13 Как всё происходило

 
Объяснение мира

Мифология как собрание мифов – это миросозерцание, возникшее в древнейшие времена. В ней отражены взгляды древних народов на явления природы и жизни, зачатки научных знаний, религиозные и нравственные представления, существовавшие в родовой общине, а также художественно-эстетические чувства народа на раннем этапе истории. В литовских народных сказаниях переплетается всё: вымысел, вера, знание, но суть не сводится к какой-то определённой категории. Они только кажутся наивным, примитивным объяснением мира, но выражают особое специфическое ощущение мира, синкретическое представление о явлениях природы и жизни в обществе.
Истории, песни и легенды такого рода описывают законы природы и такие естественные процессы, как смена времен года, их связи друг с другом и с существованием людей. Природа часто описывается в терминах человеческой семьи. Один из центральных примеров, встречающийся во многих песнях и историях: солнце называют матерью, луну – отцом, а звёзды – сёстрами человеческих существ. Литовская мифология богата богами и второстепенными божествами воды, неба и земли.
Этиологические тексты и тексты, описывающие исчезнувшее население конкретной местности, принадлежат к мифам и легендам. Часть этих нарративов лежит между преданиями и другими жанрами, поскольку в них отсутствует фантастический элемент. К таким текстам относятся рассказы о происхождении топонимов, населённых пунктов, памятников (например, «каменных баб»), кладов. Фольклорист В. Я. Пропп* выделял особый жанр этиологических рассказов, объединяющий фантастические и нефантастические повествования, это жанр – противопоставленный и легендам, и преданиям.

*Владимир Яковлевич Пропп (1895 – 1970) – советский филолог, фольклорист, профессор Ленинградского университета. Получил мировое признание, является основоположником сравнительно-типологического метода в фольклористике.


Этиологические предания

Этиологические предания — это шаблонные сюжетные народные рассказы, объясняющие некоторые общечеловеческие вещи. У них особый подход к объяснению явлений природы, происхождению небесных тел, особенностям земли, человека и отдельных частей его тела. Отчасти этиологические легенды можно считать аналогами космогонических мифов в литовской народной традиции.
Чаще всего литовские этиологические предания и сказки имеют краткую, незамысловатую структуру, а их композиционная схема такая же, как и у классических космогонических мифов других народов: в начале изображается ситуация, когда мир ещё не приобрёл свой нынешний вид, а в конце, в результате деятельности героев, возникает известный нам нынешний мир.
Хотя литовские этиологические сказки сохранили некоторые реликвии старого балтского мировоззрения и веры, в то же время они испытали сильное влияние христианства, библейских сюжетов, популярной религиозной литературы и т. д. Мифические реалии и религиозные мотивы часто интерпретируются по-своему, иногда даже комично. Большинство литовских этиологических сказок были написаны в XIX веке и в начале XX века. Эти произведения часто имеют религиозный характер, связи с христианством или народными верованиями. (http)
Для литовского народа лошадь была важным домашним животным. Она облегчала жизнь крестьянина, являлась воплощением жизненной силы, поэтому в народных этиологических преданиях много места уделяется этому животному.

Рассказывают
Сотворение человека
В очень давние времена, когда не было на земле людей, жил один Господь Бог, царь всех царей. Он сам выполнял все чёрные работы, как и мы. Однажды Бог умывал лицо, потому что он испачкался, когда топил печи. Пока он мылся, одна капля воды упала на землю. Та капля воды, упав на землю, превратилась в человека. Так был создан первый человек. Бог, видя, что одному мужчине очень скучно, создал женщину. Мужчину назвал Адамом, а женщину – Евой. (http)

Этиологическая легенда «Сотворение мира»
В начале не было ничего: ни земли, ни неба, только вода. В тумане над этими водами ходил Господь Бог. Господь Бог плюнул влево, и там появилась тень в виде человека. Господь Бог назвал это существо Люциус и сказал ему нырнуть на дно вод и принести со дна песок. Впервые Люциус не сказал: «Во имя Бога», как было велено, и не принёс песка. Во второй раз Люцифер сделал то же самое и не достал песка. Только в третий раз Люцифер произнёс слова, как было приказано, и принёс песок, а несколько песчинок спрятал у себя во рту. Господь Бог рассыпал по водам песок, и из него стала расти и расширяться земля, она превратилась в острова и сушу. Песок во рту у дьявола тоже стал расширяться, и он стал выплёвывать его изо рта. Где этот песок упал на землю, там упало бедствие мира. (http)

Блинде
В одном предании рассказывается, что давным-давно жила Блинде, необыкновенно плодовитая женщина. Она родила множество детей. Рожала она не просто как женщина, но и другими необыкновенными способами: дети её появлялись из рук, из ног и даже из головы.
Жяме, мать всего плодоносящего, завидовала этой женщине и её необыкновенным способностям. И однажды, когда Блинде шла по мягкой земле, ноги её стали погружаться в землю, она пыталась их вытащить, но они всё глубже застревали в земле так, что Блинде не смогла их вытащить. Блинде вросла в землю и превратилась в дерево.

