Пушкин. Толк кто Кот ученый
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Там….
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
У лукоморья … Кот ученый ... Что за архетип и Откуда он взялся?
Кошка обожествлена в Др. Египте, в частности, в образе богини Баст (Бастет) за способность видеть ночью. Эти его умение и способность и нужно Пушкину: видеть что происходит ночью к у Древа Жизни = Дуба
Кошка в ранних бестиариях отсутствует. Она проникла туда в Западной Европе только в эпоху Возрождения с разной мотивировкой:
Мотив №1 - кот в мышеловке символизировал сентенцию – «когда страх перед опасностью упразднён, нахальство черни возрастает»
Мотив №2 – свободолюбие кота и кошки: они в принципе символизируют природную
стихию. Природу, которую невозможно изменить никаким воспитанием; кошка символизирует природную и свободную стихию (и в этом противопоставляется собаке).
Кошачьи проникли в изографию библеистики и христологии: в шести вариантах «Тайной вечери» кисти Тинторетто также изображён кот, символизируя чистоту …
Мотив №3 – кот-воришка….
Мотив №4 - кот, особенно сидящий у очага, служил символом домашнего уюта и ностальгии детства
Мотив №5 – кошка как символ … женщины и ее сладострастия (с некоторым подтекстом = «Кошки по своей природе любострастны, вызывают котов на совокупление и в момент соединения кричат» (Аристотель. История животных. V, 10; Аристотель. История животных. М., 1996. с. 195). В некоторых вариациях это символ соблазна
Мотив №6 – кошачий концерт …. и кошачий бой
Мотив №7 – кот и мышь …
Мотив №8 – кот менеджер – кот в сапогах …
Мотив №9 - Черные коты — это спутники ведьм и колдунов, взаимодействующих с нечистой силой, предвестие несчастья
***
У В.И. Топорова :
КОТ (КОШКА)- В ряде мифологических традиций образ К. играет весьма значительную роль и как воплощение божественных персонажей высшего уровня, и как дух- покровитель, и как элемент низшей мифологии, связанный с отрицательным началом. Вместе с тем символические ассоциации этого образа (мудрость, всеведение и всевидение /ер. мотив К. - свидетель/, гносис, вневременность, • вечность, судьба, связь с иными мирами, запредельность, магия,оборотничество, как и сладострастие, женственность, изящество и т. п.) нередко используются не только в мифопоэтической традиции, но и в искусстве и художественной литературе позднего времени, особенно в сфере символики (ер. образ К. у Гофмана, По, Бодлера, Ахматовой и др.). Временные и пространственные рамки мифологического образа К. и связанных с ним мотивов очерчиваются довольно точно. Есть все основания считать, что центром, в котором сложился этот образ и откуда в результате диффузии он распространился (прежде всего в северном направлении), была северо- восточная Африка (Египет, Нубия). Об этом свидетельствуют и названия К. в большинстве европейских языков (типа латинск. cattus, франц . chat, англ. cat и нем. Katze, русск. кот и т.п.), восходящие, видимо, к нубийск. kadi, и тот факт, что первоначально одомашнена быша именно так называемая каффрская кошка, и, наконец, особое развитие «кошачьей» мифологии в Древнем Египте. В самом деле, древнейшие изображения домашней К. отмечены в Египте еще во 2-м тысячелетии до н.э. (со времени ХП династии). Древнейшее захоронение К. относится к концу XVIII династии, а начало культа богини Бает (Бастет), связанной с К., определяют временем ХХП (ливийской) династии. В это время К. уже, несомненно, священное животное. В Бубастисе и Бени- Хасане во время археологических раскопок были обнаружены кладбища К. Смерть К. оплакивалась; труп ее бальзамировался и помещался в священных покоях (Геродот); само погребение носило характер торжественной церемонии. Центром культа К. была столица ХХ нома Нижнего Египта Бубастис богиней которого была Бает (Бастет), связанная с любовью и весельем. Обычно она изображалась в виде женщины с кошачьей головой . В числе ее атрибутов была эгида с головой К. (как и систр /музыкальный инструмент/ и менат, символ плодородия и обновления; нередко Бает изображается в полосатом платье, ер . полосатых К.). Бает олицетворяла и луну в ее полной фазе. Посвященные Бает К. соотносились с луной через способность видения во тьме . Они пользовались исключительным почетом, и даже случайное нанесение им ущерба и особенно убийство могли караться смертью. Приурочение кошкообразной богини Бает к определенному ному можно понимать как пространственную проекцию древней тотемической основы и, следовательно, реконструировать мифологический образ К. как тотема. Сама же связь этого образа с богиней Бает показательна в плане выявления «женской» темы. Характерно, что достаточно рано эта тема обогащается идеей царственности, и Бает- кошка начинает смешиваться с богинями- львицами Тефнут и Сехмет (сама Бает иногда изображается с головой львицы, т.