12 Что означают имена

 

Топонимические предания
К топонимическим относят предания, фиксирующие события, ставшие основой для происхождения того или иного названия. Их героями бывают, соответственно, местные известные персонажи и события, имеющие значение для местности, о которой рассказывается. Изучение таких вот местных историй – интересная часть топонимических и этнографических исследований. Литовские народы, живущие на равнинной местности, придавали особое значение холмам и курганам. Они наделяли их особым смыслом, считая холмы местом сообщения между реальным и потусторонним миром.
Истории о происхождении названий приглашают читателя вместе приблизиться к разгадке тайны сотворения окружающих предметов, а затем, прочитав эти произведения, увидеть повседневную жизнь иначе – может быть, красивее, более поэтично, а может быть, начать создавать историю знакомого места самостоятельно.
В Литве есть такие поселения, в которых фольклор активно развивался. Значит, появляются новые возможности для этнографической и фольклорной работы. Примечательно, что в нынешнее время появляется всё больше топографических преданий. Исторические же сохраняются с предыдущих эпох, поскольку с некоторого времени фиксация всех фактов происходит моментально после их появления. В настоящее время можно отыскать немало кратких преданий о городах, селениях, озёрах, холмах и многих других географических объектах.
Для исследователей множество перспектив. В каждом городе, каждом селе есть такие краткие истории о том, откуда взялось какое-нибудь название. Поле для исследований существует и сегодня, поэтому открытые предания будут интересным объектом деятельности. Интересны в этом отношении существующие предания об истории Шяуляй.

Рассказывают

Как появился город
Давным-давно, когда в Литве ещё жили великаны, в эти края забрёл гигантский бык. Он остановился у озера Талкша, выпил чистой воды и решил отдохнуть. Он лёг на зелёное ложе в лесу, заснул и не проснулся. Прошли века, леса исчезли, ветер разнёс песок, а бык всё спал и спал. Земля взорвалась, унесла вола и через какое-то время заросла травой. Постепенно бык превратился в гору, на которой зеленела дубовая роща. Шли века. Пришло время строить знаменитый город, деревья были вырублены, во всех направлениях проложены улицы. Город вырос, а бык всё ещё спит на горе. Что бы ни случилось – пожары или эпидемии, войны или великая радость — гигантский бык всегда рядом, на горе. (22)

Происхождение названия Шяуляй
Говорят, что в давние времена, когда литовцы ещё поклонялись Перкунасу и другим богам, на двух холмах, покрытых непроходимыми лесами, поселились две семьи. Озеро Талкша, расположенное в глубокой долине, разделяло эти поселения. На одном берегу озера жили рыбаки, на другом – стрелки и охотники. Эти стрелки охотились на животных, шкуры которых перевозили на берег моря, где торговали с купцами из дальних стран. Посёлок рыбаков назывался Жувининкас, а селение стрелков и охотников – Шауляйс. И звери, и леса теперь исчезли, но по сей день по одну сторону озера Талкша осталась деревня Жувининкай, а по другую вырос город Шяуляй. (22)

Сладкий холм
На восточной окраине города Шяуляй, среди полей бывшей деревни Жувининкай, находится довольно высокий холм, называемый Салдуве (Сладкая) гора. В старину здесь был город и церковь. Церковь называлась «Сладкое сердце». Жители этого городка были очень богаты, они не отличались особой моралью, были развратны.
Господь долго и терпеливо наблюдал за греховным поведением жителей, но когда его терпение истощилось, он решил наказать нечестивых. В наказание он наслал страшный смерч, который засыпал церковь, город и его жителей песком. Вершина кургана полая, похожая на чашу. Говорят, что гниющая крыша церкви засыпается песком, а в чаше всё сильнее раздаётся грохот, и через какое-то время рухнут все остатки. Люди назвали этот насыпной холм Салдуве по названию бывшей церкви. (22)

