Современные переводы книги Иова ч. 3

                конспект лекций Е.А.Авдеенко

Д.Щедровицкий и книга Иова

Последнее по времени исследование книги Иова представлено Дмитрием Щедровицким (2005 г). У него много работ по книгам Ветхого Завета. При такой большой производительности, автор должен был осознать своё духовное основание и утвердить рабочий подход. Он осознаёт себя христианином и преподаёт в христианских духовных школах. Однако, когда автор, плотно работающий с текстами Ветхого Завета, заявляет, что он именно христианин, то не стоит сразу этому верить, ибо в культуре иудаизма есть тонкая способность делать духовные прививки христианскому вероучению. Щедровицкий в своих работах заявляет себя довольно широко. Его книги используются как пособия во многих христианских школах. И вот его рассуждения общего порядка о религии: Иудаизм, а затем христианство и ислам, это верования, объединённые общим сознанием и мироощущением, это – Монотеизм (это слово автор пишет с большой буквы). Имя единого Бога, как считает Щедровицкий одно и то же и у христиан, и у мусульман, и у иудеев. Так что же главное в христианстве… Христос?.. Нет. По мнению автора это – Монотеизм. А тот же ли Монотеизм у всех трёх религий?.. Но как преподаватель христианских школ, университетов и академий, Д.Щедровицкий не может не знать слова Христа о Его отношении к Богу Отцу: «Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть. Кто не чтит Сына, тот не чтит Отца, пославшего Его. Ненавидящий Меня ненавидит и Отца Моего». Монотеизм трёх религий – это разный монотеизм, а смешение их в один – это отрицание христианства как вероучения. Есть основания полагать, что когда говорят о монотеизме общего порядка, такое говорит иудей или иудействующий «христианин». Трудно представить, что преподаватель христианских школ – иудей? Трудно, но, оказывается, возможно.

Что касается перевода книги Иова Д.Щедровицким, то можно прибегнуть к рассмотрению под тем же углом зрения, под каким рассматривали вышеописанные работы. И здесь наш фокус взгляда настраивает описание фигуры дьявола. По Щедровицкому он, скорее всего, ходок по божественным делам, порученец. Его речи в прологе дают к этому для автора основания. Получается, что искушать и губить людей – поручение от Бога. Опять же, у Щедровицкого, как и у прежних авторов, дьявол – не противник Бога, а Бог как бы подстрекает искусителя обратить внимание на «раба моего Иова». Но тогда – кто же источник зла? Сам Бог?.. Тогда «Его божественной рукой оказался сам дьявол», пишет автор. Обратимся ближе к тексту книги. Вспоминая слова Иова из его 9-й речи, можно с уверенностью утверждать, что жанровая стилистика его речей как плача допускает, что страдалец может сказать, что горе, как Божественное попущение сотворил Сам Господь (Иов 19-21). И, к тому же, Иов не читал книгу Иова и, следовательно, и пролог, где свершается Промысел Божий над судьбой Иова. Но нам был дан пролог книги, чтобы мы удержали свою мысль от того, что Бог делает зло. Однако то, о чём взывает Иов со гноища, повторяет исследователь из кабинета. Из какой же традиции он исходит? Из иудейской… Д. Щедровицкий рассуждает о некотором дне, когда сатана лишён власти над человеком. Якобы именно в этот день и постигло Иова испытание. Но здесь возникает недоумение: разве только в этот день, когда сатана лишён власти, Иов остался верным Богу? Иов был искушён и замучен, но проявил верность Богу и свой подвиг. И при чём здесь тогда какой-то один день?.. Сатана, по Щедровицкому, работает как бы в паре с Богом. По иудейскому приданию сатана здесь выступает как сострадающая Богу сторона в том смысле, что человека, сотворённого Богом, дескать, не следовало творить, чтобы он не противился Богу, так не страдал и не умирал. В данном случае у нашего исследователя «предания старцев» отменяют важное положение библейского мировоззрения – завистью дьявола смерть вошла в мир. Мы уже видели по вышеизложенным исследователям книги Иова, что если первые главы книги не настраивают зрение автора на духовных лад, а вражда дьявола на Бога и человека им не опознана, то и заключительные слова речи Господа к Иову, где речь идёт о дьяволе, начнут у него представляться в самом фантастическом виде. Так вот, у Щедровицкого бхемот и левиафан – это динозавры… В своём представленном виде работа автора это комбинация из «преданий старцев» и новозаветных цитат, где иудейство преобладает. По проблеме теодицеи Щедровицкий высказывает свою мысль, по которой Бог настолько удалён от сотворённого Им мира, что тот управляется каким-то своим от века данным законом. Где он это взял?.. Опять же – в иудаизме, который говорит, что если есть Закон, то Бог уже как бы не при чём. Однако, Закон, рок или астрология, что с уверенностью привлекает автор, не достаточны для определения и доказательства теодицеи. Иов всё-таки страдает невинно? А вот и нет… Щедровицкому надо доказать, что Иов страдает поделом, и закон воздаяния универсален, а Бог на иудейский манер будет оправдан. Но это всё как бы вокруг да около. Главное здесь – либо книга Иова о Христе, тогда Иов более прав, чем его друзья, либо всё наоборот. Иудействующий богослов встаёт, конечно же, на сторону обвинителей Иова. Для этого он прибегает к кабалистическому учению… о перевоплощении душ. И это делает преподаватель православных учебных заведений. Далее идёт рассуждение о множественности космических миров, заправленных евангельскими цитатами, что в эти миры уходят души умерших, и что уводит их туда… Христос, а планета Земля остаётся между Небом и преисподней, не адом и не раем, оставаясь неким промежуточным пунктом. Тогда возникает справедливый вопрос – как и зачем на подобном полустанке, как наша Земля, воплотился Бог?.. И главное – был ли Иисус из Назарета Миссией, которого ждал Израиль?

