Коммунисты и крестьяне. Глава 12

СТАТЬИ И ОЧЕРКИ А. А. ДИВИЛЬКОВСКОГО

Сборник публикует его составитель Ю. В. Мещаненко*

…………………………………………………………………

А. Дивильковский

КОММУНИСТЫ И КРЕСТЬЯНЕ

Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика

«Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»

Речи и беседы пропагандиста

№ 21

Государственное издательство

1921

Страниц всего: 56

   
   52            

                12. Трудовые крестьяне – в Коммунистическую партию!


   После всего сказанного каждому вдумчивому трудовому крестьянину, не работающему чужими руками, должно быть ясно, что он изо всех сил должен поддерживать партию рабочих людей, партию боевого, революционного пролетариата, должен вступать в неё, работать в ней, не покладая рук.
 
 Ибо, кто остаётся беспартийным, когда хорошо уже усвоил себе и программу партии, и тактику её (путь и средства), и когда согласен, что партия в революции имеет огромнейшие заслуги перед всеми трудящимися, то он наносит общему делу трудового освобождения, в том числе и себе же самому, величайший вред.

   Как! Он успел уразуметь, каким именно путём эксплуатируемые массы выбиваются из тяжкой неволи, а он отказывается сам участвовать в дружной работе по сбиванию целей? Что ему мешает? Какая чёрная пелена неразумия остаётся ещё на его прозревших, кажется, уже до конца глазах?

   Где причина такой странной холодности к своему кровному делу у иных трудящихся (надо признаться, что таких ещё слишком много)?


   53


   Причины две. Или же, во-первых, такой Фома неверующий просто-напросто боится борьбы, и вот, чтобы в своих собственных глазах оправдать свою трусость, он «взбирается на высокого коня», как любят выражаться немцы, и оттуда принимается критиковать все действия коммунистов: то не так, да это не по программе, да тут-то коммунисты «словами стелют, а делами колют», и прочее.

   Словом, такой высоколетящий всадник старается изобразить себя коммунистом  п о  и д е е  (по мысли, по убеждению), гораздо лучшим, чем все партийные коммунисты, и поэтому-то, мол, он никак в партию не может вступить: она для него, видите ли, слишком низкая. Программа, мол, и даже тактика прекрасны, но люди-то исполнители – никудышние. Так что ему работы-то и не остаётся.

   С такими, по существу дела, трусами разговор должен состоять лишь в том, чтобы указать им: нет, конечно, ничего легче, как эдакая критика (осуждение) со стороны; одно только смешно и глупо – а вы-то сами что делаете для осуществления программы, для проведения тактики? Ничего? Ну, так вы просто-напросто проповедуете безделье, осуждая неумелость других.

   Хитро, но довольно прозрачно. Нет, товарищи, если вы действительно так хорошо думаете о коммунизме, и если вы настоящие трудовые крестьяне, а не простые шкурники и тайные воздыхатели о кулачестве, то вступайте немедля в партию, и, коли в ней что-то неладно идёт, – критикуйте там, внутри партии, боритесь там с неурядицами, с халатностью, со злоупотреблениями, исправляйте их.
   Тогда вы действительно докажете ваше уважение к партии – в частности и к великому делу освобождения масс – в общем.

   Или же, во-вторых, бывает ещё другая причина отказа вступать в партию у беспартийных, сознающих, однако же, всю её великую цену и силу. Они не критикуют, как только что описанные, напротив, они, будучи всей душой благодарны партии за землю и волю и за все её великие благодеяния для крестьян, в то же время твердят: «Где, мол, нам, серякам, политическими делами ещё заниматься? Найдутся и поумней нас, которые великолепно всё государство обдумают. А наше дело маленькое – «соха, да борона»».


   54


   Это тоже страшно вредное рассуждение. Если тех, первых, мы признали за трусов, то эти, смиренных, нельзя назвать иначе, как ленивыми рабами.
 
   Да если все трудящиеся так будут рассуждать, то партия, как ни будь она сама по себе хороша и прекрасна, обязательно провалится от нехватки живых рабочих рук. Потому что вся неодолимая мощь Коммунистической партии  с о с т о и т  в  д е й с т в и и  о г р о м н ы х  м а с с.

   Только потому революция и могла победить страшную и до сих пор силу капитала с его хозяйской умелостью, с его богатством, с его техническими средствами (военными и хозяйственными усовершенствованиями), что огромной, героически действующей трудовой массы не возьмёшь никакими подкупами, ни оружием.

   Правда хозяевам иногда удаётся купить часть вожаков восставшей массы, или, наоборот, перебить пулемётами и саблями некоторую часть массы. Но остальная, главная часть стоит, как грозная стена, твёрдо и со стоном злобы бежит от стены прочь обманувшаяся капиталистическая сила.   

   Но, чтобы масса богатырей действовала дружной стеной, надо её собрать, организовать, сплотить, пропитать её мозги сознанием своих интересов и воспитать её в умелости к борьбе. А это одним махом в один день не делается.

   Это – огромнейшая, живая, организаторская (устроительская) работа, кропотливая, ежедневная, от человека к человеку, с повторением и разъяснением по десятку раз. Массовая сила не сколачивается в один момент.

   А чтобы она сколачивалась, нужны не одни, не десятки рук, нужны тысячи и десятки тысяч неутомимых, преданных до смерти агитаторов (объяснителей).