е. также животного из семейства кошачьих - Felis leo), позже и с Исидой, которой К. посвящена как лунной богине. Об особой роли К. в религиозных представлениях древних египтян сообщает Геродот (П, 66-67), описывая удивительные особенности К. (К., родив котят, не возвращаются к котам; последние прибегают к хитрости: похищают котят, умерщвляют их и тем самым вынуждают чадолюбивых кошек вернуться к ним; - во время пожара К. бросаются, вопреки всем мерам предосторожности со стороны людей, в огонь, что повергает египтян в великое горе; - когда околевает домашняя кошка, все домочадцы сбривают себе брови; ер . также свидетельства о К. в Египте Диодора Сицилийского. Почитание К. в Древнем Египте было связано не только с признанием ее чудесных свойств (помимо отмеченных ер. «Электрические» качества К.), но и с той конкретной большой практической помощью, которую она оказывала, уничтожая грызунов. Мифологическую обработку этот мотив получил в «Книге Мертвых», прежде всего в известном месте из 17- й главы, где изображение под зеленой густой сикоморой ярко - рыжего кота, отрезающего большим ножом голову змея, сопровождается соответствующим текстом: «Я тот великий кот, который сражался при дереве 'iSd (=сикомора) в Гелиополе в ночь битвы, тот, который сторожил виновных в день истребления врагов Вседержителя. "Что это? Великий кот, который сражался при дереве 'isd в Гелиополе, это сам Ра"». Этот же мотив выступает и в типовых восхвалениях Ра в надписях на гробницах царей XIX и ХХ династий: «Слава тебе Ра, высокий могуществом : "Ты - великий кот, мститель богов"». Таким образом, одна из ипостасей бога солнца Ра - кот, поражающий змея по имени Ими- Ухенеф . Иногда в этом же мотиве появляется и солнечная богиня Мафдет в виде самки гепарда или рыси (семейство кошачьих). Наконец, известно тесно связанное с указанным мотивом сказание о кошке как дочери солнца, его оке. Текст плохо сохранившейся части стелы Меттерниха намекает на миф о том, как Око Солнца в виде кошки было уязвлено скорпионом (ер. отражение этого мотива в древнеегипетских статуэтках священных кошек с солнечным глазом на груди и скарабеем на голове). Постепенное распространение домашней К. к северу от Египта (IV-V вв. н. э. в пределах Римской империи в связи с нашествием крыс из Азии и кроликов из Испании, ер. ок . 600 г. свидетельство о кошке папы Григория Великого; конец I - начало П тысячелетия н. э. – Германия Польша, Прибалтика и т. п.) приводит к появлению ряда мифологических мотивов, связанных с К. Ияогда образ К. появляется в достаточно старых мотивах (напр., входящих в основной миф) как инновация, вытесняющая более старые образы. В отдельных случаях такие замены сопровождаются инверсией персонажей архаичной схемы. Так, образ змееборца- кота (см. выше о Ра) инвертируется в образ противника змееборца, выступающего в отдельных случаях как кот, в ряде литовских мифологических текстов . Согласно многочисленным данным, противник Перкунаса, в частности и прежде всего чорт, последовательно прячется от преследования под камень, под дерево, в воду, но он может оборачиваться в кошку или кота черной масти, иногда с красными глазами (ер. мотив соответственного поражения Перкунасом черного и красного камня). И в латышской фольклорно- мифологической традиции черный чорт с коровьими ногами, сталкиваясь с Громом- молнией (в частности, во время грозы), превращается в черного кота, старающегося спрятаться около человека. Впрочем, в кота может обращаться и змееборец,
сказочный герой, победитель чудовища. Таков Иван Попялов (от пепел, герой 12 лет лежал в пепле) одноименной белорусской сказки (Афанасьев I, № 135), который «зрабився катом», чтобы подслушать разговор змеихи и змеевых дочек . Персонаж с соответствующим именем, входящий в сходный мифологический мотив, может быть реконструирован для польской традиции, отраженной, в частности, в ранних исторических текстах (Кадлубек, особенно Галл Аноним). Речь идет о князе из Гнезна по имени Попель (Popie[), отрицательном персонаже, оскорбившем гостей- чужеземцев, изгнанном внуком Котышки (от названия кота) и заеденном до смерти мышами, которые преследовали его вплоть до острова, где он пытался спастись от них (известный по литературным обработкам сюжет о скупом епископе Гаттоне). Тот же мотив превращения героя в кота известен и в восточнославянском цикле сказок об Иване- Кошкином сыне (чаще Иван Сучич или Иван- крестьянский сын), обращающемся в кота (или надевающем на себя шкуру кота, которого он разрезал) . В некоторых из таких сказок Кот (наряду с ним иногда выступает Кот-Котович, брат Ивана Царевича) выступает в двойной функции - и как воплощение или помощник Змея, и как Змееборец. Обе эти функции соединяются в сказке о Воле Воловиче, который после каждого сражения со Змеем встречается с «Котищем, вытращи глазища», грозящимся его съесть. Герой убивает Кота, надевает на себя его шкуру и под видом Кота входит к Бабе- Яге. Выражение основной • оппозиции Змееборца и Змея через трансформацию кошки- мышки широко представлено в ритуалах и в их вырожденных формах - детских играх , включая жмурки («кошки - мышки»), в