Сектор ПРИЗ на барабане

                ***

     Очередное домашнее задание, полученное Мишей в школе, стало в семье Тучкиных в который раз предметом споров и разногласий, поспособствовавших созданию благоприятной почвы для культивирования упражнений в остроумии.

     Всему классу было предложено принять участие в конкурсе на создание лучшего семейного кроссворда. Тематику разрешалось выбирать на своё усмотрение.

     Гимназистам выкроили на изготовление данного проекта жалкие две недели. Работы-победители, отобранные школьным жюри, позже должны будут отправиться на областной этап.
 
     Некоторые сообразительные ученики и их родители сразу отказались участвовать в мероприятии, объясняя своё нежелание банальным отсутствием таланта и способностей к выполнению необычного задания.

     С огромной радостью Миша Тучкин также отказался бы принимать участие в самодеятельности, но он не мог себе позволить подобной роскоши. Учительским детям всегда было сложнее остальных отвертеться от фантазий системы просвещения, и приходилось всякий раз, закусив губу, соответствовать и быть паинькой там, где хотелось соорудить ирокез на голове, подложить соседке по парте на стул кнопку и взять рогатку в руки.

— Если уж учительский ребёнок не участвует в создании всяких поделок и творческих работ, то что уже об остальных говорить! — заявила Роза Казимировна после родительского собрания, обращаясь к Ольге Анатольевне. — Сама через это когда-то прошла, поэтому вас понимаю и призываю не сдаваться. Уверена, что вы с Дмитрием Антоновичем составите лучший кроссворд. Очень рассчитываю на вас, Ольга Анатольевна.

                ***

— Вот же Лиса Патрикеевна! — возмутился Дмитрий Антонович после того, как супруга передала ему слова Мишкиной учительницы.

— И не говори ты! Как подумаю, сколько лет Мишутке ещё в школе учиться, то хоть ты увольняйся и шуруй торговать бананами на рынок! — всё ещё продолжала сердиться Ольга Анатольевна.

                ***

     Не успели родители Миши Тучкина вникнуть в суть задания и оценить масштаб предстоящих мытарств, как тут же началось перетягивание одеяла.
     Дмитрий Антонович предлагал взять за тематико-лексическую основу произведения советских фантастов.
     Мама, недолго думая, припомнила название своей институтской курсовой работы «Лексико-семантические поля в сказках народов севера» и принялась упорно продвигать свою инициативу. Данная тема когда-то досталась ей по остаточному принципу. Пока красавица-третьекурсница Оля Задорожная красила в туалете ресницы и пудрила нос, все более или менее прозрачные темы были разобраны. Вот такую жертву пришлось принести её величеству Красоте.

     Но позже Ольга Задорожная, прочитав три тонны ненецко-эвенкийско-нанайских сказок, настолько втянулась в исследовательскую работу и разобралась в ней, что с радостью продолжила копаться в северном фольклоре и дальше.

     Дошло дело даже до того, что Мишке в раннем детстве мама читала вместо «Колобка» и «Репки» захватывающие легенды крайнего севера. Особенно мальчику нравилась забавная история о хитром Вороне и сообразительной ловкой Мыши. Немало удивила Мишутку и история о Мяндаше — чудесном олене-человеке. А уж что говорить о преданиях, героями которых являлись духи-покровители различных промыслов: охоты, оленеводства, рыболовства…

                ***

— Дорогой сын, твой отец снимает с себя всякую ответственность за результат данной конкурсной работы, поскольку ворон Кутх, пролетая над нашей ярангой, только что мне на ухо шепнул, что в одну упрямую Нерпу вселился болотный дух Комполэн и тащит её в направлении не того моря, — потеряв надежду перетянуть одеяльце в сторону своих интересов, съязвил Дмитрий Антонович.

— А ещё, сынок, ворон Кутх напомнил этой упрямой Нерпе о красивой легенде, в которой прекрасная девушка полюбила не того Кита и ошибочно ушла за ним в море! — в попытке защитить свои интересы отбивалась Ольга Анатольевна.

     На самом же деле инженер-радиоэлектронщик Дмитрий Антонович Тучкин, страстный любитель научной фантастики, с радостью сдался и уступил построение семейного кроссворда своей супруге, почитательнице сказок народов севера. Правда, для вида пришлось поупираться.
 
     Ольга Анатольевна активно принялась за дело, и вскоре объёмный, нашпигованный разными пимами, важенками, малицами и острогами кроссворд был готов. Но в школе почему-то данный продукт не произвёл огромного впечатления на жюри. Мише Тучкину дали диплом участника внутришкольного этапа, а за пределы учреждения образования были отправлены работы других учащихся. То ли тема ездовых собак и тотемных столбов не заинтересовала школьную администрацию, то ли имелись кроссворды качественным уровнем повыше… Но, так или иначе, фамилии Тучкиных среди победителей не оказалось.

