Самуиловы
РОДОСЛОВНАЯ САМУИЛОВЫХ
ОБОБЩЕНИЕ ПРОЧИТАННОГО
Первое поколение.
1. Самуилов Егор.
Дети:
2-1. Самуилов Серапион Егорович (ум. 06.12.1927/1928).
3-1. Самуилова ХХХХХ Егоровна.
4-1. Самуилова Татьяна Егоровна.
5-1. Самуилов Евгений Егорович (ум. 10.03.1908).
Второе поколение.
2-1. Самуилов Серапион Егорович (ум. 06.12.1927/1928).
Женат на Душеньке (Евдокии) Александровне Вершинской (ум. в 1898 г.). Жил в Яблон(ь)ке (Яблоно(е)вый враг/овраг) Самарской губ., умер в Балакове. Евдокия Александровна имела трех братьев и сестру.
Дети:
6-2. Самуилова Серафима Серапионовна (ок. 1860-после 1934).
7-2. Самуилов Пантелеймон (Паня) Серапионович (1877/1878 г.р.).
8-2. Самуилова Евгения Серапионовна (1878/1879-1913/1914). Замужем. Муж умер в 1913г.
9-2. Самуилова Полина Серапионовна (1883/1884г.р.). Замужем за Михаилом Неврасовым (ум. в 1921 г.).
10-2. Самуилов Николай Серапионович (1888 г.р.). Умер в детстве.
11-2. Самуилова Серафима Серапионовна (1890-19??).
12-2. Самуилова (Ан)Фиса Серапионовна (1891/1892 г.р.). Умерла в детстве.
13-2. Самуилов Александр Серапионович (1892 г.р.). Умер в детстве.
3-1. Самуилова ХХХХХ Егоровна.
4-1. Самуилова Татьяна Егоровна.
Замужем за Соломоном Лазаревичем Венециановым. Проживали в Самаре.
5-1. Самуилов Евгений Егорович (ум. 10.03.1908).
Окончил семинарию вторым учеником, на казенный счет отправлен в академию, но там не остался. В Самаре служил секретарем Училищного Совета и преподавателем литургики и гомилетики Самарской духовной семинарии. Женат на Серафиме (ум. до 1890 г.). Проживали в Самаре. Потом жили в с. Высокое, где Евгений Егорович овдовел. Жена умерла от туберкулеза.
Супруга Серафима – дочь Натальи Александровны (в девичестве Овидиевой), которая приходится двоюродной сестрой Евфимию Александровичу Малову, их матери были родными сестрами. Ларина Меланья Григорьевна вышла замуж за Овидиева Александра Николаевича, а Ларина Екатерина Григорьевна вышла замуж за Михайловского (Малова) Александра Семеновича. Т.о., все Самуиловы – это родственники Маловых по линии Евгения Егоровича – мужа Серафимы.
В ноябре 1886 г. Серафима – жена Евгения Егоровича Самуилова, пишет из Обшаровки
в Казань двоюродному брату своей матери Евфимию Александровичу Малову:
«Многоуважаемые и дорогие Дяденька Евфимий Александрович
и Тетенька Антонина Александровна.
Живу я с двоими старшими ребятами в Обшаровке с 5 го Ноября по случаю смерти нашей дорогой Мамаши крестной – Надежды Александровны . Скончалась она 6 го Ноября в 8; часов утра. Болезнь ее ноги продолжалась 4 года, с того времени как была у Васи в Казани; но сначала она все ходила; сама управлялась по должности и по дому; часто отпускала ко мне Мамашу ; только последние 5 месяцев бросила все. Болезнь была невыносима и она, несмотря на твердость своего характера, часто плакала.
Перед смертью она соборовалась, исповедалась, приобщилась Св. Тайне и выслушала канон на исходе души; до смерти она была в памяти и просила всех поминать ее. Кончина ее была тихая. При кончине ее из родных были: Мамашенька, Любовь Александровна , Людмила Федоровна (бывшая Овидиева) с мужем и четырехлетним сыном и я с Сережей.
Евгений Егорович приехал через полсуток после смерти к похоронам, которые были 8 го Ноября в 3 часа по полудни, приезжал из Самары Петя Овидиев с моим Еней . Из Богородского, не смотря на наши две телеграммы, никто не был. Только на второй день после похорон приезжала Тетенька с Ванечкой. Схоронили Мамашу крестную на новом кладбище – на увале.
Мамашенька теперь думает остаться просвирней в Обшаровке: мамаша крестная перед смертью не советовала ей скоро перебираться из Обшаровки. Мы в Самаре теперь устроились очень порядочно: Евгений Егорович утвержден в должности секретаря семинарского правления, почему мы имеем возможность снимать удобную квартиру и вообще жить довольно прилично.
Мы и дети наши: Сережа, Еня и Наденька здоровы. С нами живет с Августа месяца Мамаша Евгения Егоровича и Петя Овидиев.
Как Вы поживаете? Мы слышали, что у вас произошло много перемен и Вы повышены
в Ваших должностях, с чем от души Вас поздравляем и впредь желаем Вам всего лучшего.
Любящие Вас Самуиловы. 1886 го года Ноября».
1886. Бугурусланский уезд. Помощник смотрителя духовного училища коллежский асессор Евгений Егорович Самуилов.
1896.Самара. Духовная семинария. (На Соборной ул., близ Кафедрального собора). Преподаватель статский советник Евгений Егорович Самуилов, он же Секретарь Правления (Садовая ул., собственный дом).
1899. Духовная семинария. (На Соборной ул., близ Кафедрального собора, д. 157. Преподаватель статский советник Евгений Егорович Самуилов, он же Секретарь Правления.
1899. Самарский городской комитет попечительства о народной трезвости. Член комитета Евгений Егорович Самуилов.
1900. Государь Император, вследствие засвидетельствования Обер-Прокурора Святейшего Синода об отлично-усердной службе и особых трудах, нижепоименованных лиц, служащих по ведомству православного исповедания, Всемилостивейше соизволил, к 6 текущего мая – высокоторжественному дню Рождения Его Императорского Величества, пожаловать им следующие награды… награждаются орденами… Св. Станислава 2-й степени… статские советники… преподаватели духовных семинарий… Самарской – Евгений Самуилов.
1905. Совет Братства св. Алексия. Евгений Георгиевич (Егорович) (Садовая ул., д. № 168).
1905. Духовная семинария. (Соборная ул. д. № 157). Преподаватель кандидат богословия статский советник Евгений Егорович Самуилов.
1905. Частная женская гимназия О.А. Харитоновой (угол Самарской и Почтовой улиц, д. № 153). Преподаватель педегогики и естественной истории Евгений Егорович Самуилов.
1905. Самарский отдел Русского Общества Пчеловодства. Товарищ председателя Евгений Егорович Самуилов.
1906. Взносы и пожертвования в 1906 году… в пользу попечительства при Введенской церкви Казанского женского училища духовного ведомства, находящегося под Августейшим Покровительством Государыни Императрицы Марии Федоровны, действительный член попечительства Самуилов Е.Е., преподаватель Самарской духовной семинарии – 3 руб.
Дети:
14-5. Самуилов Сергей Евгеньевич (1877/1878-15.04.1932).
15-5. Самуилов Евгений Евгеньевич (ум. 04.03.1921).
16-5. Самуилова Надежда Евгеньевна.
17-5. Самуилов Филарет Евгеньевич.
18-5. Самуилова Серафима Евгеньевна (1889 г.р.).
Третье поколение.
6-2. Самуилова Серафима Серапионовна (ок. 1860-после 1934).
Окончила женское духовное училище в Казани в 1875 г.
«2 июня 1875 г. состоялся выпуск IX-го приема воспитанниц Казанского женского училища духовного ведомства, начавших свое воспитание и образование в заведении с сентября 1869 года… После обедни и молебна, получив документы и аттестаты с правом на звание домашних учительниц, окончившие курс учения воспитанницы, начали покидать училище… представительницы Самарской епархии: Овидиева Мария, Самуилова Серафима».
