О симпатиях

   Интересно всегда было мне, почему какой-то болезненный интерес и почти симпатию (жалость?) вызывают у нормальных читателей - обывателей в хорошем смысле слова обывателей, - литературные герои- бродяги, маргиналы, нынче бомжи.
  Зачем романтизировать негожее. У Джека Лондона – цикл бродяжьих рассказов, у Горького чуть не самые известные и популярные «друзья» (Пляши-нога, Взывающий, Челкаш, дед Архип и Лёнька); Гаврош у В. Гюго и тд, и тп.
  Да и сейчас те же «небеса обетованные».  Зачем, почему, в каких целях? Чуть не каждая газета организует то и дело материал со свалки, с помойки, с привокзальных скверов. В чём секрет болезненного интереса читателей к подобным материалам? То ли психология (удовлетворение от того, что ты не в подобной беде, не в шкуре отверженных), то ли именно интерес к недоступному для себя срезу жизни (сомнительно, впрочем), то ли участие и жалость беспроигрышно выдавливаются из читателя. (Посочувствовать и пожалеть литературного героя проще, чем поучаствовать в судьбе завшивленного, больного туберкулёзом, спившегося реального бомжа).
  Понятнее симпатии к героям плутовских вещей. Читатель, который в жизни не посмеет пуститься в авантюры, сам на себя примеряет чужие похождения. Канделябрами не побьют. Не опасно.


     Фото- из Интернета


Рецензии