Через тернии к людям. Гл 6. Консольный блок
Ученики повскакивали со своих мест и поспешили за учителем в предвкушении интересного. Любые учебные занятия вне классного кабинета оставляли у мальчишек сильные впечатления. Идти пешком пришлось не мало.
Город Бетасар или 09:28:49-53 по системе индексации был одним из 64-х, обитавших у звезды Буран. Он представлял собой 8 пар жилых блоков. Поперечная ось каждой пары блоков медленно вращалась вокруг центральной для создания искусственной гравитации с помощью центробежной силы. А каждый блок вращался вокруг поперечной оси, совершая один оборот в сутки необходимой продолжительности, обеспечивая циркадные ритмы жителей города. Когда еще не было городов, в первых космических станциях для имитации дня и ночи использовалась только лишь смена интенсивности и спектра освещения. Но как выяснилось позже, для нормальных циркадных ритмов этого было недостаточно. Для центральной устойчивости города каждые соседние пары жилых блоков вращались в противоположные стороны. Ориентация центральной оси всегда поддерживается вдоль лучей светила.
– Надеваем поверх одежды вторые защитные костюмы и переобуваемся, – сказал учитель в первом шлюзовом отсеке.
– Сейчас мы поднимемся к центральной оси. По пути вес тела будет уменьшаться. В центральной оси невесомость. Обо всех ощущениях говорите вслух, – инструктировал учитель.
В поперечной оси экскурсанты расположились в два уровня, схватились руками за поручни, ноги вставили в опоры, и стали подниматься на нескольких параллельных тросовых транспортерах. На центральной оси учитель опросил каждого ученика о самочувствии. Добираться на край города нужно было также на тросовых транспортерах, но уже с ветерком. На пути следования было несколько шлюзов, которые в нужные моменты открывались и закрывались. Движение было прямолинейным, быстрым и без рывков. Устройство поручней и опор перескакивало через шлюз из отсека в отсек. И наконец, плавная остановка перед шлюзом, который не открылся автоматически.
– Вид на город отсюда потрясающий, но любоваться им долго мы не будем, – сказал учитель. Он сообщил диспетчеру по телефонной связи о составе группы, самочувствии и запросил разрешение на вход в консольную группу блоков. Шлюз открылся. Ученики неуклюже поплыли по воздуху в большую переходную камеру и шлюз закрылся. Учитель снова связался с диспетчером и открылся боковой шлюз – вход в один из четырех консольных блоков. Держась за поручни на стенах, ученики заплыли внутрь и прилипли к окнам. Свет от звезды был со спины молодых наблюдателей, которые с выпученными глазами восторгались вслух, кто словами, кто протяжными звуками. Момент посещения станции был выбран диспетчером не случайно. В этот час жилые блоки минимально заслоняли друг друга. Весь город был как на ладони. Вскоре мальчишки стали перешептываться, указывая на различные объекты. Учитель выжидал, пока ученики насладятся зрелищем и немного свыкнутся с невесомостью, чтобы она не отвлекала в дальнейшем. Насмотревшись вдоволь, несколько учеников повернулись от окна, примагнитились спецобувью к площадке и стали глазеть на аппараты.
– Здесь еще есть и простой телескоп, – привлек к себе внимание учитель. – А главное назначение этого блока – переработка вещества. Это терминатор вещества, – указывал учитель на большие аппараты, – в него также попадают легкие отходы. Это генератор вещества, синтезатор, анализатор, реактор.
– Хром Вольфром, реактор какой? Химический? – спросил Волт.
– Да, и это самый надежный аппарат в этой цепочке. Ядерные реакции протекают в синтезаторе вещества.
– А зачем после синтезатора анализатор?
– Чтобы контролировать побочные продукты. Также терминатор и генератор являются двигателями нашего города. Для этого они и установлены с противоположных сторон консольных блоков. Терминатор вещества создает положительную реактивную тягу, выбрасывая эфир, – хром Вольфром сделал паузу, предлагая ученикам продолжить.
– А генератор вещества забирает эфир. То есть засасывает? – спросил Фост.
– Получается отрицательная тяга, – выдали почти одновременно двое других учеников и засмеялись от этого.
– Минус на минус дает плюс. Сопло генератора направлено же противоположно, – продолжил еще один.
– Верно, оба они двигают нас в одну и ту же сторону. А каждые полгода блоки разворачиваются, и что происходит? – спросил учитель, переводя взгляд на других учеников.
– Город замедляется, – удивленно ответил Конт. – А зачем?
– Потом останавливается, потом летит в обратную сторону, – затараторил Зорт. – Так и получается лето и зима. Хром Вольфром, а если бы у нас в городе не было садов, мы бы тогда не замечали лето и зиму? Или может быть тогда не нужно постоянно двигать город, от Бурана к Бурану?
– Годичный цикл необходим для всех живых существ. Без него мы будем часто болеть. Без него обходятся разве что бактерии и вирусы. Этим супергероям всё нипочем.
Мальчишки рассмеялись.
– Точно, даже открытый космос, – сказал один из них. Потом они стали гримасничать, и уже каждому нетерпелось изобразить «суперсилу» микробов.
– Вернемся к нанофизике, – учитель стал показывать линии рециркуляции между аппаратами и объяснять проблемы получения чистых веществ.
– Хром Вольфром, а почему эта станция так далеко от города? – спросил Волт.
– Реактивные потоки не должны быть направлены на город. При этом угол между потоками блоков не должен быть большим, чтобы общая эффективность всех двигателей снижалась не на много, – ответил учитель, – А также для безопасности. Терминатор и генератор вещества всё же могут взорваться.
Наступило молчание, и сильные тревожные эмоции мальчишек учитель смог почувствовать даже через защитные костюмы. Но своим спокойствием хром Вольфром не дал места панике.
– Не стыдитесь своего страха, – сказал учитель, пройдясь как обычно неспешно своим взглядом по лицам учеников, – Это сейчас нормальная реакция. И бороться со страхом не нужно. В таких случаях нужно действовать, не смотря на страх.
Учитель направился в сторону самого испуганного.
– Зорт, посмотри в окно, – одной рукой учитель взял его за плечо, другой стал указывать на объекты города. И остальные мальчишки также прильнули к окнам.
– Там школьные кабинеты, – продолжил учитель с длительными паузами между фразами, – там квартиры. Зорт, сколько лет нашему городу? – тот лишь раскрыл рот, и учитель продолжил, – Ты в нем родился, и я в нем родился. Раньше мы использовали аппараты переработки вещества полной автономности, и не привозили минералы с планет и астероидов, а только топливо для главных двигателей. Но потом перешли на более безопасные технологии, и теперь генерируем только легкие вещества, и отходы сортируем.
– Хром Вольфром, а в случае взрыва… город, ну… не пострадает? – спросил Фост.
– Будет всего лишь встряска, – ответил учитель, продолжая смотреть в окно.
– А что будет с теми, кто окажется здесь?
Учитель повернулся от окна и пробежался взглядом по индикаторам.
– Смерть будет легкой. Ну, всё, пора возвращаться. Скоро оборудование будет включено, – и хром Вольфром широко улыбнулся.
– Так оно было выключено? – чуть не хором заголосили ученики. И теперь учителя окатили волны радости и облегчения.
– Да, выключено. Иначе здесь было бы жутковато находиться без скафандра, – с усмешкой сказал учитель.
– Хром Вольфром, а мы сюда еще придем? – расхрабрился Зорт.
– Придем.
Свидетельство о публикации №224092201171