Из детского дневника Марии Ефимовны Маловой: «В 1879 г. Маша Малова училась [прим. автора: получала частные уроки у себя на дому] уже с воспитанницею Казанского духовного училища, кончившей курс, Серафимой Серапионовной Самуиловой».
7-2. Самуилов Пантелеймон (Паня) Серапионович (1877/1878 г.р.).
Умер от туберкулеза.
8-2. Самуилова Евгения Серапионовна (1878/1879-1913/1914).
Замужем. Муж умер в 1913 г.
9-2. Самуилова Полина Серапионовна (1883/1884г.р.).
Замужем за Михаилом Неврасовым (ум. в 1921 г.).
Дети:
19-9. ХХХХХ ХХХХХ Михайлович(на).
20-9. ХХХХХ ХХХХХ Михайлович(на).
21-9. ХХХХХ ХХХХХ Михайлович(на).
10-2. Самуилов Николай Серапионович (1888 г.р.).
Умер в детстве.
11-2. Самуилова Серафима Серапионовна (1890-19??).
Из книги Н.С. и С.С. Самуиловых «Отцовский крест» следует, что эта дочь Серапиона Егоровича по настоянию его брата Евгения Егоровича (ее крестного отца) была также названа Серафимой, как и первая дочь Серапиона Егоровича и как недавно умершая жена самого Евгения Егоровича, которую он беспредельно любил.
12-2. Самуилова (Ан)Фиса Серапионовна (1891/1892 г.р.).
Умерла в детстве.
13-2. Самуилов Александр Серапионович (1892 г.р.).
Умер в детстве.
14-5. Самуилов Сергей Евгеньевич (1877/1878-15.04.1932).
Сергей Евгеньевич родился 26.08.1882 г. в гор. Бугуруслан Оренбургской обл., протоиерей.
Происходил из старинного священнического рода, был старшим сыном секретаря Училищного Совета и преподавателя литургики и гомилетики Самарской Духовной семинарии Евгения Егоровича Самуилова.
В 1905 г. окончил Самарскую Духовную Семинарию по первому разряду.
После окончания семинарии в этом же году женился на Евгении Викторовне Кубаревой (1877/1879-02.1920), окончившей Самарское Епархиальное Духовное училище, работавшей учительницей в с. Васильевка и происходившей также из старинного духовного рода. Имела двух братьев: Владимира и Михаила, и сестру Надежду (ум. 02.1920), у которой было трое детей. Ее отец – священник Виктор Кубарев, духовник Самарской духовной семинарии; мать – Юлия Гурьевна (ум. после 1928 г.), имела брата Павла, расстрелянного в 1938 году, и двух сестер: Марию и Ольгу. Бабушка Евгении Викторовны умерла в 1907 году.
Сергей Евгеньевич рукоположен в священника в Самаре.
1905-1906 гг. – священник в Саратовской губернии.
Первым храмом, в котором служил отец Сергий, был Христорождественский храм в Царевщине, у подножия Царева кургана.
1905. Самарский уезд, с. Царевщина. Законоучитель священник о. Самуилов.
1906-1925 гг. – священник в церкви Архистратига Михаила в селе Острая Лука Николаевского уезда Саратовской губернии. В 1913 году награжден набедренником. Исполнял должность настоятеля, благочинного 2 округа (с осени 1923 г.) и законоучителя церковноприходской школы.
Приход в Острой Луке был бедный, и семья отца Сергия была вынуждена заниматься крестьянским трудом: возделывать свой надел земли, держать скотину. И все же родители находили время, старались как можно больше времени провести с детьми, придумать для них разные игры, почитать вместе книги, попеть хорошие песни…
В первой трети ХХ века село Острая Лука, как и другие города и села в России, было заражено церковным расколом. Отец Сергий занимался миссионерской деятельностью среди раскольников-старообрядцев, беглопоповцев, хлыстов и прочих сектантских ветвей, стремясь восстановить в их душах и сердцах православную веру.
Семья о. Сергия никогда не жила в полном достатке. Несмотря на это, они с матушкой всегда помогали нуждающимся. Когда в 1909 г. вспыхнула эпидемия холеры, о. Сергий с утра до ночи исповедовал и причащал больных, отпевал умерших.
Он был разносторонне образованным и талантливым человеком. В свободное время занимался музыкой: играл на скрипке, на фисгармонии, на гуслях, душевно пел. Кроме того, хорошо играл в шахматы и имел талант художника. Сохранилось несколько его работ. В семье большое внимание уделяли духовному и нравственному воспитанию детей, а также их интеллектуальному и физическому развитию. Обладая немалым литературным и публицистическим талантом, о. Сергий регулярно писал печатался в «Епархиальных Ведомостях». С первых лет своего служения и до 1913 г. он избирался бессменным депутатом на Епархиальный съезд духовенства в Самаре.
В 1913 г. у него началась та же болезнь, от которой умерла, совсем молодой, его мать – туберкулез. Супруга Евгения Викторовна горячо и неустанно молилась о выздоровлении мужа. Она научилась делать целебный кефир, заменяющий кумыс, который прописал врач. Глава семьи и все остальные домочадцы пили его два года, и случилось чудо – о. Сергий выздоровел.
В 1920 г. семью постигла тяжелая утрата – умерла Евгения Викторовна. На руках у о. Сергия остались четверо детей.
В 1920-1922 г. давление на церковь со стороны советской власти усилилось, но и в этих условиях он продолжал служение Богу, увещевая старших и научая детей. Когда законодательно запретили преподавание Закона Божия в школах, то о частных занятиях в запрете ничего не говорилось, и о. Сергий за час до начала уроков в школе стал проводить с желающими занятия в сторожке.
В 1921 г. награжден камилавкой, а в 1922 г. – скуфьей.
1923 г. был сложным для Церкви. С подачи властей началась обновленческая смута . Появились различные сектантские ветви: «Живая Церковь», «Союз Возрождения» и другие. О. Сергий твердо стал на сторону патриарха Тихона, отстаивавшего традиционные основы православия. В результате упорной борьбы в Самаре за обновленцами остались только кафедральный собор, Покровская и лагерная церкви.
За отстаивание православия от обновленчества митрополитом Тихоном Уральским в 1923 г. награжден золотым наперсным крестом.
Словно в ответ на это морозной зимой 1923-1924 г. семью священника выселили из псаломщического дома, и он с детьми стал ютиться в тесной церковной сторожке.
До 1925 г. о. Сергия арестовывали три раза, но каждый раз вскоре его отпускали.
19.04.1925 г. в первый день Пасхи он в очередной раз был арестован Березоволукским Волисполкомом Духовницкого района Саратовской области и 21.04.1925 г. заключен в тюрьму г. Пугачева. Поводом для ареста стала клевета на него обновленцев, которые написали ему провокационное письмо. После допроса 24.04.1925 г. о. Сергия выпустили.
Вернувшись из тюрьмы, он поговорил с прихожанами, и вскоре с его подачи селяне стали отправлять в Пугачев помощь заключенным священникам: сухари, яйца, масло и другие, не портящиеся продукты. Немного спустя и другие села последовали их примеру.
21.05.1925 г. по указу митрополита Тихона Уральского о. Сергий в с. Большая Глушица Саратовской области Владыкой Павлом возведен в сан протоиерея.
31.05.1926 г. о. Сергий, по благословению епископа Павла (Флеринского) созвал в с. Острая Лука окружной съезд духовенства. При открытии съезда было получено известие о кончине митрополита Тихона, и здесь же была отслужена панихида по почившему. 17 августа 1926 г., в субботу после Успения, о. Сергий получил письмо епископа Павла. Епископ писал, что общее собрание верующих Воскресенского собора произойдет в воскресенье 18 августа и предлагал о. Сергию прислать к этому времени заявление с согласием на переезд в Пугачев. Епископ Павел утвердил постановление, принятое собранием, и прислал указ о его переводе.