которых эта трансформация связана с мотивом слепоты, как и в польской легенде о слепоте Машко из рода Котышки. В известном смысле и здесь можно говорить об инверсии: видящая даже во тьме К. и слепые мыши (+) слепая К. и зрячие мыши, ею преследуемые . Вообще мотив превращения кота в человека и обратно (то же свойственно и божествам: кроме указанных примеров, ер. превращение Гекаты в К.), как и его следствие - наличие гибридных форм, совмещающих элементы К. и человека, неуловимость границ между «кошачьим» и человеческим, постоянно выступают и в мифологии и в художественной литературе (вплоть до Булгакова). Отчасти этим объясняются фольклорные имена типа Кот Котофеич, Котофей Иванович, Кот Котонаевич, Катай Иванович, Котонайло и т. п., а также использование «кошачьих» имен даже в ономастиконе высшего слоя общества (так, имя славянского князя, правившего в Паннонии в 1Х в., Коцел выводится из названия кошки - *koca из праслав . *kotja, не говоря уж о широкой сфере рядовых имен и фамилий (Котов, Кошкин, Котошихин и т. п.). Некоторые другие сказочные мотивы вскрывают мифологические истоки образа К. и вне сюжета основного мифа. Ср., напр . , мотивы ученого кота (часто у дерева) пушкинскую рецепцию этого образа: У лукоморья дуб зеленый; 1 .И днем и ночью кот ученый 1 Все ходит по цепи кругом ... ), кота, учащего добывать огонь (Афанасьев); чудовищного кота-баюна, сидящего на столбе, побивающего весь люд, напускающего неодолимый сон и сказывающего сказки (Афанасьев ll, No 215, 284); кошки как награды герою за службу (Ш, No 566) и др. Вместе с тем кот один из излюбленных героев животной сказки (в частности, русской): он - благодарное животное: спасает петуха от лисы, кормит дурака и устраивает его судьбу, помогает человеку и другим животным и т. п. Но не менее распространены и мотивы извечной борьбы К. и мышей - в сказках, ритуалах, детских играх и т. п. При этом известны и инвертированные варианты (нередко с элементами иронии, насмешки, сатиры), в которых верх оказывается за мышами. Ср. известный сюжет старого русского лубка о мышах, погребающих К., или представление о К. как хитром, но ленивом животном, которое можно обмануть, обхитрить, провести (ер. сказочный мотив колокольчика, привязываемого мышами к хвосту К. с целью предупреждения опасности). Видное место занимает образ К. и в средневековом европейском книжном эпосе (ер. кот Тибер в «Романе о Ренаре», сюжеты фаблио, басен и «литературных» сказок о К.: К. и лиса /ер. источник в басне Эзопа об одной хитрости К. и ста хитростях лисы/ ,
К. и петух, К. и мыши, К. в сапогах, Король котов /особенно в Ирландии, где можно говорить о своего рода культе К./; серию сказок о кошачьей шкурке, входящую в цикл о Золушке, и т. п.), в частности в виде аллегорических шаблонов. В низовой мифологии и демонологии К. или воплощение чорта, нечистой силы, или его помощник, член его свиты из разряда нечисти, или дух дома. У индейцев кечуа существует особый кошачий дьявол Ссоа, злой дух, у которого колдуны заимствуют свою силу. Кое- где во Франции верят в дьявольскую природу К. и сжигают в масленичный четверг (ер. четверг как день Громовержца). К. нередко связывается с дождем. К. на окне -к дождю . В Индонезии и Малайзии К. купают с целью вызывания дождя. Согласно представлениям сербов, если закопать К. в землю, дождя не будет. Когда Фрейя едет по небу и идет дождь, ее колесница запряжена кошками; в скандинавской же мифологии К. - одно из облаков змея Мидгарда. У негров Америки распространено представление о том, что К. «намывает» дождь (они же считают, что у К. - девять жизней, что их нельзя топить или пинать, в противном случае можно подпасть под власть дьявола). Даже в ряде низовых европейских традиций считается, что нельзя оставлять ребенка одного с кошкой, так как она похищает его дыхание; иногда К. приписывается вампиризм, в других случаях считают, что вампиром становится покойник, на которого прыгнула К. В Японии К. рассматривают как злонамеренное существо , обладающее сверхъестественной силой. Во многих традициях отношение к К. дифференцировано: напр . , только черная К. приносит несчастье, а трехцветные К. могут приносить и счастье, или: котята невинны и безвредны, но в старых К. вселяется дьявол. Существуют и нейтральные представления о К. (напр . , в Англии считают, что К., родившиеся в мае, не ловят мышей, но приносят светлячков; во Франции в некоторых местах верят, что К. - дух зерна; существует много поверий об особой роли К. на корабле и т.п.). Вместе с тем нередко К. считают, наоборот, добрым духом, покровителем дома (иногда домовой принимает на себя вид К.), увеличителем плодородия (ер. использование кошачьей шкурки как амулета; в качестве амулета используется и т. наз . кошачий камень, которому приписывают магические свойства). В Китае верят, что К. рассеивает дьявольских духов, защищает шелковичных червей. Более того, К. - символ любви в китайской традиции, а в древнеримской - символ свободы.
