16 Колдовство и чертовщина

То ли сказка, то ли предание

Легенды, протекающие в абстрактном неуточнённом времени, можно отнести к притчам и сказкам. Сюжеты некоторых легенд находятся в историческом времени литовского этноса. Фольклорист В. Я. Пропп выделил жанр этиологических рассказов, включающий в себя фантастические и нефантастические повествования.
Легенды, описывающие отношения чертей с людьми, могут существовать отдельно, но по характеру отдельные эпизоды могут входить в сказку. Примечателен круг текстов о населении, жившем в определённой местности. Такие тексты можно относить то к легендам, то к преданиям, предшествующим данной традиции. Литовцы верили в чертей и всяческую нечистую силу, и по таким мотивам существует множество народных сказаний. Это подтверждает и существующая ныне коллекция чертей.
Чёрт – самый популярный персонаж в литовском фольклоре, появляющийся в сказаниях этиологического и мифологического характера, сказках, загадках, пословицах и поговорках. Если взять одни мифологические сказания о велнясе (вяльнясе), то оказывается, что они превышают числом сказания о всех других мифических существах вместе взятых.

Чертовские проделки
С вельнясом связано множество верований, колдовства и суеверий. Со словом velnias в литовском языке соотносятся названия растений, животных, предметов, не говоря уже о целом пласте экспрессивной лексики. В Литве зафиксировано около 400 названий местностей, связанных с этим именем.
В литовских дуалистических преданиях велняс сам творит скот, а бог – человека и птиц; в некоторых вариантах Велняс создаёт «нечистый скот», бог – «чистый».  В основном персонаж связан с лошадьми и рогатым скотом. Другое родственное велнясу существо – ведьма, она связывается обычно со свиньёй.
Норбертас Велюс* связывал Велняса с божественным кузнецом Телявелем из литовского дохристианского пантеона. Кузнец в мифах может являться помощником Перкунаса, и у него велнясы крадут оружие. Также есть единичный сюжет, повествующий, что некогда кузнецами были только велнясы, а также сюжет об обучении Велнясом кузнечному делу в обмен на душу кузнеца.
Велняс похищает у Перкунаса скот, прячется от преследования, оборачиваясь камнем, деревом, змеем, животным, человеком, иногда сам подобно домашним животным имеет рога и копыта. В ответ громовержец поражает велняса молнией.

*Норбертас Велюс – (лит. Norbertas V;lius, 1938 – 1996); – литовский этнограф и фольклорист, исследователь литовской мифологии. Доктор филологических наук, профессор.

Каунасский музей чертей

В Каунасе нельзя пройти мимо одного всем известного места – Музея чертей. Основал его литовский художник Антанас Жмуйдзинавичюс*.  Живописец в первую очередь известен своим художественным творчеством.
Коллекционер начал собирать широко известную в мире коллекцию чертей в XX веке.  Начало положил подарок друзей, а затем фигурки, скульптуры и маски, изображающие не только чертей, но и другую нечистую силу, стали присылать со всех концов света.
Сейчас экспозиция музея насчитывает около трёх тысяч экземпляров и постоянно пополняется. Есть в музее и работы русских, украинских и белорусских мастеров. В большинстве своём это толстенькие милые чёртики в окружении чертовского семейства, радующие своей жизнерадостностью посетителей.
Единственный в мире Музей чертей хранит много произведений изобразительного и прикладного искусства, сувениров, масок не только из Литвы, но из 70 стран мира. Ежегодно его посещают тысячи гостей, которым крайне любопытно своими глазами увидеть это загадочное мифологическое существо. В Музее чертей можно найти экспонаты, идеально соответствующие характеру посетителя. Продолжает жить и традиция, положенная друзьями коллекционера – гости могут подарить музею чертёнка.

*Антанас Жмуйдзинавичюс – (лит. Antanas ;muidzinavi;ius, 1876 – 1966); – литовский художник, живописец, народный коллекционер, общественный деятель.
 