                ***

     Зато дедушка Антон, прибывший с гостинцами из родного Куролесова, выпросил у невестки кроссвордик для своих нужд. А они, эти нужды, были очень уж уважительными и срочными.

     Уже лет пять как Антон Павлович Тучкин мечтал попасть на «Поле Чудес» и угостить своего усатого кумира наливочкой собственного производства. А для того, чтобы стать участником ток-шоу, необходимо было составить интеллектуально-полноценный кроссворд и отправить его на рассмотрение программной редакции. Сам дедушка в этом виде творчества был не силён, а детей загружать как-то не отваживался.
     Ну а сейчас при наличии готового, никому не нужного кроссворда, грех было не рискнуть и не воспользоваться этим.

                ***

     Не прошло и полгода, как четвероклассник Миша Тучкин настрочил в школьном сочинении текст следующего содержания:

     «Мой папа очень умный. Мама просто хитрая. Но она модница и вкусно готовит. Папа думал, что мама глупая, а она его обхитрила. Осенью мама составила кроссворд, который в нашей гимназии получил двойку. Зато он понравился Леониду Якубовичу, и сейчас мой дедушка Антон едет на «Поле Чудес». После этого папа понял, что мама притворялась глупой».

     Роза Казимировна была в восторге от судьбы кроссворда, которому, по её собственному мнению, именно она когда-то напророчила успех. Мишка получил крепкую четвёрку за сочинение, а родителям прилетела просьба передать дяде Лёне из телевизора муфту ручной работы, выполненную самой учительницей ещё в отрочестве.

                ***

     Антон же Павлович Тучкин, получив приглашение принять участие в капитал-шоу «Поле Чудес», тут же принялся основательно готовиться к отъезду в столицу. Всё куролесовское население было задействовано в сборах. Таких масштабных проводов за пределы деревни ещё в истории региона не было. Каждый полкан на цепи знал о том, как повезло Антону Павловичу.

     Друзья и приятели дедушки Антона тут же начали таскать дары для народного ведущего к дому Тучкиных да передавать записки с просьбами. Оставалось лишь придумать, на каком таком коне всё это добро доставить в Москву.

     Не забыл дедушка отблагодарить и невестку свою за счастливый кроссворд.

— Оленька, невесточка, у меня для тебя, а вернее, для всех вас имеется подарок. Ты же в курсе, что внучатая племянница моя Нюрка трудится в госконцерте? Так вот, как только я получил приглашение от Леонида Аркадьича, тут же решил поблагодарить свою невестушку. Позвонил я, значится, Анюте и поинтересовался ближайшими концертными выступлениями. И надо же: выяснилось, что едет к нам сам Жванецкий, которого ты так почитаешь. А на разогреве у него некий итальянский исполнитель Адриано Челентано! Так что, на следующей неделе предстоит вам культурная программа.

     Ольга Анатольевна посмотрела на мужа, который ел суп и слегка поперхнулся. Мужчина зажал пальцами нос, чтобы, по-видимому, не рассмеяться.

— Мишка, — обратился дед к внуку, — ты же стишатами интересуешься… Может, отправишься со мной на передачу и стишок расскажешь дедушке Лёне, как это делают остальные дети в студии? За это ещё и подарок отхватить можно!

— Э-э, нет, пап! Вы там с ведущим маханёте твоей наливочки, и мальчонка, чего доброго, отправится в музей шоу, а не обратно домой.

— А я не у тебя, профессора, спрашиваю. Мишутка, ты как?

— Никак! — резко отреагировал мальчуган и убежал в свою комнату.

— Кстати, по поводу пригубить… Надо будет ещё пару баночек опят, низку высушенных боровичков и колечко колбаски пальцем пиханной с собой в авоську бросить, — озвучивая свои планы, почёсывал затылок дедушка Антон. — И хотя бы не забыть язя вяленого прихватить с собой!

                ***

     Как ни пытался Дмитрий Антонович увильнуть от похода «в люди», отвертеться не удалось.

— Может, с подружками сходишь на сатирика, а? А мы с Мишаней футбол посмотрим, — робко поинтересовался у супруги Дмитрий Антонович, страстно желая объехать на кривой козе внеплановую программу окультуривания.

— Ну хорошо, можете не идти на концерт! С завтрашнего дня перестанешь бриться и чистить зубы. А ещё через пару дней стащишь с чердака старую овечью шкуру, облачишься в неё и полезешь на дерево! — сердилась Ольга Анатольевна на нежелание супруга идти на концерт.

— Ну не понимаю я одесского юмора, ты же знаешь! Мне должны посылать сигнал из космоса, где там смеяться нужно. Вот на Задорнова я бы с радостью пошёл…

— Я вот твой юмор тоже не всегда понимаю, но смирилась и живу как-то! Так что собирайся побыстрее, а то будут кому-то «шаланды полные кефали», если я не успею купить цветы своему кумиру! — подытожила Ольга Анатольевна, заканчивая наводить марафет перед зеркалом.