С весны 1926 г. протоиерей о. Сергий служил священником 2-го штата в Воскресенском кафедральном («новом») соборе города Пугачев Саратовской области (до революции город
назывался Николаевском и относился к Самарской губернии).
В штате собора числилось два священника, диакон и два псаломщика. Настоятелем был о. Александр Моченев. О. Сергий старался устранить недостатки, с которыми столкнулся, начав службу в соборе. Он требовал от псаломщиков благоговейного поведения в алтаре, не допускал разговоров во время богослужения. С настоятелем, о. Александром, у него установились хорошие отношения.
На окраине Пугачева располагался Вознесенский женский монастырь, который в 1927 году обращен советской властью в тюрьму. Весной 1927 года церковь монастыря тоже была закрыта, но несколько монахинь еще жили по своим кельям и, чем могли, помогали заключенным, среди которых было много священнослужителей. Через этих монахинь о. Сергий принимал активное участие в организации помощи и передач заключенным, особенно духовенству.
В 1927-1928 годах началось очередное наступление властей на Церковь. Союз воинствующих безбожников стал затевать публичные диспуты с верующими. Зимой 1928 г. председатель городского Союза безбожников Бочкарев предложил о. Сергию выступить с докладом о происхождении религии на диспуте под названием: «Есть ли Бог?». О. Сергий согласился и выступил. Он говорил, что безбожие – это тоже вера, не основанная на доказательствах, приводил слова М.В. Ломоносова: «Наука и религия есть родные сестры, дщери Всевышнего Родителя. Они никак между собой в распрю прийти не могут, разве кто для показания своего мудрования на них вражду всклепляет». О. Сергия на диспуте поддержал о. Николай Амасийский, сын епископа Николая. Диспут взбудоражил весь город. Организовали второй диспут. Бывший миссионер Мурзалев на втором диспуте богохульствовал, да насмехался: «Вот, я богохульствую. Так почему же Бог меня не наказывает? Если Он есть, пусть Он меня сейчас накажет!». Верующие, обсуждая эти слова, возмущались: «Командовать Господом Богом вздумал! Требует, чтобы сейчас его наказали! А Господь и Сам знает, когда наказать». Через короткое время неожиданно для всех Мурзалев умер ужасной смертью, замерзнув в сугробе при слабом морозе, заблудившись совсем недалеко от дома. «Бог поругаем не бывает», – говорили люди. На следующий диспут, к которому подготовился о. Сергий, безбожники побоялись явиться. И вообще, постепенно диспуты прекратились, т.к. власти перестали устраивать их.
Летом 1929 г. в Пугачев вернулся из ссылки епископ Павел (Флеринский), который ценил и уважал о. Сергия и о. Александра, часто советовался с ними по разным запутанным вопросам. Они заходили к нему почти ежедневно по окончании службы. Епископ, шутя, говорил о них: «Моя консистория». Летом 1929 г. в ссылку в Пугачев прибыл, не имея практически ничего, 30-летний священник о. Николай Авдаков. До этого он был в лагере в Соловках. Владыка Павел и о. Сергий, приняли горячее участие в его судьбе, помогли ему устроиться на место псаломщика в «Старый» собор.
В начале 1930 г. о. Сергий, как и о. Александр Моченев, получили вызов в комиссию по хлебозаготовкам. Им в приказном порядке предложили сдать по 10 пудов зерна, не обращая никакого внимания на то, что взяться ему у них было неоткуда. На комиссии о. Сергий держался спокойно, даже шутил. Это количество зерна удалось купить, потратив все средства, в том числе и отложенные на уплату налога. Это означало короткую отсрочку. Во второй раз назначили 5 пудов. Их купить было не на что. Потянулись тяжелые дни ожидания конца. Утром, уходя в церковь, о. Сергий одевался потеплее и, как перед долгой разлукой, прощался с семьей. Не всегда опись имущества предшествовала аресту, случалось, и наоборот. Могло случиться, что священника брали из церкви или с дороги. Возвращаясь домой, о. Сергий первым делом спрашивал: «Все благополучно?»
В конце Рождественского Поста, незадолго до Рождества 1930 года, «комитет бедноты» принял постановление произвести опись дома и имущества о. Сергия. Вскоре, весной 1930 года, о. Сергия с семьей выселили из дома и забрали все имущество, которое значилось в описи.
В это же время епископ Павел назначил о. Сергия благочинным дальнего, 10-го округа, который находился в Перелюбском районе. Множество священников было к тому времени арестовано, стало не хватать духовенства. Епископ Павел сказал о. Сергию: «До сих пор я берег вас, не отрывал от занятий апологетикой, а теперь больше нет такой возможности. У о. Александра и так уже три округа, больше его нельзя загружать, а в самом округе некого назначить». О. Сергий решил объехать свой округ и посмотреть, что там делается. Этот шаг мог грозить о. Сергию арестом. Епископ Павел не отклонил план о. Сергия, но и не настаивал на поездке. Посещение благочинного подняло дух верующих, дало понять, что не все еще потеряно, что церковная жизнь не умерла. О его приезде сразу же узнавало все село, на квартиру, где он останавливался, сходились те, кто остался на свободе из ревнителей православия, начинались рассказы. Церкви везде были закрыты. Были разрушенные, были занятые под зерно или под клубы, и просто запертые за неимением священников. Когда закрывали церковь, то рубили и выбрасывали иконы и срывали облачения с престола. О. Сер-
гию удалось найти два или три антиминса, сбереженные прихожанами.
В начале лета 1930 года, на следующий день после того, как о. Сергий отправился объезжать свое благочиние, в его дом пришли с обыском. Первые дни после возвращения из поездки семья жила, считая уже не часы, а минуты. И вот, через несколько дней за ним пришли.
ГПУ размещалось на Московской улице. Помещение тюрьмы было небольшое – одна камера в подвале. Там держали только тех, кого допрашивали в ближайшие дни, а остальных подследственных отправляли за город, в другую тюрьму. О. Сергий пробыл в ГПУ два месяца.
Через некоторое время о. Сергия перевели в следственную камеру исправительно-трудовой колонии (ИТК). Она находилась недалеко от города, на территории бывшего Вознесенского женского монастыря. В одной камере с ним первое время сидел о. Иоанн Троицкий с братом. Постепенно количество арестованных священников увеличивалось. Вскоре к ним поселили священника «Старого» собора о. Димитрия Шашлова и о. Николая Хришонкова из села Липовка 2-го округа, где когда-то о. Сергий был благочинным. Потом арестовали, но скоро выпустили, по болезни, настоятеля «Старого» собора старика о. Василия Парадоксова. О. Александр Моченев был в это время на свободе. Он свято выполнял уговор, который они заключили с о. Сергием: он сам служил в соборе один за двоих и аккуратно, каждый понедельник, отдавал сыну о. Сергия Косте долю отца. Поэтому материальное положение семьи о. Сергия не ухудшилось с его арестом. Вскоре о. Сергия перевели в ГПУ. Ночь он провел в подвале тюрьмы. Утром его вызвали с вещами из камеры и, без особых объяснений, сказали: «Можете идти домой. Вы свободны. Пока...»
По освобождении о. Сергий связи с тюрьмой не терял. Он устроил складчину для о. Иоанна Троицкого, которому дали 10 лет и отправляли на Север. У того не было теплых вещей и дочь о. Сергия Соня отдала о. Иоанну свой коротенький женский тулупчик, в котором еще в Острой Луке ходила за водой, хотя о. Иоанна Бог ростом не обидел. А о. Сергий передал ему единственную хорошую вещь в своем гардеробе – недавно сделанную на заказ шапку-малахай с кожаным верхом.