Рассказывают

Чёртов камень в Будрюнай
В селе Будрюнай, среди красивого луга, лежит огромный камень, называемый «Чёртов камень». Давным-давно по берегу озера ходил чёрт и от нечего делать собирал камни. Он собрал много мелких камней, но не знал, в чём их носить. Пока он думал, приковылял второй чёрт. Он подошёл и спросил: «Что ты здесь делаешь?» Первый ему отвечает: «Я собрал камни, но не знаю, как их принести». Тогда второй говорит: «Не бери маленькие камни, а лучше помоги мне. Я нашёл огромный камень, неси его». Подумали два чёрта и решили, что надо унести большой камень. Первый чёрт поднял камень.  Носил он, носил тот большой камень, но так устал, что бросил его среди луга. Тогда второй чёрт и говорит: «Давай оставим камень на этом лугу, и пусть он будет как памятник, когда мы умрём». Так камень и остался на лугу. И он там до сих пор лежит, хотя никто не знает, умерли те черти или нет.
(Papasakojo J. Bilien; лит. – Рассказала Ю. Билене) (12)


Чёртов камень в Тауралаукяй
На левой стороне реки Дангес, ниже Тауралаукяй, на обрывистом берегу стоял замок. Время и человеческие действия почти всё смешали с землёй. Развалин от него не осталось, лишь внимательный человек мог увидеть отдельные еле заметные знаки. Внизу, у самой реки, остался огромный камень. Предполагается, что на нём совершались жертвоприношения богам. Теперь его называют чёртовым камнем. О нём в народе осталось сказание.
Откуда-то приплёлся крестоносец-рыцарь, так как ему было подарено поместье Тауралаукяй. Крестоносец хозяйствовать не умел. На службе он привык бездельничать. Всё своё время проводил за игрой в карты. Целыми днями и ночами он сражался в карты и неплохо преуспел в этом деле. Побеждал каждого, кто только ему подворачивался. Многие из окрестных крестьян, поддавшись на его уловки, проиграли свои хозяйства и даже свободу. Потеряв всё, один повесился, другой отравился, третий утопился. Оставшиеся жёны и дети страдали от тяжёлого крепостного труда. В конце концов, люди начали избегать пришельца.
Не один говорил ему:
— Можешь с чёртом в карты играть!
— Хорошо, – подумал он. — Надо и с ним попробовать.
Картёжник договорился встретиться с чёртом в ночь на святого Йонаса у большого камня и выяснить, кто лучше играет в карты.
Как договорились, так и сделали. И в ночь на святого Йонаса оба оказались там. Чёрт вытащил карты. Тёмной ночью глаза его горели, как огни, изо рта вырывался дым. Хотя и светло было от глаз чёрта, но крестоносцу не везло. Дым разъедал ему глаза, и он не мог отчётливо видеть. Вдруг ему в голову пришла мысль, что черти боятся креста, и он на картах нарисовал крестики.
И тут чёрт стал дрожать. А дым пускал безостановочно. Чёрту и дальше не везло, он горячился, прыгал вокруг камня. Тут и петух прокричал. Тогда чёрт очень разозлился и так крепко ударил в камень, что искры во все стороны посыпались, а рука глубоко воткнулась в камень. Чёрт, убегая, схватил крестоносца за шиворот и погрузился с ним в глубь реки.
 В том месте и сегодня крутится водоворот из ила и грязи, а на камне виден знак от руки чёрта. (13)

