Океан русской истины

Национальная идея.
Национальная идея в философии систематизированное обобщение
национального самосознания.-Национальная идея определяет смысл существования того или иного народа, этноса или нации. Она может выражаться посредством
художественных произведений или различных философских текстов. Назначение
Национальная идея призвана дать ответ на ряд вопросов, характеризующих народ. В частности, вопрос истории и возникновения нации, а также вопрос об исторической миссии и о смысле существования.
Часто национальная идея имеет религиозный аспект, так как религия является одним из мощных факторов, способствующих объединению народа.
Определения
Философ Владимир Соловьёв так определил национальную идею
Идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности.
Мнение писателя Александра Солженицына:
Термин «национальная идея» не имеет чёткого научного содержания. Можно согласиться, что это — когда-то популярная идея, представление о желаемом образе жизни в стране, владеющее её населением. Такое объединительное представление,
понятие может оказаться и полезным, но никогда не должно быть искусственно сочинено в верхах власти или внедрено насильственно.
**************

Национальная идея
Национа; льная иде;я (англ. national idea), форма коллективной идентичности нации, в которой выражаются представления о природе собственного национального единства. Под нацией в уставе ООН понимается суверенное национальное государство, обладающее единым правительством, вступающее в международные отношения с другими государствами. Также нация – это политический союз, объединяющий граждан государства, к каким бы этническим, религиозным и иным группам они ни принадлежали. Национальная идея как идеологическая схема призвана объяснить, почему
данный народ существует, что отличает его от других народов на уровне культуры, коллективного мировоззрения, этики, политической системы и т. п., в чём смысл его истории и к какому будущему ему надлежит стремиться.

Термин «национальная идея» встречается главным образом в отечественной литературе, а также в работах авторов постсоветского пространства. В отечественной литературе термин обычно используется как синоним понятия «государственная идеология», о необходимости выработки которой заговорили ещё в 1990-е гг., после падения коммунистической идеологии. Так, В. И. Якунин ставил знак равенства между национальной идеей и государственной идеологией, объясняя необходимость её создания политическими интересами центральной власти (Якунин. 2007).

Понятие «национальная идея» не является научным, поскольку представляет собой идеологический конструкт, призванный переформулировать термин «государственная идеология», сделав его более приемлемым и привлекательным для некоторой части населения. В англоязычной литературе термин «national idea» практически не используется, за исключением случаев, когда исследование посвящено изучению идеологий на постсоветском пространстве. Широко применяется термин
«национальная идентичность», однако он означает личную идентификацию человека как члена национальной общности, в то время как коллективную идентификацию с нацией в англоязычной литературе обычно называют «национальным сознанием» (national consciousness).

Идеологии национальных государств обычно рассматриваются как сознательно сформулированные идеологические конструкты, отвечающие тем или иным политическим интересам, но не как воплощение
«национальной души», общей судьбы и подобных явлений, не подлежащих рациональному анализу.
 
Такой подход опирается на классические работы исследователей национализма, придерживающихся конструктивистского направления: Б. Андерсона, Э. Геллнера, Э. Хобсбаума и др. (Андерсон.
2016; Геллнер. 1991; Хобсбаум. 2017). В истории политической философии время от времени возникали термины со сходным значением. Так, Х. Ортега-и-Гассет использовал понятие «национальная догма», которую определял как «проект совместной жизни», сплачивающий нацию через полагание общей цели (Ортега-и-Гассет. 2008. С. 264).

История
Хотя термин «национальная идея» достаточно нов, само представление о неких особенностях народов, определяющих их прошлое, настоящее и будущее, возникло очень давно. Один из первых примеров можно обнаружить в «Истории Пелопонесской войны» Фукидида, где представлена речь Перикла, который определяет демократию как ведущий принцип афинского общества. Цицерон увязывал римскую политическую систему с национальным характером римлян, Вергилий в «Энеиде» утверждал, что предназначение римлян – «народами править державно» (Публий Вергилий Марон. 1971. С. 240).

В Новое время интерес к формулированию национальных идей возродился в связи со
складыванием национальных государств и возникновением национализма. Одним из первых попытку создания национальной идеи предпринял И. Г. Фихте в 1808 г. в «Речах к немецкой нации» (Фихте. 2009), явившихся ответом на унижение Германии в ходе наполеоновских войн. Фихте утверждал, что немецкий народ обладает уникальным мировоззрением, выраженном в языке, сохранившем свою чистоту с древнейших времён. Немцы поэтому должны идти собственным историческим путём, избегая заимствования чуждых политических идей, таких как свобода и демократия. Фихте ставил для немцев политическую задачу: сохранить свою культурную самобытность, развив своё национальное самосознание через систему общенародного образования. Лишь тогда могла быть решена главная политическая задача – освобождение от французской оккупации. Г. В. Ф. Гегель полагал, что некоторые народы являются историческими, поскольку через них реализуется развитие абсолютного духа. Тем самым исторический народ оказывался носителем всемирной миссии, а его политическая система обретала высшую санкцию. Высшим воплощением этого развития Гегель считал Прусское королевство.