С К. в разных традициях связываются различные приметы («намывание» гостей, дождя, несчастья, воров и т. п.). К. может сглазить, но, с другой стороны , изгнание К. из дома ведет к несчастью. Существуют особые способы предотвращения зла, которое может исходить от К. (ер . тему демонизма К. в литературе) . Впрочем, иногда образ К. трактуется положительно и в сфере гаданий, предсказаний, примет. Помимо указанных выше символических значений, с К. связывают чистоплотность, усердие, домовитость, свободолюбие , материнские качества, но вместе с тем и жестокость, гордость, чувствительность , эгоизм, неверность , льстивость , порочность, вороватость, леность, предательство, фальшивость, расчетливость, колдовские способности. В символике сновидений К. связана с предательством, неверностью, ссорой, лицемерием; иногда появление К. во сне толкуется как указание на путешествие по воде . В геральдике образ К. связан с мужеством, свободолюбием, бдительностью.
ЛИТЕРАТУРА
А. А. Потебня. К истории звуков русского языка, Ш. Этимологические и другие заметки. Варшава, 1881: 75 и ел .
Е. А. Покровский. Детские игры, преимущественно русские (в связи с историей, этнографией, педагогикой и гигиеной). М" 1887: 194-195.
Н. Ф. Сумцов. Мышь в народной словесности // Этнографическое обозрение. 1891. № 1: 49-94.
М Э. Матье. Древнеегипетские мифы. М.-Л" 1956: 33-34, 157, 159.
З.П. Соколова. Культ животных в религиях. М" 1972: 42, 109, 149, 154, 156, 162, 175, 177.
В. В. Иванов, В. Н. Топоров. Исследования в области славянских древностей. М" 1974: 77-78.
Они же. Мифологические географические названия как источник для реконструкции этногенеза и древнейшей истории славян // Вопросы этногенеза и этнической истории славян и восточных романцев. М., 1976: 111-113.
М А . Коростовцев. Религия Древнего Египта. М" 1976.
Н. Kees. Der Gotterglaube im Alten Agypten. Berlin, 1956.
G. Jobes. Dictionary ofMythology, Folklore and Symbols. 1. N. У., 1962: 296--298.
М Tallman. Dictionary of Arnerican Folklt>re. N. У., 1959: 56.
***
У И.В. Кондакова:
Невозможно представить Робинзона Крузо, воссоздающего на своем необитаемом острове дух протестантизма и буржуазной цивилизации Англии XVIII в., без самовоспроизводящегося сообщества кошек. Именно кошки (а не собаки) символизируют у Д. Дефо тонкую грань, связующую цивилизацию с дикостью, мир Просвещения с девственной природой. Оказавшись на острове, корабельные кошки сумели не только адаптироваться к тропическому климату, но и найти существа, себе подобные, и с ними продолжить существование своего рода.
Среди парных тварей, призванных плодиться и размножаться, на ковчеге Робинзона Крузо представлены только кошки, приносящие бесчисленное потомство, значительная часть которого одичала, и Робинзону приходится поправлять природу, истребляя одичавших котов, разоряющих его хозяйство (Точно так же Робинзон борется и с дикарями-людоедами, выбивающимися из русла человеческой цивилизации).
Полновластный хозяин Лукоморья, «Кот ученый», ходящий «кругом», «направо» и «налево» по «златой цепи», показан как средоточие народной мудрости, хранитель песен и сказок, носитель русской фольклорной традиции; вокруг него расстилается реальность, полная поэтических чудес и таинственных превращений.
Пушкинский «Кот ученый» все-знающ и умен вовсе не потому, что его кто-то научил песням или сказкам; он «учен» сам по себе, он является средоточием сакрального знания. В конце «Посвящения» к поэме «Руслан и Людмила» автор признается, что сюжет, положенный в основу его сказочной поэмы, унаследован у кота:
И там я был, и мед я пил;
У моря видел дуб зеленый,
Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говорил.
Одну я помню: сказку эту
Поведаю теперь я свету…
Кто – автор ирои-комической поэмы Руслан и Людмила. Пушкин и сам предпочитал имеет дело с учеными котами, а не с учеными людьми. Просветительская дилемма природы и культуры
Кот пробрался в сон Татьяны в виде «полу-журавля и полу-кота»: «Журавль в небе» и «Кот на земле» – вот главная дилемма пушкинского творчества.
****
Еще одно мнение: my.mail.ru›community/drevoroda/…
У Пушкина Кот учёный вовсе не так-то прост: образ Дуба – символ Мирового Древа, или Дерева Жизни, златая цепь – символ Путей, по которым днём и ночью сей учёный муж ходит. Это некий усмирённый и облагороженный вариант кота Баюна.