Озеро Калотес
Пока деревня Бендикай не была поделена, нанимали только одного старшего пастуха. И он пас животных всей деревни. Однажды, когда стадо паслось возле озера Калотес, пастух, усевшись на землю, плёл из бечёвки сетку. В это время к нему из озера прибежал чёрт.
— Человек, что ты делаешь? Для чего мотаешь эту бечеву?
— Я натяну сетку в озере, – отвечал пастух.
— Милый человек, не делай этого, – забеспокоившись, попросил чёрт. — Я здесь живу, ты и меня затянешь.
— А что ты мне дашь, чтобы я тебя не затянул в сетку?
— А чего ты хочешь?  Могу дать тебе денег, – предложил чёрт.
И они стали торговаться. Торговались, торговались и пришли к соглашению, что чёрт насыплет полную шапку денег.
Старший пастух был хитёр. Он вырыл ямку, сделал в шапке дырку и шапку надел на углубление. Чёрт принёс передник денег и высыпал их в шапку. Деньги через дыру высыпались в ямку, а шапка осталась пустой. Чёрт ещё раз принёс передник денег и опять высыпал туда же. Шапка как была пуста, так и осталась без денег. Чёрт приносил монеты несколько раз, но не смог наполнить шапку. С перепугу прыгнул чёрт в озеро. А в озере был большой камень. Чёрт пнул этот камень и камень, прорвав илистое дно озера, вылетел на берег. Таким образом камень снёс всю землю с насыпи.
Теперь чёрт живёт под тем камнем. И тот камень называется чёртовым. (13)
 
Игра с чёртом в карты
В деревне Карвайчяй избы были разбросаны далеко одна от другой, и рыбаки всю неделю не собирались вместе. Зато обычно по субботам они сходились в старую гостиную Резы. Здесь за пивом легче, чем в каком-либо другом месте, завязывалась беседа. Иногда обсуждались и серьёзные вопросы, такие как:
— Как лучше обезопаситься от движущегося песка.
— Кто в этот раз привезёт дрова учителю.
Однако каждодневные заботы и беды не мешали рыбакам весело завершить неделю. Люди зарабатывали мало, и несколько картёжников усаживались за карты, чтобы попытать счастья.
Так сидели однажды картёжники вокруг стола под мигающей масляной лампой. Наступила полночь. В избе было тихо. Только один разгорячённый игрок большими шагами ходил по избе взад и вперёд. Вдруг он остановился у окна, увидев за окном чужого человека.
— Может, он хочет поиграть в карты? – подумалось ему. — Может, и мне тогда повезёт.
Рыбак приоткрыл окно и пригласил незнакомца войти. Тот вошёл и уселся на скамью у печки.
— Придвинься ближе, – сказал рыбак. — Ты хочешь сыграть со мной в карты? — спросил он чужака.
Поблагодарив, незнакомец согласился. После второй раздачи не хватило одной карты. Нахмурившиеся рыбаки посмотрели на раздающего карты: «Наверно ты спишь».
Один рыбак взял лампу и, посветив себе, наклонился под стол. Страх сковал его тело. Потерянная карта лежала у ног лошади. В замешательстве он поднялся и забормотал:
— Я – я -я … должен уже… идти домой.
— Ты что хочешь испортить всю игру? – раздались голоса.
— Совсем нет, играйте без меня, я не могу больше оставаться.
Игрок быстро выскользнул через дверь. Остальные, недоумённо покачав головой, продолжили игру. Через некоторое время карта опять потерялась.
— Что за чертовщина! Кто здесь такой разиня, чёрт побери!
Ругаясь, они побросали карты на стол. Один из них взял лампу и посветил под столом. От страха лампа выпала из рук и погасла.
— Что это с тобой? – рассердились игравшие рыбаки.
Тогда ещё один рыбак наклонился и в темноте под столом пошарил рукой в поисках карты. Однако тут же подпрыгнул, словно коснулся рукой горящих поленьев.
— Это была нога лошади! 
Помчались игроки один за другим из избы, словно их здесь и не было.
А чужак вновь занял место на скамье у печки.
Испуганный хозяин узнал странного гостя. Но напрасно он просил и приказывал ему оставить дом.
— Меня позвали, поэтому я останусь здесь.
Отчаявшийся хозяин только разводил руками. Он просил, умолял, проклинал и ругался, но получал один и тот же ответ:
— Вы меня позвали, поэтому я останусь.
Наступало утро, а гость с лошадиными ногами и ухмылкой чёрта всё сидел возле печки.
— Хорошо! – пригрозил хозяин, — сейчас я пойду к католическому священнику, чтобы он показал тебе свою силу.
Как только чёрт услышал эти слова, он со страшным шумом умчался через трубу. Кирпичи с грохотом посыпались на землю. В каменной стене образовалась огромная дыра.
Как ни пытались её замуровать, но никому не удалось это сделать. Так и оставили её для устрашения картёжников. Ну а потом перемещающиеся дюны закрыли и это место, и всю бывшую деревню. (13)

