Иван Макаров и Михаил Шолохов - комсомольская тема
В 1928 г. в рязанской губернской газете «Рабочий клич» советский партийный служащий и один из первых комсомольцев и коммунистов Рязанской губернии И.И. Макаров публикует рассказ «Крестом Гапона». В эпиграфе к нему он пишет, что посвящает его «памяти земляка Василия Еремина», и что «рассказ являет собой подлинную историю крестьянина села Салтыки В. Еремина». Каков же сюжет этого рассказа, который в книги писателя не включался, но где, вероятно, впервые для самого себя писатель-рязанец вводит «комсомольскую» тему?
Комсомольцы рязанского села Салтыки (это название родного села писателя) празднуют «Международный Юношеский День» – «МЮД»... Но они забыли известить об этом салтыковского крестьянина и главного героя рассказа – Игнатия Разлатого. В годы Первой русской революции Игнатий Разлатый с сыном Семёном невольно стали местными «революционерами», вступив в противоборство с волостной властью. Причины? Череда временных несчастий приводит к обнищанию семьи. Они просят волостные власти созвать сельский сход и отсрочить уплату долгов, чтобы справиться с временными трудностями. На беду, друг Игнатия Разлатого – учитель Ионыч (реальный учитель с. Салтыки), передаёт ему «петицию Гапона», тайно присланную братом из Санкт-Петербурга. Отец с сыном начинают ходить по избам односельчан и выразительно читать её вслух. Разумеется, волостной власти это не нравится... Она связываются с уездной... И уездная - «городская» власть «крючьями» ловит Игната Разлатого и его сына Семёна в их собственной избе: они не дают себя арестовать. Конец рассказа «Крестом Гапона» Макарова таков: сын погибает, отец сходит с ума.
Но действие «макаровского» рассказа продолжается. Проходит некоторое время. Установилась советская власть. И в новый юношеский праздник «МЮД» (он приурочивался к началу учебного года – авт.) комсомольцы села Салтыки, проходя недалеко от избы Игнатия Разлатого, приостанавливаются: они смущены тем, что не известили крестьянина о «Дне Юношества». А ведь Игнатий Разлатый считает этот праздник своим:
«¬– Братцы – други!.. Праздничек, праздничек-то какой же у вас? Как же про меня-то вы братцы, запамятовали… на праздничек не покликали, а?.. други… праздничек… Семку бы моево сюда… Семыньку моево, братцы! - лопотал он и на очерствелые кровоподтёки его щёк хлынули слёзы. Глядя на него, чувствовалось такое, будто в глаза попала горькая мошкара, а в горле большой комок ваты застрял» .
Макаров-писатель смолоду обладал чувством юмора и иронии. Он неожиданно напишет, что ещё одной причиной появления в селе Салтыки «стражников» являлась «старшиниха Анфиса Ильинишна. Она в те поры была молода, телом смутительна, и была великая мастерица на блины с мороженым молоком. И вот сам исправник примчал разъярённый: то ли на крамольника Игната, то ли на блины с мороженым молоком…»2
Писателю М.Б. Колосову, входившему наряду с М.А. Шолоховым в литературный круг московского журнала «Молодая гвардия», и жившему в тот период «в общежитии писателей-молодогвардейцев» (М. Светлов, М. Голодный, А. Веселый, В. Кудашев), запомнился ранний – «учебный» «шолоховский» рассказ (названия М.Б. Колосов не запомнил): «Из краевого центра приезжали в станичный комитет комсомола выступать с докладами по случаю Первого мая, Международного юношеского дня и т.п. агитаторы…» Один из «агитаторов» вызвал у местных комсомольцев подозрения… они решили его «проверить» на предмет отношения к советской власти с помощью деда-извозчика. Но агитатор - «…красивый, статный, волосы с зачесом, одет с «форсом»: пиджак, галифе, рубашка с «разговором» (вышитая), хромовые сапоги – всё специально для него пошитое», - это «испытание» успешно выдержал: он чуть не застрелил деда-«проверяльщика» 3!
