58.. Сало

Урок природоведения.
Тема: «Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах».


По сосредоточенному выражению детских лиц, видно, что даже название темы, ставит неодолимый барьер в восприятии ими реальности.

С диффузией в газах и жидкостях быстро разобрались опытным путем: нюхали, смешивали, переливали.

Важный физико-химический закон:"Диффузия в твердых телах" объясняет учитель.

За основу он берет текст учебника, тщательно отобранный учеными -  дидактами: «Берутся две пластинки. На одну,  из золота (шелест восторга в классе) сверху накладывается пластинка из свинца.
Весь этот «бутерброд» помещается под пресс.
Приблизительно через пять лет, на срезе (под микроскопом) наблюдается взаимное проникновение частиц металлов друг в друга».


Обобщает: "Это значит, что и в металлах тоже происходит…(пауза)
Дети радостно кричат: «Диффузия».
 
На следующем уроке  нет отбоя,  от  желающих отвечать и демонстрировать опыты по диффузии в газах и жидкостях.

Поведать  о диффузии в металлах поднимается только одна рука.
К доске выскакивает шустрая девчушка с греческой фамилией Раяниди.
Поправив кудряшки и распахнув черные глазенки, она начинает: "Берем сало…"


Учитель тихонечко поправляет: "Берем свинец…"

На замечание учителя девочка реагирует одобрительным кивком головы, и бодро заканчивает ответ.

На лицах ее одноклассников - безмятежность.

 
На перемене, учитель, сокрушается, о том, как перегружены  ученики, и что они, буквально,  находятся на грани помешательства.

И только учитель русского языка не разделяет ее переживаний: "Коллега, девочка усмотрела синонимичность в словах.
У нее  «сало» и «свинец» - это одно и то же, только разного рода.
Улыбаясь:"А вы уверены, что этой разницы нет только в голове у Раяниди?"

Потом примирительно философски заканчивает: «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется…!»

Вот такая вышла диффузия.


Рецензии