Итак, далее излагает Щедровицкий, Земля остаётся проклятым Богом местом из-за Адама, где воплощаются низшие духи. «Отворялись ли для тебя врата смерти?» (Иов 38-17) Т.е. - жил ли ты уже когда-то на земле, спрашивает Бог по версии исследователя? И оказывается что жил и не единожды. А всегда ли ты был праведником, каким являешься сейчас?.. А в предыдущих жизнях?.. А что дало право искусителю очернить тебя в глазах Бога?.. Видимо, прежняя жизнь явилась тому основанием. Вот, оказывается, кто есть сатана – правдоискатель. Он пришёл к Богу выводить Иова на чистую воду, а Бог, получается, просто обязан «сдать» Иова сатане. Закон суров, но это – Закон. И вот, автор исследования начинает работать в паре с сатаной и, в отличие от дьявола, берётся вести следствие по делу былых кармических грехов Иова. Он рассуждает о месте тьмы, о бездне, где находятся души, искупающие тяжкими страданиями свои беззакония, и пока эти преступные души не искупят свою греховность, они не будут выпущены из темницы. Получается, что НЕ Христос искупает и выводит души из ада, а они САМИ выходят после некоей расплаты. Так что, по мнению Щедровицкого, Иов уже бывал во аде и даже знал пути к нему, т.е. Иов многократно входил в общение с силами тьмы и, получается, что Иов – величайший грешник Ветхого Завета в прежних воплощениях, что он, не расплатившись за прежние злодеяния, как-то из бездны сбежал, но вот сейчас-то сатана его достиг и предъявил счёт к расплате. Просто какая-то бандитская разборка. Вот она, мысль иудея – никогда, нигде, ни при каких обстоятельствах, в этом мире НЕ МОЖЕТ БЫТЬ НЕВИННОГО СТРАДАНИЯ! Иов – величайший грешник, и Господь открывает ему память прежних грехов. Мы говорим, что Христос невинно пострадал?.. Такого ли Мессию ждёт иудей?.. Никогда. Таким образом, подобными рассуждениями Щедровицкий выдумывает каббалистическую теодицею. Оправдывая Бога, он обвиняет Иова и полностью оправдывает его трёх друзей, как его обвинителей. Итак, по Щедровицкому – не существует вечности во аде. Это как в тюрьме, отбыв срок можно выйти на свободу и продолжать перевоплощаться. Значит, Иисус из Назарета – не Спаситель и, тем более – НЕ МЕССИЯ! Здесь возникает некоторая сложность для иудея, представляющего себя христианином – как отнестись к Благой Вести: «В начале было Слово, и Слово было Бог, и Слово стало плотью». Щедровицкий и здесь выворачивается: «Слово Божье как посредник между Творцом и твореньем здесь именуется Жизнью и Светом…» Вот, что оказывается: Слово – не Бог, Христос – не Бог, посредник, пророк, учитель, посланник, чудотворец… всё, что угодно, но только не Бог. А мессианская эра только грядёт.