Призрак Баугуне 
Когда-то недалеко от села Пабарюкай возле Дубисы проходила тропа, которую в народе называли Баугуне. Оказывается, недалеко от того места на берегу Дубисы были неизвестные могилы. Где-то в 1954 году колхозный трактор пахал там поле, совершенно не подозревая, что это чьё-то последнее пристанище. Тракторист заметил, что трактор ломает кости. Мужчина остановился и посмотрел. Вместе с этими костями он нашёл длинную прядь волос. Его удивило, что останки сохранились так долго. Закончив работу, он вернулся домой.
Ночью этому человеку приснилось, что молодая женщина с длинными жёлтыми косами приказала ему не дергать её за волосы. Проснулся бедняк в холодном поту и больше никогда не водил трактор и не шёл к тому месту. Потом он этот случай забыл и рассуждал – снилось ли ему всё это или это игра его воображения. Издавна говорили, что душа таинственного призрака, блуждающего там, пугает людей, потому что сердится за осквернённый покой. Сейчас Баугуне нет. Вокруг только вспаханные поля.
(Papasakojo Zofija Toletait;-Brazien;, Pagry;uvis лит. – Об этом рассказала Зофия Толетайте-Бразене, Пагрижувис) (12)

Мельница Кибгире

По дороге в лес Кибгире давным-давно стояла мельница. Вокруг неё зеленели леса и кусты. Место выглядело неприветливо. Однажды под мельницей разверзлось болото, и мельница провалилась глубоко вниз. Поскольку через болото протекала река, люди построили мост. Однажды вечером, во время грозы и дождя, по мосту ехал мужчина в карете, запряжённой белой лошадью. Лошадь испугалась раскатов грома, карета покатилась в реку. Невероятно, но коня, карету и человека постигла участь мельницы – они провалились. Потом всякий раз, когда люди переходили мост, они слышали за собой топот копыт. А в полнолуние можно было увидеть призрак скачущей белой лошади.
 (Papasakojo Adel; Knyzelien;, Aunuv;nai лит. – Рассказала Адель Книзелене, Аунувенай) (12)

Холм Кауктине
В деревне Вейю, расположенной в одном километре от главной дороги, ведущей в Калтиненай, возвышается окружённый зеленью холм Кауктине. Люди говорят, что после наступления темноты боялись проходить мимо этого холма, потому что ночью кто-то стонал, причитал, выл. Вот почему он называется Кауктине. Выйдя за грибами, ягодами или в гости к соседу, все старались вернуться домой до наступления темноты, так как, услышав вой, долго не могли его забыть. Жители окрестных деревень решили построить на холме церковь, но она так и осталась недостроенной. Однако говорят, что когда-то на холме стояла церковь с колокольней. Никто не помнит, почему от неё ничего не осталось. Три креста, сохранившиеся до наших дней, свидетельствуют о том, что здесь хоронили погибших во время войны. Сегодня никто больше не слышит стонов и воплей, доносящихся с холма Кауктине. Или, может быть, никто больше и не слушает. Вокруг холма нет и хижин: одни рухнули сами собой, другие снесены. Таким образом, осталась только легенда о холме, которую бабушки рассказывают своим внукам.
(Papasakojo Antanina Aleksandravi;ien;, Pa;il; лит. – Рассказала Антанина Александравичене, Пашиле) (12)