В 19 – 1-й половине 20 вв. в рамках националистических движений было выдвинуто несколько вариантов национальных идей:

• Идея создания национального государства через обретение независимости (Греция, Ирландия, Польша), объединение (Италия, Германия, Югославия) или через исход и колонизацию новых земель (сионизм).
• Идея национального реванша за проигранную войну (Германия, Франция).
• Идея ирредентизма, т. е. стремление к присоединению территорий с культурно близким населением (Италия, Россия, Германия, Греция).
• Идея мессианского преобразования мира (США, Россия), а также грандиозные геополитические проекты распространения своего влияния на целые континенты, такие как «Манифест Предназначения» в США или «Восемь углов мира под одной крышей» в Японии. Для России, как будет показано ниже, была характерна идея нравственного очищения и спасения мира. Свои варианты такого спасения выдвигали Ф. М. Достоевский, Н. Я. Данилевский, Вл. С. Соловьёв, А. И. Герцен и другие авторы.

Политически национальная идея всегда представляла собой некий государственный проект, но его идеологическое обеспечение обычно сопровождалось конструированием дискурса об особом характере и судьбе народа, которому выпало этот проект осуществить в силу некоторой предопределённости, обусловленной этими характером и судьбой.

Национальная идея в России
На протяжении истории России разные авторы неоднократно формулировали национальную идею. В первой концепции национально-государственной идентичности, предложенной
монахом Филофеем около 1523 г., утверждалось, что Москва есть «Третий Рим», т. е. является новым
 
центром православного мира после Константинополя, а великий князь московский – преемником римских и византийских императоров. Следует отметить, что понятий «национальность» или «нация» во времена Филофея не было, но представление о культурно-религиозной общности православных русских людей уже существовало. Э. Хобсбаум, опираясь на работу М. Чернявского («Царь и народ.
Исследование русских мифов»), утверждает, что в России примерно с середины XV в. существовала народная концепция Святой Руси, которая определялась через «святые иконы, веру, царя, государство» (Хобсбаум. 1998. С. 80). Такую идентичность, построенную на религиозных и династических символах, Хобсбаум называл народным протонационализмом.

Начиная с эпохи Петра I, особенно после победы под Полтавой в 1709 г., и как минимум до начала 19 в. Россию было принято изображать как европейскую монархию, не уступавшую западным державам.
Подобные взгляды можно проследить в полуофициальной публицистике, в частности у Феофана (Прокоповича), а также в литературе и поэзии, например у М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина. Так, в
«Надписи к статуе Петра Великого» (между 1743 и 1747) М. В. Ломоносова Россия восхвалялась как ведущая мировая держава, прославленная военными победами, обладающая отлаженными государственными институтами, передовыми наукой и культурой:

Гремящие по всем концам земным победы,
И россов чрез весь свет торжествовавших следы, Собрание наук, исправленны суды,
Пременное в реках течение воды,
Покрытый флотом понт, среди волн грады новы…
Ломоносов. 1986. С. 208.

По этой причине российские интеллектуалы часто рассуждали о национальной идее в контексте Европы. Некоторые признавали отставание от Запада временным явлением, полагая, что России суждено научиться у Европы и обогнать её. Такие взгляды высказывал Н. М. Карамзин в в «Записках о древней и новой России». Карамзин признавал что «Европа... далеко опередила нас [Россию] в гражданском просвещении» (Карамзин. 1991. С. 31), но при этом отстаивал право России на культурную самобытность:
«Два государства могут стоять на одной степени гражданского просвещения, имея нравы различные. Государство может заимствовать от другого полезные сведения, не следуя ему в обычаях» (Карамзин. 1991. С. 33). Другие отрицали факт отставания, так, сама Екатерина II неоднократно указывала на огромные успехи своей империи. В первой главе «Наказа комиссии о составлении проекта Нового уложения» императрица писала: «Россия есть Европейская держава. Доказательство сему следующее. Перемены, которые в России предпринял Петр Великий, тем удобнее успех получили, что нравы, бывшие в то время, совсем не сходствовали со климатом и принесены были к нам смешением разных народов и завоеваниями чуждых областей. Петр Первый, вводя нравы и обычаи европейские в европейском народе, нашёл тогда такие удобности, каких он и сам не ожидал» ( Екатерина II. 2006).

Третьи полагали, что России суждено идти собственным путём, поскольку она по нравственным и иным качествам намного превосходит Запад. Так, Д. И. Фонвизин в «Письмах из Франции» всячески принижал Францию, ставя её порядки ниже отечественных: «Сообразя всё, что вижу, могу сказать безошибочно, что здесь люди не живут, не вкушают истинного счастия и не имеют о нём ниже понятия. Пустой блеск, взбалмошная наглость в мужчинах, бесстыдное непотребство в женщинах, другого, право, ничего не вижу. Ты можешь себе представить, что всё сие нам очень не понравилось» (Фонвизин. 1959. С. 444). В логике этих ответов развивались дискуссии между западниками и славянофилами, либералами, консерваторами и социалистами.