На примере Щедровицкого мы можем видеть, какое удовлетворение может получить иудей в своём убеждении, что Закон – везде и навсегда, и вовеки, и ничего больше не нужно. Главное – милости не нужно, ибо милость повреждает Закон. Вот, мол, Иов, когда всё вспомнил какой он грешник, то раскаялся, что ходил путями тьмы. Там, где Закон это всё, то Христос – великая помеха. Когда Иов спорит с друзьями, он в принципе не прав, а его обвинители в принципе правы. Это главная логика и стержень масаретского текста. Однако, финал и еврейского, и греческого текстов совпадает – Иов должен помолиться о друзьях. Как это объяснить?.. Элементарно. (Иов 42-7) «Господь сказал Елифазу: горит гнев Мой на тебя и твоих друзей, ибо вы не говорили КО Мне (а не ОБО мне, как в греческом тексте) верное, как раб Мой Иов. Одно короткое словечко, а меняет весь смысл. Т.е. друзья Иова были правы по существу, но не обращались и не молились Богу. Намерения друзей не были угодны Господу, а намерения Иова угодны, и поэтому Иов должен помолиться за них… Опять иудей вывернулся, утверждая своими выводами свои убеждения – невинного страдания не бывает, милость – абсурдна, Закон – универсален, Христа – не нужно.

В заключение, касательно представленных авторов переводов книги Иова, хотелось бы отметить, что их рассуждения, казалось бы, не настроенные на духовный лад, не позволяют им опознать истинное значение и истинный религиозный стержень книги, который невинное страдание праведника Иова позволяет раскрыть как глобальный смысл невинного страдания и смерти Господа нашего Иисуса Христа. Однако, если взглянуть глубже, вглубь их духовного устроения, можно с большой долей уверенности констатировать, что они поняли основной религиозный посыл этой книги правильно, но сознательно пытались увести нас от его понимания, поднять мутные отложения враждующего на Христа сердца, заградив тем самым нам ум к пониманию истинных смыслов. Но благо то, что у нас есть такой чистый источник духовных знаний как Септуагинта. И здесь не лишним было бы вспомнить те строки из книги Иова в греческом переводе, где говорится о сатане-бхемоте, как бхемот таится и выслеживает то, что хочет погубить (Иов 40:16-17): «Под всяким деревом он почивает. При папирусе и трости. Затеняются в нём деревья великие с отраслями и ветви вербы». Этот смысл пронзительный – дьявол притаился при всяком человеке, кто пишет тростью на папирусе, т.е. кто переписывает или переводит Писания. Поэтому переписчики Писаний должны быть на страже и быть очень внимательны и добросовестны в своём деле, как и читающие Писания. Из всего этого мы узнаём, что ПОРЧА ПИСАНИЙ – одна из главных забот сатаны.


Рецензии