Через тернии к людям. Гл 2. Умножение жизни

Учитель принес на урок темный цилиндрический куполообразный предмет. После нажатия кнопки темный предмет стал прозрачным.

– Перед вами бабочка, – произнес учитель.

– Ух, ты!

– Ну, прям танцует!

– Видели б девчонки, вот бы визгу было!

– Наверняка каждая захотела бы построить созвездие бабочки.

Механизм инсектария периодически покачивал цветки и медленно загораживал одни и выставлял другие, вынуждая бабочку совершать перелеты.

– Хром Оганесон, а откуда ее привезли? – спросил один ученик.

– Ее не привезли. Нам прислали код, и мы создали ее в лаборатории.

Хром Оганесон нажал другую кнопку на основании инсектария, и на его стенке отобразились существа, которые обычно соседствуют с бабочкой в естественной среде. Полупрозрачное и узкоспектральное изображение не пугало бабочку, хотя там и были хищники, для нее они были незаметны.

– А теперь вопрос, – продолжил учитель, – Зорт, опусти руку, я думаю, ты не угадал. Я не стану спрашивать, как она устроена. С рыбой на прошлом уроке вы все хорошо справились. Вопрос: как бабочка умножает жизнь? Кто что думает? Зорт?

– Я думаю, – стал тянуть вопрошаемый, – думаю, как у рыб не получится.

– Почему не получится? – приглашал учеников к размышлению хром Оганесон, – Давайте представим, что из яйца вышла молодая особь во сто крат меньше взрослой, – и он снова сделал руками жест, позволяющий всем ученикам во время урока говорить без предварительного на то разрешения.

– Но она тогда не сможет вырасти. Ей не хватит питания на одном месте. А перелетать с цветка на цветок у нее не получится, – сказал Волт.

– А почему же не получится? – спросил Зорт.

– Вспомните закон подобия гидрогазодинамики. И учтите, что это здесь ветра нет, – хром Оганесон специально опередил ответ Волта. Мальчишкам-второклассникам еще нужно помогать развивать коммуникативные навыки. Учитель повернул голову в сторону других учеников и легкой улыбкой дал им понять, что и от них хотелось бы услышать рассуждения.

– Тогда обязательно нужно чтобы бабочка сразу рождалась большой, – уверенно заявил Конт. – Ну, размером почти со взрослую особь, – а потом сам засомневался, – Но как же она поместится в маленьком яйце? Она же не трансформер.

– Скажу больше, – добавил учитель, – родительская особь обычно откладывает десятки, а то и сотни яиц.

– Может с возрастом бабочка наедается и становится еще больше? – прозвучала версия.

– Не-ет. Тогда бы она стала легкой добычей для каких-нибудь зверей. Она слабая, и ей нечем защищаться, – возразил другой ученик.

А всё это время двое мальчишек особенно разглядывали инсектарий, как бы отыскивая там что-то.

– А что если бабочка как паразит или как вирус нападает на чужое большое яйцо, ну например птичье, заражает его, и в нем развивается уже не птенчик какой-нибудь, а бабочка? – предположил Фост.

– Интересная версия, – сказал хром Оганесон, такого ему еще не приходилось слышать.

– Но бабочка не сможет вылупиться, она же не расколет такую толстую скорлупу, – нашлось возражение.

– Ну, может быть, бабочка растворяет скорлупу кислотой? – защищал свою версию Фост.

– Это можно было бы запроектировать, но проблема в том, что птицы, да и другие виды, защищают свое потомство, и если обнаруживают в каком-нибудь яйце нарушение в развитии, то не просто выбрасывают его, а уничтожают, – сказал учитель.

– Остается одно, – прозвучала новая попытка после небольшой паузы. – Чтобы яйцо само выросло.

– И как? У него тогда должен быть рот с зубами, и еще надо как-то ползать, – возразил другой ученик.

 Хром Оганесон меж тем про себя отмечал, кто из учеников более способен выдавать новые идеи, а кто – их критически оценивать.

– А что если из яйца выйдет то, что будет с зубами… и будет ползать? Ну, пусть грызет листья, далеко ходить не надо, и хищники не видят, – развивалась версия.

– А потом что?

– Ну, пусть ест, ест, станет большим. И оно – большое станет… новым большим яйцом. А из него и выйдет полноразмерная молодая особь, – и Фост уже стал ждать новой критики.

– Ну как, есть возражения? – подвел итог хром Оганесон после небольшого молчания.

Вместо возражения посыпались восторженные возгласы.

– Всё просто и всё сходится!