***
О версии «Кот ученый как пародия на масонство» мы с АИЯ уже давно толки терли и по шее получали в Кассе взаимопомощи
Но вот идея: КОТ трансформировать в трансе в КТО - Кто -= Кто Кто Кот И кто это тут ученый или … такой ученый?
Масон это, прежде всего, крепко образованный, мощно просвещенный и сильно по священный чел. И просвещенность и пр. – не цель, а средство внутреннего самоусовершенствования
***
Ископаемое:
Белова О.В. Славянский бестиарий. Словарь названий и символики. М., 2001.
Топоров В.Н. Мифология. Статьи для мифологических энциклопедий. Т. 1. М., 2014
Махов А.Е. Эмблематика: макрокосм. М., 2014.
Пчелов Е. Кошки в европейской символике, эмблематике и геральдике
***
Бонус от Рубироида: Символы и мифы о кошках и котах.
РубиРоид Шпакель, 08-10-2015 (ссылка)
Кот символизирует царственность. Это солярный символ. "Солнце, взиравшее вниз в преисподнюю во время ночи, могло называться котом, как оно и было, ибо оно тоже видело во тьме", - пишет Елена Блаватская, рассказывая о мифологической культуре древних египтян. Египтяне называли кошку "May", что в переводе означает "видящий".
Кот в Древнем Египте считался священным животным бога Солнца - Ра. Согласно легенде, бог Солнца - Ра, превратившись в рыжего кота, каждую ночь переплывает подземную реку Нил, чтобы вновь взойти на небосклоне и осветить Землю. Жадный и коварный змей Апоп, желая проглотить светило, выпивает воду из подземной реки, и стремится уничтожить священное животное.
Так отображена в легендах Древнего Египта борьба двух сил: тьмы и света. Она представлена, как жестокая схватка змея Апопа и бога Солнца в образе кота. Сражение происходило вблизи города Гелиополя под священным деревом жизни - сикиморой. Рыжий кот, символизирующий бога Солнца - Ра, отрубил голову ужасному змею и силы света победили в жестокой борьбе с силами тьмы! В знак благодарности за спасение Земли от сил тьмы, люди построили в честь кота, олицетворяющего Солнце, священные храмы и проводили там обряды преклонения перед священным животным, который спас людей от страшного змея, воплощения зла. Эти храмы действуют до сих пор и люди, помня о таком свершении, с благодарностью относятся к котам, этим священным животным, которые каждую ночь в образе рыжего кота побеждают злого дракона.
Кошку, по утверждению Елены Блаватской, египтяне отождествляли с луной: "Луна была созерцательницей в ночных небесах, и кошка была ее эквивалентом на земле". Таким образом, кошка воспринималась египтянами как Луна - богиня радости и веселья, которую они называли Баст. В этом мифологическом образе заложены самые прекрасные качества женщины.
Согласно мифам Древнего Египта, Баст изображалась в виде женщины, у которой вместо человеческой головы была голова кошки, а в руке - систр. Иногда на изображениях она была с головой львицы, что соответствовало богоподобным Сехмет и Тефнут. В более поздние времена кошку наделили царственной силой и отождествили с богиней Исидой.
Из Египта домашняя кошка проникла в другие страны, но для этого потребовались долгие годы. В Европе она стала известна около 2 тыс. лет назад. Первое сообщение о появлении кошек в Европе можно найти у Плутарха в I веке н. э.
Древние греки, согласно мифологии, связывали символ кошки, с богиней охоты - Артемидой. Ей приписывали злой и необузданный характер. Её способность видеть в темноте, изменяя форму зрачка, приближала образ Кошки к символу Луны. Так как изменение зрачка кошки происходит в соответствии с изменениями лунных фаз.
Согласно мифологии Древнего Рима, символ кошки отождествлялся с образом прекрасной Дианы - богини плодородия, которая благословляет рождение всего живого на Земле. Её женственность и плодовитость поставили рядом с образом Дианы образ Тифона, которого независимая Диана покидает, превратившись в кошку. В Древнем Риме кошка - этот гордый и свободолюбивый зверек - служила символом свободы и независимости, была непременным атрибутом богини свободы Либертас и изображалась рядом с ней.
Мифы древнего Востока приписывают котам силу и ум, на Тибете их называют "небесным оком". Кошка символизирует женскую энергию - Инь и наделена тайной силой, отмечает Cat-and-cat.com. Светящиеся в темноте большие круглые глаза кошки, превратили её в таинственного ночного зверя. Считается, что она способна общаться с потусторонними силами и, благодаря этому, может трансформировать и рассеивать негативную энергию.
Славянские народы связывают образ Кота с тёмными силами, приписывая ему похоть и лень. Согласно славянской мифологии, Кот - это воплощение нечистой силы.
Образ кошки имеет своё женское воплощение и всегда связан с ведьмами, потому-то все так боятся и не любят чёрных кошек.