17.11.1930 г. о. Сергий был в очередной раз арестован Пугачевским ОКР ОГПУ по обвинению в «антисоветской агитации среди верующих». Его поместили в ту же тюрьму, из которой он только что вышел, лишили передач и поместили в зловещую 13-ю камеру, «камеру смертников», как ее называли. В ту же камеру поместили давнего врага о. Сергия, бывшего обновленца о. Порфирия Апексимова. В камере был ледяной холод. Признания от о. Сергия добиться так и не удалось. Через несколько дней о. Сергия и Апексимова перевели в тюрьму ГПУ и снова поместили в одну камеру. На следующий день Апексимов дал письменное показание, что якобы о. Сергий летом 1930 г. в Перелюбском районе во время своей поездки по благочинию агитировал против колхозов. Село Левенка, где служил Апексимов, было в 50 км на запад от Перелюба, и он никак не мог знать, что было в Перелюбском районе. Но на это следователь не обратил внимания. Еще Апексимов добавил, что, когда в 1926 г. о. Сергий, получив назначение в собор, ехал в Пугачев то они встретились на постоялом дворе, и тогда якобы о. Сергий тоже говорил, что нужно разлагать колхозы. Он подтвердил свою клевету на очной ставке. «Вину» о. Сергия теперь считали доказанной.
В начале декабря 1930 г., после очной ставки с Апексимовым, о. Сергия снова отправили в тюрьму в бывшем Вознесенском женском монастыре. В «Новом» соборе к концу 1930 г. не оставалось ни одного священника, никто не решался служить на этом ответственном и опасном посту. Владыка Павел предложил сыну о. Сергия – Константину Самуилову принять сан и занять место отца. Константин, несмотря на слабое здоровье, уповая на милость Божию, ответил согласием. 4 января 1931 г., за два дня до Рождества, Владыка Павел рукоположил Константина во диакона, а на Рождество – во священника. Записка, в которой о. Сергий благословил сына на священство и в которой писал, что тот должен быть готов заменить его и в тюрьме, была последней весточкой, полученной от него родными.
Тройка при ПП ОГПУ по Нижне-Волжскому краю 30.04.1931 г. приговорила о. Сергия к 3 годам ссылки в г. Кунгур Пермской области по обвинению в «агитации против колхозов». Будто бы он для этого и объезжал свое Перелюбское благочиние. Оказалось, после его поездки везде, где он был, проводили проверку, вызывали людей, допрашивали, но ничего компрометирующего не нашли. Еще его обвинили, что в августе 1930 г. он говорил проповедь против колхозов. О. Сер-гий обратил внимание следователя на то, что в августе 1930 г. он сидел в тюрьме ГПУ и не мог говорить никаких проповедей. Но тот, не смущаясь, ответил: «Ну, не ты, так кто-нибудь другой».
Известие о смерти 15 апреля 1932 г. о. Сергия с диагнозом «плевропневмония» было получено от администрации Челябинской тюрьмы.
17.07.1989 г. по Указу Президиума Верховного Совета СССР от 16.01.1989 г. о. Сергий – Сергей Евгеньевич Самуилов – реабилитирован.
Дети:
22-14. Самуилова Софья Сергеевна (24.07.1905 г.р.).
23-14. Самуилова Серафима Сергеевна (1906 г.р.).
24-14. Самуилов Константин Сергеевич (03.10.1908/1909-после 1940).
25-14. Самуилов Михаил Сергеевич (1909-после 1936).
26-14. Самуилова Елена Сергеевна (1912-1913).
27-14. Самуилов Риня (умер вскоре после рождения.
28-14. Самуилова Наталья Сергеевна (08.09.1914-28.09.1991).
29-14. Самуилова Екатерина Сергеевна (11.1917-1918).
30-14. Самуилов Сергей Сергеевич (1919-04.1920).
15-5. Самуилов Евгений Евгеньевич (ум. 04.03.1921).
Женат на Марии Андреевне (ум. в 1912 г.), которая имела сестру Лелю Андреевну.
16-5. Самуилова Надежда Евгеньевна.
1916. г. Самара. Епархиальное женское училище. Учительница музыки Надежда Евгеньевна Самуилова.
17-5. Самуилов Филарет Евгеньевич.
18-5. Самуилова Серафима Евгеньевна (1889 г.р.).
1907. Серафима Евгеньевна Самуилова. В 1905 г. окончила курс в Казанском женском училище духовного ведомства, состоящем под Августейшим покровительством Государыни Императрицы Марии Федоровны. С 16 августа 1907 г. помощница воспитательниц в этом же училище.
22 мая 1905 г. Состоялись выпускные мероприятия в Казанском женском училище духовного ведомства, состоящем под Августейшим покровительством Государыни Императрицы Марии Федоровны. В 9 часов начался благовест к литургии. Через 5 минут красный звон в кафедральном соборе, а затем и на училищной звоннице возвестил приезд Высокопреосвященного Владыки. К сослужению архипастырю был приглашен бывший о. благочинный училища протоиерей Е.А. Малов и др. лица. Сослужащие вышли встречать Владыку в зале, а воспитанницы с начальствующим составом спустились вниз к подъезду. Архипастырь проследовал в храм при пении сначала «Христов Воскресе» трижды, затем тропаря храму «Днесь благоволения Божия». Во время архиерейского облачения были прочитаны одной из воспитанниц часы. Храм не вместил всех молящихся, многим приходилось стоять в зале.
Две выпускницы из Самарской епархии.
Окончившая курс обучения Самуилова Серафима, кроме получения аттестата за отличные успехи по церковному пению и за прекрасное управление училищным хором награждена книгой «Биографии композиторов IV-XIX в.».
Аттестат и книги выпускницы получали вместе с благословением из рук Архипастыря, и еще каждая лично от него – нательный крестик. По окончании жор дружно спел «Славен, славен» на музыку Чайковского. Каждой из окончивших курс правлением училища выдано по экземпляру Св. Евангелия на русско-славянском языке с надписью от училища: «В постоянное руководство в жизни», и по молитвослову с акафистами.
По окончании торжественного мероприятия все поднялись, зал огласился гимном «Боже, Царя храни». Закончилось собрание молитвой.
Четвертое поколение.
19-9. ХХХХХ ХХХХХ Михайлович(на).
20-9. ХХХХХ ХХХХХ Михайлович(на).
21-9. ХХХХХ ХХХХХ Михайлович(на).
22-14. Самуилова Софья Сергеевна (24.07.1905 г.р.).
Родилась 24.07.1905 г. в селе Острая Лука Березоволукской волости Николаевского уезда Самарской губернии.
В 1918 году поступила в Самарское Епархиальное духовное училище. Через два с половиной года в 1920 г. ушла из него по семейным обстоятельствам.
Соня была старшей дочерью в семье священника о. Сергия Самуилова.
Когда умерла мать, Софье было 14 лет. Зимой, летом и осенью 1920 г. Софья занималась дома. Зимой 1921 г. она училась в школе с. Васильевка, где когда-то работала учительницей ее мать. Потом опять училась дома самостоятельно. В это время в семью приехала и стала жить бабушка по маме Юлия Гурьевна. Она вела домашнее хозяйство. Но и на плечи Сони после смерти матери легло много дел и забот. Софья стала воспитательницей младшей сестры Наташи. Юлия Гурьевна помогала Софье в этом.
О. Сергия беспокоила мысль, как дать Софье систематическое образование. Осенью 1922 г. Филарет Евгеньевич, брат о. Сергия, живший в Самаре, предложил поместить Софью у себя, чтобы она могла хотя бы один год проучиться по-настоящему, привести в систему свои знания и получить документ о среднем образовании, и она уехала в Самару.