– Хром Оганесон, это идеально!

– Ведь кто-то это придумал.

– Они же тогда…

– Перемена! Продолжим на следующем уроке. Конт и Зорт, отнесите приборы, Волт бери инсектарий и за мной, остальные свободны.

Весь класс зашевелился.

– Хром Оганесон, а когда мы будем изучать землян? – спросил Волт уже в коридоре.

– В третьем классе.

– Как долго ждать. Скорей бы. Эти волосатоголовые забавные. Только папа не разрешает мне приближать телескоп ближе, чем орбита соседней планеты.

– И я с ним согласен.

– Они живут большими семьями, то по тысячи, то по сотню тысяч в одной семье. Они любят ездить друг к другу в гости чаще в одиночку или вдвоем. Но изредка они собираются с разных семей в большущую толпу и едут очень далеко. А там тоже с разных семей собирается толпа. И потом две эти толпы встречаются и празднуют.

– Это ты про солнечных землян?

– Да. Они наверно соревнования проводят. Они, как и мы, салюты любят. Только почему-то потом возвращается их намного меньше. Странные какие-то у них соревнования.

– Волт, спасибо! Давай инсектарий, мы почти пришли.

– Да ничего, я помогу, у Вас еще книга – не остановился Волт.

– Ступай, тебя девочки ждут.

– Хром Оганесон, а зачем нам на переменах играть в ладушки?

– А тебе разве неприятно?

– Да я просто хотел бы другим делом позаниматься. Зачем такое придумали, чтобы второклассники на переменах в ладушки играли?

– От этого девочки становятся спокойнее.

– Ну и пусть бы девчонки с девчонками играли.

– Девочке важно играть именно с мальчиком. Да и для тебя польза есть.

– Какая же польза, хром Оганесон?

– Во время хлопков и движения по фигурам ты о чем думаешь?

– Э-э-э…

– Ты думаешь о быстрых играх?

– Нет.

– Ты думаешь о землянах?

– Нет.

– Ты думаешь о своем недостроенном буксире?

– Нет.

– Ну вот, цель достигнута.

– Ничего не понял.

– Хром Вольфром, Вы идете мне на помощь? – пошутил хром Оганесон.

Его коллега, вышедший из учительской, принял инсектарий из рук Волта.

– Да, вижу, что Волт Вас тоже частенько экзаменует.

– И не только он.

– Простите, а что это значит? Что такое экзамен? – спросил Волт.

– Когда-то давно в школах были экзамены – это часть учебного процесса, когда учитель в конце семестра задает ученику много вопросов, чтобы определить его знания.

– Каким же нелепым сейчас это кажется.

– Да уж, вот только не припомню, как же мы перешли к современной методике.

– Поменьше учеников на одного учителя, побольше лабораторных работ и чуть сместили акцент в сторону счастья. И экзамены стали не нужны.

– Здравствуйте, сера Ливирима, - поприветствовал Волт вышедшую из дверей учительницу. Как и полагалось, она ответила невербально.

– Позвольте мне эту красоту поскорее вернуть на место, - сера Ливирима плавными поочередными движениями двенадцатью своих изящных пальцев обхватила инсектарий, – мужской беседе это не повредит, – и она вернулась в учительскую.

– Волт, увидимся на уроке, – не меняя улыбки и обращая лицу в сторону ученика, сказал хром Вольфром.

– Э-э, да, хром Вольфром. Уже ухожу, – сказал Волт и убежал.

Слова о современной методике образования были сказаны для удовлетворения любопытства Волта. Учителя стремились периодически находить предлог, чтобы послушать какого-нибудь ученика за пределами учебных кабинетов, чем тот интересуется, о чем мечтает. Школа давно уже перестала измерять знания и способности учеников численно. Причем с того момента тяга к знаниям у учеников в среднем стала возрастать. А единственным критерием для выдачи аттестата стала мера ответственности учащегося перед обществом.

– Хром Оганесон, вам известны подробности быстрых игр по школе Юмисара.

– Да как и у нас, серьезных травм нет, лишь царапины. Был, правда, такой эпизод: один игрок сорвался, но его двое быстро подхватили, один свой, другой чужой. Многие зрители и не заметили. Методисты изучали видеозапись и пришли к выводу, что если бы его и не подхватили, то он бы сумел правильно упасть. И эмоциональное состояние игрока было адекватным.

– Развитие критичности и ответственности радуют.

– Да, надеюсь, скоро и соревнования будем проводить также без страховочных поясов и барьеров безопасности.


Рецензии