Свой вариант национальной идеи предложил министр народного просвещения граф С. С. Уваров в 1832 г. Согласно «Теории официальной народности», Россия покоится на трёх основных началах – православии, самодержавии и народности. Ф. М. Достоевский выдвинул концепцию русской идеи,
согласно которой историческая миссия русского народа – примирить все народы Европы. Русский народ сможет стать моральным спасителем Европы, если останется верен своей «почве», т. е. нравственной, религиозной основе своего мировоззрения. Свой взгляд на русскую идею Достоевский раскрывает в
«Дневнике писателя» (1876–1881) (Достоевский. 1879. C. 331–333). Свои почвеннические варианты русской идеи предлагали Н. Я. Данилевский, В. С. Соловьёв и другие консервативные мыслители.
Социалист А. И. Герцен предлагал свой вариант национальной идеи, в которой русская
крестьянская община представлялась образцом социалистических преобразований для всего мира. Герцен начал излагать свою концепцию с 1849 г., она нашла отражение в работах «Русский народ и социализм», «Старый мир и Россия» и др. (Герцен. 1986).
 
Таким образом, и правые, и левые мыслители исходили из мессианской роли русского народа, который благодаря неиспорченности своих устоев призван спасти растленный Запад и весь мир. Н. А.
Бердяев полагал, что мессианство является главной особенностью русской национальной идеи, причём это мессианство, изначально заявленное в концепции «Москва – Третий Рим», после 1917 г. воплотилось в революционном прозелитизме Третьего интернационала, но в любом случае мессианство превращалось в идею имперского расширения: «Получалась болезненная гипертрофия государства,
давившего народ и часто истязавшего народ. В сознании русской идеи, русского призвания в мире, произошла подмена. И Москва – Третий Рим, и Москва – Третий Интернационал связаны с русской мессианской идеей, но представляют её искажение. Нет, кажется, народа в истории, который совмещал бы в своей истории такие противоположности. Империализм всегда был искажением русской идеи и русского призвания». Эта концепция была изложена Бердяевым в работе «Русская идея», впервые изданной в 1946 г. (Бердяев. 1990. С. 236).

В СССР перед обществом периодически ставились общегосударственные цели и задачи. В декабре 1925 г. на XIV съезде ВКП(б) было объявлено, что мир раскололся на два лагеря – социалистический и
капиталистический, где СССР является лидером всего мирового коммунистического движения. Исходя из логики противостояния СССР всему капиталистическому миру, утверждалось, что страна должна провести индустриализацию с опорой на внутренние силы, сосуществовать с враждебными странами и сосредоточиться на строительстве социализма в отдельно взятой стране. В Политическом
отчёте Центрального комитета партии съезду И. В. Сталин писал: «Мы должны приложить все силы к тому, чтобы сделать нашу страну страной экономически самостоятельной, независимой, базирующейся на внутреннем рынке, страной, которая послужит очагом для притягивания к себе всех других стран, понемногу отпадающих от капитализма и вливающихся в русло социалистического хозяйства» (Сталин. Правда № 291. С. 2). В следующий раз цели такого масштаба ставились уже Н. С. Хрущёвым, который включил в программу, принятую в 1961 г. на XXII съезде КПСС, задачу создания материально- технической базы коммунизма к 1980 г. Наряду со стратегическими задачами уровня изменения общественно-политической формации ставились более частные задачи и лозунги: «Пятилетку в четыре года» (1929), «Ускорение» (1985), «Гласность» (1986), «Перестройка» (1987) и др.

После распада СССР единая идеология прекратила существование. В Конституции 1993 г. был прямо зафиксирован отказ от государственной идеологии: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» (Конституция РФ, ст. 13 п. 2). Несмотря на это, дискуссии не прекратились, и если истоки российского самосознания понимаются примерно одинаково, нет единого мнения о том, должна ли Россия играть активную роль на мировой арене, или ей следует сосредоточиться на внутренних проблемах.

Так, консервативный мыслитель А. Г. Дугин предложил доктрину неоевразийства, которую он развивает с 1990-х гг. Согласно Дугину, задача России как геополитического центра евразийской цивилизации – противостояние глобальному Западу с центром в США, который стремится лишить народы мира их самобытности и разнообразия. Реализации этой задачи способствует русская идея, которую Дугин сформулировал так: «...коллективизм, отсутствие индивидуал изма, героизм, стремление построить великое государство, социальная справедливость, отвержение Запада...» ( Сичкарь О. Философ Александр Дугин: «Русская идея – это не наше творение, а то, что нас творит» // Газета «Культура»). В работе «Как нам понимать свою страну. Русская идея и Российская идентичность» либеральный философ И. Б. Чубайс отметил: «Ценности, на которых многие столетия формировалось наше государство – это православие, собирание земель и общинный коллективизм» (Чубайс. 2014. С. 3). Вместе с тем на Бердяевских чтениях 2014 г. он заявил: «У нас всегда было три идеи: собирание земель, общинный коллективизм и православие. <...> Сейчас нужно их новое видение. От собирания земель надо переходить к
обустройству» (Какая идея нам нужна? // Коммерсантъ).