Салдуве
Салдуве была прекрасной дочерью князя Жувининкай. Она влюбилась в рыбака, простого парня, который ловил рыбу на озере Талкша. Влюблённые стали встречаться на берегу озера. Когда отец девушки узнал об этом, он разозлился, запер Салдуву в замковой башне, а железную дверь запер. Но молодые люди игнорировали запреты и посылали друг другу знаки любви.
Князь решил наказать рыбака, достал свой лук и выстрелил юноше прямо в грудь. Салдуве увидела смерть возлюбленного. Проклятие сорвалось с её уст и полетело к Перкунасу. Бог разгневался на такое жестокое поведение людей, поразил молнией деревянный замок и сжёг его. Князь бросился в огонь, чтобы спасти свою дочь, но нашёл только янтарное ожерелье с её шеи. Прижав бусы к сердцу, он стал кричать: «Салдуве!», «Салдуве!». 
Князь после этого прожил недолго, власть его угасла. До сих пор остался только холм, на котором когда-то стоял замок. Теперь его все называют Салдуве. (22)

Озеро Талкша (Талша)
Озеро Талкша находится на восточной стороне города Шяуляй. Об этом озере ходит много разных историй. В одной из них рассказывают, что в прошлом озёра ходили пешком из одного места в другое, пока не выбирали себе подходящее место и имя. Однажды озеро появилось из ниоткуда, поднялось и повисло над Шяуляем. Люди боялись, что оно приземлится прямо на город. Несколько дней и ночей жители молились, пели гимны и ходили процессиями, чтобы только то озеро отошло. А озеро не отступало ни на шаг, грохотало и плескалось всё страшнее.
Кому-то приснилось, что надо угадать название озера, и тогда оно не затопит город. Люди строили догадки о названии этого озера, но никто не мог назвать его настоящего имени. Старая усталая женщина, которая молилась больше всех, как будто случайно сказала: «Прыгай сюда!» Как только были произнесены эти слова, озеро красиво опустилось за городом, где и остаётся по сей день.
Существует и другая легенда, только согласно ей, озеру дали название Битинелис. Так ранее называлось озеро Талкша, потому что его форма напоминает пчелу. (22)

Озеро «Квартукас» или «Рякивас»
Говорят, что в древности этого озера не существовало. На его месте были луга и небольшая деревня. Однажды утром люди проснулись и увидели, что в домашнем очаге растёт кувшинка. На следующее утро она снова проросла. И кувшинки начали прорастать в каминах других домов. Бабушка и дедушка догадались, что здесь должно быть озеро. Наутро небо потемнело, нависла большая туча, с которой доносился громкий рёв.
Люди были напуганы, не знали, что делать, стали угадывать название озера, но никто не мог догадаться. Одна женщина быстро подбежала к мужу и развязала свой фартук. А муж и говорит: «Ах, что ты и квартук развязала». Как только он произнес слово квартук, облако с грохотом упало, и открылось самое большое озеро. И сейчас некоторые люди называют это озеро Квартук. (22)

Строительство костёла
Священник, имя которого люди уже не помнят, начал строить церковь в Шяуляе, но залез в долги, и даже сбор пожертвований не помог. Подумав, он предложил своим прихожанам следующее: пусть все, кому корова принесёт рыжего телёнка, пожертвуют его на строительство церкви. Прихожане согласились и начали жертвовать телят. Телят собралось около сотни, и с каждым разом их становилось всё больше. Через год телята превратились в волов, и стало им тесно на церковных лугах. Пастор объявил, что он выпускает всех телят и быков на свободный выпас.
Великой карой перед Богом пригрозил он тем, кто попытается забрать себе церковных тельцов или потребовать возмещения за причинённый ими ущерб. Так животные ушли пастись на луга и поля волости. При необходимости пастырь просил людей ловить телят. Их убивали, разделывали и мясом кормили рабочих, строящих церковь.
Так продолжалось почти десять лет. И шяуляйская церковь стремительно поднималась, намереваясь своей башней дотянуться даже до облаков. В 1625 году строительные работы были завершены. Выпущенные рыжие быки быстро исчезли, но их названия известны и сегодня: шяуляйский бык, шяуляйский двилис, палайдунас и другие. (22)

Церковные колокола
В Шяуляйской церкви было два больших колокола, два друга, которых звали Йонас и Кундротас. Когда-то шведы хотели увезти колокола в свою страну. Зимой один швед нёс колокол через озеро, лёд проломился, и колокол упал в озеро. Когда начинал звонить оставшийся в церкви колокол, он говорил: «Иоанн, Иоанн, Иоанн…» В озере глухо отвечал другой колокол: «Кундрот, Кундрот, Кундрот...»
Однажды пастору приснился сон, что если он организует торжественную процессию со всеми церковными обрядами, тогда затонувший колокол приплывёт к берегу озера. И все священники вышли в церковных одеждах, с крестами и свечами, ожидая появления колокола. Колокол ненадолго поднялся из воды, показался народу, но снова затонул. Оказывается, у шествия было всё, кроме щипцов, чтобы гасить свечи. Затем пловец нырнул в воду, чтобы посмотреть на колокол, и увидел, что уж обвивший его сердцевину умирает, не разрешая поднять колокол. (22)

