Через тернии к людям. Гл 7. Дом для муравьев

В учебный кабинет для девочек вошла сера Ливирима. А вслед за ней вошли двое второклассников. Они внесли и поставили в центр причудливую конструкцию. Девочки прочитали в их лицах безразличие к творению, выполненному по просьбе и эскизу сверстниц. По пути в кабинет мальчики, конечно же, спросили серу Ливириму о назначении предмета ими же и сотворенного. Но ответ учительницы их не вдохновил. Сера Ливирима жестом поблагодарила и отпустила мальчиков, и те зашагали прочь, скрывая свое смущение от стольких юных и уже проницательных девичьих взглядов. Сера Ливирима взяла себе на заметку идею, что надо бы в подобном случае не ей самой принимать заказ и благодарить потом, а предоставить это двум-трем девочкам без присутствия остальных.

– Ну вот, – начала урок сера Ливирима, – начнем строить дом для муравьев. Глина должно быть уже отмокла. Я буду лепить стебли с шипами. А вы лепите цветки. В конце урока соберем всю композицию.

Девочки достали из шкафа каждая себе по ведерку с замоченной глиной, закрепили к столам инерционные круги, и кабинет наполнился их негромким шмелиным жужжанием. Направляя вращающийся кусок глины своими искусными пальчиками, девочки создавали чаши – основы цветков. В первой готовой чаше ноготками делали в них прорези, и, удаляя излишки и немного отгибая верхушки стенок, получали внутренний ряд лепестков. Далее требовалось изготовить чашу чуть большего диаметра, вырезать из нее лепестки для следующего ряда и прикрепить к основанию. Еще пять-шесть рядов лепестков и получался очень пышный цветок.

– Сера Ливирима, а как мы потом раскрасим наши фантастические цветы? – спросила Лиза.

– Предлагаю выбрать контрастные цвета, – ответила учительница. – Представьте, как наши синие и зеленые муравьи будут ползать по черным стеблям и забираться в бордовые цветки. А как красиво это будет на закате! А может быть часть цветков сделать оранжевыми?

И девочки активно принялись предлагать предпочитаемые цветовые сочетания, почти не отрываясь от глины своими умелыми пальчиками. Девочки не перебивали друг дружку, зная, что им представится возможность высказаться несколько раз. Сера Ливирима лишь следила за тем, чтобы девочки не перевели тему на платья. Сейчас это было бы неуместным. Когда уже достаточно сформировалось общее решение, учительница предложила девочкам решить вопрос: отчего зависит окрас особей в одной муравьиной семье. Наводящими вопросами ученицы были подведены к правильному ответу. Также, не прекращая работать с глиной, ученицы узнали, что у муравьев есть прорабы, руководящие работой, узнали, как муравьи отдыхают, почему пока жива королева не может родиться новая королева, и как муравьи ухаживают за своим потомством.

– Сера Ливирима, а сколько времени земляне-женщины вынашивают ребенка? – вдруг спросила Мира.

– Примерно, как и мы, – ответила учительница, – относительно, примерно в одну сотую продолжительности жизни. А знаете? – сера Ливирима нашлась, как отсрочить тему конца жизни, – У земных женщин иногда рождается сразу 2 ребенка.

– И-и-и! – Завосторгалась Дина и нечаянно смяла свою глиняную фигуру. – Ой! У меня теперь только три цветка.

– Ничего, – сказала сера Ливирима, – для композиции всех наших цветков уже достаточно, сейчас будем ее собирать.

– Получается, что земные мамы носят в себе малыша три четверти оборота планеты вокруг звезды, – подсчитав, сказала Мира.

– Ну и что здесь такого? – удивилась Лиза.

– Сера Ливирима, что с Вами случилось? – заголосили Дина и Пима. Они, как и все девочки почувствовали внезапное волнение учительницы.

– Со мной все в порядке, – ответила сера Ливирима и немного задержалась в своих воспоминаниях для большей убедительности последующих слов. – Мне вспомнилось, как я вынашивала своего первенца.