И. Б. Чубайс дал определение национальной идеи: «Национальная идея – это существующие объективно, сохраняемые многими поколениями и характерные для данного народа глубинные правила и традиции, которые отличают его от других народов и порождают иные его особенности и характеристики» ( Чубайс. 2006. С. 26). По его мнению, Россия – это страна с разделённой историей, причём раскол этот возник в 1917 г., когда большевики отвергли вековые устои, покоившиеся на православном христианстве.
Философ ставит задачу «восстановить российскую основу и идентичность» через возвращение к дореволюционным традициям и идеалам. Два других пути – возвращение к советскому строю и вестернизация – для него неприемлемы.
 
Президент Российской Федерации В. В. Путин считает, что национальной идеей России может быть только любовь к общей многонациональной Родине: «У нас нет никакой и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма» (Встреча с активом Клуба лидеров. 2016 // Президент России). В мае 2020 г. президент повторил эту мысль в интервью передаче «Москва. Кремль. Путин».
Отвечая на вопрос корреспондента, в чём состоит национальная идея, президент сказал: «Да, в патриотизме, думаю, тут ничего другого не может быть. Но патриотизм не должен быть квасным, затхлым и кислым» (Москва. Кремль. Путин).
 
*********************
УДК 338.45
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ РОССИИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
Пирогов Н.Л., д. э. н., профессор, советник ректора, АНО ВО
«Национальный институт бизнеса»,
г.Москва, РФ. Pir37@bk.ru

Аннотация. В статье анализируются различные формулировки наци- ональной идеи России за период с 1996 г. по настоящее время. Автор опро- вергает распространенную точку зрения, что в стране отсутствует идеоло- гия и поэтому ее следует создать. Идеология существует в любом обществе, в современной рыночной России это идеология прибыли, барыша. Обосно- вывается методологическая несостоятельность самой постановки проблемы поиска объединяющей идеи в функционирующем государстве, так как весь ход истории человечества доказал, что не государство сочиняет идеологию (в том числе и национальную или объединяющую идею), а идеология со- здает государство.

Ключевые слова. Национальная идея, объединяющая идея, идеоло- гия, Конституция РФ, патриотизм.
NATIONAL IDEA OF RUSSIA: THEORY AND PRACTICE
Pirogov N.L., Doctor of Economics n., professor,
adviser to the rector, ANO VO "National Institute of Business" Moscow, Russian Federa-
tion. Pir37@bk.ru Annotation. The article analyzes various formulations of the national idea
of Russia for the period from 1996 to the present. The author refutes the wide- spread point of view that there is no ideology in the country and therefore it should be created. Ideology exists in any society, in modern market Russia it is the ide- ology of profit, profit. The methodological inconsistency of the very formulation of the problem of finding a unifying idea in a functioning state is substantiated, since the entire course of human history has proved that it is not the state that creates an ideology (including a national or unifying idea), but an ideology that creates a state.
Keywords. National idea, unifying idea, ideology, Constitution of the Rus- sian Federation, patriotism.
В новой России впервые вопрос выработки формулы национальной идеи был остро поставлен в 1996 г. По распоряжению президента РФ Б. Ель- цина были собраны компетентные люди, которым за целый год работы так
 

и не удалось сочинить её. В СМИ в это время велась напряженная дискус- сия. Было высказано множество предложений самыми разными людьми: от школьников до первых лиц политических партий, правительства и государ- ства. Обсуждение этой проблемы продолжается до наших дней, то затихая на время, то разгораясь с новой силой. Я насчитал до сотни формулировок. Чего только ни предлагалось! «Наша национальная идея – спорт». «Нацио- нальная идея – футбол». «Национальная идея – здоровый образ жизни» и т.д. Поэт Е. Рейн: «Наша национальная идея – это А.С. Пушкин». (2004г.). Б. Грызлов в бытность спикером Государственной Думы РФ: «У России есть национальная идея – быть первыми всегда и во всем» (2005 г.) И. Чубайс в монографии «Россия в поисках себя. Как мы преодолеем идейный кризис»
[1] русскую идею подал как систему ценностей дореволюционной России, которую он всеми силами желал бы перенести через 70 коммунистических лет в наше время
Г. Зюганов, руководитель компартии РФ полагает, что сегодня в Рос- сии есть четыре идеи, которые могут претендовать на статус общенацио- нальных. Первая идея - державная. Вторая идея – национальная. Третья ак- туальная идея – идея социальной справедливости. Четвертая идея – демо- кратическая.  Н. Стариков, историк и политолог, на вопрос об объединя- ющей идее, заданный «Литературной газетой», сказал: «Это идея – «Рус- ский миллиард», это значит: развитие страны в таком направлении, создание таких моральных, финансовых, экономических, каких угодно условий для того, чтобы население России достигло миллиарда и даже превысило эту цифру». (2013г.) Это предложение в значительной мере является повторе- нием мнения А. Солженицына, который в 2005г. по TV высказался так: «... я предложил бы национальную идею, которая изложена 250 лет тому назад елизаветинским вельможей Петром Ивановичем Шуваловым. Он предло- жил Елизавете руководствоваться как главным законом таким – сбережение народа. Какая здесь мысль!»
Существуют мнения, что поиски национальной идеи по сути своей аб- сурдны и вредны. Такой точки зрения придерживался, например, известный писатель Б. асильев (1997г., «Литературная газета»). Руководители страны не остались в стороне от дискуссии о национальной идее для России. Они неоднократно высказывались по этой проблеме. Например, президент РФ В. Путин 5 июня 2003 г. на встрече со студентами заявил, что наша националь- ная идея – высокие темпы развития экономики.  Отметился высказыва- ниями о национальной идее России и Д. Медведев. Однажды он также при- соединился к мнению, что высокие темпы развития народного хозяйства – это и есть национальная идея россиян. Но через некоторое время категори- чески заявил, что поиски формулы национальной идеи – это пустая трата времени.
Анализ вариантов национальной идеи, высказанных авторами различ- ного возраста, квалификации и общественного положения приводит к
 