С осени 1923 г. на плечи Сони легла почти вся тяжелая домашняя работа. Она стала верной помощницей отца и в его церковных делах, ездила к соседним священникам по его поручениям, переписывала письма о. Сергия, чтобы сделать их копии и т.д. Несколько дней она переписывала письмо о. Сергия митрополиту Тихону Уральскому о положении дел во 2-м округе, о бесчинствах обновленцев, об их неправославии. Письмо это занимало целую тетрадь. Это письмо потом ходило по округе, и многие возвращались к православию под его влиянием.
Зимой 1925 г. Софья с отцом ездила на диспут с безбожниками в с. Черный Затон. Главным оратором от верующих был псаломщик Николай Каракозов. Диспут закончился поражением безбожников. Николай Каракозов имел хорошую апологетическую библиотеку, и стал в дальнейшем давать о. Сергию ценнейшие материалы. О. Сергий с Софьей, сыновьями Константином и Михаилом тщательно прорабатывали их. О. Сергий делал пометки, а Софья, Миша и Костя делали по этим пометкам выписки в толстые тетради. Каждый искал в отчеркнутом материале свои темы и тщательно переписывал. Чаще это были не слова авторов книг, а цитаты из Святого Писания или из творений
В декабре 1926 г. Софья вместе с отцом, Натальей и братьями переехала из Острой Луки в Пугачев: о. Сергий был переведен служить в Воскресенский («новый») собор г. Пугачева. Осенью 1927 г. ей удалось поступить на частные курсы кройки и шитья. В 1927-1930 гг. она приняла деятельное участие в помощи духовенству и другим заключенным, которых в большом количестве привозили в тюрьму г. Пугачева. Соня регулярно носила передачи заключенным священникам. Эта помощь была организована о. Сергием. В ней приняло участие духовенство Пугачева и миряне.
В конце 1929 г. о. Сергий, понимая, что рано или поздно его арестуют, и, думая о том, на какие средства тогда будут жить его дети, устроил Софью к одной машинистке, дававшей уроки машинописи. Но заказов не было.
Когда в начале лета 1930 г. о. Сергия арестовали. Софья с сестрой Натальей регулярно, пользуясь любым случаем, носили передачи о. Сергию и другим заключенным священникам, находившимся сначала в тюрьме ГПУ в городе, потом – в исправительно-трудовой колонии (ИТК) за городом, на территории бывшего Вознесенского женского монастыря.
18 ноября 1930 г. главу семьи – о. Сергия снова забрали, на этот раз навсегда. Софья ничего не зарабатывала. Через два дня после ареста отца она пошла к матушке Моченевой посоветоваться, как ей получить заказы на шитье. Оказалось, что настоятеля о. Александра Моченева этой ночью арестовали тоже. Почти одновременно был арестован председатель церковно-приходского совета Афанасий Медведев. Был также арестован уклонявшийся в баптизм, но недавно вновь присоединившийся к православию Иван Борисович Семенов, который часто бывал в доме о. Сергия. Арестовали о. Николая Авдакова, который в течение двух недель служил в соборе вместо обоих священников и который тоже был частым гостем семьи о. Сергия.
В один из дней, неожиданно передачи о. Сергию принимать перестали, а его перевели в зловещую 13-ю камеру, так называемую «камеру смертников». Дети о. Сергия готовились к худшему. После Софья узнала, что, оказывается, о. Сергия лишили передач и держали в 13-й камере для устрашения, надеясь, что он даст нужные показания, но убедившись в бесполезности своих усилий, следователи перевели о. Сергия в тюрьму ГПУ. Потом много раз о. Сергия переводили из города в тюрьму на территории монастыря и обратно. Официальные свидания и передачи запрещали.
Софья и Наталья почти каждый день ходили к воротам тюрьмы, а иногда на тюремный двор, якобы в контору, где можно было издалека иногда увидеть о. Сергия, когда заключенных выводили на прогулку.
На Рождество 1931 г. Константин был рукоположен во священника. Софья, Наташа и Миша присутствовали на этой службе. После службы они подошли под благословение священника о. Константина Самуилова. В последней записке о. Сергий писал Константину: «Ты заменил меня перед престолом Божиим, будь готов заменить меня и в тюрьме».
15.09.1934 Софья была арестована вместе с сестрой Натальей и братом о. Константином Пугачевским РО НКВД.
Особое Совещание при УНКВД по Саратовской области 17 марта 1935 года вынесло Софье Самуиловой обвинение: «участие в контрреволюционной группировке церковников, будучи вовлеченной в к/р деятельность братом, обвиняемым Самуиловым К.С., по поручению его, размножала а/с литературу, вела обработку детей в религиозном направлении». Статья 58-10 УК РСФСР. Приговор 3 года ссылки в Узбекистан. («Дело о. Николая Амасийского, о. Константина Самуилова и др., Саратовская обл., г. Пугачев, 1934 г.»).
Софья Самуилова отбывала наказание после Саратовского ФЗ ИТК в городке Бек-Буди в Узбекистане.
Из ссылки вернулась в Куйбышев.
Вместе с сестрой Натальей написала книгу об отце «Отцовский крест».
10.10.2004 г. Софья Сергеевна Самуилова реабилитирована решением Президиума Саратовского областного суда.
23-14. Самуилова Серафима Сергеевна (1906 г.р.).
24-14. Самуилов Константин Сергеевич (03.10.1908/1909-после 1940).
Родился 03.10.1908 г. в селе Острая Лука Березоволукской волости Николаевского уезда Самарской губернии.
С детства Костя рос физически слабым, болезненным ребенком. Поздно научился ходить. В раннем детстве он перенес рахит, и с тех пор у него осталась чрезвычайная слабость во всем теле. Он никогда не мог поднять ведра воды, а пройти полтора-два километра для него было уже тяжело. Ввиду того, что Костя отставал от своих сверстников в физическом развитии, а также и по своей склонности, он жил почти исключительно умственными интересами. Костя рано научился читать, и читал много. С детства прислуживал в алтаре, помогал отцу, присматривался к порядку службы, знал все подробности богослужения.
В 1923 г. Константин и его младший брат Михаил окончили начальную сельскую школу (с запозданием, т.к. в голодный 1921 г. занятий в школе не было). О. Сергий очень переживал, что не имеет возможности послать их учиться дальше. Решили, что учить мальчиков будет сам и старшая сестра Софья. Высокий уровень общего развития Константина отражался и на его учении, особенно на его сочинениях. У него рано проявился литературный талант. С 1925 г. Константин вместе с отцом и сестрой Софьей прорабатывал апологетические материалы. Они срочно потребовались, т.к. остро встала проблема борьбы с насаждавшимся властью безбожием. Осенью 1926 г. Константин с братом Михаилом поехали учиться в школу-семилетку в с. Спасское (с. Приволжье), отстоявшее от Острой Луки на 30 км, а от Пугачева на 120 км.
Когда в конце 1926 года отца Кости, протоиерея Сергия Самуилова, перевели служить в Воскресенский («Новый») кафедральный собор г. Пугачева, он 17 декабря 1926 года забрал сюда и всю семью. Константин с первых же дней службы о. Сергия в соборе, не пропускал ни одной спевки, пел в церковном хоре, читал на клиросе, на практике знакомясь с уставом и с гласовым пением. Константин занимался этим с большой готовностью, хотя у него была слабая грудь, и петь ему было трудно. В 1927 году Константин окончил в Спасском седьмой класс, а Михаил – шестой. В 8 классе увлекся философией. Книги доставал через учителей. Учителя имели высшее образование, беседовали с Костей, который был способным учеником, давали ему книги из своих личных библиотек. Он был хорошим рассказчиком, подмечал ускользающие от других интересные или смешные детали и умел так передать их, что его всегда слушали с живейшим интересом. На святки 1928 года Константин, посоветовавшись с отцом, сам блестяще выступил в диспуте на тему: «Был ли Христос?». Он не переписал свою речь из одного источника, а использовал, по-своему комбинируя, многие материалы. Константина проводили аплодисментами, каких еще ни разу никто из выступавших не удостаивался. Экземпляры речей о. Сергия, Константина и других ораторов на диспутах верующие передавали из рук в руки. За проведение диспута о происхождении жизни Константин был исключен из школы.
