Разве коммунизм-не утопия? Дискуссия
- почему погиб СССР и был ли там достигнут социализм?
- коммунизм экономически эффекивнее капитализма и решает экономические проблемы, от которых загибается капитализм. Коммунизм - необходимость не этическая, а экономическая
- кто управляет при коммунизме, начиная с его 1-й фазы - социализма?
- как возможно преодоление отчуждения труда? Как получится, что при коммунизме люди будут трудиться качественно, при этом бесплатно, при этом добровольно?
- как коммунизм легко справится с человеческими пороками
Интересно? Тогда вперед!..
В ответ на интересную статью
Капитализм, ориеннтированный на постоянный рост, мертв
https://dzen.ru/a/ZsYVmxeVJHt3NQYb?comments_data=n_reply
__https://dzen.ru/a/ZsYVmxeVJHt3NQYb?comments_data=n_reply
Капитализм, ориентированный на постоянный рост, мёртв
Родина на Неве21 августа
Автор (здесь и далее - автор настоящей статьи):
Очень интересный материал!
Но герой обсуждаемой статьи - Андре Горц - ошибался в том,что отождествлял советский"социализм"и марксизм
Увы,в СССР социализм так и не был достигнут(что говорил Троцкий), ибо для социализма не созрели условия(на чем настаивали меньшевики с Плехановым во главе)
Социализм(по Марксу,а не советский)-это часть НОВОЙ ФОРМАЦИИ,он обладает МЕХАНИЗМАМИ УСТОЙЧИВОСТИ,которых не было у СССР-поэтому его гибель была НЕИЗБЕЖНА
Но условия,не созревшие тогда,созрели сейчас!Новую попытку ожидают неплохие шансы на успех
Точнее:СССР в 1965 получил шанс не лишь сохраниться,но и экономически перегнать США:
"Упущенная возможноcть сохранить СССР и обогнать США: система ОГАС академика Глушкова"
Но буржуи с партбилетами не позволили!Уникальный шанс оказался утрачен
Главное - коммунизм, начиная с 1-й фазы - социализма - (по Марксу, а не советского!) - это путь не к экологической катастрофе, а ЕДИНСТВЕННЫЙ путь спасения от нее:
"Экологичная технология экономии ресурсов? Коммунизм называется!"
Ибо коммунизм,искореняет бедность-НО ресурсы расходует экономнее,чем капитализм с его бедностью.
Коммунизм-более разумное общественное устройство-экономически эффективнее капитализма:
"Коммунизм экономически эффективнее капитализма"
Но чтоб его реализовать,нужны СОВРЕМЕННЫЕ технологии.Маркс слишком опередил свое время,как Циолковский.Его правота стала ясна лишь сейчас
Оппонент:
"буржуи с партбилетами не позволили!"
Как примитивно и близоруко. Сама коммунистическая идея, на поверку, оказалась блефом - вот истинная причина краха СССР.
Автор:
Действительно,патриоты СССР сводят причины его гибели к субъективному фактору злых предателей-и я отвечаю,что такое понимание есть оторванный от реальности антимарксистский идеализм,а в действительности нежизнеспособна СИСТЕМА.Советская система - советский строй и советская идеология.