выводу, что практически все они, по сути, игнорируют содержание самого понятия «национальная идея». Известен принцип, что главное в дискуссии – четко определить термины, понятия, определения, которые относятся к предмету дискуссии. После чего нередко оказывается, что необходимость в споре или отпадает, или, как минимум, существенно облегчается.
«Национальная идея – это систематизированное обобщение нацио- нального самосознания. Национальная идея определяет смысл существова- ния того или иного народа, этноса или нации» (Википедия). Если взять это определение за основу, то многие формулировки российской национальной идеи типа «Здоровый образ жизни ...» и другие отпадают без обсуждения. Приведенное определение национальной идеи, верное в своей основе, не со- держит очень важной детали: за национальную идею надо бороться, а если случится – идти в бой, т.е. на смерть. Вряд ли кто-либо стал бы биться насмерть, например, даже за такую важную идею, как высокие темпы раз- вития экономики.
И еще один нюанс: национальная идея – это идея для страны, где одна нация. А если наций несколько, то такую идею национальной уже не назо- вешь. В России разговор может идти о российской объединяющей идее, а не о национальной. Некоторые возражают: в России должна быть русская национальная идея, принятая всеми нациями страны и объединяющая их, поскольку русский народ создал российское государство, русские являются большинством в стране, русская культура и русский язык оказали определя- ющее влияние на национальные культуры народов, населяющих Россию. Но после ельцинского призыва к национальным республикам: «Берите сувере- нитета столько, сколько унесете», давшего сильнейший толчок росту наци- оналистических тенденций, даже надеяться на обсуждение в регионах этой трактовки объединяющей российской идеи, нет оснований.
Присоединение Крыма к России подняло в стране небывалую за по- следние 25 лет волну патриотизма. Это событие и его последствия дали ос- нование президенту РФ В. Путину заявить, что в России «нет, и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма». Патрио- тизм, однако, присущ всем нациям, и утверждать, что у нашего многонаци- онального народа он какой-то особый, ярче выраженный, чем в других стра- нах, нет веских оснований.
Суть понятия патриотизма простое – это любовь к Родине. Он может объединять граждан страны при условии, что они ощущают себя живущими в государстве, где царствует справедливость. Осознание справедливости об- щества складывается из многих составляющих, но главная из них – уясне- ние правомерности различия в материальном положении людей. При «де- цильном коэффициенте» в соответствии с официальными подсчетами в 17:1, а по экспертным оценкам доходящем до 50:1, патриотизм, как объеди- няющее начало, не работает: уж слишком необоснованно разделены люди по материальному признаку. Официально в стране почти 20 миллионов
 

бедных, а по утверждению одного миллиардера их на самом деле не менее 80 миллионов человек [2]. Ясно, что бедность не способствует патриотизму этих людей. Махровый антисоветизм либералов также не может способ- ствовать любви к родной истории, ее советскому периоду, в который Совет- ский Союз добился беспрецедентных успехов за все многовековое суще- ствование российского государства.
Правящей элите следует уяснить, что невозможно иметь избиратель- ный патриотизм – один для «вертикали», у которой недвижимость за грани- цей, дети учатся в США, Англии, Франции, да и рожать их, зачастую, ухит- рялись «за бугром», другой – для живущих от получки до получки, без уве- ренности изменить свою жизнь к лучшему. И для тех, и для других воспри- ятие Родины, как ценности, далеко не идентично. И в критической ситуации для России их поведение одинаковым быть не может и не будет.
В этой связи удивляет призыв профессора А. Казина [3] в условиях противостояния с Западом объединиться всем патриотическим силам, (что, естественно, должно быть поддержано), забыв все разногласия «по поводу форм собственности, пенсионной реформы, ставок рефинансирования и т. п.». Последняя часть фразы вызывает отторжение. Идти в бой, оставив дома голодную семью, воодушевляясь принадлежностью к «внутреннему ду- ховно-историческому ядру» выглядит нереально. В данной ситуации власть должна или кардинально и достаточно быстро изменить «патриотическую ситуацию», или, как минимум, обозначить направления этих изменений. Мне видится задачей интеллигенции в наше сложное время в понуждении власти к этому действию, а не в призывах к народу забыть все разногласия, уподобляясь приснопамятному попу Гапону.
Поток формулировок так называемой национальной идеи не иссякает. Публикуются статьи и монографии, появились даже диссертации на эту тему. Многие предложения приобрели религиозный окрас. «Пасха – нацио- нальная идея России» - доказывал А. Проханов. Бывший коммунист и убеж- денный марксист А. Ципко видит будущую Россию, как православное госу- дарство. Выявилось немало сторонников проекта устройства общества под названием «православный социализм», краткая формула которого выглядит привлекательно: социальный строй с православной идеологией и социали- стической экономикой. Это предложение академика РАН М. Тишкова [4]. В угоду красивому идеологическому построению они сознательно забывают, что сущность религии – обещать человеку рай на небесах после смерти, а на земле – терпение, терпение и терпение.
В части поиска национальной идеи иерархи православной церкви все настойчивей проводят свою линию. Выступая против извращенных сторон либеральных ценностей и поддерживая тем самым мнение большинства россиян, они нередко сбиваются на отрицание цивилизационных достиже- ний, выстраданных в мучениях за многие века развития человечества. Пат- риарх Кирилл 20 марта 2016 г. во время богослужения в Храме Христа
 