Советский исследователь Л. Вольпе считал, что сюжет этого рассказа схож с фабулой «шолоховского» фельетона «Испытание. Случай из жизни одного уезда в Двинской области». В этом можно убедиться и сейчас, прочитав фрагмент фельетона Шолохова «Испытание» 4:
«- Насколько я припоминаю, вы, товарищ Тютиков, раньше были членом партии? - обратился секретарь укома РКСМ к сидевшему напротив человеку в широком модном пальто, с заплывшим жиром, самодовольными глазками...
- Так вот что я хотел вам сказать: на одной подводе с вами до станции поедет секретарь волостной ячейки Покусаев… Ехать вы будете вдвоём, так вы прикиньтесь этаким «нэпом» (наружность у вас самая подходящая) и тоненько попробуйте к нему подъехать. Узнайте его взгляды на комсомол, его коммунистические убеждения… а со станции сообщите мне.»
Чем же заканчивается фельетон Шолохова «Испытание»? »Секретарь волостной ячейки Покусаев» избил «проверяльщика» с «нэпманской» наружностью! То есть и в «учебном», и в переработанным под фельетон ранних произведениях Шолохова упоминается не только комсомольский «Международный Юношеский День», но и секретарь укома (уездного комитета) РКСМ, упоминается и комсомол.
Молодого писателя Марка Колосова хорошо знал молодой Иван Макаров. Весной 1928 г. в Рязань, по приглашению Макарова, приезжала группа московских писателей: Колосов в их числе. В городе состоялись литературные вечера, где писатели-москвичи (Марк Колосов, Тимофей Мещеряков, Яков Шведов) читали свои произведения, отвечали на вопросы публики. 5
Макарова и Шолохова роднит многое. Средний достаток жизни. Лучшие гимназические сочинения среди своих одноклассников-гимназистов. Принятие Октябрьской революции и последующих революционных событий. Писание пьес для первых коммунистических драмкружков (комсомолец и партиец И. Макаров напишет в 1920 г. пьесу-агитку «Дезертир»). Служба в советских органах власти и участие в продотрядах. Служба и в рядах ЧОНа, боровшегося с бандитизмом и с людьми, выступавшими против Советской власти. Будущими писателями в самом начале их жизни пережито столько, что хватит на многие книги! Но начинают они своё вхождение в советскую литературу с произведениями на актуальные «комсомольские» темы.
В 1922 – 1923 гг., практически одновременно, публикуются первые произведения и Макарова, и Шолохова. У Макарова – в Рязани, у Шолохова – в Москве. При этом существенная разница в возрасте: Макаров старше Шолохова на пять лет. Начиная с 1923г. Шолохов чувствует «тягу к литературной работе...»6 Он сближается с пишущей молодёжью при газете «Юношеская правда» (позднее «Молодой ленинец»). Но будущий Нобелевский лауреат начинает не с рассказов, а с фельетонов. В той же «Юношеской правде» опубликован его первый фельетон, о котором выше уже говорилось, – «Испытание»: он - на «комсомольскую» тему! При этом Михаил Александрович никогда не был комсомольцем, даже в пору «инспекторства» донских станиц, выполняя задания советской власти по «продналогу» и «продразвёрстке».
Весной 1924г., после смерти В.И. Ленина, газета «Юношеская правда» меняет своё название на «Молодой ленинец». И уже в «Молодом ленинце» печатается теперь уже первый рассказ Шолохова – «Родинка». Вслед за «Родинкой» в молодёжных изданиях Москвы (журнал «Комсомолия» (1925г.) и «Журнал крестьянской молодёжи» (1926г.) публикуются: «Пастух» (1925г.), «Продкомиссар» (1925г.), «Шибалково семя» (1925г.), «Алешкино сердце» (1925г.), «Бахчевник» (1925г.)… Всего 27 рассказов напишет очень молодой Шолохов за четыре года литературной работы. И в 1926-м выйдет его первая книга «Донские рассказы»: в ней восемь рассказов 7.
