Колымские истории конца СССР, ч. 1 Магадан

Где-то багульник на сопках цветет.
Кедры вонзаются в небо.
Кажется будто давно меня ждет
Край, где ни разу я не был.

Колыма – это река в Якутии. А ещё по воровскому жаргону в 20-х 30х прошлого века «колымой» стали звать Магадан, «столицу колымского края». Хотя Колыма – это большая реки в Якутии.
И песни о Магадане пели. И от Высоцкого слышали про него,  и знаем  его магаданского друга успешного старателя и бизнесмена Вадима Туманова. И о лагерях и зэках Магадана от Варлама Шаламова, Евгении Гинсбург, Александра Солженицына. И о жизни там в двух томах от Виктора Вяткина.
Сколько трагедий связано с этим краем.  Побывали в тамошних лагерях и космический гений Королёв, и киноартист Жжёнов.   В Магадане после окончания срока доживал свой век популярнейший в своё время исполнитель романсов и песен Вадим Козин.
Здесь в сталинские годы находился   — перевалочный пункт Магаданская транзитка  со зловещей репутацией, откуда этапы заключённых отправляли по колымским лагерям. Но самое главное там - это золото, земля золотоносных песков, это был российский Клондайк и с аборигенами, с потомками казаков-первопроходцев Семёна Дежнёва, с комсомольцами-добровольцами, и с солдатами вохравцами и массой всевозможных зэков, свободных поселенцев, с искателями приключений и просто с желающими заработать.
Основали Магадан в 1928 году с портом в бухте Ногаева (адмирал восемнадцатого века), который по масштабам уступал  на севере только Петропавловск-Камчатскому. А Магаданскую область образовали в 1953 – 54 годы, после выделения территории из Хабаровского края.  В 1932 здесь создали первый исправительно-трудовой лагерь, где уже в том же  году собрали  почти 10 тысяч заключённых. Стране позарез нужны было золото и олово. А позже – уран.

А мне довелось подробности о тамошней жизни с начала семидесятых до развала СССР узнать и из первых уст от магаданцев,
Золото есть и в других местах, рядом, в Якутии и на Чукотке, но тут оно высокой пробы, особенно знаменитое сусуманское. После того как в Турции обнаружили сусуманское золото, началось большое расследование и полетело немало голов, кончая начальником комбината, хозяином приисков.
В связи с резким подорожанием золота в мире в 1974 году сюда приезжал глава правительства Косыгин с целью повысить его добычу. Пообещал при повышении добычи на два процента прислать мощные зарубежные бульдозеры. Сто две машины пришли, а вот продолжать добычу в таком темпе не получилось. Но в этом году был самый большой результат – 83,18 тонны.
На приисках работали и госбригады на зарплатах, и старатели на хозрасчёте. Но последних использовали на неудобных участках с небольшими по данным геологов ожидаемыми добычами.  Добыча велась по окончанию морозов с марта-апреля по сентябрь. Срывали экскаваторами землю на глубину метров даже до пяти, до песков, и ссыпали в отвалы, потом – на промывку. 
Старатели собирались со всего Союза. Уголовников в бригадах не было. Заработки сезонные, но не весь какие, губы не раскатаешь. Правда и билет на самолёт до Магадана до гайдаровской разрухи стоил около 130 рублей, меньше ползарплаты рабочего в Магадане. Конечно, золото вывозилось незаконно. Но это было непросто сделать. Да и срока давали большие.
В Магадане к тому времени было много осевших после отбытия срока предателей, полицаев, власовцев.  Были и немцы, прибалты. Политических практически не осталось. Удивительно, но тяжёлых преступлений и разбоев в том исторически криминальном крае практически не было. А возили и золото, и деньги мешками без усиленной охраны. Было время и зарплату получали в наволочки.

Не уехавшим - там даже нравилось. Тайга с орехами, ягодами и грибами, с птицами, бурундуками, белками, медведями и соболями. Красивые сопки. Многокрасочная осень. Привыкали и к белым ночам, и к незаходящему солнцу, и к длинным тёмным зимам с морозами за пятьдесят. А в посёлках, в стороне от моря воздух был сухой, даже шапки не развязывали: уши не мёрзли.
Посёлки облагораживались. Строились жилые дома, школы, детские сады, молочные фермы. Рыбы было полно всякой – и речной, и морской. На побережье Охотского моря у Магадана чуть ли не каждые пятьсот метров стоял рыбзаводик.

Север разрушил Гайдар. Приехал в Магадан в девяносто втором и как председатель правительства заявил, что север убыточный и дотаций не будет. «Магадан России не нужен». Разрушил Гайдар и текстильную промышленность, и военную, и чего только не разорил. Ему с его опричниками было не до людей.
Начался отток населения. Только из Магадана - тысяч пятьдесят. И сейчас в нём живёт менее ста. Посёлки золотодобытчиков обезлюдели.

Продолжение следует.


Рецензии
Колыма станет когда-нибудь международным курортом. Неизбежно.

Юрий Николаевич Горбачев 2   08.10.2024 07:30     Заявить о нарушении
Вы так думаете? ))
Как много красок у природы и удивляющих собою мест!
Всех благ желаю без краёв в бездонных щедростью сосудах! )

Александр Сергеевич Трофимов   08.10.2024 07:37   Заявить о нарушении
Теперь только начало климатической миграции. В Сибирь и на Севера.

Юрий Николаевич Горбачев 2   08.10.2024 09:03   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.