Еще кот по древнему поверью связан с потусторонним миром, с миром снов и видений. По славянской мифологии, кошка сотворена из рукавицы Девы Марии, считается "носит сон в рукаве", бережет малых деток и гонит прочь всякую нечисть. Именно поэтому так много существует колыбельных песен о котах.
На Руси домашние кошки появились только в начале XI в., благодаря путешественникам и мореплавателям. Они быстро завоевали всеобщую любовь и популярность: издавна появилась поговорка «Без кошки не изба». Согласно действующим законам, кража кошки наказывалась значительным штрафом, в несколько раз превышающим штраф за кражу коровы. Трёхцветная кошка, по поверьям, приносила счастье своим хозяевам, также верили, что чёрный кот в доме спасает от грозы и от воров. Перелистывая старые добрые сказки, мы видим величественную фигуру Кота Баюна, что сидит на столбе, побивает весь люд, напускает неодолимый сон и сказывает сказки, и Кота-Котофеича, что тоже победил Змея и научил людей добывать огонь.
У Пушкина Кот учёный вовсе не так-то прост: образ Дуба – символ Мирового Древа, или Дерева Жизни, златая цепь – символ Путей, по которым днём и ночью сей учёный муж ходит. Это некий усмирённый и облагороженный вариант кота Баюна.
В кота может превратиться и сказочный герой, победитель чудовища Иван Попялов, герой одноименной белорусской сказки.
Мотив превращения героя в Кота известен и в восточнославянском цикле сказок об Иване-Кошкином сыне (чаще — Иван Сучич или Иван-крестьянский сын). В некоторых таких сказках Кот (наряду с ним иногда выступает Кот Котович, брат Ивана Царевича) может быть и воплощением или помощником змея и змееборцем. Обе эти функции соединяются в сказке о Воле Воловиче, который после каждого сражения со змеем встречается с «Котищем, вытращи глазища», грозящимся его съесть. Герой убивает Кота, надевает на себя его шкуру и под видом Кота входит к бабе-яге.
Издавна ходили истории о кошках, которые умели превращаться в людей и принимали облик прекрасных дев. Басня Эзопа «Венера и кошка» рассказывает о кошке, которая влюбилась в прекрасного молодого царевича. Венера, богиня любви, согласилась превратить животное в очаровательную девушку; молодые люди встретились и в конце концов поженились.
Однако богиня не была уверена в том, что превращение кошки было полным: в брачную ночь она впустила мышку в спальню молодых. Забыв обо всем на свете, девушка бросилась на мышь и сожрала ее. Богиня, чьи подозрения подтвердились, решила, что девушку лучше превратить обратно в кошку.
Все суеверия берут свое начало в мифах. Существуют вот такие виды мифических кошек:"кошка-демон"; "кошка-домовой"; "кошка-разрушитель"; "кошка-проводник".
Кошка – демон
В мифологии кошка выступает как воплощение или помощник чёрта и нечистой силы. Существует поверье об особом кошачьем дьяволе, злом духе, у которого колдуны заимствуют свою силу. В ряде случаев кошка выступает в роли ведьмы. В славянской народной культуре результатом действия чёрной кошки чаще всего становится болезнь, порча, сглаз, смерть.
Нередко в фольклоре можно встретить мотив превращения кота в человека и обратного превращения человека в кота, как и его следствие – наличие форм, совмещающих элементы кота и человека. Неуловимость границ между кошачьим и человеческим отчасти позволяет объяснить происхождение фольклорных имён типа Кот Котофеич, Котофей Иванович и др.
Кот – проводник
Часто кошка играет роль проводника между миром людей и потусторонним миром. Кошка является и связующим звеном между мирами, и одновременно жертвой. Считается, что злого духа видят все слепорождённые животные. К этой категории, безусловно, относится и кошка.
Кошка – домовой
На Руси кошка издавна почиталась как хранительница домашнего очага, символ уюта. Не случайно во многих странах была примета: прежде чем войти в новое жилище, надо впереди себя пустить "хозяйку" – кошку. Она обеспечит благополучие. Там, где она ложилась, ставили кровать.
Во Владимирской области издавна в этот обряд вкладывали ещё один смысл: тот, кто переступает порог нового дома первым, тот первым и умирает. А поскольку кошка имеет девять жизней, а не одну, как человек, её и пускали в первую очередь – она возродится к жизни ещё раз. Кошка настолько связана со своим хозяином, что сама может выполнять некоторые его обязанности, а именно: играть роль покровителя дома и скота. Именно кошки являются главными хранителями домов. Они охраняют наши дома от вторжения зла, от «незваных гостей» которых очень трудно увидеть человеку.
Все кошки, независимо от породы — обладают удивительной способностью. Они могут перераспределять и генерировать отрицательную энергию перерабатывая в более светлую. Наверное, если у Вас есть домашний любимец, то Вы заметили, что если у Вас что-нибудь заболело, то друг на четырех лапах уже тут как тут. Кошки всегда чувствуют, где нужна их забота.