Первые рассказы Макарова публикуются также, в «комсомольских» изданиях, но в Рязани. Рязанская губернская молодёжная газета «Клич молодёжи» печатает два его рассказа: «Сапоги и масло» (1922г.) и «Первое воскресение» (1923г.). Но рязанский губернский активный комсомолец и член РКП (б) И. И. Макаров, возможно, не помышляет в это время о писательстве. Он входит в президиум Губкома РКСМ, является «представителем» этой организации и в системе губернского народного образования, а с весны 1925г. возглавит в этой системе подотдел профессионального обучения рязанской молодёжи. То есть Макаров – в числе тех, кто создавал в Рязанской губернии советскую систему профессионального обучения молодёжи. И в его подчинении находились все техникумы, ФЗУ, сельскохозяйственные школы губернии 8.
Невозможно не заметить, что в «донских» рассказах Шолохова поднимается тема взаимоотношений сыновей и отцов. В «Родинке» отец убивает в бою сына, но узнав его по родинке на ноге, убивает себя сам... В «Пастухе» – в убийстве пастуха принимает участие и «сын Игната – мельника», обозлённого на советскую власть... В «Продкомиссаре» - оба «продотрядника» погибают, спасая случайно найденного замерзающего «мальчонку»... В «Шибалково семя» - чоновец «Шибалок» спасает уже своего мальчонку, нажитого с предательницей отряда... В рассказе «Бахчевник» - литературные братья убивают жестокого родного отца, избившего до смерти мать...
Данная тема роднит Шолохова-писателя с Макаровым-писателем. Для Макарова-писателя – она постоянная, начиная с «рязанского» рассказа «Крестом Гапона» (1928г.), а далее – «сибирских» и «московских»: «Остров» (1929г.), «Свобода» (1930г.), «Дело 471» (1934г.)... Тема взаимоотношений отцов с сыновьями поднимается Макаровым и в повести «Казачий хутор» (1931-1932гг.), и в романе «Миша Курбатов» (1934, 1936гг.). В последнем – «Мише Курбатове», главные литературные герои – отец с сыном Курбатовы: отец - директор «комбината-гиганта» (знаменитой «Магнитки» на Урале) и сын – инженер и комсомолец, погибший в результате «диверсии» на этом комбинате…
Почему эта тема волнует обоих писателей? Корни, как всегда из детства. У Макарова, на первый взгляд, благополучная семья: отец, мать, сёстры и братья. Всего шестеро детей в семье его родителей: три мальчика, три девочки, Иван – первенец. Но Иван Иванович Макаров – отец (полный тёзка сыну!) – замкнутый, молчаливый и «неблагонадёжный» в политическом отношении.
Отношение будущего писателя к отцу подсказывает его «Автобиография» 1931 года, где имеются следующие строчки:
«Родился в 1900 г., в селе Салтыки Рязанской губ. Там же рос в условиях крестьянской семьи. Отец мой, по профессии сапожник, был связан с революционными кругами, судился и был посажен в тюрьму. Меня это не очень огорчило, так как я страшно боялся своего отца. Он меня никогда не бил, любил болезненно, но его угрюмость и бледно-голубые, почти белые глаза угнетали меня необычайно. Молчание отца и его постоянная напряжённость сделались для меня, шестилетнего ребёнка, «загадкой мира». До его ареста я не имел своего детского мироощущения. Настроение отца всецело владело мной...» 9.
Биография Шолохова хорошо изучена. Внебрачный сын, два отца... Фамилию настоящего отца – Александра Михайловича Шолохова, будущий писатель получит в восемь лет. Родители соединятся, но будут постоянно переезжать из станицы в станицу. Шолохову придётся покинуть и частную гимназию Шелапутина в Москве: он не завершит гимназическое среднее образование. (Макаров закончит семь классов бывшей Ряжской мужской гимназии: к 1919г. она станет школой 2 ступени, советское среднее образование станет семилетним). А далее возвращение московского гимназиста Шолохова на Дон, где его семья окажется в горниле военного противостояния между «белыми» и «красными».
К книге рассказов «Лазоревая степь» (1926г.) Шолохов-писатель также напишет короткую «Автобиографию». В соответствии со своим временем он укажет в ней, что его отец «по сословию разночинец», и напишет, что он (отец) - выходец из Рязанской губернии (Зарайский уезд ранее входил в состав Рязанской губернии)10.