Об озере Мастис
В древности были времена, когда озёра путешествовали: поднимались из одного места, и вся вода перетекала по деревьям в другое место. Когда люди, увидев бродячее озеро, называли его по имени, то озеро приземлялось в том месте, где было произнесено его имя.
Так было и с озером Мастис, которое расположилось недалеко от города Тельшяй. Самое большое озеро откуда-то взялось и появилось возле города Тельшяй.
Неожиданно чёрная гора воды возвысилась над деревьями сразу за городом. Люди испугались, боясь, что озеро затопит и сам город. Любой живой мог выбежать на улицу и попытаться выкрикнуть имя озера. Назывались всевозможные имена, но озеро оставалось таким, каким оно стояло над деревьями. Никто не мог угадать название озера.
Вдруг из хижины вышел молодой человек, он нёс в руке линейку-весы. Люди стали просить его угадать название озера – может быть, он сможет предсказать. Еврей сказал, подняв линейку: «Ой, ты будешь мастисом». Он хотел сказать «мастас», но поскольку евреи никогда не произносят правильно литовское слово, на этот раз он сказал «мастис» вместо «мастас». После слов юноши озеро с громаднейшим шумом и грохотом рухнуло возле города. И там  осталось. Так еврей дал озеру имя. С тех пор озеро называется не Мастос, а озеро Мастис, потому что имя ему впервые дал еврей.
  Рассказ я услышал от своей матери Барборы Валаткене, дочери Юоза, проживающей в деревне Кетуракяй Тельшяйского района, где-то в 1942 или 1943 году. Написал Витас Валатка, 04.02.1956. (http)

Озеро Атеюнас
Раньше озера здесь не было. На его нынешнем месте люди косили луга. Огромная тёмная туча двинулась с северо-запада из Нотенай и легла на луга. Три дня она урчала, булькала-булькала и опускалась всё ниже и ниже по мере того, как темнело. Люди торопились закончить покос, а когда тучи нависли низко, пошёл дождь... Одна старушка удивилась и громко произнесла: «Какая широкая! Такая широкая!» Словно услышав эти слова, на луга ворвалась туча. Так и появилось озеро Плателяй.
Эта история известна всем местным жителям. И дворянин Барборы Бумблаускене (1925 г. р.) Гедгаудас тоже знал, почему озеро должно было высадиться именно здесь. Потому что раньше всего появилась чёрная Кяулайте (лит. – Свинка). За три недели она покрыла большую площадь. Только тогда тёмное облако отодвинулось и приземлилось точно в указанном месте. Непонятно, ушла Кяулайте или осталась с озером...
Озеро Плателяй не останется здесь навсегда. Бохель Магделена Канявене-Сакаляускис (1909 – 1992) не сомневалась в этом. Когда она была маленькой, Магделе ждала, чтобы озеро поскорее ушло: «Тогда я буду собирать рыбу на сухом дне!» –  думала она. 
А что может знать человек? Может быть, Кяулайте уже заканчивает выбирать новое место для озера. Может, озеро становится всё меньше и меньше? Даже в нашей памяти вода всё мутнеет, берега всё зеленеют и зеленеют. Может быть, оно сердится на людей, может быть, озеро готовится покинуть нас?
Ведь в древности оно было гораздо больше! Другие говорят, что оно даже связано с морем. Сейчас его воды лишь уходят далеко под землю. Мужчины выпустили меченую краснопёрку в озеро, и тогда она появилась возле Нотенай! Одни не сомневаются, что не только бездонный Шейрю Пиктежерис, но и все окрестные озёра соединены с великим озером. Это лишь отдельные части некогда огромного озера Плателяй.
Может быть, здесь уместно вспомнить и Николая Летувиса, который писал, что во времена Цезаря римские корабли были прибиты бурей «к берегам, где ныне замок Жемайтия Плателяй» («О нравах татар, литовцев и московитов». Отрывок из пятого фрагмента). Следовательно, учёный человек XVI века считал, что озеро Плателяй достигало моря в начале нашей эры.
А нынешние деды Плателишек рассказывают нам, что в древности на озере был город. Имеются и подводные тропы, по которым можно пройти от одного берега к другому. Но ни местонахождения того города, ни тех тропинок уже никто не помнит... Все знают только замок и мост, потому что многие видели столбы в воде. (http)