                ***

     За минут пятнадцать до начала выступления Тучкины с двумя букетами цветов заняли свои места в концертном зале. Ольга Анатольевна с огромной пышной причёской, сооружённой в «Чародейке», и горящими глазами не замечала кислых лиц остальных членов своей семьи.

— Только подумать — на разогреве у мэтра эстрады несравненный Адриано Челентано! Вот он гигантский размах русской сатиры! — восторженно произнесла мать семейства.

     Через несколько минут после того, как зал был забит желающими прекрасно и качественно провести свой вечер, а также раздался полифонический свист от особо темпераментных почитателей юмориста, на сцене возник субтильный мужичок-конферансье и объявил:

— Добрый вечер, уважаемые дамы и господа! В связи с малюсенькой неувязочкой вместо обожаемого миллионами зрителей Адриано Челентано в самом начале концертной программы несравненного Михаила Михайловича выступит популярный в калмыцких степях ансамбль песни и пляски «Отбойные молотки».

     Дмитрий Антонович встретился глазами с супругой, после чего опустил их и ладонью закрыл рот. На пятнадцатой минуте калмыцкого гопака, глава семейства начал откровенно зевать. Папу спас Мишка, успевший рассмотреть все декорации в зале и так вовремя захотевший по нужде в уборную.

     Пока мама в обнимку с букетами цветов следила за происходящим на сцене, мужчины с радостью выскочили из зала. После посещения тайного домика папа с сыном и не собирались возвращаться на свои места. Они бодро потопали в буфет, где с радостью набрали полный поднос вкусноты и заняли места за столиком в углу.

     Как только из-за закрытых дверей послышались первые реплики юмориста, с экрана служебного телевизора в буфете, как по заказу, диктор принялся транслировать культурные новости. Из них, между тем, стало понятно, что Михаил Жванецкий в данный момент находится на гастролях в Майами.

— Пардон, а это кто там со сцены умничает? — обратившись к буфетчице, поинтересовался Дмитрий Антонович.

— Сергей Чмокин. Известный пародист. Он со Жванецким просто одно лицо. На прошлой неделе Чмокин дал концерт Яна Арлазорова. Тоже был весьма убедителен по отзывам публики. Так что, допивайте сок и возвращайтесь на свои места, а то самое вкусное пропустите! — увещевала отца с сыном работница буфета.

— Спасибо, но нам и так неплохо слышно! — одарив женщину улыбкой Чеширского кота, промурлыкал в ответ Тучкин старший.

                ***

— Ну как оно там? Сумели ли вы окультуриться и духовно наполниться, уважаемая спутница моей жизни? — обратился к супруге Дмитрий Антонович, когда концертная программа завершилась, и женщина вышла с остальными зрителями из зала. Ольга Анатольевна даже не набросилась с упрёками на мужа и сына из-за их побега. На её лице сейчас впервые читалось понимание.

— Отвечу вам, Дмитрий Антонович, слегка перефразировав слова обещанного мне сатирика: «Лучше промолчать и показаться дурой, нежели заговорить и не оставить на этот счёт никаких сомнений».

                ***

     После окончания записи выпуска «Поле Чудес», Антон Павлович Тучкин прибыл в родное Куролесово, а затем наведался в гости к сыну.

— Вы не поверите, но я дошёл до суперигры. Должен был увезти домой параболическую антенну. Когда мой кумир прочитал задание, какой-то идиот из рядом сидящих в студии тихонько пробулькал свою подсказку. И я, старый дурак, по инерции повторил за ним «ку-ку», хотя прекрасно знал правильный ответ. В общем, скоро сами всё увидите.

— Ну а что за вопрос хоть был? — тут же спросил сын.

— Ведущий шоу спросил, как звали утопленную Герасимом собачку… Разрешалось открыть одну букву, и я так ловко попал в цель, назвав сразу «у». Обидно, однако!

— Ольга Анатольевна, если не сложно, повторите ещё раз то, что вы давеча сказали в вестибюле концертного зала про «показаться дураком», — улыбаясь, обратился Дмитрий Антонович к жене.

— Вот что я вам скажу: идите-ка вы все есть, а то стынет уже! — тут же перевела тему неглупая Мишкина мама.

— Кстати, Леониду Аркадьевичу очень понравились мои гостинцы, особенно наливка и опята! Так что не зря я скатался в Первопрестольную! Да и привет всем передать не забыл! Жаль, что внук не захотел со мной поехать и стишок рассказать.

— Вы не расстраивайтесь так, Антон Павлович, — подошло время реванша Ольги Анатольевны, — ваш сын очень любит научную фантастику и мечтает составить кроссворд по данной тематике. Так что скоро сможете отправить ещё один полуфабрикат. Правда, дорогой?

— Кушайте, пожалуйста, а то всё стынет! — изображая из себя серьёзного человека, ответил глава весёлого семейства.


 


Рецензии