Макарова-писателя многие литературные критики при жизни упрекали в излишнем физиологизме. Во многих рецензиях 30-х годов об этом обязательно говорится и ставится писателю в вину. Например, в статьях: Н. Плиско (журнал «Октябрь», 1930г., № 4), М. Шишкевича (журнал «Земля советская», 1930г., № 2), А. Низовцева (журнал «Земля советская», 1931г., № 3) и др. В «макаровских» произведениях разных лет действительно много неприятного и страшного для современного читателя. В рассказе «рязанского» времени «Зуб за зуб» (1927г.), повествующем о жестокой борьбе рязанских мещерских старообрядцев с пришлым «Волчатником», есть жуткие сцены с болотом, засасывающем «Волчатника». В рассказе «Остров» (1929г.) – эпизод отрывания головы у дикой утки главным героем Фёдором Михайловичем, живущем на «своём» острове с сыном «Володяшкой»: это их пища. В рассказе «Смерть», опубликованном в журнале «Новый мир» в том же 1929-м, есть натуралистические подробности смерти первого коммуниста села – Алексея Минина, разрывающегося между «соборованием» священником и требованиями не делать этого товарищей-коммунистов.
Но прочтём вновь выше названные «донские» рассказы очень молодого Шолохова. В них – множество «физиологических» и натуралистических эпизодов: расправ, избиений, много крови и жестокости самых разных людей; и не только идеологических противников. Недаром его известный рассказ» «Продкомиссар» поначалу носил название «Звери».
Но подобные сцены жестокости найдутся и в других произведениях других писателей–современников и Макарова, и Шолохова. Особенно начала 1920-х годов. У писателя Артёма Весёлого (настоящая фамилия - Николай Иванович Кочкуров) такие сцены также есть, причём, иногда на одной странице:
«За бугром в затишке присел отдохнуть молодой партизан, да так и замёрз. Во рту у него торчал окурок. Ветер играл рыжим, выпущенным из-под кубанки чубом. Ноги замело песком».
Или. «Валялась лошадь, с выеденной волками требухой. Кто-то, спасаясь от холодного ветра, заполз в лошадиное брюхо, наружу торчали два костыля и одна нога в худом чоботе...» 11.
И в произведениях писателя Александра Серафимовича Серафимовича, более старшего Шолохова по возрасту – также много жестокости. Например, в рассказе «Мать»:
«Она дрожала мелкой дрожью неподавимого ужаса, и качалась, и шептала, съёжившись и глядя искоса глазами побитой собаки... Судорожно ловя дрожащими пальцами воздух, она приподнялась, глядя огромными глазами, и они кивали и смеялись ей в лицо разбитыми черепами, оторванными руками и ногами, вытекшими из разорванных животов внутренностями, дрожавшими на мостовой красными лужами остро пахнущей крови...» 12.
Перечисленные произведения, как и многие другие, написанные писателями по горячим следам сразу же после двух революций 1917-го, в голод и разруху 20-х, – страшны и горьки для современного читателя. Но они сохраняют историческую правду о данном временном отрезке: трагическом для России. Эти произведения смогли увидеть свет в 20-х годах двадцатого века, но десятилетием спустя, в 30-е, не издавались. Многие писатели, начинавшие в эти годы, были физически уничтожены.Сборники донских рассказов Шолохова в 30-е годы также, не издавались: часть современных исследователей считает - по инициативе самого писателя. В 1930-м вышли две его книги (одна из них «Лазоревая степь»), а в 1931-м – последняя: та же «Лазоревая степь», но «самый полный из всех сборников Шолохова…» В нём - девятнадцать рассказов Шолохова 13. Только в 1956-м, после знаменитого 20-го партсъезда, донские рассказы включаются в собрание сочинений писателя.
В 1930-м Шолохов принимается «кандидатом» в РКП (б), в 1932-м становится членом коммунистической партии. В том же 1932-м в советской стране упраздняется ассоциация РАПП, принимается постановление «О перестройке литературно-художественных организаций». И писатель Алексей Толстой пишет свои известные строки: «советский писатель… должен по локоть засунуть руки в тесто жизни…»14.