Болото Виганта
В селе Визгайлай, граничащем с Пагрижувами, когда-то возле усадьбы офицера Виганта, где он жил с женой-немкой и детьми, было болото –    невозделанный, бесполезный участок земли, заросший бурьяном. Говорят, что в том болоте жил чёрт, который любил водить людей по своим имениям, чтобы они заблудились и не понимали, с какой стороны находятся их хижины. Когда кто-нибудь шёл или ехал верхом по этому болоту, то терял дорогу и бродил, пока не запоют петухи. Только они могли спасти блуждавших. Около 1930 года подобная неприятность случилась со Стасе Толетене. Она со своей сестрой Уршулой после уборки шла мимо болота Виганта. Сидящий здесь дьявол завёл женщин так далеко, что они бродили весь вечер и ночь. Только утром, когда запели петухи, сёстры пришли домой. Теперь болота там уже нет, земля обработана, вспахано и засеяно поле.
Papasakojo Zofija Toletait;-Brazien;, Pagry;uvis лит. – Об этом рассказала Зофия Толетайте-Бразене, Пагрижувис (12)

Замковая гора Довилу
В прекрасной дубовой роще на берегу реки Минии, на юг от Довилу, прячется замковый холм. Одни рассказывают, что здесь жил князь Довилас, другие – что жил родственник Гедиминаса. А сама деревня на той стороне реки получила своё название от Гедиминаса, который навещал свою родственницу и с большим войском останавливался в том месте. Много историй осталось о тех потомках седой старины. Так как это было давным-давно, все они туманные, словно свет, блуждающий в тёмной ночи. А спокойная и замечтавшаяся у подножия горы Миния всё также, как и прежде, тихо несёт свои воды. Она прекрасна каждым своим изгибом и великим прошлым. Один старик, всю жизнь здесь проживший, рассказывал о замке. (13)

Как исчез замок
Много веков назад на горе стоял укреплённый замок. Его владелец – известный и заботливый человек. Его все любили и уважали. Когда на этот край напали в железо закованные вооружённые воины и стали грабить население, князь собрал большое и мужественное войско и отправился на врага. Воевать ушли все, кто только мог и был в силах держать оружие. Смело сражались воины, но нападающих было очень много. Воины князя, видя, что не смогут сдержать более сильного врага, вернулись и со всем своим богатством закрылись в замке.
Неприятель напал на замок. Князь со своими верными воинами храбро отбросил врагов от крепостных стен. Но враги были многочисленные и сильные. Силы жителей стали слабеть. Тогда князь ударил тяжёлым мечом по жертвеннику. И замок провалился в землю. На том месте остался только холм. Одетые в железные доспехи воины испугались и заспешили обратно в свои края. По дороге на них напал другой правитель со своим войском и разгромил их. (13)

 Заколдованные дочери князя
У князя было три красавицы дочери. Они вместе со всем дворцом и жителями провалились глубоко в землю и превратились в ползающих жаб.
В полночь на Йонаса княжны выходят на вершину горы и ждут спасителя. Все три – уродливые жабы, на них противно и страшно смотреть. Если бы кто-то их поцеловал, замок вновь бы возвратился туда, где он и раньше стоял. Избавитель получил бы в жёны княжну и всё богатство. Но горе тому, кто испугается поцеловать всех трёх жаб. Он должен будет погибнуть. А заколдованные княжны и дальше будут бедствовать.
Много парней приходили освобождать княжеских дочерей, но ни один не осмелился поцеловать жаб.
Однажды один смелый юноша решился на этот шаг и отправился в ночь на Йонаса освобождать заколдованных княжеских дочерей. Около двенадцати ночи из горы вылезли три уродливые жабы. Они умоляли его спасти их. Юноша даже вообразить себе не мог таких противных. Мороз пробежал у него по коже. Одна жаба дала ему платок, чтобы через него он смог её поцеловать. В конце концов он взял и одну поцеловал. Тогда ему стали представляться устрашающие привидения. Он так испугался, что больше не смог целовать других жаб. Хотел убежать с горы, но внезапно упал и умер. А жабы, говорят, после этого долгое время не появлялись. (13)

