Услышал в одной лекции интересную формулировку: Гоголь и Достоевский – это встреча Ветхого и Нового Заветов в русской литературе. Гоголь вскрывает грехи, обличает, но не говорит об освобождении, первый том «Мертвых душ» – это галерея человеческих пороков. В романах Достоевского помимо изображения темноты греха есть и указание на духовное измерение, в котором возможно разрешение этих проблем. Таков, например, эпилог «Преступления и наказания».
Гаянэ Степанян приводит замечательную иллюстрацию. В японской игре го – аналог шашек – чтобы снять камень противника с доски, надо окружить его с четырех сторон, перекрыв ему воздух (я посмотрел в Википедии, там это именно перекрытием воздуха и называется). Во французских романах 19-го века, с которыми у Достоевского много общего, когда герою перекрыт воздух с четырех сторон, он погибает. В романах же Достоевского в таких ситуациях герой может получить воздух с пятой стороны – сверху – и спастись.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.