Через тернии к людям. Гл 2. Умножение жизни
– Перед вами бабочка, – произнес учитель.
– Ух, ты!
– Ну, прям танцует!
– Видели б девчонки, вот бы визгу было!
– Наверняка каждая захотела бы построить созвездие бабочки.
Механизм инсектария периодически покачивал цветки и медленно загораживал одни и выставлял другие, вынуждая бабочку совершать перелеты.
– Хром Оганесон, а откуда ее привезли? – спросил один ученик.
– Ее не привезли. Нам прислали код, и мы создали ее в лаборатории.
Хром Оганесон нажал другую кнопку на основании инсектария, и на его стенке отобразились существа, которые обычно соседствуют с бабочкой в естественной среде. Полупрозрачное и узкоспектральное изображение не пугало бабочку, хотя там и были хищники, для нее они были незаметны.
– А теперь вопрос, – продолжил учитель, – Зорт, опусти руку, я думаю, ты не угадал. Я не стану спрашивать, как она устроена. С рыбой на прошлом уроке вы все хорошо справились. Вопрос: как бабочка умножает жизнь? Кто что думает? Зорт?
– Я думаю, – стал тянуть вопрошаемый, – думаю, как у рыб не получится.
– Почему не получится? – приглашал учеников к размышлению хром Оганесон, – Давайте представим, что из яйца вышла молодая особь во сто крат меньше взрослой, – и он снова сделал руками жест, позволяющий всем ученикам во время урока говорить без предварительного на то разрешения.
– Но она тогда не сможет вырасти. Ей не хватит питания на одном месте. А перелетать с цветка на цветок у нее не получится, – сказал Волт.
– А почему же не получится? – спросил Зорт.
– Вспомните закон подобия гидрогазодинамики. И учтите, что это здесь ветра нет, – хром Оганесон специально опередил ответ Волта. Мальчишкам-второклассникам еще нужно помогать развивать коммуникативные навыки. Учитель повернул голову в сторону других учеников и легкой улыбкой дал им понять, что и от них хотелось бы услышать рассуждения.
– Тогда обязательно нужно чтобы бабочка сразу рождалась большой, – уверенно заявил Конт. – Ну, размером почти со взрослую особь, – а потом сам засомневался, – Но как же она поместится в маленьком яйце? Она же не трансформер.
– Скажу больше, – добавил учитель, – родительская особь обычно откладывает десятки, а то и сотни яиц.
– Может с возрастом бабочка наедается и становится еще больше? – прозвучала версия.
– Не-ет. Тогда бы она стала легкой добычей для каких-нибудь зверей. Она слабая, и ей нечем защищаться, – возразил другой ученик.
А всё это время двое мальчишек особенно разглядывали инсектарий, как бы отыскивая там что-то.
– А что если бабочка как паразит или как вирус нападает на чужое большое яйцо, ну например птичье, заражает его, и в нем развивается уже не птенчик какой-нибудь, а бабочка? – предположил Фост.
– Интересная версия, – сказал хром Оганесон, такого ему еще не приходилось слышать.
– Но бабочка не сможет вылупиться, она же не расколет такую толстую скорлупу, – нашлось возражение.
– Ну, может быть, бабочка растворяет скорлупу кислотой? – защищал свою версию Фост.
– Это можно было бы запроектировать, но проблема в том, что птицы, да и другие виды, защищают свое потомство, и если обнаруживают в каком-нибудь яйце нарушение в развитии, то не просто выбрасывают его, а уничтожают, – сказал учитель.
– Остается одно, – прозвучала новая попытка после небольшой паузы. – Чтобы яйцо само выросло.
– И как? У него тогда должен быть рот с зубами, и еще надо как-то ползать, – возразил другой ученик.
Хром Оганесон меж тем про себя отмечал, кто из учеников более способен выдавать новые идеи, а кто – их критически оценивать.
– А что если из яйца выйдет то, что будет с зубами… и будет ползать? Ну, пусть грызет листья, далеко ходить не надо, и хищники не видят, – развивалась версия.
– А потом что?
– Ну, пусть ест, ест, станет большим. И оно – большое станет… новым большим яйцом. А из него и выйдет полноразмерная молодая особь, – и Фост уже стал ждать новой критики.
– Ну как, есть возражения? – подвел итог хром Оганесон после небольшого молчания.
Вместо возражения посыпались восторженные возгласы.
– Всё просто и всё сходится!
– Хром Оганесон, это идеально!
– Ведь кто-то это придумал.