   И каждый, – это пусть заметят себе товарищи сознательные крестьяне, – каждый, кто мало-мальски усвоил себе программу и тактику и, следовательно, может объяснить совсем несознательному все его истинные интересы в политических делах, то есть, может, как говорится, «агитировать», – уже способен быть дельным, хоть и малым, коммунистическим работником. Только подумайте, товарищи, каким ключом закипит у нас по деревням работа, если десяток тысяч теперешних ленивцев, хорошо понимающих, где спасение, энергично возьмутся за просвещение умов в своей местности.


   55


   В партию, в партию! В партию, трудовые крестьяне!

   Нечего киснуть, нечего ждать пока снова нагрянут не польские паны, так румынские бояре, не то буржуазные прохвосты и дармоеды всех стран вместе, чтобы попробовать снова своими волчьими зубами крепость нашей рабоче-крестьянской шкуры. Нечего раздумывать. Вся эта леность и вся эта трусость и нелюбовь к политике – всё это наследие, и самое тягчайшее, и самое проклятое, от векового рабства, в каком пребывали отцы и деды нынешних рабочих и крестьян.

   Бары и фабриканты нарочно нагоняли разными запугиваниями такое вялое расположение духа на своих рабов. Оно чрезвычайно ведь выгодно для власть имущих эксплуататоров. При таком овечьем настроении огромного большинства трудящихся весьма легко ими управлять даже самой ничтожной кучке дармоедов и лежебок.

   Вот отчего, между прочим, буржуазия так хвалит меньшевиков и эсеров, которые постоянно критикуют коммунистов, показывая вид, что их-то так называемый «социализм» куда прекрасней, «научней» и выше, но сами при этом абсолютно ничего не делают для революции.
 
   И даже анархистов, хоть и побаивается буржуазия за их «взрывчатость», но в то же время терпит, потому что они против политики, то есть, по существу дела, поддерживают вышеназванное рабское, овечье расположение трудящихся масс. Взорвут одну-другую бомбочку, убьют того или иного буржуя, но массы-то, массы трудящихся оставляют неорганизованными, неспособными к бою.

   Нет, новое советское, коммунистическое государство не терпит такой вялости. Оно, наоборот, расталкивает, будит, поднимает на ноги слишком склонные ко сну массы, оно зовёт, как капитан корабля в бурю матросов: «Все наверх!»

   И правда, если бы все матросы в бурю не работали изо всех сил на парусах, напрягая каждый последнюю жилочку, – разве могли бы корабли спасаться от бури?

   А у нас на дворе сильнее всякой бури – величайшая революция, когда-либо происходившая в истории человечества.

   И потому Коммунистическая партия обращается ко всем без исключения крестьянам с горячим, братским словом: «Эй, товарищи, берегитесь! Не проморгать бы вам своё


   56


и своих внуков великое, трудовое освобождение!

   Читайте нашу программу, учитесь нашей тактике, и, коли они вам по душе, – а они не могут быть не по душе всякому трудовому человеку, кто не враг себе, – то, не медля ни минуты, записывайтесь-ка в Российскую Коммунистическую партию (большевиков).

   Это – самое лучшее и самое даже выгодное дело, какое вы сделаете во всю вашу трудовую жизнь для себя, своих детей и внуков».



                А. Дивильковский**

                …………………………………………………………………………


Для цитирования:


КОММУНИСТЫ И КРЕСТЬЯНЕ, Речи и беседы пропагандиста, № 21, Государственное издательство, 1921, стр. 3-56

         
Примечания


      * Материалы из семейного архива, Архива жандармского Управления в Женеве и Славянской библиотеки в Праге подготовил и составил в сборник Юрий Владимирович Мещаненко, доктор философии (Прага). Тексты приведены к нормам современной орфографии, где это необходимо для понимания смысла современным читателем. В остальном — сохраняю стилистику, пунктуацию и орфографию автора. Букву дореволюционной азбуки ять не позволяет изобразить текстовый редактор сайта проза.ру, поэтому она заменена на букву е, если используется дореформенный алфавит, по той же причине опускаю немецкие умляуты, чешские гачки, французские и другие над- и подстрочные огласовки.

   **Дивильковский Анатолий Авдеевич (1873–1932) – публицист, член РСДРП с 1898 г., член Петербургского комитета РСДРП. В эмиграции жил во Франции и Швейцарии с 1906 по 1918 г. В Женеве 18 марта 1908 года Владимир Ильич Ленин выступил от имени РСДРП с речью о значении Парижской коммуны на интернациональном митинге в Женеве, посвященном трем годовщинам: 25-летию со дня смерти К. Маркса, 60-летнему юбилею революции 1848 года в Германии и дню Парижской коммуны. На этом собрании А. А. Дивильковский познакомился с Лениным и до самой смерти Владимира Ильича работал с ним в Московском Кремле помощником Управделами СНК Владимира Дмитриевича Бонч-Бруевича и Николая Петровича Горбунова с 1919 по 1924 год. По поручению Ленина в согласовании со Сталиным организовывал в 1922 году Общество старых большевиков вместе с П. Н. Лепешинским и А. М. Стопани. В семейном архиве хранится членский билет № 4 члена Московского отделения ВОСБ.


Рецензии