Пушкин Два треугольника с одной нелюбимой вершиной

С лета 1831 года в жизни Пушкина стали возникать (в основном из-за его неосторожной презентации жены-красавицы  самовластцу Николая 1  и уже затем из-за публичного не ком иль фошного  с Ним кокетства этой молодой женщины) два любовных треугольника с его участием

Первая такая «треуха»:

                Пушкин - Натали – Царь

Этот треугольник не выдумка «пушкиноедов» и спецов-папарацци по «грязному исподнему белью гениев» - он зафиксирован самим Пушкиным. А он слов на ветер не бросал.  Только за деньги и не обдергиваясь

25 сентября 1832 г. Пушкин пишет жене из Москвы:
«Верьхом не езди, а кокетничай как-нибудь иначе»
Это было открытием их самой стабильной темы переписки = кокетничанье и его риски

Через два дня 27 сентября 1832 г. из Москвы опять:
«Нехорошо только, что ты пускаешься в разные кокетства…  не должно свету подавать повод к сплетням.»

3 октября 1832 г. из Москвы следует тот же упрек:
«кокетничаешь со всем дипломатическим корпусом, да ещё жалуешься на своё положение»

20 августа 1833 г. из Торжка, не забывая даже в дороге в СПб о своей главной теперь заботе по поводу публичного поведения бестолковой (судя по всему…) 20-летней женки:
«не кокетничай 26-го.[ Да бишь! не с кем. Однако всё-таки не кокетничай.»

2 октября 1833 г. из Болдино (что исходно звалось местными Еболдино) :
«Смотри, жёнка. Того и гляди избалуешься без меня, забудешь меня — искокетничаешься»

8 октября 1833 г. из того же Болдино все о том же:
«Не стращай меня, жёнка, не говори, что ты пококетничалась;»

11 октября 1833 г.из  Болдино с пря мым указанием царя как объекта кокетливого публично чреватого молвой и рогами поведения:
« Не мешай мне, не стращай меня, будь здорова, смотри за детьми, не кокетничай с ц.<арём>,[ни с женихом княжны Любы»

21 октября 1833 г. из Болдино полетели уже  более грозные мотивы:
«кокетничать я тебе не мешаю, но требую от тебя холодности, благопристойности, важности — не говорю уже о беспорочности поведения, которое относится не к тону, а к чему-то уже важнейшему.»

«а каков Сашка рыжий? Да в кого-то он рыж? не ожидал я этого от него.»
Через неделю, не угомонившись, довел письмена о кокюаже до притч с матерными словами:
 «Ты, кажется, не путём искокетничалась. Смотри: не даром кокетство не в моде и почитается признаком дурного тона. В нём толку мало. Ты радуешься, что за тобою, как за сучкой, бегают кобели, подняв хвост трубочкой и понюхивая тебе <------->; есть чему радоваться! Не только тебе, но и Парасковьи Петровне легко за собою приучить бегать холостых шаромыжников; стоит разгласить, что-де я большая охотница. Вот вся тайна кокетства. Было бы корыто, а свиньи будут. К чему тебе принимать мужчин, которые за тобою ухаживают? не знаешь, на кого нападёшь. Прочти басню А. Измайлова о Фоме и Кузьме.[232] Фома накормил Кузьму икрой и селёдкой. [Фо<ма>] Кузьма стал просить пить, а Фома не дал. Кузьма и прибил Фому как каналью. Из этого поэт выводит следующее нравоучение: Красавицы! не кормите селёдкой, если не хотите пить давать; не то можете наскочить на Кузьму. Видишь ли? Прошу, чтоб у меня не было этих академических завтраков.»
«да, ангел мой, пожалуйста, не кокетничай. Я не ревнив, да и знаю, что ты во всё тяжкое не пустишься; но ты знаешь, как я не люблю всё, что пахнет московской барышнею, всё, что не comme il faut,а[235] всё, что vulgar…б[236],4[237] Если при моём возвращении я найду, что твой милый, простой, аристократический тон изменился, разведусь, вот те Христос, и пойду в солдаты с горя.»

6 ноября 1833 г. Болдино – инфо к размышлению – Пушкин записывает женку в «галантные дамы» по аббату Пьеру Брантому:
«Повторю тебе помягче, что кокетство ни к чему доброму не ведёт; и хоть оно имеет свои приятности, но ничто так скоро не лишает молодой женщины того, без чего нет ни семейственного благополучия, ни спокойствия в отношениях к свету: уважения.
«Жёнка, жёнка! я езжу по большим дорогам, живу по 3 месяца в степной глуши, останавливаюсь в пакостной Москве, которую ненавижу, — для чего? — Для тебя, жёнка; чтоб ты была спокойна и блистала себе на здоровье, как прилично в твои лета и с твоею красотою. Побереги же и ты меня. К хлопотам, неразлучным с жизнию мужчины, не прибавляй беспокойств семейственных, ревности etc., etc. — не говоря об cocuage,б[242] о коем прочёл я на днях целую диссертацию в Брантоме.[243]»

Но вот Пушкин пожалован в камер-юнкеры. Хорошо известны пророческие слова, записанные им в дневнике о необратимом им уже житие:

                «Так я же сделаюсь русским Dangeau» 

Мемуары маркиза де Данжо, одного из приближённых Людовика XIV, Пушкин воспринимал как, документ обличительный. Обличительный характер носят и записи Пушкина, относящиеся к императору, быту двора, его портреты отдельных вельмож, характеристики верхов дворянства, неспособных к подлинной государственной деятельности.

30 июня 1834 г. из Петербурга в Калугу на Полотняный Завод летит уже просто нытье:

«Прости, жёнка. Благодарю тебя за то, что ты обещаешься не кокетничать: хоть это я тебе и позволил, но всё-таки лучше моим позволением тебе не пользоваться.»
 И все это пророческое кончилось анонимками, рожками и рогами  с копытами да беготней женки в казармы на  свидания, а потом взрывом ревностиЮ, яростью и стрельбой на поражение

(2)
Вторая треуха:
                Пушкин – Натали – Дантес …

Она также не выдумка пушкинианцев и наташковедов – она зафиксирована в Дневнике Пушкина одной емкой до темной материи и энергии бездны страха и рисков:

                Il l'a trouble 
                Он (Дантес) тронул ей сердце

Распад этого треугольника был роковым – Пушкин довел конфликт с лагерем ухажера жены, потерявший голову от страсти к ворковавшей пассии, до крайности, был вызван на дуэлю и смертельно ранен

Так был ликвидирован нелюбимый в двух треугольниках, который невозможно назвать любовным - в нем только одна любовная сторона со взаимным интересом ...

(3)

Уберем Натали из  центра этих двух треух
Пушкин – Натали – Дантес
Пушкин - Натали – Царь
И Пушкин жив!
Теперь схолия: во всем виновата жена Пушкина
Так и сказал Ходасевич: жена Пушкина формально не виновата, но именно она во всем и виновата


Рецензии