Устойчивые людские представления и религиозные тра
Чтобы более подробно поговорить дальше об этом, предлагаю вам, в силу, надеюсь уже сложившийся нашей традиции, самостоятельно прочитать девятую главу евангелия от Иоанна, и затем вернуться к нашей беседе.
Итак, как вам кажется, есть ли в рассмотренной главе, поставленные мною вопросы? На мой взгляд, да! Иоанн очень чётко отмечает в данной главе и народное представление, в частности почему человек имеет явные проблемы со здоровьем, и устойчивую религиозную традицию о почитании особого субботнего дня, когда человеку необходимо было отдыхать от своим трудов, и идти в храм на поклонение Богу.
Ну, теперь, давайте более подробно, рассмотрим указанную главу. Если читать внимательно предыдущую главу, то мы можем понять где происходили эти события, описанные Иоанном в девятой главе. А происходили они во дворе Иерусалимского храма, после того, как Иудеи схватили камни, чтобы побить Иисуса, за то, что Он объявил Себя Сущим от начала, Который был ещё до Авраама. Другими словами, Он объявил Себя Богом, что в глазах ревностных религиозников было великим святотатством, за что необходимо было таковых побивать камнями до смерти. Почему этого не произошло? Иоанн пишет просто: «Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма, пройдя посреди них, и пошел далее.» - Ин.8:59
На мой взгляд есть ряд объяснений этому. Ну, во-первых, убийство в пределах храма, это тоже великий грех и большое святотатство. Вспомните хотя бы примеры из Ветхого Завета, когда даже те, кто пытался совершать дворцовый переворот, находили убежище при храме, ухватившись за рога жертвенника. Во-вторых, мне кажется, что при всей всеобщей готовности убить в том случае Иисуса, каждый религиозный фанатик отеческих преданий, не готов был первым бросить тот самый камень, который уже взял. Как правило расправа в толпе более лёгкая задача, чем личное участие. Так вот, мне кажется, что когда Христос, уходя из храма проходил, как пишет Иоанн среди них, их руки непроизвольно опускались, не в силах сделать первый смертельный бросок.
Но это всё, так сказать вступление к нашей теме. Давайте продолжим. Итак выходя из этой толпы, полной ненависти, Иисус проходя, увидел особенного человека, просящего милостыню. В чём была его особенность? Ведь как тогда, так и до настоящего времени при дверях храмов, часто собираются различные убогие люди, просящими милостыню. Тем более в те древние времена. Наверное, таких людей было множество. Но этого несчастного отличало то, что он был слепым от рождения, и по всей видимости, о его положении знали многие, в том числе и ученики Господа. И вот они задают вопрос Иисусу, в котором, как мне кажется, явным образом сквозит это народное представление о том, почему человек является несчастным, а именно потому что он, либо его родители согрешили перед Богом.
Разве сегодня что-то кардинально изменилось? Особенно в религиозной среде? Как часто, первой мыслью, которая приходит в голову религиозного человека, когда он слышит о какой-то болезни, постигшей кого-либо, это всё те же мысли о согрешении кого-либо. Но, если смотреть с рассуждением, то мы увидим, что в этом устойчивом представлении людей того времени, и учеников Христовых в частности, в самом вопросе есть глубокая неправда.
Как мог младенец в утробе матери согрешить? Ведь, как повествует евангелист, он родился слепым. Еще могла быть в какой-то мере быть справедливым вторая часть вопроса о согрешении родителей, так как в Ветхом Завете есть некоторые указания, что Бог может наказать за грехи родителей потомство их до четвертого рода. Но младенец?! Нет, он не согрешил!!! И как сказал Христос не согрешили и его родители, но вся эта ситуация происходит потому, что на этом несчастном человеке должны явилиться дела Божии!
Держите в своих головах тот, нами рассмотренный факт, что те злопыхатели Иисуса, которые взяли камни, были где-то здесь рядом, и если у некоторых из них камни самопроизвольно выпали из рук, когда мимо них проходил Иисус, то, думается мне, были ещё и те, кто продолжал держать в своих запотевших руках камни, ожидая команды начальников о наказании Этого богохульника, или просто ждали, когда это можно будет сделать без осуждения осквернения храма. И вот тут некоторая остановка у всем знакомого слепого, который многие годы при храме просил милости, и которого и эти люди несомненно знали. Если вы помните ответ родителей, то они говорили, что их сын в годах совершенных. И если в нашей стране это восемнадцать лет, то в Иудейской традиции, это около тридцати лет. Но даже, если мы оставим во внимании наше представление о совершеннолетии этого слепого, то понимаем, что это длительный период времени.
И вот тут у меня к вам вопрос: готовы ли вы быть в болезни такое длительное время, чтобы на вас явились дела Божии? Конечно все чудеса не от нас, но мне кажется, что страдать и болеть, даже короткое время мы не готовы, ожидая мгновенного исцеления, освобождения, облегчения и т.д.