Кошка – разрушитель
Особую функцию имеют кошки, о которых рассказывается в легендах. Образ кошки в славянских легендах достаточно специфичен – это кошка-творец и кошка-разрушитель. В различных сказаниях распространены мотивы учёного кота. Пушкинский учёный кот, ходящий "по цепи кругом" – милое и безобидное существо по сравнению с его фольклорным прототипом – чудовищным Котом Баюном,
Кот – Баюн
Кот Баюн – персонаж русских волшебных сказок. Этот кот, сказывает сказки, сидя на столбе, но при этом напускает сон и "побивает весь люд". Слово «баюн», согласно толкового словаря Даля, происходит от «баять» или «баить». Это означает «говорить, рассказывать», ну а сам Баюн соответственно «говорун и рассказчик». В образе кота Баюна соединились черты сказочного чудовища и птицы, обладающей волшебным голосом. В сказках говорится о том, что Баюн сидит на высоком железном столбе. Он обессиливает каждого, кто пытается подойти к нему, с помощью песен и заклинаний. Самым ярким примером двойственной природы сказочного кота является образ кота бабы-Яги из сказки «Баба-Яга».
Кот – игрун
Еще один необычный персонаж сказок — кот-игрун из сказки «Иван меньшой — разумом большой». Этот кот играет на волшебных гуслях, и его игра заставляет всех, кто ее слышит, танцевать помимо собственной воли.
Огненная земляная кошка
На Урале существовали сказания о Земляной кошке. Эта огромная кошка ходит под землей и стережет клады, а на поверхности видны лишь ее огненные уши. По поверьям ее огненных ушей боятся волки, а для человека Земляная кошка не представляет никакой угрозы, и даже может стать неожиданной спасительницей. Кошки в уральской и сибирской мифологии выступают как помощники Хозяйки Медной Горы.
Кошка – удивительное животное, которое живёт рядом с человеком более пяти тысяч лет. Это гордое и независимое, но чуткое и отзывчивое на доброту существо. Конечно, существуют и другие любимцы у людей, такие, как собачки, хомячки или рыбки, но именно кошки и коты самые любимейшие из всех домашних животных. Эти домашние животные живут во всех уголках нашей земной планеты, и это не может не радовать. Они очень мягкие, нежные, маленькие пушистые комочки, которые дарят человеку тепло и ласку. Они пробуждают в нас лучшие чувства. Люди всегда считали, что это они заводят кошек, но на самом деле все совершенно наоборот. С давних времен кошки всегда сопровождали человека. Но при этом они никогда не служили ему, как остальные животные. Живя поблизости, они сохраняют полную самостоятельность и дружелюбный нейтралитет. Однажды, ученые решили подсчитать, сколько домашних животных проживает на нашей планете, и выяснилось, что их всего 400 миллионов, и самое большое количество кошек и котов проживает в США. А в Индонезии живет 30 миллионов этих миленьких и замечательных животных, во Франции их более 8 миллионов.
Именно потому, что рядом с человеком всегда живет и жило такое огромное количество кошек и котов, люди и придумывают различные легенды, сказки, предания. У каждого народа они разные, каждый народ видит этих миленьких существ по-своему.
Поэтому кошка не только вошла в мифологию разных народов, но и стала героем многих фольклорных и литературных произведений.
Сегодня кошка – одно из самых любимых домашних животных во множестве стран. Кроме того, в некоторых культурах кошка выступает символом царственности. Кошка в Фэн-шуй символизирует домашний очаг и уют. Она неусыпно стоит на страже семейного счастья. Символ кота всегда помогает выходить из трудных ситуаций и помогает в борьбе со злом. Эти милые создания являются традиционным амулетом для привлечения денег, удачи и защиты в Ваш дом или бизнес.
Кошка нередко встречается в средневековой геральдике. У этих животных есть понимание свободы, так как кошка не желает быть ни пойманной, ни заключенной. Кошка не унывает и хитра... Поэтому, наделяя кошек символом свободы старинные роды швабов, швейцарцев и бургундцев вводили их в свои гербы
В средние века во Франции и Швейцарии кот был изображён на гербах наиболее известных и древних родов. Независимость и свободолюбие этого животного во все века были достойны уважения. Кот - ярый защитник своей территории, он весел и хитёр. Именно таким мы видим его на старинных гербах швабов.
Во Франции кошки считались колдовскими животными. Особыми чудодейственными свойствами наделялись белые и черные кошки. В средних веках инквизиция объявила кошек орудием дьявола. Их сжигали и топили вместе с «колдунами». Вообще с кошками связано много суеверий, и в большинстве своем они скорее наивны, чем абсурдны.
Богиня плодородия, любви и красоты Фрейя в скандинавской мифологии ездила в повозке, ведомой кошками. В Китае кошка тоже символизировала материнство и хранительницу урожая. Верили, что если повесить на дверь комнаты молодой матери пучок кошачьей шерсти, малыш обязательно будет счастлив.