В начале лета 1929 г. Константин Самуилов назначен вторым иподиаконом и секретарем при епископе Павле (Флоринском). Он так хорошо изучил порядок службы, что иногда ему приходилось даже подсказывать при заминке в богослужении диакону Федору Медведеву. Если Владыка Павел ездил по делам в Саратов к митрополиту Серафиму, то обычно, как секретаря и иподиакона, брал с собой Константина.
Когда в 1930 году о. Сергия Самуилова арестовали, и он провел в тюрьме два месяца, Константин, Софья и Наталья регулярно носили отцу передачи. Кроме того, Константин носил три раза в день передачи с диетической едой арестованному тогда же старику о. Василию Парадоксову, которого, правда, как тяжело больного, долго держать в тюрьме не стали. В начале осени 1930 года о. Сергия выпустили из тюрьмы. Если бы он уехал, то избежал бы нового ареста. Глава семьи обсудил этот вопрос с Константином и другими детьми, чтобы они были полноправными участниками принимаемого решения. Рассудили так: «Апостолы за штат не уходили и не уезжали», и о. Сергий остался служить в соборе.
18 ноября 1930 г. о. Сергия забрали снова, на этот раз навсегда.
В декабре 1930 г. в «Новом» соборе не осталось ни одного священника. Никто из немногих оставшихся на свободе городских и сельских священников не решался занять ответственный и опасный пост соборного священника. В это время в Пугачев приехал о. Петр Ившин, друг о. Николая Авдакова, с которым они вместе были на Соловках. Его восприняли как Божий дар собору. Владыка Павел (Флеринский) хотел поставить его настоятелем собора. Но у о. Петра не сохранилось никаких духовных документов. Надо было получить от заключенного в тюрьме о. Николая подтверждение того, что о. Петр не уклонялся от православия и не был запрещен в служении. Но свидания и передачи в этот момент запретили. Епископ Павел решил, что та тяжелая пора, для которой он берег Константина Самуилова, настала. В декабре 1930 г. в сторожку к Владыке, где был и Константин, явились представители церковно-приходского совета. В присутствии епископа, с его предваритель-ного одобрения, а вернее, по его совету, они предложили Константину Самуилову занять место отца.
Кроме молодости – Константину Самуилову два месяца назад исполнилось 22 года – было еще два крупных препятствия для принятия ему сана: слабое здоровье и то, что Константин не был женат. После перенесенного в детстве рахита у него была узкая, впалая грудь, острые плечи, одно повыше другого, чрезвычайная слабость во всем теле. При переутомлении в ногах, а то и в руках, у него начинались судорожные подергивания, и ему, если он шел, приходилось скорее садиться, чтобы не упасть, а если писал, на время прекращать работу. Эти судороги пугали больше всего: вдруг они начнутся во время литургии, когда он будет держать чашу со Святыми Дарами? По совету Владыки Павла, Константин съездил в Саратов, посоветовался с известным профессором. Профессор сказал, что для военной службы он никогда не будет годен, что у него очень редкая и неизлечимая болезнь – прогрессирующая атрофия мышц. «Сейчас Вы сами ко мне пришли, – добавил он, – а через несколько лет Вас принесут». Всегда сдержанный Константин не подал вида, как тяжело ему было выслушать такой приговор. Рассказывая об этом Софье и Наталье, Константин добавил свой комментарий: «Это болезнь, напоминающая Евангельских расслабленных». Константин, несмотря на слабость и жестокое предсказание профессора последовал совету Владыки – принять сан. Возложили надежду на чудо «Божественной благодати, немощная врачующей». Второе препятствие было в том, что Константин не хотел жениться, а если бы и захотел, негде было бы найти подходящую невесту. Где было взять в то страшное время матушек? Кроме того, он говорил: «Лучше мне не брать на себя дополнительного бремени и не возлагать его еще и на другого человека». Владыка Павел готов был ручаться за его твердость, за то, что он не опорочит своего сана, но считал неудобным посвятить его безбрачным без согласия митрополита Серафима. Митрополит ответил согласием. Он несколько раз видел Константина, который, как секретарь Владыки Павла, сопровождал его в Саратов. Еще лучше митрополит знал о. Сергия. Доверяя отцу, он счел возможным поверить и сыну. Впрочем, дело окончательно решалось в Синоде. Но через некоторое время в «Журнале Московской Патриархии» появилось постановление Св. Синода, датированное концом 1930 г., которым разрешалось посвятить во священника целибатом, т.е. безбрачно, молодого человека, за которого ручается Преосвященный.
О. Константин прослужил диаконом только три дня – с 4 по 7 января 1931 года. На Рождество 7 января 1931 г. он был рукоположен во священника (иерея) епископом Павлом (Флеринским). Ставленую грамоту о. Константину Владыка не успел выдать, т.к. в тот же день после службы Владыку арестовали. О. Константин Самуилов оказался без официальных документов. Лишь через 8 с половиной лет, летом 1939 г. епископ Павел, будучи уже на покое, дал о. Константину справку, в виде частной записки, в которой подтвердил факт и дату его рукоположения.
Позднее было получено благословение митрополита Серафима на назначение о. Петра Ившина настоятелем собора, и о. Константин стал служить с ним. Предсказание Саратовского профессора о неизлечимости болезни о. Константина не сбылось, и это, действительно, было чудо Божественной благодати. А врачи только удивлялись. Примерно в 1940 г., уже другой профессор, сказал ему: «По всем признакам, у Вас была прогрессирующая атрофия мышц, но она никогда не проходит, а только прогрессирует. Теперь же ее у Вас нет». «Значит, – сделал свой вывод профессор, лишь бы не признать чуда, – это была не она».
05(15) сентября 1934 г. о. Константин вместе с со своими сестрами Софией и Натальей был арестован Пугачевским РО НКВД по месту своего проживания: г. Пугачев, ул. Граничная, д. 123. При обыске были изъяты его сочинения духовного характера, апологетические сочинения и т.д.
Особое Совещание при УНКВД СССР по Саратовской обл. 17.03.1935 г. вынесло обвинение о. Константину: «создание к/р (прим.: контрреволюционной) группировки религиозного направления, распространение религиозных рукописей собственного сочинения, воспитание 26 детей школьного и дошкольного возраста в религиозном направлении, а/с (прим.: антисоветские) проповеди и антисемитизм». Статья ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР. Приговор – 5 лет лишения свободы. («Дело о. Николая Амасийского, о. Константина Самуилова и др., Саратовская о. , г. Пугачев, 1934 г.»).
Из показаний о. Константина: «Привлекал детей школьного возраста для обучения их Закону Божиему с улицы. Увидевши ребенка на улице, я заговаривал с ним о необходимости познания Бога, предлагая ему посещать мою квартиру, если он желает изучать Закон Божий... Около 10 человек детей занимались почти ежедневно. Посещали меня дети в возрасте примерно 10-12 лет. Кто именно из детей посещал мою квартиру, я назвать отказываюсь. Помогала мне в занятиях по Закону Божию моя старшая сестра София под моим руководством...» «В целях отвоевания молодежи из-под влияния безбожников, с мая по август 1934 г. я нелегально на своей квартире занимался обучением молодежи Закону Божиему. Обучение проводил днем и вечером, почти каждый день, группами в среднем по 4 человека и максимум до 7 человек».
О. Константин отбывал наказание после Саратовского ФЗ ИТК в Ухтпечлаге, пос. Чибью, Коми АССР. По другим данным – в Узбекистане, в маленьком городке Бек-Буди (название г. Карши в 1926-1937 гг.).