А она есть ошибочная интерпретация коммунистической идеи-теории Маркса
Я объяснил в своей реплике,почему:ибо не созрели ОБЪЕКТИВНЫЕ условия,поэтому социализм не был построен,а значит,строй не обладал ни экономическими
преимуществами социализма перед капитализмом,ни механизмами устойчивости
Строй типа советского рассмотрен Энгельсом в"А-Д"как типичная ошибка-с
вердиктом:нежизнеспособен,неизбежно выродится в капитализм
Значит,гибель СССР доказывает несостоятельность сов.идеологии,а теорию Маркса-наоборот,подтверждает
Сейчас есть необходимые технологии,значит,можно построить социализм по Марксу.Он экономически эффективнее капитализма:
"Коммунизм экономически эффективнее капитализма"
и обладает механизмами устойчивости-что и делает его социализмом.Шансы на успех велики
Главное-что капитализм гибнет,ибо исчерпал себя экономически.Устарела сама его основа-товарно-денежные отношения
"Удивительная причина нынешнего мирового кризиса"
Коммунизм имеет неплохие шансы на успех
Ибо не только решает экономические проблемы,от которых загибается капитализм-при коммунизме начиная с 1-й фазы его-социализма-деньги отменены(чего не достигли в СССР,как и социализма).Но и открывает перед людьми новые горизонты свободы:труд без принуждения не только силового (рабовладение,феодализм,) из мотивов самореализации:
"Программа преодоления отчуждения - реальный путь построения комунизма и высший гуманизм самореализации":
https://dzen.ru/a/ZZeNIlKwnBEv8ke_
_https://dzen.ru/a/ZZeNIlKwnBEv8ke_
т.е.люди будут трудиться качественно,бесплатно и добровольно,а коррупция,бедность,экологические проблемы,профзаболевания будут не сведены к некому терпимому минимуму,а отсутствовать напрочь:
"Воровство, коррупция? Капитализм бессилен. Безденежный социализм искореняет их напрочь":
https://dzen.ru/a/ZesDMffTCAeftldn
_https://dzen.ru/a/ZZeNIlKwnBEv8ke_
И никаких утопий - просто более разумное общественное устройство:
"Удовлетворение потребителя и нетоварная экономика коммунизма: план эффективнее рынка."
Потому что Марксизм - это наука, Марксу свойственен научный подход
Оппонент 2:
Согласен! И главное преимущество социализма и коммунизма - научный подход к решению всех проблем! И социальных, и экологических. А капитализм это анархия безудержной алчности, обуздать которую в условиях власти денег - нереально. Поэтому вы правы - "Новую попытку ожидают неплохие шансы на успех". И это неотвратимо, как единственный способ сохранить цивилизацию.
Оппонент:
а в чем выражается научный подход?
Оппонент 2:
вы наверное в курсе, что в СССР наука была на высоте и все делалось по плану. Например, создание нового предприятия.
При капитализме, какому-то перцу стукнула идея что-то сделать или продать, чтобы бабла срубить и вот он ищет деньги, сообщников, чтобы начать. И без особых рассчетов:
- востребованности и емкости рынка,
- конкурентной среды,
- места расположения.
И много чего еще.
А в СССР я уже в курсовом проекте рассчитывал все параметры предприятия, вплоть до численности персонала и количества унитазов.
Поэтому при капитализме в первые 2 года закрываются 80 - 90% новых предпртятий. А при социализме работают все 100%.
Однако и там и там есть плюсы и минусы. Но это отдельная тема.
Оппонент:
ну что вы, я прекрасно помню сколько было в СССР институтов и предприятий, которые вообще непонятно чем занимались и что производили, зато в стране не было безработицы. А про планирование в СССР лучше вообще молчать, скудный ассортимент товаров и бесконечные очереди за всем красноречивее всего говорят об эффективности плановой экономики. Да, наука в СССР была на высоте, с этим никто не спорит, но, увы, наука была сама по себе, а экономика сама по себе.
Автор:
Что ни слово, то заблуждение. Смотрим...
Слабость плановой экономики. Или сила?
Оппонент:
"Про планирование в СССР лучше вообще молчать: скудный ассортимент товаров и бесконечные очереди за всем красноречивее всего говорят об эффективности плановой экономики"
Автор:
Это опять же с точки зрения невежественного обывателя.
В действительности СССР не смогли построить социализм,потому что не созрели условия.
Что значит не смогли построить социализм? Какие именно условия?
В частности - не смогли построить плановую систему
Она была не плановой, а командно-административной
Почему не смогли? Потому что не было необходимых технологий.
С 1965 году они появились. Это был уникальный шанс не лишь сохранить СССР, но и экономически перегнать США:
"Упущенная возможноcть сохранить СССР и обогнать США: система ОГАС академика Глушкова".
А вот как это выглядело бы на практике.План эффективнее рынка именно в гибкости удовлетворения потребностей потребителя:
"Удовлетворение потребителя и нетоварная экономика коммунизма: план эффективнее рынка".
https://dzen.ru/a/ZeseZw_i8w-xi9zD
_https://dzen.ru/a/ZeseZw_i8w-xi9zD
Так что пример СССР - не аргумент. Преждевременная,заведомо безнадежная,неправильная попытка. Т.е. - не по Марксу. Так какие же вопросы к Марксу?