Шолохову и Макарову не нужно было начинать это делать: даже их первые литературные произведения основывались на реальной жизни. В соответствии со своими убеждениями они оба входили в РАПП: в Российскую ассоциацию пролетарских писателей. Макаров, живя в Рязани, в числе других, организовывал и Рязанское отделение РАПП. В сентябре 1929 года он, при поддержке губернских партийных органов, рязанских литераторов и журналистов, проводит первую окружную конференцию РАПП (Рязанская губерния ненадолго вошла в состав Московского округа). В числе приглашённых на «окружную» конференцию и «молодогвардеец» - поэт Михаил Светлов 15. В том же сентябре 1929-го отмечалась и 15-я годовщина молодёжного праздника «МЮД» - Международного юношеского дня.
Литературные произведения Макарова (вплоть до его трагической смерти в 1937-м) постоянно подвергались критике и по «идеологическим» соображениям. При этом почти всеми литературоведами и критиками признавался его большой талант и индивидуальность. Макарова, как и многих в это время, сначала пытаются «подправить». К тому же в 1929-м он исключается из рядов горячо любимой им партии РКП (б): по словам самого писателя, записанным следователем во время допроса на Лубянке в 1937-м, – «за мелкобуржуазные настроения и бытовое разложение» 16.
Но исключение из рядов РКП (б) в 1929-м пока не помешает Макарову писать новые произведения и активно их печатать. Но уже в 1934-м цензура запретит выход отдельной книгой романа «Чёрная шаль», хотя он уже был напечатан в журнале «Октябрь». «Чёрная шаль» выйдет отдельной книгой только в 1970-м, после посмертной реабилитации писателя в 1956 году. Сборник «макаровских» рассказов «Глухая кровь» – также запрещён цензурой. Многострадальный «Миша Курбатов» (первый вариант романа носил название «Бельё») подвергнется жесточайшей критике: Макаров «переработает» его, изъяв огромное количество страниц. Роман «Бельё» под новым названием – «Миша Курбатов» всё-таки выйдет, но его публикацию сочтут ошибкой и журнала, и издательства, на писателя снова обрушится критика. До ареста и гибели И.И. Макарова останется два с половиной года.
Ещё живя и работая в Рязани, Макаров чутко следил за литературными публикациями в советской стране. По свидетельству рязанских товарищей (и комсомольских, и литературных), он жадно читал книги, и они постоянно находились в его руках. Макаров наверняка читал «шолоховские» донские рассказы. Выше неоднократно упоминались и рассказ, и книга Шолохова под названием «Лазоревая степь». Эпитет, слово «лазоревый» часто встречаются в произведениях Макарова, в том числе и в романе «Чёрная шаль»: в эпизоде родов главной героини - Прасковьи Горяновой:
«Смутно помню лазоревый сладкий сон, тёплый лазоревый сон я почувствовала вдруг, что всё во мне опустело, мне легко, легко. Я могу лежать, витая по лазоревому сну, по этому видению. Нет в нём никаких жёстких предметов, никакой помехи. Всё лазоревое, нежное, полное и самое радостное...
Ничего больше не надо. Все желания сбылись...Не надо ни солнца, ни времени – всё тут. Когда потом Ефим ко мне подошёл, по-лазоревому смешно. Ведь до сего момента он, Ефим, был для меня чем-то главным, большим, был моим господином, а тут вдруг он мне ребеночком послушным показал себя....
Только через это я и узнала, что такое жизнь. Только через это я и накуролесила до смертного приговора... Как зверёнок, прижатый к земле, ждала и верила, что наступит, придёт, образуется вся жизнь, как то лазоревое мгновение.» 17.
Но ведь и у писателя Шолохова есть сцена родов! В рассказе «Шибалково семя» красноармеец Шибалок направляется вслед за Дарьей в лес. Увидев, что женщина не может родить, он помогает ей; спасает их общего ребёнка. Но при этом слышит и признание Дарьи в том, что она – член банды и предала красноармейский отряд:
«Сердце у меня тут прикипело в грудях, и не мог я стерпеть – вдарил ее сапогом и рот ей раскровянил. Но тут у неё схватки заново начались, и вижу я – промеж ног у неё образовалось дитё... Мокрое лежит и верещит, как зайчонок в зубах у лисы...» 18.