– Ой, как интересно! А вы нам когда-нибудь расскажете?

– Расскажу. А теперь давайте собирать муравьиный дом, а потом попросим мальчиков отнести его в печь.

– Теперь-то мальчишки наверно поймут, для чего они сделали каркас, – сказала Лиза.

По окончании сборки композиции и приведения кабинета в порядок сера Ливирима попросила двух девочек обратиться за помощью к мальчикам-второклассникам, остальных отпустила на перемену, а сама поспешила в учительскую.

Настоящей же причиной внезапного волнения женщины на уроке было не воспоминания о том, как она становилась матерью, а мысль о совпадении относительных сроков развития землян и народа омон. Когда сера Ливирима вошла в учительскую ее уже будто ждали. Коллеги почувствовали ее волнение еще до того как услышали ускоренные шаги. А сера Тинисина успела уловить и полярность эмоции, и улыбнулась.

– Мы Вас слушаем, сера Ливирима, – сказал хром Вольфром.

– Срок вынашивания ребенка у солнечных землянок составляет три четверти их года. И преимущественно наилучшее развитие у тех землян, планеты которых обращаются вокруг своей звезды примерно с тем же периодом, а не тех, чьи планеты с более мягким климатом, – сказала сера Ливирима.

Хром Оганесон быстро сверил сказанное коллегой со своими знаниями.

– Да, верно, – сказал он, – И что же?

– А еще возраст начала репродуктивного периода у землянок составляет 16 сроков беременности, – сера Ливирима посмотрела на каждого и добавила, – как и у нас, – и все присутствующие получили от нее яркую и теплую эмоциональную волну.

– Вы полагаете, что наша родная планета… была нам не родной? – спросил хром Вольфром.

– Гораздо важнее то, что мы столько лет ищем для себя не ту планету, – не обвинительно, а с нотами надежды сказала сера Тинисина.

– Да! – подтвердила сера Ливирима со взмахами рук от переизбытка чувств.

– Неужели мы раньше не обращали на это внимание? Ну что ж, нужно сообщить городскому Совету. Сера Ливирима, пожалуйста, – сказал коллега.

– Ой, хром Вольфром, я думаю, будет лучше, если туда пойдете Вы.

– Ну, хорошо. А как Вы пришли к такому предположению?

– Мира умеет задавать удивительные вопросы. С ее подачи такие выводы. Только, пожалуйста, хром Вольфром, не говорите про Миру в городском Совете. Не хотелось бы, чтобы ее перевели в другую школу. Она хоть и чувствительна как другие девочки, а вот в общении не так свободна.

– Да, сера Ливирима, я с Вами согласен.

Вечером того же дня хром Вольфром принес новость в городской Совет. Уже через несколько дней были получены и проанализированы сведения, запрошенные с нескольких городов разных по характеристикам звездных систем. Анализу подлежали истории развития и способности к восстановлению после травм и заболеваний нескольких тысяч омонцев и омонок. Были учтены десятки факторов: спектр естественного и искусственного освещения, набор натурального и синтетического питания, время пребывания в досветовых и тау-полетах, продолжительность и виды статических и динамических нагрузок, биоценоз городских садов, состав семьи и социальные контакты. Предварительные исследования поставили под сомнение оптимальность продолжительности года погибшей планеты Омон для народа, который уже десятки поколений ищет для себя новый дом. Результаты исследования были представлены на рассмотрение в Совет хромосонов, и Совет принял решение создать несколько больших групп для расширенных исследований. На выполнение задачи был назначен срок 1 год – год известной и ни кем еще не оспариваемой продолжительности. Новую продолжительность года еще предстояло выяснить. Также на совете были выдвинуты предположения касающиеся продолжительности суток. Но так как этот вопрос сильно зависит от первого и был гораздо меньшего масштаба, то с ним решили повременить на тот же срок.


Рецензии