Вот какова сила плана, помноженная на мощь современных технологий!
В чем научность марксизма?
Оппонент:
"в чем выражается научный подход"Маркса?
Автор:
В том,что противники Маркса строят те или иные утопии
В отличие от них Маркс идет от самой жизни
Ведь функционирование общества и поведение человека в нем подчинено закономерностям,которые действуют с неумолимостью физических. Маркс их открыл и связал с открытиями других
И на основании этого делает выводы, прогнозы на будущее. Он не проповедует коммунизм с точки зрения справедливости,а прогнозирует его как возможный вариант с точки зрения закономерностей общественного развития.
Вот как описывает научный подход применительно к человеку американский философ-гуманист и практикующий психоаналитик Э. Фромм:
Человек может быть рабом и свободным,добрым и злым-но это не значит,что закономерностей нет и человек может вести себя когда угодно как угодно.Он может впасть в бешенство если ему скучно и т.п.
Аналогично,вода может быть газом(пар),твердым телом(лед)или жидкостью.Вы можете получить пар,нагревая ее. Но вы не получите пар,понижая температуру
Вот как описывает вклад Маркса в изучение поведения человека Э.Фромм:
В изучение человека я более всего ценю вклад 2 мыслителей недавнего прошлого: Фрейда за открытие значения для человека иррациональных факторов и Маркса за открытие значения для человека социальных факторов. Причем Маркс несравненно более масштабный мыслитель, чем Фрейд, но и Фрейд исследовал важную область
Например, деградация Генри Форда, начавшего с идеи платить рабочим такие зарплаты, чтобы каждый мог купить автомобиль и снарядившего агитационный корабль за мир во время 1-й мировой войны, а закончившего расстрелом рабочей демонстрации, наниманием бандитов для расправ над профсоюзными активистами, финансированием Гитлера и рекламой его антисемитских брошюр - эта ужасная, невероятная метаморфоза - объяснима с т.зр.теории Маркса:
"Генри Форд: история про то, как капитализм убивает в капиталисте человека"
https://dzen.ru/a/ZuPYEGZHO1iI714j
_https://dzen.ru/a/ZuPYEGZHO1iI714j
Маркс на основании понимания экономических законов предсказал нынешний экономический кризис
Уже нынешние экономисты-некоммунисты говорят:
симптомы кризиса совпадают с научным предвидением Маркса:
"Современный экономист: симптомы кризиса подтверждают теорию Маркса"
Кризис не имеет отношения к циклам.Спад никогда не сменится фазой подъема-и мы ее не наблюдаем уже с 2008 г!
Кризис можно преодолеть-но не иначе как радикальной сменой экономической модели
А это и говорил Маркс-сменой капиталистической общественно-экономической формации на коммунистическую
На основании законов общественного развития марксизм предсказал гибель СССР.В"А-Д"Энгельс показывает,что строй типа советского нежизнеспособен и неизбежно вырождается в капитализм
"Гибель СССР предсказана Энгельсом. Цитата с объяснением".
https://dzen.ru/a/ZnGspObbcy-O4mOf
_https://dzen.ru/a/ZnGspObbcy-O4mOf
Чтобы быть устойчивым,переходное к коммунизму общество должно иметь особые признаки-тогда закономерности общественного развития превратят их в к МЕХАНИЗМЫ УСТОЙЧИВОСТИ общества
Об этом-мой блог:
https://dzen.ru/id/5df170e91e8e3f00b1923ec3
_https://dzen.ru/id/5df170e91e8e3f00b1923ec3
Оппонент:
"У Маркса есть ответы на эти вопросы?"
Автор:
ДА - ЕСТЬ
Это вкратце. Подробнее: некоторые ответы даны не в виде пошаговых технологий, а в виде принципов, которые как реализовать-было неясно в сов.время.
Ибо Маркс слишком опередил свое время, как Циолковский или Леонардо да Винчи:
"Циолковский и Маркс. Что между ним общего?"
Оппонент:
"Эти мантры мы слышали не раз,но неясно, как их превратить в реалии"
Автор:
Слышали от кого? От советских идеологов.Они говорили по долгу службы,сами не веря в то,что говорят.Ибо ТОГДА реализация была непонятна.