Какое удивительное продолжение этой истории. Иисус говорит всем, кто тогда находился рядом с Ним: и врагам, и больному и ученикам следующее: «Мне должно делать дела пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Доколе Я в мире, Я-свет миру.» - Ин.9:4-5
И что тут важно? Помним о злопыхателях, желающих расправы со Христом, именно потому, что Он делал Себя равным Богу! Важно то, что слова Христа не расходились с Его деяниями. И как обстоят дела у нас вами? Я имею в виду верующих людей, которые регулярно посещают храмы, костелы, Дома молитвы?
Сколько много и правильных и благочестивых слов, и утверждений мы слышим, и порою сами говорим, и сколь мало, мы исполняем то, о чём слышим, или о чём говорим!
Но Господь, что говорил, то и исполнял. Посмотрите, Он Сам взял и явил свет и всему миру, и в том конкретном случае – слепорождённому несчастному человеку. При этом у меня к вам вопрос: мог ли Христос мгновенно дать зрение ему? На мой взгляд да! Почему Он сделал брение и послал слепца умыться в купальню Силоам?
На мой взгляд, важным для Бога в любом вопросе, является послушание. Вспомните первородный грех наших прародителей и его корень – непослушание. Так вот, в важных вопросах, Бог желает нашего послушания. Наверное, не совсем приятное было это брение: Некто Иисус плюнул в дорожную пыль, и этой грязью помазал глаза слепорождённому, пообещав тому, что он станет зрячим, если пойдёт умоется в купальне Силоам, которая находилась в юго-восточной стороне Иерусалима при подошве гор Сион и Мориа. Другими словами, слепому нужно было совершит путь веры, что он и сделал. И как кажется мне, многие стали ожидать результата этого путешествия веры.
Что чувствует слепой человек, которому врач даёт надежду на зрение? Это, наверное, может понять тот, кто терял зрение на какой-то период, и посредством операции или иных процедур современной медицины, улучшил свое зрение. Но что чувствовал тот, кто не имел зрения никогда?!! Тем не менее, он выполнил всё то, что сказал ему Христос! И вернулся в храм зрячим!
Это его возвращение произвело спор между очевидцами этого события и само это исцеление стало всеобщим чудом и предметом обсуждения. Мне думается, что в тот момент, когда слепой всем объявил, что именно он тот самый слепец, что многие годы просил милостыню здесь при храме, руки самых ретивых религиозников ослабели, и они бросили подготовленные камни не в Христа, а назад, в придорожную пыль.
Это было чудо? Да, несомненно! Его исследовали? ДА! И к каким выводам пришли религиозные лидеры того времени? Они воздали Богу и Христу хвалу? Нет! Они объявили Его грешником, и пытались своё мнение навязать этому – теперь счастливому человеку. Почему такое было возможно вообще? Разве всем не стало ясно, что Христос –Бог? Кто может отверзать очи слепорождённому от рождения, как не Бог? Это понял исцелённый, но не поняли фарисеи, ибо были ослеплены своим представлением о святости субботнего дня, в который по их представлению, нельзя было делать никаких дел, в том числе совершать исцеления.
Таким образом, мы подошли к обсуждению устойчивой твердой религиозной традиции, которая была сформирована прошлыми почитателями Бога, переданной новым поколениям тех, кто в тот период времени учил народ Закону Божьему, но в то же самое время, не смогли увидеть Бога, Который явным образом явил Себя в месте поклонения – храме!
Но что сегодня? Не довлеют ли над некоторыми из нас устоявшиеся религиозные традиции? Ну, например, точность перевода, к которому привыкли, или новые современные носители Слова. Я имею в виду, когда некоторые проповедники с кафедры вещают о том, что Библия в смартфоне неуместна и т.д.
Дай Бог, проверять нам наши устоявшиеся представления о чём-либо Словом Божиим, а наши религиозные традиции – разумному рассмотрению!
Еще некоторые замечания по рассмотренному тексту. Посмотрите, как исцелённый, был охарактеризован фарисеями – они сказали, что он ученик Христа, и это при том, что тот не ходил с Христом до того, но на себе самом испытал благость слов Христа и явление Его святой силы! Он Его даже не знал в лицо, ибо, когда шел в купальню Силоам был ещё слеп. Но он исповедал Его, когда Христос объявил ему о том, что Он
Тот, Который дал Ему зрение. И при всём при этом, свидетели этого чуда, и исповедания прозревшего не смогли повторить его убежденности в божественности Христа.
Не так ли и сегодня? Кто-то признает Христа, ощутив Его, а кто-то, даже будучи порою свидетелем некоторого чуда, которое случается с ним или с его окружением, продолжает жить в устойчивом людском представлении и твердой неизменной религиозной традиции его конфессии, или деноминации, твердо, как Савл, держась отеческих преданий.
Да благословит вас Господь, видеть Его чудеса, и уметь сопоставлять свои убеждения со Священным Писанием!
ТВГ, г. Барнаул, сентябрь, 2024 г.
Свидетельство о публикации №224092201132
Перемены всегда происходят через ломку, через дискомфорт, отказ от привычного, страх, недоверие и т.п.. Никто пив новое вино, не признает его сразу хорошим, но предпочтет старое.И проще закоснеть, особенно в традиции.
Наталия Кобилева 2 24.09.2024 22:48 Заявить о нарушении
Виктор Тарасенко 16.10.2024 16:21 Заявить о нарушении