О городе Райгрод
Когда-то здесь был богатый город, жители которого очень любили шуметь и тем самым бесили Перкунаса. Главный бог выпустил свои молнии, город рухнул, а земля и все её жители сгорели дотла. Отныне колокол звонит под землёй для тех проклятых, которые ищут, но не могут найти выход из преисподней. Этот выход преграждает огромный Чёртов камень, стоящий на краю долины, недалеко от деревни Швендубре. А солёные воды Друскининкай — не что иное, как слёзы проклятых и осуждённых жителей Райгарда. (http)

Легенда о городе Райгарде
Существует ещё одна легенда, в которой утверждается, что город Райгард утонул. И тонул город не внезапно, а медленно. И не по вине жильцов, а по их халатности. И произошло это очень давно, когда литовцы еще были язычниками. В то время жил в Райгарде очень могущественный король, который победил многие страны и вернулся из чужих земель с большим богатством.
Жители города, опасаясь, что однажды на них нападут, решили построить посреди города крепкий каменный замок, где они могли бы спрятать все свои богатства. Весь город был окружён каменными стенами. Они были настолько толстыми, что на окно можно было поставить 12 столов и посадить за каждый по 12 человек. Весь замок был построен из больших тёсаных камней, таких какие сейчас можно увидеть на городище Лишкява.
Жители хвастались, что их замок никто не сможет завоевать, даже если исчезнет луна и погаснет солнце. Поскольку люди в Райгарде были очень богаты, каждый из них решил построить себе каменный замок. И тот город находился на острове в озере. Земля больше не могла выдержать такие тяжёлые здания и начала проседать. Жители испугались и решили уехать из города.
Они подумали, что такой же каменный город нужно строить на более высоком месте, на холмах Лишкявы. Враги узнали об их беде и напали на жителей, которые занимались строительством. Они долго оборонялись, но не смогли устоять против большого количества войск. Все литовцы погибли, а их когда-то могучий город Райгард медленно пошёл ко дну. (http)

 Камень Швендубре
Камень Швендубре, называемый Дьявольским камнем, является мифологическим камнем и десятым по величине валуном в Литве, расположенным в юго-западной части территории Друскининкайского самоуправления, на северной окраине села Швендубре, на правом берегу Нямунаса.
Камень Швендубре многократно исследовался. Этот камень упоминается в археологических материалах «Lietuvos archeologijos med;iaga» (1928 г.). В 1974 году камень исследовал Юозас Маркелявичюс. В 1988 году экспедиция во главе с Йонасом Бальчюнасом сделала важное открытие – они заметили отверстия на боковой стороне камня. Это позволило отнести его к группе священных камней.
В 1998-1999 гг. археологическую экспедицию совершал Викинтас Вайткявичюс. Он предположил, что камень относится к группе церемониальных камней с чашами, служивших в эпоху бронзы и раннего железного века для совершения ритуалов.
Легенда о камне гласит, что однажды дьявол попытался перенести через Нямунас камень. Этот камень был нужен ему для завершения строительства. Нёс, нёс чёрт камень, но в это время пропел петух. Чёрт камень бросил на том же месте, на котором его застало пение петуха. Так камень и остался в Швендубре.
Другие говорят, что дьявол принёс камень, потому что хотел запрудить Нямунас. Хорошо, что пропели петухи. И дьявол оставил валун там, где он и упал, иначе Друскининкай затопило бы.
В другом предании говорится, что люди в древности знали, что под камнем есть пещера.
Жил человек, который был очень силён и ничего не боялся. Он встретил другого такого же человека, и они вместе отправились на поиски золота. Они предполагали, что под камнем могут быть спрятаны огромные сокровища. В ночь на Йонаса мужчины начали делать подкоп под камень. Копали они, копали и прорыли путь к большой пещере. Они начали ползти по той пещере. Видят, что из неё дорога ведёт в широкое поле, а там большой город. И тогда они поняли, что вошли в город Райгард. Они пробыли в городе три дня. Там их и выслушали, и накормили, и наградили, но велели, когда вернутся домой, никому об этом не рассказывать.
Вернувшись домой, мужчины не выдержали и рассказали жёнам обо всём, что видели. После этого оба стали немыми. Вот так и остались молчать до конца жизни. (http)