С 1965 г появились необходимые технологии-например,открытая академиком Глушковым:
"Упущенная возможноcть сохранить СССР и обогнать США: система ОГАС академика Глушкова".
Лишь теперь стало ясно,что Маркс-не утопист,а гениальный прозорливец! Его идеи обрели черты предметной конкретики
Теперь стало тенденцией говорить:
"Маркса не люблю, но с ним согласен"
НО...
КТО станет популяризировать Маркса?
При капитализме на этом не заработаешь,а в Прибалтике или Украине получишь реальный срок.Диссертацию по идеям Маркса-зарубят-даже не примут к защите
Зачем нужно популяризировать Маркса? Ибо его НИКТО не знает!
Как заметил американский философ-гуманист и практикующий психоаналитик Э.Фромм,в СССР ИЗВРАТИЛИ Маркса
А это породило стереотипы:говоришь про идеи Маркса,а люди представляют советскую идеологию,которая есть не марксизм,а его извращение.
Ее знают. А Маркса не знают!
Словом,популяризировать из официальных лиц некому,приходится энтузиастам-непрофессионалам.Все как и раньше:пивовар Джоуль,скотопромышленник Левенгук,адвокат Ленин,врач Чехов,патентовед Эйнштейн,электрик Форд,моряк Можайский...
Что есть марксизм?
Марксизм ныне есть ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БИОЛОГИЯ социального организма,к-рая предсказала нынешний экономический кризис,объяснила его как болезнь роста и предсказала выход из него как переход на более высокую стадию развития.
Но марксизм не стал ПРИКЛАДНОЙ МЕДИЦИНОЙ, дающей технологию лечения.
Ленин принялся реализовывать,хотя меньшевик Плеханов предупреждал:
Россия еще не смолола той муки, из которой может быть испечен пшеничный пирог социализма
А что Ленин?
"Этого мы не знаем и знать не можем" ("ГиР")
и
"Главное ввязаться в бой,а там видно будет"("ОНР")
С таким подходом не победить!Ибо тогда не созрели условия-не было нужных технологий.Они появились лишь с 1965 г!
Сделать марксизм прикладной медициной и сформировать техологию-задача НЫНЕШНЕГО поколения.Но как реализовать идеи Маркса с помощью современных технологий?
Об этом мой блог:
https://dzen.ru/id/5df170e91e8e3f00b1923ec3
_https://dzen.ru/id/5df170e91e8e3f00b1923ec3
Оппонент, далее:
а теперь предлагаю спуститься с небес на землю. Как устроено капиталистическое общество понятно, а вот как должно быть ПРАВИЛЬНО, по Марксу, организовано общество коммунистическое, в деталях, не понятно никому.
Вы пишете:
"Люди будут трудиться качественно, бесплатно и добровольно, а коррупция, бедность,экологические проблемы, профзаболевания будут не сведены к некому терпимому минимуму,а отсутствовать напрочь".
Отвечаю вам:
Эти мантры мы слышали не раз, вот только совершенно не понятно, как их превратить в реалии.
Что заставит людей трудиться бесплатно, да еще и качественно, с полной самоотдачей, если денег, как всебщего эквивалента и инструмента оценки труда не будет? И куда при социализме денутся такие человеческие пороки как лень, жадность, зависть, тщеславие? И если все будут равны, то будут ли начальники и подчиненные? Как и кем будет управляться коммунистическое общество? У Маркса есть ответы на эти вопросы?
Автор:
Смотрим...
Кто и как управляет при социализме?
Оппонент:
"И если все будут равны, то будут ли начальники и подчиненные? Как и кем будет управляться коммунистическое общество?"
Автор:
Смотря на каком уровне: уровне страны или заводского цеха, отдела предприятия?
При плановой экономике работа управленца похожа не на работу опытного капитана,ведущего судно по незнакомому фарватеру,а на работу вагоновожатого,ведущего трамвай по накатанным рельсам.Гении-менеджеры типа Ли Якокки на коммунистических предприятиях будут не востребованы.
Поэтому на низовом уровне (менеджеры низшего и среднего звена) действует правило Ленина:
"все управляют по очереди и привыкнут,что никто не управляет" ("ГиР")
Ведь в обычном отделе начальник назначает вместо себя старшего,уходя в отпуск,на больничный,в командировку.