Пастух с чёртом катает рипку*
Раньше в замковой горе была щель, через которую вылезали черти.
Пастух рассказывал хозяевам, что к нему приходит странный немец. Хозяин велел пастухам посмотреть, есть ли у того немчика пятки и дырки в носу. На другой день пастух прибежал что есть духу домой и сказал, что у гостя нет ни пяток, ни дырок в носу. Хозяин, вытаращив глаза, подтвердил свою догадку: «Это чёрт!»
Чёрт любил не только приставать к пастухам, но и играть с ними. Когда пастух катал рипку, прибегал и он. Сначала чёрт злил пастуха, и тот его не допускал к игре. Потом решил, что чёрт должен идти вниз к реке и ловить рипку, чтобы она не упала в воду. Пастух взбирался на гору и пускал рипку вниз. Чёрт всегда её ловил. Но когда запускал перед горой, она летела, и никто не мог её задержать.
Пастух, которому надоело рипку запускать, запустил её поверх головы чёрта, и она упала в речку. Чёрт должен был вынуть её из воды, хотя это ему и не очень нравилось, и дальше уже не хотел играть. Вынув рипку из воды, чёрт бежал к горе и прятался в дыре. Таким образом пастух избавлялся от нежелательного игрока. (13)   
*Ripka, ritinys лит. – рулон, шайба) – одна из старых и оригинальных литовских народных игр.
 
В заколдованном замке
Расщелина замковой горы шла прямо вниз. Один раз пастушки договорились спуститься на дно горы. Они знали, что там много богатств. Все собрались возле этой расщелины. Только никто не осмеливался спускаться. После долгих споров выбрали младшего пастушка. Хотя он и очень боялся, однако никто не обращал на это внимания. Привязали ему верёвку под грудью и спустили вниз.
Пастушок, достигнув дна, расслабился. Он оказался в широком рву. Сколько-то пройдя, остановился перед сверкающими воротами. Чуть коснулся их, и ворота зазвенели. Вскорости ворота открылись, и появился седой старичок.
Он взял мальчика за руку и повёл, желая угостить различными вкусными блюдами. Пастушок озирался и удивлению его не было конца. Во дворце было светло, как днём. Всё сверкало золотом и серебром. Одетые в звериные шкуры, бродили воины. Сбоку у них висели длинные мечи. После того, как старик накормил пастушка, он показал ему весь дворец. А потом привёл его к воротам и сказал: «Можешь идти. Только никому не рассказывай, что здесь видел».
Пастушок пошёл ущельем и вдруг стал подниматься, и вмиг оказался на вершине горы. Его друзей уже не было. Поэтому он неожиданно для всех вернулся домой. Хозяин очень удивился. Уже прошло три дня, как пастушка спустили внутрь горы. Все считали, что он погиб. А теперь окружили его и стали расспрашивать, что он видел в замке. Пастушок не хотел рассказывать, отговаривался, как мог. Но в конце концов не выдержал и рассказал. Только закончил свой рассказ, как тут же ему перехватило горло. И он навсегда остался немым. (13)

 Богатства горы
Старые люди рассказывали, что в горе хранятся заколдованные богатства, которые оберегают черти. Раньше, когда во внутрь горы шёл глубокий ров, люди забирались на гору, чтобы послушать, как черти в глубине расщелины считают деньги. Старики рассказывали, что там стоит большой сундук и его стерегут четыре чёрта.
Если в расщелину бросить камешек, то в глубине ямы слышался звон. Через некоторое время камешек с гудением отправлялся в поднебесье. Один раз парни забросили в ров жердь для укладки сена. Снизу послышалось эхо от страшного грохота. Все увидели, как жердь со свистом вылетела вверх. Расщелина тут же закрылась. Жердь через несколько дней нашли в другой деревне. С тех пор в замковой горе нет никакой щели. (13)