По воспоминаниям знакомых после заключения вернулся в Куйбышев . Последние известные данные об о. Константине говорят о том, что в 1940 г. он служил священником в соборе (по одному из источников – в Воскресенском («Новом») кафедральном соборе города Пугачева Саратовской области. По другим данным он скончался в заключении в Ухтпечлаге.
10.10.1988 г. решением Президиума Саратовского областного суда о. Константин – Самуилов Константин Сергеевич – реабилитирован.
25-14. Самуилов Михаил Сергеевич (1909-после 1936).
26-14. Самуилова Елена Сергеевна (1912-1913).
27-14. Самуилов Риня (умер вскоре после рождения).
28-14. Самуилова Наталья Сергеевна (08.09.1914-28.09.1991).
Родилась 08.09.1914 г. в селе Острая Лука Березоволукской волости Николаевского уезда Самарской губернии.
Наташа была младшей дочерью в семье о. Сергия Самуилова.
Когда умерла мать, ей исполнилось 5 лет. Она училась в сельской начальной школе и вско-ре оказалось, что читает лучше всех учеников старших классов, а новая молоденькая учитель-ница и сама была полуграмотной. О. Сергий с Соней решили учить Наташу и ее старших братьев сами. Наташино образование целиком было возложено на старшую сестру Соню (Софью).
17 декабря 1926 г. Наталья вместе с отцом, сестрой Соней и братьями переехала жить в Пугачев, т.к. о. Сергия перевели служить в «Новый» собор г. Пугачева. Зимой и весной 1927 г. она училась только дома. В 1929 г. закончила 7 класс, после чего ее исключили из школы. Как дочь священнослужителя. В начале 1930 г. у Натальи появился заработок: она готовила по немецкому языку двух девочек-сестер.
Когда весной 1930 г. описали имущество семьи о. Сергия и выселили их из дома, они стали жить в полуразвалившейся избушке, кишевшей клопами. Наталья с Софьей спали на полу. Летом 1930 г. их отца арестовали. Софья и Наталья, пользуясь любым случаем, носили передачи ему и другим заключенным священникам. Наталье и Софье удавалось тайком видеть отца на пустыре за стенами тюрьмы, у ямы с нечистотами, куда заключенные священники должны были выносить бачки из уборных, чистить которые было их работой. Наташа сама стала зарабатывать. Кроме уроков немецкого языка, она занималась теперь с той же девочкой по всем предметам. О. Николай Амасийский предложил ей на тех же условиях давать уроки его сыну Сереже, а к нему, уже бесплатно, присоединили дочь псаломщика Олю Роньшину. Время от времени на небольшой срок появлялись и другие ученицы. Наташе сочувствовали и старались помочь в ее занятиях с ученицами не только всегда хорошо к ней относившаяся Мальвина Альбиновна Здановская, ее бывший классный руководитель, но и другие, в частности, внешне суровая учительница физики Елена Филипповна Волкова и другие учителя.
4 января 1931 г. когда епископ Павел рукоположил Константина Самуилова во диакона, а 7 января 193 г. – во священника. Софья, Наталья и Михаил присутствовали на этом событии.
В 1934 г. Наталья Самуилова работала бухгалтером
15.09.1934 г. она арестована Пугачевским РО НКВД по обвинению в участии в антисоветской группировке церковников вместе с сестрой Софией и братом Константином.
Особое Совещание при УНКВД по Саратовской обл. 17.03.1935 г. вынесло Наталье Самуиловой обвинение: «участие в контрреволюционной группировке церковников, размножение а/с (прим.: антисоветской) литературы, написанной Самуиловым» Статья 58–10 и 58–11 УК РСФСР. Приговор – 3 года ссылки в Узбекистан («Дело о. Николая Амасийского, о. Константина Самуилова и др., Саратовская обл., г. Пугачев, 1934 г.»).
Наталья Самуилова отбывала наказание после Саратовского ФЗ ИТК в городке Бек-Буди (название г. Карши в 1926-1937 гг.) в Узбекистане.
Из ссылки вернулась в Куйбышев (название города Самара с 1935 по 1991 г.). Вместе с сестрой Софьей написала книгу об отце «Отцовский крест».
Умерла 28.09.1991 г.
10.10.2004 г. решением Президиума Саратовского областного суда Наталья Сергеевна Самуилова реабилитирована.
«…После окончания срока ссылки, перебравшись в Куйбышев, Самуиловы начали хлопотать о восстановлении закрытой властями в 1938 году Петропавловской церкви. Наталья Сергеевна Самуилова несколько раз ездила в Москву, ходила по инстанциям и в итоге добилась того, что церковь в 1944 году была открыта и в ней возобновились Богослужения. С тех пор она долгие годы входила в приходской совет Петропавловской церкви.
В Куйбышеве сестры Самуиловы жили очень скромно. Софья Сергеевна окончила курсы кройки и шитья и подрабатывала шитьем, Наталья Сергеевна какое-то время работала бухгалтером. Они неукоснительно посещали Богослужения. В свободное время они продолжали переписывать для верующих молитвы, акафисты, духовные книги и интересные статьи из «Журнала Московской Патриархии», собирали и записывали свидетельства милости Божией верующим по молитвам ко Господу и святым. В части архива сестер, хранящейся у Александры Федоровны Пирожковой, сохранились тетрадочки с акафистами, статьями из журнала, рукопись собрания писем к духовным чадам игумена Никона (Воробьева), ныне выдержавшего несколько переизданий. Некоторые рассказы из архива сестер Самуиловых были опубликованы в «Благовесте» в 1991-1992 годах, два из них вошли в книгу «Благовест. 300 золотых страниц», изданную к 20-летию газеты в 2011 году.
Александра Федоровна Пирожкова познакомилась с Софьей и Натальей Самуиловыми в Петропавловской церкви. «Я воспитывалась в многодетной верующей семье, – говорит Александра Федоровна, – с детства привыкла молиться. Жили мы в Ульяновской области, а потом нас раскулачили и отправили в ссылку в Архангельскую область. Потом я вышла замуж, жила в Куйбышеве, работала на хлебозаводе. В церковь не ходила долгие годы. И как-то вдруг так потянуло к храму, к соборной молитве, что я перестала бояться, что уволят с работы, еще как-то накажут, и стала ходить в Петропавловскую церковь. Сначала только по праздникам, а потом и каждое воскресенье. Прихожане первое время относились ко мне с недоверием: время такое было, каждое новое лицо в церкви было под подозрением – а вдруг это соглядатай от власти? А потом Софья Сергеевна и ее сестра Наталья со мной познакомились, дали мне почитать духовную книгу. Я уже не помню, что за книга была, но так она меня потрясла, что я ее все читала и читала и никак не хотела расставаться с ней.
…Вскоре Софья Сергеевна заболела и умерла. Наталья Сергеевна осталась совсем одна – их брат отец Константин еще раньше умер, я его не знала. Они все трое похоронены на Старом городском кладбище Самары.
Они с сестрой сначала жили на Челюскинцев, потом им квартиру дали в пятиэтажной хрущевке на Воронежских озерах. Я часто ходила к Наталье Сергеевне домой, помогала ей по хозяйству, ходила за молоком для нее. Ей еще девочка одна помогала, Светланой ее звали – она училась в школе рядом с ее домом, и пионеров в этой школе прикрепляли к одиноким пенсионерам, чтобы они им помогали. Вот эта девочка Света мыла у нее полы, еще что-то делала по дому. Она потом, когда выросла, стала глубоко верующей, пела в церковном хоре.