Это будет дежурный староста с функциями:
- составитель отчетов
- распределитель работ
- контактное лицо, представитель отдела
На уровне же страны после достижения плановой безденежной экономики страна экономически перегонит весь остальной мир, и там принципы управления будут такими,как следует из названия статьи:
"Управленческая структура социализма будущего: план снизу и прямая демократия"
https://dzen.ru/a/YqHnNtLRM1s9wlIA
_https://dzen.ru/a/YqHnNtLRM1s9wlIA
При социализме прямой демократии еще не будет передана полнота власти:
"Диктатура пролетариата или прямая демократия?"
https://dzen.ru/a/ZtzQ49Lxkk8RDoof
_https://dzen.ru/a/ZtzQ49Lxkk8RDoof
Как возможен труд без оплаты?
Оппонент:
Вы пишете:
"Люди будут трудиться качественно,бесплатно и добровольно,а коррупция, бедность,экологические проблемы,профзаболевания будут не сведены к некому терпимому минимуму,а отсутствовать напрочь"
Отвечаю:
Эти мантры мы слышали не раз,но неясно,как их превратить в реалии"
Автор:
Вы это слышали от советских идеологов. Они говорили по долгу службы,сами в это не веря. Тогда было реально НЕЯСНО. Ибо не было необходимых технологий. Но СЕЙЧАС они есть - с 1965 г - например,открытие академика Глушкова:
"Система ОГАС академика Глушкова. Безденежный коммунизм технически возможен уже сейчас".
https://dzen.ru/a/XtySY-DVYRXWVJXf
_https://dzen.ru/a/XtySY-DVYRXWVJXf
Оппонент:
"Что заставит людей трудиться бесплатно, да еще и качественно, с полной самоотдачей, если денег, как всебщего эквивалента и инструмента оценки труда не будет?"
Автор:
Вот ваши 2 ошибки:
1) вы не представляете себе БЕЗДЕНЕЖНОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПО ТРУДУ.
А именно это-суть СОЦИАЛИЗМА (не советского строя,а 1-й фазы коммунизма по Марксу). Гений Маркса нашёл, как совместить то, что простому обывателю кажется несовместимым:
"Трудовые квитанции Маркса - гарантия жизнеспособности социализма"
Вот реализовать этот принцип Маркса с помощью современных технологий:
""Трудовые квитанции" Маркса и современные технологии: Неузнаваемое воплощение старого принципа. Гарантия устойчивости социализма"
https://dzen.ru/a/Yp-JxGKZTC7pOusW
_https://dzen.ru/a/Yp-JxGKZTC7pOusW
2) вы не представляете себе,что люди могут трудиться качественно иначе чем из-под палки либо за деньги
В реплике выше я привел слова американского философа-гуманиста Э.Фромма о вкладе Маркса в изучение человеческой психологии. Все обоснованно!
Если вдуматься, в чем препятствие разрешения данной проблемы - то Маркс открыл это препятствие. Вот главная закавыка, мешающая решению данной проблемы:
"Считаете себя выше проститутки? Кое-что о гуманизме Маркса. Что такое Отчуждение".
https://dzen.ru/a/X3ycZ7UWrTvYR-Ha
_https://dzen.ru/a/X3ycZ7UWrTvYR-Ha
А вот решение проблемы:
"Программа преодоления отчуждения - реальный путь построения комунизма и высший гуманизм самореализации"
https://dzen.ru/a/ZZeNIlKwnBEv8ke_
_https://dzen.ru/a/ZZeNIlKwnBEv8ke_
Где гарантия,что это действительно решение?
Практические подтверждения этого. Ведь такие люди есть уже сейчас:
- пример Эдисона:
"Коммунизм - мечта тунеядцев и алкоголиков?"
https://dzen.ru/a/Y15r_6mvjVU4v4H
_https://dzen.ru/a/Y15r_6mvjVU4v4H
- пример Сартра:
"Коммунистическая сознательность близка... буржуям, но чужда пролетариям. Марксистский взгляд на путь к коммунизму"
https://dzen.ru/a/YQQqCpvT_FnwnpEL
_https://dzen.ru/a/YQQqCpvT_FnwnpEL
- пример японских рабочих:
"Удивительные японские кружки качества. Нужен материальный стимул, чтобы увлеченно трудиться?"
https://dzen.ru/a/X00bsDYVlWlrJyEQ
_https://dzen.ru/a/X00bsDYVlWlrJyEQ
Вот - качественно, бесплатно и добровольно
Эти люди вовсе не высокоморальны. Но они жаждут самореализации. И они помещены в особые условия. Вы уловили, что в условиях общего во всех примерах?