Спасителя убеждал, что соблюдение прав человека является ересью, истор- гающей Бога из человеческой жизни. На все, дескать, воля Божия, от кото- рой и только от нее, зависит судьба каждого конкретного человека. Это не что иное, как неуклюже завуалированный призыв отказаться от борьбы за свои права. Таким образом, православная церковь вольно или невольно за- няла позицию, на которой она стояла еще в царские времена. И именно по этому поводу высказался известный социолог А. Зиновьев: «... готов про- стить советской власти все ее прегрешения за одно только то, что она хотя бы на короткое время освободила русский народ от засилья религиозного мракобесия» [5]. К сожалению, следует отметить, что отхлынувшая волна этого мракобесия возвращается и захватывает все увеличивающееся число граждан.
Авторы вариантов национальной идеи, основанных на религиозных верованиях, не могут не знать, что в действующей Конституции РФ в ст. 14 записано: «1.Российская Федерация – светское государство. Никакая рели- гия не может устанавливаться в качестве государственной или обязатель- ной» [6]. Это значит, что их предложения не должны даже рассматриваться, они антиконституционны, а значит – незаконны.
Со страниц газет и журналов не иссякает поток стенаний по поводу отсутствия в России идеологии. Примечательно, что пишут на эту тему, как правило, люди не простые, а отмеченные научными степенями, званиями, занимающие не рядовые должности. Характерный пример: «Создать идео- логию! Без нее мы обречены». Автор статьи – В. Меньшиков, профессор Курского Государственного университета [7].Суть его предложений: госу- дарство должно создать «народную идеологию» как «осознанный образ бу- дущего в контексте прошлого и настоящего». Следует понимать, что такая идеология должна быть принята народом и стать обязательной для испол- нения всеми членами общества и не должна быть только пожеланием, по- скольку в таком виде она просто не нужна.
Профессор со своими рассуждениями попал в сети дремучих заблуж- дений. Во-первых, в п. 2 статьи 14 нашей Конституции записано: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обяза- тельной» [6]. Значит, прежде, чем предлагать формулу идеологии, надо оза- ботиться отменой указанного текста в Основном законе. Иначе любые рас- суждения на эту тему – потеря времени. Во-вторых, и это самое главное - предлагающие формулировку идеологии функционирующего общества (а ее сердцевина – объединяющая идея), допускают элементарную методоло- гическую ошибку: не государство создаёт идеологию, а идеология создаёт государство. Так было во времена Великой французской буржуазной рево- люции. Франция, конечно, не осталась той, какой была в 1789 г., но тради- ции революции чтятся там и в наше время, а «Марсельеза» остаётся гимном страны. Идеи отрицания деспотизма, монархии, стремление к демократии,
 

ощущение собственной исключительности создали Соединенные Штаты Америки в том виде, в котором мы их знаем сейчас.
Пример из нашей истории. Советский Союз создавался как государ- ство рабочих и крестьян, целью которого было провозглашено построение коммунистического общества, самого справедливого общества на Земле. Ясно, что простой человек никакого коммунизма не строил. Это было забо- той партийных идеологов. Реальным же наполнением этого лозунга стали права граждан на бесплатное образование, бесплатную медицину, бесплат- ное обеспечение жильем, достойное пенсионное обеспечение, исправная ра- бота социальных лифтов, равенство всех перед законом, действие обще- ственных фондов потребления, обеспечивающих членов небогатых семей условиями для нормальной жизни и развития.
В-третьих, наконец, следует помнить, что в любом человеческом об- ществе существует идеология, которая служит его организующей основой. Есть такая идеология и в современной России. Это – идеология барыша, ко- торым «определяются все области бытия – от рождения до смерти. Меди- цина – барыш, наука – барыш, школа – барыш, образование – барыш, пра- воохранительные органы – барыш ...». Это слова Д. Гранина, фронтовика, известного советского писателя, с которыми трудно не согласиться [8]. Та- кую идеологию бессмысленно пытаться припудрить, позолотить, улучшить. Ее можно и нужно отринуть.
Однако, руки опускать не следует. Новую российскую идеологию и ее сердцевину – консолидирующую идею, не только можно, но и нужно разра- батывать. При этом должно быть соблюдено главное условие: эта идеология должна быть основой новой социально-экономической формации, которая придет на смену дикому капитализму, в котором мы живем последние 30 лет. Именно такой подход к формуле объединяющей идеи особенно важен в условиях специальной военной операции на Украине. Нужно четко уяс- нить, что официально обозначенные цели этой операции, невозможно до- стичь, основываясь на действующей в России идеологии барыша.
Какими должны быть новые идеологические построения, которые обозначат изменения в общественно-экономическом укладе нашей страны, кто и как будет проводить их в жизнь – проблема особая, требующая от- дельного серьезного обсуждения.
Список использованных источников
1. Чубайс И.Б. Россия в поисках себя. Как мы преодолеем идейный кризис. - М.: Гитис, 1996. -104 с.
2. Казин А. Империя правды. Кто разгадает таинственную формулу русской идеологии? //Литературная газета. 2022. №23. С. 17
3. Зиновьев А. А. Распутье. -Москва: Элефант, 2005. С. 252.
4. Конституция РФ //Российская газета. 2020.-№148. С.3.
 