 Чёрт принёс деньги
 Однажды ночью шёл бедный человек мимо замковой горы. Весёлый возвращался он с ярмарки домой. Ночь была светлая. Полнолуние. Возле горы человек заметил сидящего на ветке дуба чёрта, который латал штаны. Подошёл поближе человек и говорит:
— Чёрт, дай денег.
Чёрт ничего не ответил. Человек попросил и ещё раз, и ещё, но никакого ответа не получил. Махнул он рукой и поплёлся домой. Будучи в хорошем настроении, рассказал жене о своём приключении. От удивления жена вытаращила глаза. Долго мужа ругала и наказала ему, что ни в коем случае нельзя связываться с чёртом. Она подумала, что на ярмарке муж свихнулся. А он только засмеялся и лёг спать, как ни в чём не бывало.
В полночь послышался за дверью стук и звон монет. Открывается дверь. В избу проскальзывает чёрная тень, которая несёт мешок. Человек понял, что это чёрт, у которого он просил денег. Теперь мужик совсем протрезвел и страшно испугался. Чёрт снял мешок со спины и поставил на пол. Выдохнув, произнёс:
— Возьми, человек, деньги, которые просил.
Бедняга дрожал и молился. Чёрт приблизился к его кровати и всё строже приказывал.
— Быстро вставай и бери деньги.
Мужик от безысходности сразу вспомнил совет отца: когда на человека нападает чёрт, нужно читать молитву «Кровь и истина Христа …» Только начал он эту молитву, и злая сущность отстала. Ругаясь, чёрт ударил кулаком по столу, после взвалил мешок на плечи и исчез.
Бедный человек больше никогда не просил у чёрта денег, если даже и видел его у горы. (13)   