А при коммунизме в такие условия люди помещены массово
А раз такое проявляется при капитализме,который в общем не стимулирует трудиться бескорыстно-то бескорыстный труд-это истинная природа человека,которая пробивается наружу всюду,где условия чуть-чуть отличаются от капиталистических-как травинки и грибочки сквозь щели в асфальте
Как возможен коммунизм - куда денутся человеческие пороки?
Оппонент:
"куда при социализме денутся такие человеческие пороки как лень,жадность,зависть,тщеславие?"
Автор:
В репликах выше я привел слова Э. Фромма о вкладе Маркса в понимание человеческой психологии
Все обоснованно!
Привел объяснение,почему для людей трудиться качественно,бесплатно и добровольно-это абсолютно нормально.Все дело в условиях
Например, сейчас мы с вами качественно,бесплатно и добровольно наполняем этот сайт контентом
Исходя из этого,ответ на ваш последний вопрос будет таким.
Простому обывателю невдомёк,что эти пороки не являются неотделимыми от человеческой природы. Они по сути представляют собой лишь реакцию на общественные условия. А конкретнее эти условия - это принятые в обществе методы и критерии самореализации. Измените эти условия (правила самореализации) - исчезнут и эти "неискоренимые"пороки
Сейчас так, как при коммунизме,могут вести себя лишь высокоморальные люди.При коммунизме так будут вести себя массово.Не потому,что человеческая природа изменится. А потому,что люди помещены в другие условия
Вот чем поможет коммунизм - изменением условий. Маркс все обосновал!
Где гарантии,что его предсказание не ошибочно?
Практические подтверждения есть уже сейчас-не надо даже ломать капитализм:
Что скажете о предприятиях, где начальники не гнобят подчиненных, где отсутствуют карьеристские интриги:
"Капиталистические предприятия, основанные на принципе коммунизма. Очень прибыльные!"
https://dzen.ru/a/X0tXJdMhfiQ-zQyF
_https://dzen.ru/a/X0tXJdMhfiQ-zQyF
и что скажете о заводах, где сотрудники, отработав смену, идут работать вторую бесплатно - и приносят предприятию еще большую прибыль, чем в оплачиваемую смену:
"Удивительные японские кружки качества. Нужен материальный стимул, чтобы увлеченно трудиться?"
https://dzen.ru/a/X00bsDYVlWlrJyEQ
_https://dzen.ru/a/X00bsDYVlWlrJyEQ
Обратите внимание: эти предприятия созданы и порядки там такие заведены не под моральные идеалы! Обычные предприятия для получения прибыли. Обычные сотрудники. Но изменение условий под нужды предприятия создало особый высокоморальный климат. Это не было целью - это случайный побочный эффект! И он доказывает правоту Маркса.
Соответственно,если система распределения организована по Марксу,т.е.люди помещены в условия вот такой экономической системы:
"Удовлетворение потребителя и нетоварная экономика коммунизма: план эффективнее рынка"
https://dzen.ru/a/ZeseZw_i8w-xi9zD
_https://dzen.ru/a/ZeseZw_i8w-xi9zD
то механизм уничтожения жадности(корыстолюбия)таков:
"От мещанского потребительства к бескорыстию. Для безденежного социализма - не проблема"
https://dzen.ru/a/ZesEjRWzME9ExNhm
_https://dzen.ru/a/ZesEjRWzME9ExNhm
а экономических преступлений (воровство,взяточничество,мошенничество) - таков:
"Воровство, коррупция? Капитализм бессилен. Безденежный социализм искореняет их напрочь"
https://dzen.ru/a/ZesDMffTCAeftldn
_https://dzen.ru/a/ZesDMffTCAeftldn
У меня на этом пока всё. Можете возражать!
Свидетельство о публикации №224092101033