким жестоким кровавым эксцессам, как «Эфесская резня» 88 г. до н.э., когда по приказу царя Митридата VI Эвпатора в Малой Азии при полной поддержке и горячем участии местного населения были перебиты все «одетые в тогу», т.е. не только римляне и италики, но даже греки и азиаты, получившие права римского гражданства, вместе с членами их семей, рабами и вольноотпущенниками – это порядка 80 тыс. человек: Серторианская война в Испании, три войны с Митридатом, завоевание Цезарем Галлии, решающая фаза борьбы Антония с Октавианом, войны и разного рода локальные конфликты с участием римлян, греков и варваров на этом переломном этапе римской истории показали иное: очень непростой характер взаимоотношений «природных» римлян с их союзниками или провинциалами, друзьями или врагами, бывшими или потенциальными, тайными или явными. Кризис республиканской формы правления был налицо, и начало формирования монархических структур на рубеже эпох требовали не только перестройки самой системы провинциального управления, оказавшейся совсем неэффективной, но и существенных изменений в политике и идеологии имперских властей по отношению к «чужакам» и всем не римлянам. При этом надо иметь в виду, что римляне, в отношении представителей других народов, никогда не проводили ни в теории, ни тем более в повседневной жизни резкой грани, которая всегда пролегала между греками и варварами. Причины римского негативизма по отношению к варварам коренятся в греческой контрварварской традиции. Они всегда помнили про фактор военной угрозы, реальной или мнимой, со стороны варваров. В конечном счете римляне всё же сумели преодолеть узкий «национализм» и создали великую державу, просуществовали порядка 500 лет.
Как им это удалось?
Как это часто бывает, промежуточное положение между двумя крайностями в отношении римского империализма занял промежуточный подход (самые видные представители – А. Экстайн и Г. Вульф), наиболее взвешенный и рациональный [3. P. 12–13]. Адепты этого подхода исходили из того, что римскую внешнюю политику на протяжении веков определяло множество разных факторов как объективного, так и субъективного свойства, а не пресловутый милитаризм, понимаемый как некая патологическая римская агрессивность. Эти факторы необходимо изучать и анализировать. В рамках этого подхода Рим рассматривается как один из участников системы международных отношений, сложившейся в Средиземноморье в I тыс. до н.э., где были характерны бесконечные междоусобицы - военные конфликты и «анархия» (которая понимается как многополюсная система, лишенная признанного лидера и элементарных норм международного права).
Свидетельство о публикации №224092001261
похищена из Эрмитажа более 10 лет назад. Теперь говорят, что вроде в запасниках где-то таится. А где - не знают...
Вовремя убрали с глаз долой.
http://stihi.ru/2008/12/26/2894
История похищения, розыски
Лариса Миронова 20.09.2024 18:02 Заявить о нарушении