Сауле и Менулис (Солнце и Месяц)
Старики рассказывали, что в далёком прошлом Менулис женился на Сауле. Долгое время они жили счастливо, в полной гармонии. Дети, которых они родили, были первыми звёздами.
Прошло какое-то время и Менулис начал гулять в одиночку. Забеспокоилась Сауле и однажды проснулась раньше обычного. Обвела она взглядом бесконечное небо и вдруг увидела, что её муж любуется красотой Аушры-зари. Сердце Сауле сжалось от боли. От жалости к ней заплакали звёздочки. Перкунас, увидев грустную Сауле, стал расспрашивать, что случилось. И Сауле рассказала Перкунасу о своём горе.
В это время Аушрине в своём дворце готовилась к свадьбе. Въехал нахмуренный Перкунас на своем грозном коне в ворота дворца Аушрины. Невеста вышла на крыльцо, чтобы встретить жениха. Ударил Перкунас в растущий у ворот зелёный дуб. Кровь, брызнувшая из дуба, окрасила венок и платье Аушрины.
Несчастье постигло Аушрину, дочь Сауле. Её свадебная одежда была забрызгана кровью. Теперь, чтобы отстирать свадебный наряд, ей нужно было найти озеро, в которое впадают девять рек, а затем высушить одежду. Убранство непросто высушить: для этого Аушрине необходимо отыскать сад, в котором растут девять прекрасных душистых роз и дует сильный ветер. А облачиться в одеяние она сможет лишь тогда, когда Сауле встанет девять раз.
 Тут и над Менулисом нависла угрожающая чёрная туча. Опустил Перкунас свой огненный меч над головой изменника и отрубил половину лица. Мы и сегодня можем видеть дольку молодого Менулиса. (13)

Девятирогий олень
Девятирогий олень — мифологическое существо древних литовцев, несущее на своих рогах небесные светила. В основном полагают, что олень несёт Луну, но бывает, что несёт и Солнце. Девять дней проходит от предполнолуния до полнолуния, поэтому оленя называют девятирогим.  Он упоминается в архаичных песнях как аллегория положения небесных светил.
Рассказывают, что белый олень убегает в день солнцестояния и возвращается на Рождество. Праздник зимнего солнцестояния также называют праздником девятирогого оленя. В некоторых песнях олень, несущий солнце на своих рогах, также является символом Солнца. В легенде упоминается также, что олень несёт на своих рогах горницу, явор. На его рогах кузнецы бьют молотками.
Символу оленя, скорее всего, поклонялись как тотему. Ему совершали жертвоприношения. Литовцы считали оленей слугами Бога, они верили, что олени могут отгонять болезни и защищать людей от наводнений. В мифологии охотников, возникшей в каменном веке в Евразии, олень олицетворял собой Вселенную, Небо, Луну. (http)

Этиологическая сказка «Вильнюс»
Однажды Гедиминас отправился со своими воинами и придворными на охоту. Целый день охотились, далеко звучало эхо рогов. Когда наступил вечер, все, уставшие и голодные, собрались на высоком холме, где Вильняле впадает в Нерис. Туда притащили всех убитых животных: лосей с рогами длиной с ветки деревьев, волков, лохматых медведей. Затем Гедиминас выковал большую чашу. Все были удивлены, потому что никогда не видели такой большой чаши. Ночь была тихая и тёплая, и Гедиминас заснул на этом холме. Ему очень понравилось это место – гора поросла старыми дубами и белыми берёзами, внизу текла река Нерис. Утром проснулся князь и рассказал, что видел чудный сон: на высокой горе стоит большой железный волк и воет так громко, как сотня волков.
Никто не мог объяснить Гедиминасу, что мог означать такой сон, только верховный жрец Кривю Кривайтис сказал: «Великий князь, железный волк — это город, который ты должен построить на этой горе, город будет крепок, как железо. Враги будут нападать на него много раз, чтобы уничтожить и разрушить, но им не удастся это сделать. А эти громкие волчьи голоса означают, что молва о могучем и богатом городе широко разнесётся по всему миру».
 Гедиминас построил город на холме, на котором провёл ночь, и назвал его Вильнюсом. Потом переехал туда жить. И с годами сбылись слова Кривайтиса Лиздейки о могуществе и славе Вильнюса. (http)