В 1928 году, в московском журнале «Молодая гвардия» публикуется первый роман Макарова – «Стальные рёбра». В 1929-1930 гг. этот роман выходит отдельной книгой, а в 1931-м, - «Стальные рёбра» переиздаются снова: в серии «Дешёвая библиотека Госиздата» 19.
Макаров, несмотря на позднее (по сравнению с Шолоховым) вхождение в большую советскую литературу (считается, что с 1927г.) –наверстает упущенное. За неполные десять лет литературной работы он напишет романы: «Стальные рёбра» (1928, 1929гг.), «Чёрная шаль» (1933, 1934гг.), «Миша Курбатов» (1934, 1936гг.), повести: «На земле мир. Записки тюремного надзирателя» (1930 – 1931гг.), «Казачий хутор» (1931 – 1932гг.), «Рейд Чёрного Жука» (1931г.), «Гофмалер Никитка» (1936г.) плюс рассказы.
Роман «Голубые поля» (1937г.) Макаров не завершит. Вероятно, остались не опубликованными его ранние крупные произведения - «Большой план» и «Индия в крови» (последний роман - о строительстве Туркестано-Сибирской железнодорожной магистрали): их упоминают современники писателя. Он разделит участь многих так называемых «крестьянских» писателей, репрессированных в 1937 – 1938 гг. Писатель Шолохов уцелеет: он сможет пройти по тончайшей нити: жизни-смерти.
В большой советской литературе остались произведения и Шолохова, и Макарова. Энергия и мощь таких разных литературных талантов позволила обоим преодолеть не только идеологические рамки и РАППа, и «социалистического реализма», но и само Время. Сила их гражданского и писательского мужества и в том, что они ломали названные «рамки» обдуманно, взвешенно; понимая, что большой талант – это особый дар и особая ответственность. Их выбор - сохранить историческую правду – оказался верным…
Литература:
1. Макаров И. Крестом Гапона // Газета Рабочий клич. Рязань. 1928, июнь, № № 139 – 143.
2. Там же.
3. Вольпе Л. Примечание. Шолохов М.А. Собрание сочинений в 9 тт. Том 1. – М.: Художественная литература, 1965. С. 418.
4. Шолохов М.А. Испытание. Электронный ресурс: https: // skazki.rustin.ru./mixail-sholoxov-ispytanie/ (Дата обращения: 02. 03. 2024).
5. Веденин Ю.И. Его псевдоним – Иван Буйный. – Р. Узорочье, 2007. С. 99.
6. Вольпе Л. Примечание. Шолохов М.А. Собрание сочинений в 9 тт. Т. 1. - М. Художественная литература, 1965. С. 413.
7. Там же. С. 413-415.
8. Сидорова (Ершова) О.В. Богатырская земля или малая родина писателя Ивана Макарова. (1900-1937) – Р. ИП Жуков В.Ю., 2020.
9. Макаров И.И. Литературная энциклопедия. – М., ОГИЗ, 1932. С. 707-708.
10. Лукин Ю. Большая правда эпохи. // Шолохов М.А. Собрание сочинений в 9 тт. Т.
М. Художественная литература, 1965. С. 23.
11. Веселый А. Россия, кровью умытая. М.: Современник, 1980. С. 223, 498.
12. Серафимович А. Повести и рассказы. Мать. М. Правда, 1980. С. 116.
13. Якименко Л. Творчество М.А. Шолохова. М., 1964. С. 34-35.
14. Вольпе Л. Примечание. // Шолохов М.А. Собрание сочинений в 9 тт. Т. 1. М. Художественная литература, 1965. С. 420.
15. Первый окружной съезд ассоциации пролетписателей. // Газета Рабочий клич. Рязань. 1929, 8 сентября, № 206.
16. Веденин Ю. Его псевдоним – Иван Буйный. Р. Узорочье, 2007. С. 113.
17. Макаров И.И. Чёрная шаль. М. Московский рабочий, 1970. С. 49.
18. Шолохов М.А. Лазоревая степь. Собрание сочинений в 9 тт. Том 1. М. Художественная литература, 1965. С.321.
19. Макаров И.И. Стальные рёбра. М. Л., 1931, № 326 – 330.
Ольга Сидорова (Ершова)
Член Союза российских писателей
Свидетельство о публикации №224092201049