Когда Наталья Сергеевна умерла, меня не было в городе, я не была на ее похоронах. Потом мне принесли коробку с ее архивом. Я до сих пор акафисты читаю по тетрадкам Натальи Сергеевны. Пока могла, ходила к ним на могилку. Сейчас уже давно из дома не выхожу, ноги сильно болят…»
Наталья Сергеевна Самуилова отошла ко Господу 28 сентября 1991 года на 77-м году жизни. Незадолго до ее смерти в Самаре вышел первый номер Православной газеты «Благовест». Наталья Сергеевна очень тепло встретила выход первого в городе после десятилетий безбожия Православного издания. Передала в редакцию для публикации свою работу «О Божественной Литургии», которая публиковалась в нескольких номерах 1991 и 1992 годов. И вот теперь, почти через 25 лет, в редакцию пришла ее работа «Всенощное бдение».
Эту небольшую самиздатовскую книгу передала в редакцию 90-летняя жительница Самары Александра Федоровна Пирожкова. Страницы отпечатаны на машинке, зеленый переплет, на титульном листе заглавие – «Всенощная». По-видимому, эта самиздатовская рукопись увидела свет в начале 1980-х годов. Рядом пояснительная записка: «Из архива Натальи Сергеевны Самуиловой», – и две фотографии. На фото – сестры Софья и Наталья Самуиловы, авторы недавно изданной в столичном Православном издательстве «Никея» пронзительной книги воспоминаний «Отцовский крест».
Из книги «Отцовский крест» знаем, что детей в семье Самуиловых с детства приучали сознательно относиться к Богослужениям, учили их понимать все, что читается и поется на службах. И будучи еще маленькими девочками, Софья и Наталья осознавали красоту Православного Богослужения, умели глубоко переживать каждый его момент. Об этом свидетельствуют очень трогательные и поэтичные описания церковных служб.
Их отец протоиерей Сергий всегда стремился к тому, чтобы прихожане понимали все, что происходит в храме. Просил чтецов читать как можно медленнее и четче. Сам в проповедях разъяснял прихожанам все моменты Богослужения. Он даже написал статью «О Богослужении на русском языке», которую зачитывал в 1907 году на Благочинническом съезде 2-го округа Николаевского уезда Самарской епархии. Эта статья сейчас есть в интернете и используется сторонниками русского языка в Богослужении как аргумент в споре, нужно ли переводить наше Богослужение с церковнославянского языка на современный русский. Тут нужно отметить, что отец Сергий Самуилов в свое время категорически не принял обновленчества, горячо отстаивал Православие и сам никогда не служил на русском языке. В той своей статье он предлагал на сельских приходах, где прихожане в основном малограмотные, по согласованию с прихожанами служить на русском языке – для того, чтобы все поняли и запомнили каждое слово, произносимое на Богослужении. Его доклад был встречен критически, и больше тему Богослужений на русском языке отец Сергий не поднимал. Но все годы своего служения стремился к тому, чтобы его прихожане не просто «выстаивали службу», а осознанно молились вместе со священником, чтецами и хором.
Сейчас трудно сказать, была ли Наталья Сергеевна Самуилова единственным автором работ «Всенощное бдение» и «О Божественной Литургии», или эти работы писались в соавторстве с ее сестрой Софьей, братом священником Константином. Но в любом случае написаны они под влиянием отца – протоиерея Сергия Самуилова. В них сделана попытка досконально объяснить все моменты Богослужения, даются переводы на русский язык возгласов священника, молитв, которые читаются и поются – всего, что новоначальный или невнимательный прихожанин может неправильно понять.
Мы надеемся, что публикация этих работ принесет читателям несомненную духовную пользу. Просим правильно относиться к этому тексту – не как к Богословскому трактату, не как к академической научной работе. А скорее, как к «народному Богословию», обращенному к простым верующим людям и написанному в доступной, даже поэтичной форме. Наверное, одним из предшественников этого подвижнического труда сестер Самуиловых можно считать известного писателя Николая Васильевича Гоголя. В конце жизни он написал удивительный по глубине труд «Размышления о Божественной Литургии». Мы допускаем, что в публикуемом тексте сестер Наталии и Софии Самуиловых с точки зрения академического богословия могут быть какие-то неточности, произвольные суждения, поэтические сравнения, – но все это окупается с лихвой тем подлинно Христианским духом, который так явственно веет из каждой строчки этого удивительного творения. Эта книга имеет еще и историческую ценность. Она показывает, что в годы гонения на религию в нашей стране всегда были люди, которые сохранили верность Христу и в неимоверно трудных условиях делали все возможное для духовного просвещения соотечественников. Уверены, что труд этот и сейчас найдет своего читателя, принесет пользу многим людям».
29-14. Самуилова Екатерина Сергеевна (11.1917-1918).
30-14. Самуилов Сергей Сергеевич (1919-04.1920).
Краткая поколенная роспись рода Самуиловых
Первое поколение.
1. Самуилов Егор.
Второе поколение.
2-1. Самуилов Серапион Егорович (ум. 06.12.1927/1928). Женат на Душеньке (Евдокии) Александровне Вершинской (ум. в 1898 г.).
3-1. Самуилова ХХХХХ Егоровна.
4-1. Самуилова Татьяна Егоровна. Замужем за Соломоном Лазаревичем Венециановым.
5-1. Самуилов Евгений Егорович (ум. 10.03.1908). Женат на Серафиме (ум. до 1890 г.).
Третье поколение.
6-2. Самуилова Серафима Серапионовна (ок. 1860-после 1934).
7-2. Самуилов Пантелеймон (Паня) Серапионович (1877/1878 г.р.).
8-2. Самуилова Евгения Серапионовна (1878/1879-1913/1914). Замужем. Муж умер в 1913г.
9-2. Самуилова Полина Серапионовна (1883/1884г.р.). Замужем за Михаилом Неврасовым (ум. в 1921 г.).
10-2. Самуилов Николай Серапионович (1888 г.р.). Умер в детстве.
11-2. Самуилова Серафима Серапионовна (1890-19??).
12-2. Самуилова (Ан)Фиса Серапионовна (1891/1892 г.р.). Умерла в детстве.
13-2. Самуилов Александр Серапионович (1892 г.р.). Умер в детстве.
14-5. Самуилов Сергей Евгеньевич (1877/1878-15.04.1932). Женат на Евгении Викторовне Кубаревой (1877/1879-02.1920).
15-5. Самуилов Евгений Евгеньевич (ум. 04.03.1921). Женат на Марии Андреевне (ум. в 1912 г.).
16-5. Самуилова Надежда Евгеньевна.
17-5. Самуилов Филарет Евгеньевич.
18-5. Самуилова Серафима Евгеньевна (1889 г.р.).
Четвертое поколение.
19-9. ХХХХХ ХХХХХ Михайлович(на).
20-9. ХХХХХ ХХХХХ Михайлович(на).
21-9. ХХХХХ ХХХХХ Михайлович(на).
22-14. Самуилова Софья Сергеевна (24.07.1905 г.р.).
23-14. Самуилова Серафима Сергеевна (1906 г.р.).
24-14. Самуилов Константин Сергеевич (03.10.1908/1909-после 1940).
25-14. Самуилов Михаил Сергеевич (1909-после 1936).
26-14. Самуилова Елена Сергеевна (1912-1913).
27-14. Самуилов Риня (умер вскоре после рождения).
28-14. Самуилова Наталья Сергеевна (08.09.1914-28.09.1991).
29-14. Самуилова Екатерина Сергеевна (11.1917-1918).
30-14. Самуилов Сергей Сергеевич (1919-04.1920).
Полный материал о Самуиловых с фото, сканами документов, ссылками на источники и о породнившихся с ними (по Костромской; Казанской и Симбирской губерниям) можно прочитать и скачать, пройдя по ссылкам:
https://disk.yandex.ru/d/gk2jmIeNB85Ieg
и
https://disk.yandex.ru/d/SmaCMGtDt0jbkQ
Используемые сокращения:
ИКЕ – «Известия по Казанской епархии»
Подготовил Войчук Андрей Григорьевич. Курск. 2022. voichuk2010@yandex.ru
Свидетельство о публикации №224092101471