Происхождение лошади
В самом начале, когда не было лошадей, были Адам и Ева. Держась друг за друга, с помощью бороны они сами боронили поля, и работали усердно, в поте лица. Господь Бог ходил по свету в образе нищего старца. Подошёл он к Адаму и Еве и сказал Адаму посмотреть, что находится на гумне. Когда Адам огляделся, то увидел уродливую змею, лежащую под тяжестью бороны.
Старик тогда сказал: «Схвати её и разорви на части». Как только Адам разорвал змею, с одной стороны появился конь, а с другой – кобыла. Бог в обличье старца сказал: «Ты, Адам (в смысле человек), возьми тех добрых животных, запрягай их в упряжь и езди на них, и управляй ими!» Вот так с этого момента стали работать лошади. Но начало их пошло от мерзкого змея. (http)
 
Конь и человек
Когда Бог сотворил землю, всех животных и человека, то сказал Бог коню:
— Отныне и всегда ты должен слушать приказы этого творения. — И показал на человека.
— Он такой маленький и такой слабый, я не буду его слушать, – ответил конь.
Тогда Бог сказал коню повернуться три раза. Конь три раза повернулся. Бог снова спрашивает коня.
— А теперь ты будешь слушать этого? – указывая на того же человека, спросил Бог.
— Этого я буду слушать, – ответил конь.
Когда конь обернулся, ему показалось, что человек такой огромный великан, и очень сильный. И вот с этого момента коню кажется, что человек очень сильный, поэтому конь слушается его. А вот когда конь ходит, то видит, какой слабый человек.
— Вам повезло, что я не знал вашей силы сначала, я бы вас не послушал, – заржав, говорит конь человеку.
Когда конь скачет и приближается человек, то он хочет отомстить человеку: скрипит зубами, брыкается ногами, роет землю. (http)

Человеческий век
В следующий раз бог создал человека и животных. Он распределил человеку, собаке и обезьяне срок жизни – по сорок лет.
Бог дал лошади имя и сказал:
— Я даю тебе сорок лет. Тебе будет достаточно?
Лошадь подумала и ответила:
— Я не хочу так много. Мне надоест быть избитой. Двадцати лет мне будет достаточно.
Бог дал ей двадцать лет. Ещё осталось двадцать лет.
Потом Бог подозвал собаку и сказал:
— Я даю тебе сорок лет. Тебе будет достаточно?
Собака подумала и сказала:
— Я не хочу столько лет. Я будут страдать от холода, голода и буду в услужении у людей. Двадцати лет мне будет достаточно.
Двадцать лет осталось снова. Уже у Бога скопилось сорок лет.
Бог позвал обезьяну и сказал:
— Я даю тебе сорок лет. Ты будешь довольна?
Она подумала и ответила:
— Я не хочу жить на земле столько. Мне достаточно и половины этих лет, пусть будет двадцать.
У Бога уже накопилось шестьдесят лет. Он позвал человека и говорит:
— Я даю тебе сорок лет. Ты будешь доволен?
Мужчина сказал:
— Да, буду.
Бог говорит:
— Может быть, ты хочешь ещё двадцать лет?
— Добавь.
Бог добавил оставшиеся от лошади годы. Человек стал ещё более доволен. Бог заметил, что человеку нравится, когда Он добавляет ему годы, и говорит:
— Возьми ещё двадцать лет.
Мужчина с радостью согласился их взять. Бог дал ему оставшиеся годы собаки.
— Может, тебе ещё двадцать лет хочется?
— Добавь и их.
Бог добавил человеку оставшиеся обезьяньи годы.
Теперь человек проживает за сто лет всякие годы. Первые сорок лет он живёт как человек: работает, развлекается, катается, счастливо общается с людьми. Достигнув сорока лет, он начинает проживать годы лошади. Уже не влекут его развлечения, он работает и работает. И так он работает до шестидесяти лет, пока есть силы. С шестидесяти лет силы иссякают. Человек начинает жить в возрасте собаки. Он уже не может работать, а только сидит и лает, и лает, как собака, выводя из терпения младших. И так он живёт до восьмидесяти лет. А когда ему исполняется восемьдесят, он становится подобен обезьяне. Он уже не умеет и с людьми разговаривать, не знает, куда идти, где остановиться.
И вот так человек заканчивает свою жизнь.