Замок в воде
Существует легенда, что когда-то среди озера на острове располагался город. Однажды в селе Швендубре к озеру пришла женщина. Она хотела пить и на берегу озера стала на колени. Смотрит – в воде находится замок. Она взяла этот замок и начала поднимать его. Как только замок стал появляться, зазвонили колокола, и затонувший город начал подниматься из воды. Женщина очень испугалась и от ужаса закричала: «О, лучше упади назад!» Как только она это сказала, город снова упал в глубину озера. Если бы женщина не произнесла заклинание в тот раз, она бы достала город Райгард из воды. (http)

На взморье
Много сотен лет назад на Куршской косе было три разбойника: Юодис, Прейлас и Нидас. Когда народ, раздражённый злодеяниями негодяев, поймал разбойников и привёл их в Клайпедский суд, суд постановил наказать каждого из них, отправив в море. Когда ветер дул с берега на море, чиновники посадили разбойников спиной к берегу на плоты и оттолкнули от берега. Но ветер быстро сменил своё направление, и плоты приплыли обратно к дюнам. Там, где волны вынесли на берег Юодиса, теперь находится Юодкранте, где высадился Прейла – Прейла, а куда Нидас приплыл на своём плоту – Нида.
  Такую историю рассказали нам седые деды о происхождении названий нашего взморья. (http)

Название тропы

  Тропа, проложенная рыбаками, вела к морю недалеко от Прейлы. Однажды бурные морские волны выбросили на берег корабль. Бедные обитатели дюн подошли к этому кораблю, оторвали его борта и потащили сломанные доски домой на топливо. Путь, который тогда проделали, стали называть Корабельным.
  Там, где сегодня находится засыпанная илом деревня Карвайчяй, в лагуну вдаётся берег. Люди издавна называют это место Казрагу. По-нашему это означало бы «козий рог». Рыбаки ловили в этом месте много коз, но не наших обыкновенных рогатых коз, а какую-то рыбу. Сейчас этих коз осталось мало, поэтому некоторые рыбаки стали называть это место Лошадиной тропой. Теперь здесь пасутся лошади рыбаков.  (http)

Легенда о великанше Неринге
Существует множество легенд, рассказывающих о сильной и доброй девушке-великанше Неринге.
В Балтийском море был остров Карвайтис. На острове цвели и плодоносили сады, земля давала урожаи, рыбаки вылавливали много рыбы. У правителя острова в семье родилась необычно крупная девочка, её назвали Нерингой. Девочка быстро росла и чем больше взрослела, тем больше превращалась в великаншу. По своему характеру она отличалась отзывчивостью и, пользуясь своей силой, помогала людям, попавшим в беду. Завидев корабль, застрявший среди бурунов, она заходила в море и, ухватив судно за якорь, вытаскивала его на берег.
Однажды, когда бог Бангпутис, дующий на волны, рассердился на людей и поднял огромные волны, стремясь затопить остров, Неринга не могла смириться с таким несчастьем, она тут же принялась за работу. Она набирала песок в передник, носила и ссыпала песок в море. Таким образом она насыпала дюны, и в море появилась коса. (13)

Легенда о доброй девушке
Давным-давно в Балтийском море жило огромное страшное чудовище. Морское чудище запутывало сети, распугивало рыбу, а если рыбаки выходили дальше в море, топило лодки рыбаков. Иногда злое чудовище нападало на судёнышки рыбаков, опрокидывало лодки и поглощало рыбаков вместе с их уловом.
А в одной деревне жила сильная девушка-великан Неринга, помогавшая людям, когда они попадали в беду. Люди, жившие у самого моря, рассказали о страшном морском чудовище. Девушка набирала песок в свой передник и высыпала песок в море, чтобы оградить людей от злой нечисти. Она трудилась до тех пор, пока не насыпала большой песчаный вал. Эта насыпь отделила людей от чудовища. В знак благодарности куршяй – люди, населявшие побережье, назвали место Неринга. (13)