– Они же тогда…
– Перемена! Продолжим на следующем уроке. Конт и Зорт, отнесите приборы, Волт бери инсектарий и за мной, остальные свободны.
Весь класс зашевелился.
– Хром Оганесон, а когда мы будем изучать землян? – спросил Волт уже в коридоре.
– В третьем классе.
– Как долго ждать. Скорей бы. Эти волосатоголовые забавные. Только папа не разрешает мне приближать телескоп ближе, чем орбита соседней планеты.
– И я с ним согласен.
– Они живут большими семьями, то по тысячи, то по сотню тысяч в одной семье. Они любят ездить друг к другу в гости чаще в одиночку или вдвоем. Но изредка они собираются с разных семей в большущую толпу и едут очень далеко. А там тоже с разных семей собирается толпа. И потом две эти толпы встречаются и празднуют.
– Это ты про солнечных землян?
– Да. Они наверно соревнования проводят. Они, как и мы, салюты любят. Только почему-то потом возвращается их намного меньше. Странные какие-то у них соревнования.
– Волт, спасибо! Давай инсектарий, мы почти пришли.
– Да ничего, я помогу, у Вас еще книга – не остановился Волт.
– Ступай, тебя девочки ждут.
– Хром Оганесон, а зачем нам на переменах играть в ладушки?
– А тебе разве неприятно?
– Да я просто хотел бы другим делом позаниматься. Зачем такое придумали, чтобы второклассники на переменах в ладушки играли?
– От этого девочки становятся спокойнее.
– Ну и пусть бы девчонки с девчонками играли.
– Девочке важно играть именно с мальчиком. Да и для тебя польза есть.
– Какая же польза, хром Оганесон?
– Во время хлопков и движения по фигурам ты о чем думаешь?
– Э-э-э…
– Ты думаешь о быстрых играх?
– Нет.
– Ты думаешь о землянах?
– Нет.
– Ты думаешь о своем недостроенном буксире?
– Нет.
– Ну вот, цель достигнута.
– Ничего не понял.
– Хром Вольфром, Вы идете мне на помощь? – пошутил хром Оганесон.
Его коллега, вышедший из учительской, принял инсектарий из рук Волта.
– Да, вижу, что Волт Вас тоже частенько экзаменует.
– И не только он.
– Простите, а что это значит? Что такое экзамен? – спросил Волт.
– Когда-то давно в школах были экзамены – это часть учебного процесса, когда учитель в конце семестра задает ученику много вопросов, чтобы определить его знания.
– Каким же нелепым сейчас это кажется.
– Да уж, вот только не припомню, как же мы перешли к современной методике.
– Поменьше учеников на одного учителя, побольше лабораторных работ и чуть сместили акцент в сторону счастья. И экзамены стали не нужны.
– Здравствуйте, сера Ливирима, - поприветствовал Волт вышедшую из дверей учительницу. Как и полагалось, она ответила невербально.
– Позвольте мне эту красоту поскорее вернуть на место, - сера Ливирима плавными поочередными движениями двенадцатью своих изящных пальцев обхватила инсектарий, – мужской беседе это не повредит, – и она вернулась в учительскую.
– Волт, увидимся на уроке, – не меняя улыбки и обращая лицу в сторону ученика, сказал хром Вольфром.
– Э-э, да, хром Вольфром. Уже ухожу, – сказал Волт и убежал.
Слова о современной методике образования были сказаны для удовлетворения любопытства Волта. Учителя стремились периодически находить предлог, чтобы послушать какого-нибудь ученика за пределами учебных кабинетов, чем тот интересуется, о чем мечтает. Школа давно уже перестала измерять знания и способности учеников численно. Причем с того момента тяга к знаниям у учеников в среднем стала возрастать. А единственным критерием для выдачи аттестата стала мера ответственности учащегося перед обществом.
– Хром Оганесон, вам известны подробности быстрых игр по школе Юмисара.
– Да как и у нас, серьезных травм нет, лишь царапины. Был, правда, такой эпизод: один игрок сорвался, но его двое быстро подхватили, один свой, другой чужой. Многие зрители и не заметили. Методисты изучали видеозапись и пришли к выводу, что если бы его и не подхватили, то он бы сумел правильно упасть. И эмоциональное состояние игрока было адекватным.
– Развитие критичности и ответственности радуют.
– Да, надеюсь, скоро и соревнования будем проводить также без страховочных поясов и барьеров безопасности.
Свидетельство о публикации №224092201158