Паисиев Галичский монастырь

Костромская область, г. Галич, ул. Успенская, д. 11

Храмы монастыря:
Собор Успения Пресвятой Богородицы
Церковь Троицы Живоначальной

Овинова слобода. Сразу вспоминается деревянная сушильня со многими действами сушки снопов, которые крестьяне убирали с полей. Но нет. Продолжение другое, но тоже увлекательное. Легенда…

Иван по фамилии Овинов, как бы боярин, шёл в первой половине 15-го века по важному делу, которое он наметил на сегодняшний день. А именно: построить просторную церковь взамен прежней – деревянной и обветшавшей, в Никольском монастыре, на высокой горе.

Почти дойдя до монастыря, этот боярин встретил двух юношей прекрасных. И вот они преподносят ему икону Божией Матери и передают заповедь родителей жены боярина построить церковь во имя Божией Матери и Чудотворца Николая. Кто были его жена и её родители, легенда умалчивает. Ну, а прекрасные юноши, скорее всего, архангелы из собора архистратига Михаила. Понятно, что боярин с благоговением принял икону. И поспешил в монастырь.

Войдя на территорию монастыря, Иван Овинов прошёл и поставил икону на том месте, где и задумывал ранее поставить церковь. Вышедшей братии во главе с наместником он поведал историю о получении этой иконы и заповеди. И церковь поставили. Икона, получившая название «Успения Божией Матери Овиновской», обрела своё пристанище.

Сведения о монастыре на этом месте ведут нас в первую половину 15-го века, где Иван Овин поставил церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Некоторые же историки относят возникновение монастыря аж к 14-ом веку. Хотя в описании того времени упоминается только о том, что все строения его были деревянными.

И тем не менее, что мы знаем про 15-ый век? Что монастырь разоряли. То татары набегут, то свои князья побранятся. Какой уж тут расцвет. Победивший московский великий князь Василий Васильевич, тот, которого называли Тёмным, овладел монастырём и взял да и увёз Овиновскую икону к себе в Москву. Но она недолго гостила в Москве. Потому что шла, нет, разливалась междоусобица. Тут на Москву налетел претендент на великое княжение Юрий Димитриевич, сын Димитрия Донского, и выбил князя Василия. Узнав об иконе, он вернул её в несчастный монастырь.

И вот в первой трети 15-го века настоятелем монастыря становится будущий преподобный Паисий Галичский. Известий о нём практически не осталось. Ездил он в Москву со списком иконы и просил у великих князей покровительства для обители. И получил эту охранную грамоту. С конца 15-го века монастырь стал именоваться Паисиевым.

Вплоть до первой половины 17-го века монастырь был деревянным. Таких ктиторов как Иван Овин за эти годы не сыскалось. И только благодаря князю Львову в монастыре начинается каменное строительство. В 1636 году возводится пятиглавый, с тремя апсидами Успенский собор. Четыре года возводили.

Через шесть лет строится Троицкий храм. Ничем особенно не выделявшийся. Ну, только главами, которые были поставлены как по линейке. И ещё – тёплый храм был. Зимой можно было проводить богослужения.

И только через 40 лет после постройки последней церкви монастыря канонизировали преподобного Паисия Галичского в качестве общерусского святого. К мощам преподобного, которые находились в Успенском соборе, потянулись богомольцы.

18-ый и 19-ый века прошли для монастыря гладко. Его не коснулась секуляризация.
 
Монастырские святыни – Овиновская икона Божией Матери и мощи преподобного Паисия – привлекали многочисленных паломников. А сам монастырь являлся главным центром духовной жизни Галича и окрестностей.

Вероятно, в это же время монастырь был обнесён каменной оградой с воротами с восточной стороны и построен настоятельский корпус. В конце 19-го века монастырь обзавёлся 2-мя каменными келейными корпусами и трапезным корпусом.

Новая власть, которая образовалась после Октябрьской революции, в конце 1919 года быстренько монастырь закрыла. Правда, не очень закрыла. До 1930-х годов в церквях проходили богослужения. После окончательного закрытия всё пошло по проторенной дорожке. Ограду зачем-то разобрали на кирпич.
 
Почему в традиции – как только добираются до церквей, сразу начинают обезображивать их с глав. А потом принимаются за перестройку внутренних объёмов храма, пробивание дверей в стенах, где победившему народу было удобно заходить уже не в церковь, а в склад или хранилище какое-нибудь. Да и обязательно кладбище сравнять с землёй.

И самый последний шаг – это пропажа чудотворных и не совсем, но почитаемых в народе икон. В нашем случае – Овиновской иконы. И след её простыл… Остался лишь один из её списков.

После Великой Отечественной войны в церквях организуют инкубаторскую станцию и склад с деревом. А чуть позже просто бросили это хозяйство, которое без присмотра потихоньку загибалось.

В 1994 году монастырь был возобновлён как женская обитель. Вопрос был только один – смогут ли восстановить эти руины? Смогли. Трудное возрождение, которое началось с восстановления собора, где и были обнаружены мощи преподобного Паисия.

*Л.И. Денисов "Православные монастыри Российской империи". – М., изд. А.Д. Ступина, 1908 г., стр. 326

"Соборы.ру"

Фото автора

Корректура М. Зуйкова

Русавкино, сентябрь 2024 г.


Рецензии