Копыта лошади
Когда Адам покинул Рай, у него не было животных. Бог дал ему всевозможных животных и коня. Когда Бог создал коня, то ноги у него были сросшиеся вместе, так что он должен был гарцевать, словно связанный. Бог дал это животное Адаму. Адам пашет, а конь скачет. И Бог приходит на пашню.
— А что, хорошее животное в этот раз я тебе дал?
— Боже мой, но дела идут плохо, – сказал несчастный Адам.
Бог достал из кармана нож, разрезал сросшиеся ноги, и лошадь стала хорошо ходить. Дав такого коня Адаму, Бог сказал:
— Когда ты выпустишь его из узды, свяжи его, чтобы он не убежал.
С этого момента Адам начал привязывать лошадь. В местах, где были зажимы для ног, теперь у коня остались знаки, называемые шпорами. (http)

Красная лошадь
Мне дедушка рассказывал, как однажды там, где было небольшое озеро, он искал корову. И вдруг из озера выскочила красная, как горящие угли, лошадь. Он испугался и спрятался за сосну. А эта лошадь скачет, бегает вокруг сосны и фыркает. Потом она прыгнула в озеро и пропала.
В другой раз эту лошадь видели и другие люди, она снова выплывала. Дедушка говорит, что если бы он был умным и побил бы её палкой, то лошадь развалилась бы. И у него была бы куча денег. (http)

Бог, лошадь и вол
Давным-давно по миру ходил человек. Он пришёл к реке. Вдоль реки были большие пастбища, и на пастбищах было много травы. На том пастбище паслась лошадь. Человек просит лошадь перевезти его через реку. Лошадь ответила:
— Мне некогда, меня выпустили пастись на час.
Человек и говорит:
— Будешь есть досыта в отведённое время.
Человек идёт дальше и видит пасущегося быка. Он просит быка, чтобы тот переправил его через реку. Бык ответил:
— Меня выпустили ненадолго пастись, но я перевезу тебя через реку. Бык переправил человека через реку. А потом, когда вернулся, наелся.
Это был Бог, который путешествовал в обличье человека. И приказал он коню:
— Всё время будешь ездить и никогда не отдыхать.
А быку он сказал:
— Ты будешь сильным, и у тебя будет время и на труд, и на отдых.
 И теперь так и живут: конь день и ночь ест и не отдыхает, а вол и ест, и трудится, и может лечь отдохнуть. (http)

О князе Палемоне и трёх его сыновьях
У князя Палемона было трое сыновей. Старшего звали Боркас, второй – Кунас, а младший – Спера. Старший сын Боркас основал город у Морской реки. И после прибавления имени этого князя к названию реки Юры, они назвали этот замок Юрбаркасом. Средний сын Кунас пришёл к устью реки Невежис, где она впадает в Нямунас. Здесь он основал город и назвал его своим именем – город Куна.
А третий сын Спера пошёл дальше через леса на восток и перешёл реку Невежис и реку Швянтойи, и перешёл реку Ширвинту, нашёл озеро, а возле него располагались красивые луга и всякие деревья. Ему там понравилось, и он поселился у этого озера. И назвал он это озеро в честь себя – Спера. Он правил много лет и был очень добр к своим подданным. А потом он умер, не оставив детей. Его подданные любили своего правителя. В память о нём построили идола по римскому обычаю и назвали его Спера. И люди, жившие там, стали приносить ему жертвы и считать его богом. Потом, когда идол сгнил, они поклонялись тому озеру и тому месту и считали его богом. (http)

Перкунас и чёрт
У чёрта при строительстве дома не хватило одного камня. А у Перкунаса было много камней. Чёрт украл один камень и положил его в фундамент. Узнал об этом Перкунас, сильно рассердился и стал чёрта бить везде, где только возможно. Бьёт Перкунас чёрта, как только его увидит. Хватает чёрта, сидящего на камне, или на дереве, или плывущего в воде – везде Перкунас достаёт чёрта. Чёрт, спасаясь, пытается присесть на более высокий камень или более высокое дерево, но это ему не помогает уйти от наказания Перкунаса. Да и человеку нельзя находиться под высоким деревом во время грозы. (24)      
Ветер, дождь и солнце
Жили два старика и у них было много земли.
Однажды они рассердились из-за межи, разделяющей их огороды. И начали ругаться. Один старик ругался на ветер, а другой шипел на воду. Солнце рассердилось на этих стариков за их грубость и перестало светить.
И теперь, когда эти старики начинают ссориться, солнце прячется за тучи, а потом дует ветер и идёт дождь. (http)

