Хорошая работа - ЖИТЬ! 8
(Часть 2, гл. 4)
Глава 4.
Злополучный штопор
Итак, 1936 год открывает перед Гринчиком новые перспективы: учёба в аспирантуре предполагает ещё более углубленные познания не только в технических дисциплинах, но и знание уже двух иностранных языков. (Тут стоит сделать пометочку: вступительный по английскому Алексей сдал на тройку. Как-то с ним у будущего аспиранта было не очень. Этого категорически он не мог себе позволить. Поэтому взялся за изучение методично и основательно. В результате итоговый экзамен по английскому за аспирантуру сдал на "отлично.")
Аспирантура же приведёт его, как специалиста с самыми современными и обширными знаниями, в Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ).
Этот комплексный научный центр создан был в 1918 году усилиями профессора императорского технического училища и Московского госуниверситета Николая Егоровича Жуковского с единомышленниками. В нем ещё в довоенное время проводились исследования по аэродинамике, гидродинамике, динамике полётов и прочности летательных аппаратов. Все было здесь подчинено главному - прогрессу самолетостроения.
Летная же школа ЦАГИ (1937г.) давала не просто совершенствование летной практики, но и статус летчика-испытателя. Алексей войдёт во вторую, специально созданную группу испытателей, имеющих инженерное образование.. Первую группу института составляли испытатели-практики, за плечами которых опыт и пилотажное мастерство планерного спорта.
Жадный до работы, он не отказывался ни от каких предложений, брался за любое.
Одно из таких "простых" ему определили как новичку.
Нужно было ввести самолёт в штопор и, отсчитав шесть витков, вывести его из штопора и посадить. В кабине поверх обычных педалей управления навинтили динамометрические педали-самописцы. Они и должны были рассказать ученым, что происходит в воздухе.
Набрав высоту, летчик нажимает на педаль, самолёт переходит в штопор и начинает кружить. Один виток, второй... шестой... Он опять нажимает на педаль, а самолёт продолжает кружить. Летчик опять жмёт на педаль, а она все равно в положении "на штопор", заклинило её намертво..
Люди на летом поле, руководитель полётов не слышат рокота мотора и понимают - летчику пора прыгать...
" Нет, это надо точно себе представить, - напишет в своих воспоминаниях Марк Галлай, друг и коллега Гринчика. - Самолёт валится вниз. Летчика швыряет из стороны в сторону. Виток, ещё виток, и ещё - счёт потерян. Страх приближает землю, кажется, что она уже близко. А летчик ворочается в темноте и не видит ни земли, ни неба, ни высотомера... Это продолжается довольно долго - около двенадцати секунд...
Люди на земле замерли.
Метров триста оставалось до земли, когда самолёт клюнул носом. Раздался рокот мотора, вышедшая из штопора в пикирование машина выровнялась и пошла на посадку. "
Одной из первых к самолёту подъехала машина-санитарка, и медсестра тут же принялась бинтовать сбитые в кровь руки пилота.
Вместо того, чтобы прыгать с неуправляемого самолета, Гринчик отстегнул ремни и полез вниз выламывать заскочившую за шпангоут злополучную дополнительную педаль.
Успел. Сорвал прибор. Вышел из штопора. Выровнял машину. Спас двоих - самолёт и себя.
Этот случай дал всем понять - к лучшим в своём деле присоединился человек неординарный, мужественный и волевой.
Кстати, он и дальше продолжит работы в этой области под руководством профессора А. Н. Журавченко. Штопорную тему выберет для своей диссертации. Изучая, испытывая большое количество отечественных и иностранных типов самолётов, Гринчик станет непревзойденным на тот момент, практически единственным столь высокого уровня специалистом в этой сфере. А результаты его исследований войдут отдельным разделом "Испытания самолётов на штопор" в коллективный печатный труд (ЦАГИ И ЛИИ) "Руководство для Авиаконструкторов".
За каждой строчкой этого исследования скрывался большой риск., которому подвергал себя испытатель. Работая с серийными машинами, неблагополучными в этом плане, он НАМЕРЕННО (выделено автором) создавал ошибки при вводе их в штопор. А при выводе применял НАМЕРЕННО неправильные приёмы Так изучал последствия этих действий. Но последствия эти были очевидные - невыход из штопора.
.
В то самое время, когда машина неслась, вращаясь, к земле, Алексей должен был экспромтом изобретать все новые способы выхода из ситуации.
Здесь будет уместно отметить, что выявление штопорных свойств самолета считалось конечным и самым ответственным этапом испытаний.
Наработки Гринчика и его коллег оказались бесценны в годы войны. В 1943 году он и летчик-испытатель Виктор Расторгуев проведут сложнейшие испытания на перевернутый штопор истребителя Ла-5.
Во время боя, когда машина попадала в положение вверх колёсами, летчики, особенно молодые, торопливо покидали её. Она, зачастую целая и невредимая, попросту разбивалась. Нередко погибали и летчики, оказавшиеся под обстрелом в воздухе и с земли. А они так нужны были в небе - пилоты и самолёты!
Можно ли спасти машину? Можно ли научить летчика с малым опытом в условиях фронта управлять ситуацией и не бояться перевернутого штопор?
Оказалось, что не только истребитель Ла-5, но и более тяжёлый бомбардировщик Пе-2 могут спасти летчика, а летчик машину. Доказано это было, что называется на себе.
Своими рекомендациями испытатели вселяли надежду в молодых, словно говоря:"Мы смогли, и вы сможете".
(Продолжение следует)
Свидетельство о публикации №224092100831