5. Меньшиков В. Можно ли и как создать современную общенарод- ную идеологию России? // Завтра. 2022. - №5. С.12.
6. Пирогов Н. Л. Поиски национальной идеи. Россия: тенденции и перспективы развития // Ежегодник. Вып. 12 /РАН, ИНИОН. – М.: 2017. – Ч. 3. С.673-678.


References
1. Chubais I.B. Rossiya v poiskakh sebya. Kak my preodoleem ideinyi krizis. - M.: Gitis, 1996. -104 s.
2. Kazin A. Imperiya pravdy. Kto razgadaet tainstvennuyu formulu russkoi ideologii? //Literaturnaya gazeta. 2022. №23. S. 17
3. Zinov'ev A. A. Rasput'e. -Moskva: Elefant, 2005. S. 252.
4. Konstitutsiya RF //Rossiiskaya gazeta. 2020.-№148. S.3.
5. Men'shikov V. Mozhno li i kak sozdat' sovremennuyu obshchenarod- nuyu ideologiyu Rossii? // Zavtra. 2022. - №5. S.12.
6. Pirogov N. L. Poiski natsional'noi idei. Rossiya: tendentsii i perspektivy razvitiya // Ezhegodnik. Vyp. 12 /RAN, INION. – M.: 2017. – Ch. 3. S.673-678.
************


РУССКАЯ ИСТИНА – БИБЛИЯ ПРАВДЫ, БИБЛИЯ ПОБЕДЫ,
БИБЛИЯ БУДУЩЕГО.
 
ОБРАЩЕНИЕ К РУССКОМУ МИРУ.
ПРЕДИСЛОВИЕ

В Сердце Русских хранится Сущность Бога - вечная, высочайшая, священная Драгоценность – Правда = Русская Истина.

Русскому миру нужно пробудиться и обрести недвойственность, абсолютную ясность, ибо ясность – когда мы знаем ответы на вопросы: кто мы, откуда, куда мы идем, какова наша цель,
предназначение, миссия, ДЕЛАЕТ РУССКИХ МОНОЛИТНОЙ, НЕСОКРУШИМОЙ, АЛМАЗНОЙ КАСТОЙ, МОГУЩЕСТВЕННОЙ СИЛОЙ, СПОСОБНОЙ И ПРИЗВАННОЙ БОГОМ ИСПОЛНИТЬ
СВОЮ ГЛАВНУЮ МИССИЮ НА ЗЕМЛЕ – НЕСТИ ПРАВДУ ВСЕМУ МИРУ, ПОВЕСТИ ЗА СОБОЙ ВЕСЬ РОД ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ, СПАСТИ И ПРЕОБРАЗИТЬ МИР.

Человек, государство, страна, Русский народ без Истины – Правды в сердце, никто и зовут их никак. Ими можно управлять, развращать,
превращать в слепую, покорную массу, работающую на обслуживание интересов мировой, сатанинской элиты.
 
ЧЕТЫРЕ СВЯЩЕННЫЕ ИСТИНЫ О РУССКОМ МИРЕ:

1. Русские - Духовное измерение, Божественная категория, Небесная субстанция,
2. которая проявлена в Чувстве Правды в Сердце Народа – вечном хранилище.
«Живи сердцем – поступай по Правде, придёшь к Свету» - это базовый руководящий принцип Русского мира.
3. Реализация Божественности происходит через культ молитвы – обращение к Богу, и
4. мы объединяем в этой молитве всех мудрецов мира для духовного преображения мира.

РУССКИЕ - НЕ СЛУЖАТ МИРУ, А - ИСПРАВЛЯЮТ МИР, МИР, КОТОРЫЙ ЗАХВАЧЕН ОТЦОМ ЛЖИ, ЗАКОВАН В КАНДАЛЫ САТАНИНСКОЙ ИДЕОЛОГИИ.

БОГ УПРАВЛЯЕТ РОССИЕЙ ЧЕРЕЗ СЕРДЦЕ РУССКОГО НАРОДА, ЧЕРЕЗ ОГОНЬ ЧУВСТВА ПРАВДЫ В СЕРДЦЕ ЧЕЛОВЕКА.

