Крик, или Другой - это я
Он стоял возле стекла, которое в двери и которое "не прислоняться", и громко разговаривал с каким-то случайным малым. Слишком доходчиво. Непринужденно. Напротив меня, у другой стенки, пассажирка с тюками на выход возмущенно таращила глаза, взглядом прямо-таки прожигала. Не взгляд, а лучизм с переходом в абстракцию. А всё за отсутствие солидарного порицания. При очередном витке мата я вдруг прислонила палец к губам и сказала: "Ти-ше". Получилось "цц-ч-ч-чи-щ-щше". Упавшее на стук колес, смешавшее виды в окне, отрывное, бредовое, странное, вызволившее секундную тишину. Интерес в мою сторону не задержался. Холодные не без насмешки глаза что-то считали с моего лица, он произнес: "ай эм сори".
Так по-английски: «Айм сори» пригасил интонацией брошенные мною шипящие, дал понять, что отсутствием юмора не страдает.
Это был высокий северного типа парень, по-моему, из мест не столь отдаленных - видимо, там рожденный от сидевших родителей. В его речи пару раз прозвучали: Кемь, Норильск - названия городов, где доброй волею не живут.
Расставшись со своим попутчиком, а малый соскочил где-то на промежуточной станции, молодой человек прошел мимо меня в вагон. С ним улетучился и запах легкого табака. И бесшабашная атмосфера тамбура. И цвет сумки «кэмел» у него на плече.
Снова увидела его серый вязаный свитер с кожаными треугольниками на локтях уже в череде выходящих у города Домодедово. Мой взгляд остановился как на давнем знакомом. Он оглянулся, наши глаза встретились, и опять - то же холодное выражение, всё понимающее, проницательное.
Нет, за иностранку он не принял меня. Скорее, опознал что-то свое по глубинной системе кодов как субъект, кое-что повидавший. Да и вид моего свитера не последнего крика моды кое-что подсказал. Тоже с нашивками на локтях, вытянутый, лохматый. Разве линялые джинсы да кеды были без говорящих примет – для скорого шага.
Выходя, он едва заметно кивнул мне. И тем задействовал мою память. Встроил в нее свой образ.
«Реально мотался на передок. А пока приятеля минами разнесло на дороге. Буханку - машину, знаешь? Дроны-камикадзе пикируют на машины, людей и на на всё типа того. Водителя выбросило, гражданские его отвезли в больницу. Наши искали-искали, решили, что задвухсотило, но через неделю сам объявился, немного руку поранило. И опять сел за руль, и его даже не наградили, забыли. А по ходу его мамашу мошенники развели. Сначала для затравки баба звонила. Ласковым сочувственным голосом: ваш мальчик попал в аварию, сломаны ребра… Мамка вроде продвинутая, газеты читает и знает. А вот сильно расстроилась и повелась. Словом, принцип такой: клевать ближнего и гадить на нижнего – тогда и позвоночник в трусы не посыплется.»
Подтянутый нордический тип. Никаких наколок. Чужой всем, сначала снизошел до упрощенно понятного языка с первым встречным, затем не без иронии заявил себя гражданином мира. Исчез по-английски, задал логику встрече и затерялся на привокзальной площади, слишком нарядной, для мусорной жизни, где никого не хвалят, не поддерживают, где все разговоры о том, как плохо, где катастрофическое сознание не щадит никакой одаренности, требуя русских усилий, чтобы пробиться без связей. Здесь на каждом шагу подножка, а зазеваешься – удар ниже пояса. Упадешь – закатают в асфальт. Рано поумневший, неустроенный волк, приехавший на поиски счастья. Одинокий и неприкаянный в огромном людском муравейнике, там - поодаль платформы, за высокой оградой с острыми пиками.
Чем-то он был сродни мне в той зоне опыта, где мы встретились, где слова покоились под словами, а всё настоящее скреплялось молчанием. Лишь оно доставало до самого дна события, которое с недавних пор называлось: «специальная военная операция». И всё же под завалом несказанного было то, что лежало на голой земле, - представление об экстремальной ненадежности жизни. Представление, равное закадровой темноте, где людям не светят не просто среднестатистические лета, а ближайшие пять минут спокойного пребывания. Террорист ли, водитель-алкаш, наемный киллер или пацан-психопат подвернутся тебе на дороге – не угадаешь, не заречешься. И моя вечно текущая квартира под крышей последнего этажа в центре столицы… Со вздыбленными полами, трещинами в потолке, сыпучей отслоенной штукатуркой между замкнутых электрических проводов… С видом на грандиозный советский ампир… Среди огней и блистающего гламура…. Там, за окном. Сюда же, до кучи. Да, моя родная бичхата. Подстегивается. Эстетикой отчужденности? Нет! Этикой аскетической сталинки? Мимо!! Надежно и плотно – абсурдом единения всего и со всем. «Если ночью тебя заметут, то я, конечно, поспособствую и отмажу, главное, чтобы зубы тебе к тому часу не выбили». Так фраза, осевшая в памяти, неожиданно выпросталась на поверхность. Скинула временную оболочку гарной украинской мовы: «Колы тебе стримают, я звычайно тебе допоможу…» За ней и другая: «Твий крик сильнише крику Мунка».
Это он, сошедший красавчик, у меня в голове продолжал общение в исполкоме захваченного города Константиновки. Делился вроде своим, а вывел на всеобщее, неизжитое – злость к прикормленным арбатским управщикам, бессильным и бесполезным, умеющим лишь отписываться и врать. И причем тут Мунк? У нас свой родной, свой советский классический крик, прооравший себя в лучистом пространстве кинематографа. Канонизированный в образе ушибленного интеллигента из фильма «Броненосец Потемкин». С тех пор 1925 года так и вопит, вырубая всё на пути, и даже не задохнется в рэпе какого-нибудь нового Бахлачева. Под звуки летящего беспилотника. Ничего не поделаешь, такова логика запредельного, я тоже разбиваю людей на своих и тех, кого утилитарно-катастрофически много.
Свидетельство о публикации №224092201105
нордического типа, возможно, рожденный в зоне от какого-то пленного немца. Потом он же в ЗОНЕ боевых действий. И дачный поселок, приобретающий уже черты той же ЗОНЫ.
И узнавание своего под знаком той же самой зоны. Вспомнилось у Николая Моршена:
Еще часы на башне бьют,
А их уж заглушает сердце.
Вот так друг друга узнают
В моей стране единоверцы.
Алла Шарапова 03.11.2024 12:32 Заявить о нарушении