О замке возле Плателяй
Каждое название места имеет свою историю. Историй множество. У островов озера есть повести, объясняющие их названия. Бриедсале (остров Лосей) называется потому, что туда навещались лоси. На острове выращивали телят. Большинство историй связано с Замковым островом.  Станисловас Плайпа (1906 –1995) говорил, что похищенную Бируте держали в замке, пока Кястутис не договорился со священниками, и они позволили князю жениться на привидении...
Все в Платялисе знают о королеве-ведьме Замка. Она ездила на белой кобыле, которой не нужна была земля – она бежала по воде. И никто не мог стрелять ни в королеву, ни в кобылу. Одни говорили, что пули в них не попали, другие слышали, что пули возвращались – и тот, кто стрелял, должен был умереть... Одни говорили, что ведьма была бывшей королевой Швеции. Другие говорили, что шведы напали на Замок и королеву, и она превратилась в ведьму...
Но когда на Замок в очередной раз напали враги, королева поняла, что они захватят Замок. Тогда она взяла самые дорогие вещи и золото, села на кобылу и поехала к северной части озера. Но на маленьком восточном полуострове Шейрю пуля попала в лоб кобыле, и кобыла вместе с королевой-ведьмой утонула. Почему в то время пуля оказалась сильнее заклинания королевы. Говорят по-разному. Некоторые слышали, что солдат зарядил винтовку серебряной пуговицей со своего мундира. Другие говорят, что солдат стрелял пшеничным зерном. А третьи утверждают, что у солдата был мешок собственной земли; он высыпал из него землю и, стоя на земле, расколдовал заклинание.
Я не знаю, где правда. Только все жители Плателяй знают, что полуостров Шейрю Кумелкакте назван так потому, что рядом с ним утонула белая кобыла королевы. Некоторые слышали, что в то время выжила сама королева. Говорят, что её золото зарыто как в Шейресе, так и в горе Скарбо. А Станиславе Шоблинскайте (1895 – 1991) дедушка Лукаускис, которому ещё не было и ста лет, рассказывал, что, сколько он себя помнит, на окраине Плателяй люди, углубляя Пилосский ров, выкопали золотую подкову. Никто не сомневался, что её потеряла кобыла королевы. Кто же ещё мог золотить подковы коням!? Лукаускис не знал, куда его хозяин положил подкову...
Рассказывают, что огромное богатство королевы находится на Замковом острове, в подземельях. Не раз люди пытались туда забраться, чтобы добыть сокровища. Однажды трое мужчин из деревни Плокщяй приплыли к замку в поисках богатства. Копали, копали они, а уже и полночь, и откопали железную дверь. Тут они обрадовались и открыли её, но за ней ещё одна дверь. И возле этой двери стоят страшные стражи! Ноздри красные, изо рта огонь идёт! Перепуганные люди бросились бежать к своей лодке... Говорят, что после этого они даже заболели и умерли от страха.
Потом договорились отправиться на поиски сокровищ замка жители Плателишкю. Одним из них был Микалаускис, имена двух других уже забыты. Приплыли, копают. Копают, копают и только звяк – лопата попала в какое-то железо! Но мужики даже не успели обрадоваться: такой вихрь или не вихрь подхватил их и унёс. Появились только утром, когда взошло солнце: один под Кельме, другой под Скалбыклаем, третий у реки Кунигас. И все стоят в воде по колено. Когда они втроём встретились днём в Плателяй, они снова договорились – поехали ещё! Мужчины были смелыми! И на следующую ночь опять звенит, как железо! И опять – ещё больший вихрь!.. Утром снова очутились в озере, только поменялись местами и стояли на этот раз в воде по подмышки! Когда днём втроём снова встретились в Плателяй в третий раз, никому плыть не хотелось: было ясно, что если сейчас вихрь ударит, то погрузит их в воду с головой!
Говорят, что и люди Памедлинчю и Бержора попытали счастья, но никто не смог взять заколдованные сокровища, и они остались в замке. Правда, Медседжяю Зеняускису обещали счастье, но он его упустил. А было так.
Середина зимы, холодная ночь. Светит месяц. Зеняускис сладко спит рядом с женой в тёплой хижине. Вдруг стук: слышит – бар, бар, бар. Он к окну, слышит голос: «Вставай, сокровища замка открыты!». Слушает дальше. Ничего – тихо. Он подумал, что спит. Лёг, перевернулся на другой бок и уснул. Только снова – бар, бар, бар! «Вставай скорей! Сокровища замка открыты!» Зеняускис уже встревожился, разбудил жену: матушка, ты слышишь? Но в этот раз она ему не поверила: спи, мол, тебе приснилось! И снова оба спят. Внезапно как застучит, как закричит: «Поторопись, может, успеешь! Сокровища замка открыты!»
Оба вскочили, оделись, запрягли лошадь, и Зеняускис поехал к замку. Дорога протоптана, подумал, что доберётся. Увидел издалека: горит золото замка! Он уже собирался пересечь озеро и... Он едва успел сдержать лошадь! Поднялись волны, вода шумела, буря была сильнейшая, озеро пеной пенилось! Зеняускис развернулся и быстро вернулся домой, довольный и тем, что хоть не утонул.
А когда рассвело, поехал посмотреть на свою дорогу и с удивлением увидел: путь не заметён. Следы были самые чёткие. Доехал до озера и развернулся. Ох, и озеро замёрзло, занесено толстым слоем снега, к замку проложена хорошая дорога. Зеняускис понял, что богатство само шло ему в руки, но он опоздал. Из-за этой жемайтийской неуклюжести...
(U;ra;;   Stanislava Stripinien; лит. – Записала Станислава Стрипинене)
(http)


Рецензии