В Японии хозяином кошки мог стать только очень обеспеченный, известный человек. Содержание животного требовало огромных расходов: питомца было принято всячески наряжать, кормить только из золотой и серебряной посуды специально приготовленной пищей и даже приставлять к нему персонального слугу. Богатые японцы брали в свой дом совсем маленьких котят, которые ещё не успели научиться охотиться, поэтому они даже не умели ловить мышей. Ну а простые жители Страны восходящего солнца верили, что обычное изображение или статуэтка зверька поможет отпугнуть грызунов.
В исламе кошке тоже принадлежит особое место. Ей, единственной из животных, позволен вход в мечеть и полная свобода действий там.Мусульмане считают, что кошка родилась в Ноевом ковчеге от чихания льва.
По одному из мифов все началось еще с любимой кошки Пророка Мухаммада. Звали ее Муэцца .Пророк любил ее настолько, что никогда не тревожил ее сна, а воду, которую она пила, использовал для омовения перед молитвой. Так же она любила спать на его коленях во время проповедей. В общем, вела себя как любая любимая домашняя кошка. Однажды киска уснула на рукаве хозяйского халата, приготовленного для утренней молитвы. Не долго думая, Мухаммад отрезал рукав, на котором дремал зверек, и оделся. Когда Мухаммад вернулся после молитвы, Муэцца проснулась и поклонилась Пророку, а он трижды погладил кошку по спине. Из-за того, что рука Посланника Аллаха коснулась спинки животного, кошки почти никогда не падают на спину, а приземляются на лапки.
Другой миф рассказывает, что тёмные полосы на шкуре животного – след от пальцев пророка. Однажды кошка убила змею, забравшуюся в рукав и собиравшуюся ужалить Мухаммада. Опередив Пророка, собиравшегося надеть одежду с затаившейся в ней смертью, кошка отважно прыгнула на рукав, загрызла змею и гордо показала добычу Мухаммаду. Была ли это Муэцца? За свое спасение Пророк коснулся лба кошки и навсегда оставил на нем четыре четкие линии, отмечая благословенное животное.
Кроме того, Еще Мухаммад запретил продавать котов за деньги, или обменивать на товары. Это свободное существо, а не собственность, с уважением считал Пророк.
Любовь Мухаммада к котам разделяли и его близкие. Так, друг Пророка Абд аль Рахман даже заслужил прозвище Абу Хурайра, отец котов, поскольку всюду, куда бы он ни шел, с ним был котенок. Кроме того, будучи смотрителем мечети, он заботился о том, чтобы окрестные коты были всегда сыты. Из-за этого кошачье племя в самой мечети значительно увеличилось. Котопапа свое прозвище оправдывал.
И вот, со времен Пророка кошки почитаются всеми мусульманами. И не просто почитаются! В их честь слагались стихи, мурлыканье кошки суфии сравнивали с исполнением зикра — ритмичным повторением имени бога, из-за чего усатых-полосатых использовали в больницах, веря в целебную силу их мурлыканья. Коты даже ставились в пример другим мусульманам.
Суфийские легенды рассказывают также о коте шейха, помогавшем учителям наводить порядок в школе (чем не прообраз миссис Норрис из Гарри Поттера?). Однажды этот кот пожертвовал собой ради спасения дервишей. Другой шейх, Абу Бакр аль Шибли после своей смерти явился во сне одному из учеников и поведал, что попал в рай. Однако такой милости он удостоился не за религиозное рвение. Аллах сказал ему: "Помнишь ли холодный снежный день в Багдаде, когда ты брел, укутавшись в теплый плащ, и вдруг встретил замерзающего котенка. Ты взял его и согрел под плащом. Из-за этого котенка ты и прощен".
В XIII веке мамлюкский султан Египта и Сирии аль-Захир Бейбарс повелел основать особый "кошачий сад", где кошки Каира могли бы найти убежище, еду и питье в любое время. С тех пор это место многократно переходило из рук в руки, но указ султана исполнялся неукоснительно, и исполняется по сей день. Каждый вечер тысячи каирских кошек стекаются в сад, куда приходят люди с полными корзинами еды для них. Какие бы перемены ни сулил новый век, кошки должны быть накормлены.
И сегодня многие исламские города наводнены кошками, которых холят, лелеют и пускают везде, куда бы это свободолюбивое, но удивительно ласковое существо ни решило пройти. Ведь после смерти кот попадает прямо в рай, где может рассказать о вашей доброте Пророку.
По Блаватской, кошка чаще других зверей принимает форму круга (подобно змее, сворачивающейся в кольцо) и поэтому является священным животным.
Символы и мифы о кошках и котах говорят о преклонение перед этими животными древних греков и египтян, жителей Тибета и Швейцарии. То, что образа кота использовался как символ свободолюбия и независимости, позволяет понять, каким сокровищем владеет хозяин этого удивительного животного. Прислушайтесь сердцем к тому, что пытается поведать вам ваш кот или кошка, и вы узнаете много нового и интересного о жизни, о людях и о вас самих.
Свидетельство о публикации №224092200285