О происхождении курганов
О курганах, замках на холмах и их жителях сохранились предания и легенды.
Тельшайцы рассказывают, что великан Джюгас одним движением руки сгрёб землю и насыпал холм, который называют курганом Джюгаса. А на месте вынутой великаном земли образовалось озеро Мастис.
На берегу Нямунаса возвышается высокий Мяркинский курган, названный Милжинкапис. Рассказывают, что своё имя курган получил, потому что в нём похоронен великан.
Как гласит легенда, на вершине кургана Рамбинаса, тоже расположенного у Нямунаса, находилось святилище. В жертвеннике горел вечный огонь. Здесь поклонялись древним богам: Перкунасу, владыке вод – Патримпасу, определительнице судеб – Лайме. На огромном камне с вырезанными знаками совершались жертвоприношения. В преданиях рассказывается, что сам Перкунас зарыл под камнем золотые монеты, блюдо, колыбель, соху и борону – символы процветания края.
В большинстве преданий утверждается, что под курганами погребены усадьбы и святилища, в таинственных подземельях зарыты клады. (http)

Меркине
Раньше Меркине был большим городом. В нём действовало 33 костёла. Жили в этом городе короли в своём прекрасном дворце. Этот дворец стоял на горе, которую теперь называют курганом. Существует история о том, как появился этот город.
Шёл один король со своим войском и остановился на привал в долине между Меркио и Нямунасом. Ночью приснился ему сон, что здесь будет большой город. И если он хочет быть сильным, ему нужно жить в этом городе. Проснувшись, король приказал своим воинам шапками насыпать большую гору и на ней построить ему дом. Так появился дворец короля, а потом вокруг дворца вырос и большой город. (15)

Акмените
Очень давно возле реки Левенс чёрт нёс большой мех с камнями. В мешке между малыми камнями был один очень большой камень. Тот камень переместился на самое дно мешка и протёр мешок. Мешок продырявился, и камень выпал на пастбище деревни Смильгяй. А потом через эту дыру высыпались и более мелкие камни. Образовалось целое поле камней. С тех пор берег реки Левенс усыпан камнями, они и теперь там находятся. Поэтому это место и называют Акмените. А на пастбище Смильгяй стоит тот большой потерянный чёртом камень. (15)

Курган Рудамина
Рассказывают, что этот курган насыпали шведы, нося землю в своих шапках. Чтобы вершина была более крепкой, они вначале замостили курган камнями, а затем засыпали землёй.
Однажды по кургану гуляла девушка и увидела нитку. Она потянула за эту нить и услышала гудение колокола. Девушка поняла, что под курганом находится костёл. Люди начали раскапывать курган, но так ничего и не нашли. А ямы до сих пор остались. (15)

Деревня Карвайчяй
В Поморье между Пярвелкяй и Прейлай была деревня Карвайчяй. Около того места залив так и назывался залив Карвайчяй. В давние времена, в часы морских бурь, волны потопляли корабли, а песок дюн заносил многие деревни Поморья.
В конце XVIII века песок похоронил и Карвайчяй. А в этой деревне до того события счастливо жили тридцать жителей. У них было своё святилище, школа, цветущие сады. Здесь родился и рос известный литовский профессор Реза, большой любитель и знаток литовского фольклора. Уже давно исчезла эта деревня, и её прошлое кажется сказкой, в которую можно верить или не верить. Однако много интересного можно узнать о родине Резы. (13)

Пески Моря
Разные красивые предания окружают Поморье. И это не удивительно. Где ещё можно найти такую богатую прекрасную природу! Каким волшебством привлекает каждого жителя этот край! А в древности стихия своими неудержимыми силами, перед которыми человек был лишь слабое создание, угрожала всему живому.
Особенно тяжело приходилось жителю дюн в приморье. Сколько ему в далёком прошлом нужно было сражаться с песком. И он ничего не смог сделать – целый ряд деревень исчез: Старая и Новая Агила, Новые Пилкопяй, Преда, Кунцяй, Старые и Новые Латенвальде, Карвайчяй.
В условиях наступления песков земледельцу навряд ли можно было ждать успеха. Во время половодья воды Нямунаса затопляли большие участки лугов и полей. Во время штормов море заливало и смывало яростными волнами побережье и мыс. Ещё и теперь много несчастий приносит природа человеку, хотя цивилизация так далеко продвинулась, и люди укрепили берега камнями.
Предания – это давнее непреходящее эхо, дошедшее из древности, которое смогло достигнуть нас. Здесь рассказывается о силах природы, которые внушали так много страха, что этот ужас до сих пор живо отзывается. Об этом ярко подтверждают и чудеса луга Кроку.
Может, из-за того, что человек был таким слабым в далёком прошлом, он создал в своём воображении великанов и великанш. Великанам было легко, протянув руку, сгрести весь песок дюны в передник, насыпать на море насыпь, чтобы задержать взбунтовавшиеся морские волны и перейти на другую сторону. Они насыпали горы песка и без напряжения забрасывали топор с Рога Венты в Рог Леку. Обыкновенный человек этого сделать не сможет.
В преданиях, как в жизни, большую роль играет любовь. Об этом передаётся в легендах о девушках Пакальняй и Ниды. Это грусть о счастье и счастливом времени. Правда, эта любовь была не без коварства. (13) 