Перкунас и животные
В те времена, когда животные могли разговаривать, Перкунас отправился путешествовать на землю. Первого, кого он встретил, был конь, и Перкунас попросил его показать дорогу к реке. Конь взбрыкнул и отказался:
— У меня нет времени. Видишь – я ем.
Пяркунасу не понравился ответ коня, и он грозно сказал:
— Ты из-за жратвы не можешь повернуться, чтобы оказать добрую услугу. Начиная с этого времени, ты никогда не насытишься.
Неподалёку от коня пасся бык. А бык, как только услышал просьбу путешественника, сразу же отозвался:
— Иди сюда, добрый человек, я тебе покажу дорогу к реке. 
И Перкунас, увидев отзывчивость животного, отдал ему свой наказ:
— Ты спокойное животное, можешь поесть, а потом отдыхать. Пусть так всегда и будет.
С тех пор литовцы говорят, что конь, как только оказывается на сочной траве, так без перерыва жрёт и не может остановиться. А рогатый скот, как насытится – так и отдыхает. (13)

Пчелиное оружие
Бог создал всех животных и позволил каждому выбрать оружие для защиты.
Заяц выбрал длинные ноги, ёж тонкие и заострённые шипы, собака острые зубы, а коза заострённые рога. Когда подошла очередь пчелы, она попросила у бога такое жало, чтобы каждое животное, в которого она запустит своё жало, погибало. Она этого не получила, наоборот, когда она кого-то ужалит, ей самой приходится умереть.
Вот так вот. (http)

Почему крот слепой
Однажды господин Бог приказал всем животным идти строить дорогу. Все животные собрались и работали целый день. Только один крот не пришёл. Тогда господин Бог подошёл к кроту и спросил:
— Так почему ты не пришёл на работу, крот?
— Это потому, что я плохо вижу и не смог прочитать приказ, – солгал крот, хотя зрение у него было не хуже, чем у других животных.
Господь Бог разгневался и сказал:
— С этого дня и не будешь видеть! Потому что ты лжёшь.
С тех пор крот зарылся под землю и больше ничего не видит. (http)


Чёрт и камень
Случилось это давным-давно, когда люди ещё верили, что Землю держат на своих спинах четыре слона, когда призраки разжигали костёр, а Земля была плоской — ни холмов, ни впадин. Всё вокруг было видно далеко за пределами досягаемости глаз... А чертей в аду тогда было гораздо больше. Однажды, бродя по Земле, черти наткнулись на очень большой камень. В аду они рассказали об этом своему главному демону. Он приказал доставить этот камень в великое царство ада и поручил такую работу сильнейшему дьяволу гиганту.
Великан подполз к Земле, нашёл камень и положил себе на плечи, но камень не сдвинулся с места. Разным способом великан-дьявол пытался сдвинуть камень, но он так и не сдвинулся с места. Великан-дьявол вернулся в ад и рассказал обо всем главному демону. Тогда главный приказал кормить чёрта как можно лучше в течение трёх дней, чтобы он окреп. И не возить на работу.
Три дня спустя, когда великан-дьявол почувствовал, что стал в три раза сильнее, чем раньше, король демонов отправил его обратно на Землю и велел доставить камень до первых петухов. Великан, бежавший по Земле, ошибся и повернул не туда. Когда он обернулся, то услышал лай. Испугавшись наказания главного демона, великан-дьявол бросился назад. Падая, поднял на свои плечи гигантский валун с полей Литвы и стал радоваться, что вручит его своему королю.
Недалеко были врата ада... Но вдруг пропел петух! В ужасе великан-дьявол бросил камень и сбежал в ад. Когда камень упал, вся земля затряслась от его веса, а сам камень врезался глубоко в землю. От удара камня появились холмы и овраги. В память о прошлом за тем валуном осталось название Равнинный камень.
Насколько стал меньше этот камень и уменьшается ли он до размеров своего знаменитого брата Пунтукаса, определить сложно, потому что большая его часть скрыта в земле, и это место, заросшее деревьями, археологами не изучено. Верить ли рассказам о том, что на этом камне могло поместиться до тридцати охотников, некогда собиравшихся здесь для обсуждения своих дел – решайте сами, побывав у могучего камня Зарасайского края. (http)