ЧУВСТВО ПРАВДЫ В СЕРДЦЕ ЧЕЛОВЕКА – ЭТО ЧУВСТВО БОГА, ИБО ПРАВДА – СУЩНОСТНОЕ СВОЙСТВО БОГА.

В Сердце Русских хранится Сущность Бога - вечная, высочайшая, священная Драгоценность – Правда.

МЫ – НЕ ЗАПАД, НЕ ВОСТОК, МЫ – НЕ СЕВЕР И НЕ ЮГ, МЫ – ЕСТЬ ТО, ЧТО МЫ ЕСТЬ НА САМОМ ДЕЛЕ, А НА САМОМ ДЕЛЕ МЫ, РУССКИЕ, – АПОСТОЛЫ ПРАВДЫ, АВАТАРЫ СПРАВЕДЛИВОСТИ.

РУССКИЕ ИЩУТ СЕБЯ НА ЗЕМЛЕ, А ОНИ НА НЕБЕ.
РУССКИЕ – ДУХОВНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ, НЕБЕСНАЯ КАТЕГОРИЯ, БОЖЕСТВЕННАЯ СУБСТАНЦИЯ.

Категория Русский – находится не в измерении национальности, языка, культуры, территории проживания, религиозности.

РУССКИЕ – ЭТО ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ БОЖЕСТВЕННОМУ, ДУХОВНОМУ, НЕБЕСНОМУ МИРУ, ИСПОЛНЯЮЩЕМУ НА ЗЕМЛЕ ВОЛЮ БОГА, ТВОРЦА, ВСЕВЫШНЕГО - НЕСТИ ПРАВДУ ВСЕМУ МИРУ.
Понятие Русский находится над национальностью, культурой, языком, общностью проживания, вероисповеданием.
 
БЫТЬ РУССКИМ – ЭТО БОРОТЬСЯ ЗА ПРАВДУ, СРАЖАТЬСЯ ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ.
ИМЕННО ЭТО СУЩНОСТНОЕ СВОЙСТВО РУССКИХ ПОБУЖДАЕТ ИХ СТРОИТЬ НА ЗЕМЛЕ ЦАРСТВО ПРАВДЫ - СОБИРАТЬ МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЕ, МНОГОКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ, МНОГОКУЛЬТУРНЫЕ, МНОГОУКЛАДНЫЕ, МНОГОЯЗЫКОВЫЕ, МНОГОТРАДИЦИОННЫЕ НАРОДЫ В БОЛЬШУЮ ДРУЖНУЮ СЕМЬЮ НАРОДОВ МИРА – ИМПЕРИИ, СОЮЗЫ, БРАТСТВА, ОБЩИНЫ – СПРАВЕДЛИВЫЙ, МНОГОПОЛЯРНЫЙ МИР.

 


РУССКАЯ ИСТИНА

Русская Истина или Русский патриотизм или национально-мировая объединительная идея это – кульминация Идеологии Правды – это:

всемирное, всечеловеческое преданное служение Высшей Божественной Правде, живущей в Сердце
многонационального и многоконфессионального Русского народа.

Проходят века, тысячелетия, эпохи: меняются идеи, модели, уклады, системы, цели, идеологии, но только Вечная Русская Истина остается неизменной.
Русский мир, русский народ – Народ Неба, Народ Благодати Святого Духа, Божественная субстанция, Духовная категория.
Русский мир, Русский Народ – Апостол Правды, Аватар Справедливости.
Алмазным стержнем Русская Истина пронизывает пространство и время - проходит сквозь плоть истории Русского мира: от бесконечного прошлого в бесконечное Будущее. И вот сейчас
Алмазный хребет Русской Истины обрастает плотью многополярного мира. Вечным Культурным кодом Русского народа, Русского мира является – обращение к Богу, молитва.
 
***
Главное наставление, руководящий принцип Русской Истины – как вершины Идеологии Правды:

«Живи сердцем – поступай по Правде и придёшь к Свету!» Главная практика Русской Истины – молитва.
***

МЕЖДУНАРОДНАЯ ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА РОССИИ «МИИР».
КОЛЕСО НОВОЙ СУДЬБЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

НА ОСИ РУССКОЙ ИСТИНЫ – КАК ВЕРШИНЫ ВСЕМИРНОЙ, ВСЕРЕЛИГИОЗНОЙ, ВСЕПОБЕЖДАЮЩЕЙ, СВЯЩЕННОЙ ИДЕОЛОГИИ ПРАВДЫ – ДХАРМЫ РУССКОГО МИРА, НОВАЯ
ПЛАНЕТАРНАЯ ТРАДИЦИЯ - ПРАКТИКА ДУХОВНОГО ДЕЛАНИЯ В ДНИ ВСЕМИРНОГО ДУХОВНОГО ЕДИНСТВА - 15 ЧИСЛА КАЖДОГО МЕСЯЦА, ВРАЩАЕТ И ДВИЖЕТ КОЛЕСО СУДЬБЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА В СВЕТЛОЕ БУДУЩЕЕ, УТВЕРЖДАЕТ НА ЗЕМЛЕ НОВЫЙ МИРОВОЙ ПРАВДАПОРЯДОК – СПРАВЕДЛИВЫЙ, МНОГОПОЛЯРНЫЙ МИР.


 


Рецензии