Легенда о Перкункальве
Далеко-далеко от дуги Венты в сторону Раситес был остров Перкункальве (Perk;nkalv; лит. – гора Перкунаса). Здесь под священным дубом горел вечный огонь, который хранили жрецы и жрицы-вайделутес. Мощная крепость защищала этот остров и святилище от морских разбойников.
Однажды поднялась сильная буря и смыла этот остров. После этого место называют Кальве. Там, где раньше был замок и жили люди, глубоко под водой осталась только груда камней. Рыбаки знают это место – Акмяне. Они избегают этих мест, остерегаясь, чтобы не порвать сети.
Через некоторое время в этой местности вновь случилось несчастье. Издалека пришли воины, закованные в железо, и многолетние войны измотали этот край. Около 1360 года крестоносцы, чтобы сковать Нямунас и ограничить литовцам сообщение по морю, построили в Росите и в дуге Венты замок. 
С остервенением волны Моря и дальше продолжали свою разрушительную работу, и дуга Венты растянулась дальше, и воды смыли первый замок пришельцев. В 1409 году крестоносцы в другом месте дуги Венты вновь построили замок. С течением времени такая же судьба постигла и тот замок, и бывшее там святилище.
Удивительна рука Провидения! Некогда цвели усадьбы, горел священный огонь, высокие стены прекрасной крепости защищали край. После пришли закованные в броню враги и построили замки. А поднявшиеся морские волны всё это похоронили и прикрыли ровным одеялом воды.
Сегодня по поверхности Моря плавают лодки рыбаков, а в воде гоняются стайки рыбок. Отзвучавшее прошлое утонуло в глубине веков. Остались только грустные предания. (13)

Холм Бируте
Холм Бируте – самая высокая дюна Палангского взморья и один из символов города-курорта. Легенда о красавице Бируте излагается по-разному.
Рассказывают, что на холме в святилище служила племянница жемайтского вельможи Видмантаса – мудрая Бируте. Местные жители считали её святой. Однажды великий князь литовский Кястутис возвращался с войны. Увидев девушку, он полюбил Бируте и, хотя она принесла обет безбрачия, Кястутис увёз её и женился на ней. Бируте стала матерью одного из выдающихся великих князей Литвы – Витаутаса. Письменные источники свидетельствуют о том, что Бируте была исторической личностью. До сих пор существуют предания, что холм является местом захоронения Бируте. (http)


Паланга
 Происхождение названия городка Паланга связано с преданиями и морем. Рассказывают, что на побережье селились рыбаки, а домики они строили у моря, чтобы здесь же сооружать лодки и развешивать сети. Хижины рыбаков находились настолько близко к морю, что морские волны омывали их, а ветер заносил домики песком по самые подоконники. Отсюда и появилось название Паланги (лит. Palang; – подоконник). Существует также предание, что название городка произошло от названий рек Паланга, Палангис, Аланга, Ланга (лит. Palanga, Palangis, Alanga, Langa). Впервые Паланга упоминается в 1253 году в хрониках немецкого ордена. (http)

    Великан Йокубас

Великан Йокубас строил Вильнюс, а на обед отправлялся в Каунас. Он приходил, обедал и вовремя возвращался обратно. Видите ли, шаг великанов быстрее поезда. (Pareng; B. Kerbelyt; Vilnius // ;em;s atmintis 1999 m. p. 11–12 – Подготовила Б. Кербелите. Вильнюс // Память Земли. 1999 г., стр. 11–12.)


Рецензии