Лево калнас
Лево калнас находится на пути из Колайню в сторону Варню. Люди говорили, что на вершине горы Льва есть пещера. Когда в неё бросали камень, то долго слышался звук от падения камня. Рассказывают, что Лев, который жил в той пещере, был человеком. Он казался похожим на человека, только был в шкуре Льва. Весенними вечерами он выходил на озеро и очень громко рычал. Звук отражался от горы и деревьев, ещё больше пугая людей. И они думали, что Лев так воет, потому что он одинок и у него нет девушки. Люди боялись, что он похитит какую-нибудь красивую деревенскую девушку.
 Однако Лев не любил компании и не показывался народу. Честным и праведным людям он не мешал, а только устрашал нечестивых. Говорят, поэтому в тех краях жили добродетельные и трудолюбивые земледельцы. С тех пор и гора, и озеро у подножия горы названы в честь Льва.
(Papasakojo Maja Petrovien;, Kolainiai –   Рассказала Майя Петровене, Колайняй.) (12)

  Бируткальнис 
В деревне Кубилас, недалеко от усадьбы Пранаса Барткуса, находится курган под названием Бируткальнис. В предании говорится, что во времена великого литовского князя Гедиминаса на этой горе стоял замок. Его правитель Швильпянис женился на красивой и храброй девушке Бируте. Однако их счастливой жизни мешали частые нападения врагов. Один раз замок Швильпяниса был окружён большим войском крестоносцев. Бируте, видя, что защитники не выдерживают осады, попросила верных воинов расколоть камень и спрятала в его углублении драгоценный алмаз, подаренный мужем по случаю бракосочетания. Затем слуги склеили камень и зарыли его в землю.
Враг поджёг крепость, но отважные земайты затушили огонь и выбили крестоносцев из своих земель. Отважная Бируте и её возлюбленный Швильпянис погибли в бою. Бойцы похоронили Бируте в кургане, который до сих пор называют Бируткальнис. Тело Швильпяниса укрыла близлежащая гора, названная горой Швилпа.
Драгоценность Бируте до сих пор спрятана в одном из семи камней. До сих пор были найдены только два камня. Неясно, те ли это камни, расколотые в 1933 году, которые лежали на месте кургана Кубилё, или же они находились на соседнем холме у кургана. Сегодня указаны две из этих каменных групп: одна, называемая камнем Бируте или Сусютас (Susi;tu лит. –  сшитый). Другая группа камней находится у камня с картой Литвы сбоку, которая, возможно, показывает очертания старых границ Литвы.
(Med;iag; surinko Rita Gri;ien; – Материал собрала Рита Гришене.) (12)

Кражяй
В давние времена священник пророчествовал богатому Гражюсу: если он хочет счастливо закончить свою жизнь, то должен построить особняк в красивой лесистой местности и заставить всех окружающих служить ему. Гражис созвал знающих людей, чтобы выбрать подходящее место. И они выбрали красивую лесистую местность на берегу Кражанте. И сказали мудрое слово, что замок надо строить на Мяджёкальнисе. Поэтому Гражис приказал вырубить дубовый лес, все те могучие дубы, которые покрывали Мяджёкальнис.
Как бы ни были мудры мудрецы, советовавшие построить здесь замок, они тоже не знали, что эта дубовая роща священна и что в ней живёт богиня Медейна, покровительница охоты и лесов. Богиня разозлилась и навела на замок могущественных врагов. Как только замок был построен, воины сожгли и разрушили замок. В народе эту местность называли Гражяй, но со временем название затерялось и осталось Кражяй.
(Papasakojo Janina Kas;iauskait;, Kra;iai лит. –  Рассказала Янина Касчяускайте, Кражяй.) (12)

Палемонай
Есть ещё одна история о Немоне. Ему поклонялись как божеству, и он имел в Немунайте свое святилище... Там и по сей день холмы и могилы. (Нарбут, «ДНЛит», I, стр. 166; Крашевский, «Литва», I, стр. 458) Немон, как и Панемон, Палемон здесь есть не что иное, как персонификация жителей Панемуне, подобно русским: Волга (и отсюда волжане), Днепр, Дон Иванович, Дунай Иванович и т. д. (Jonas Jonila ;ilius „Libo Palemonas” // Palemonas ir jo paderm;. 1928 m., p. 12–14 – Йонас Йонила Жилюс «Либо Палемонас» // Палемонас и его род. 1928 г., с. 12–14.


Рецензии