Источник медитации и вдохновения

Люблю путешествовать. Когда нахожу камни интересной формы, везу их домой. Так за годы собралась большая коллекция камней. Смотрю на них, вспоминаю места их обнаружения и приятные моменты путешествий. Это камни простой формы, но при созерцании они тоже оказывают благоприятное воздействие. Давно хочу написать о других камнях.

Суйсеки - это камень, не обработанный человеком. Именно восточное миросозерцание позволяет увидеть в камне источник медитации и вдохновения.
Обычно для суйсеки используются камни из горных рек, источенные потоком; Камень необходимо положить на светлое место и поливать, чтобы ускорить процесс старения, и после нескольких лет заботы камень превратится в суйсеки.  Чем старше камень, чем больше внимания и труда приложено к нему, тем он ценнее. Суйсеки - это результат длительного процесса. В Японии для развития и совершенствования красоты нового камня требуется минимум 10 лет ухода, а иногда и намного больше.

Доработка или обрезка камней, как правило, не допускается в соответствии с религиозными воззрениями дзэн-буддизма: она могла бы разрушить "душу камня". Обработка в какой-то мере допустима только для так называемых "пейзажных камней"
Очень важным моментом воздействия суйсеки на воображение и подсознание зрителя является присущий ему цвет. Цвет суйсеки должен быть естественным, то есть соответствовать мягким, свойственным природе тонам, обработанному водой черному камню, а так же приятно ощущение от темно-коричневого, сине-черного, темно-серого камня. Белый цвет нежелателен, так как в Японии является траурным.
В числе факторов, способствовавших развитию эстетики суйсеки, следует назвать искусство чая. Именно чайная церемония способствовала увеличению эстетической роли камней.

Многие мастера чаепития использовали их как средство художественного выражения в организации чайного действа. Большей частью для этого предпочтительны маленькие, темные камни, которые зовутся Chaseki.

 Другой важный источник развития суйсеки - в сотрудничестве и взаимопроникновении с бонсаи. Оба эти искусства помогают вашему воображению перенестись в иное время и место.

Века развития сформировали в искусстве суйсеки систему классификации, позволяющую определить место и критерии оценки для практически любого камня. В этой сложной и многообразной системе самой распространенной группой является ландшафтная. Все пейзажные камни могут быть разбиты на стили: горные пейзажи, водопады или пещеры, арки, мосты и плоскогорья, пики, утесы и скалы, и так далее.

Следующие две группы - это редкие камни (чин секи) - камни-предметы, похожие на хижину, лодку, человеческую фигуру или животное; и бисеки – камни, обработанные для проявления присущей им красоты. Последние, как бы они не были хороши, не могут в рамках классической традиции считаться полноправными суйсеки.

Под названием кисеки объединяют загадочные, а чу шо иши - абстрактные камни. Они не похожи на что-нибудь определенное, но слишком красивы для того, чтобы пройти мимо и представляют собой неисчерпаемый источник вдохновения.

Много веков назад Иоанн Дунс Скотт высказал предположение, что камни - тоже живые существа, просто их жизнь протекает слишком медленно, чтобы люди успели её заметить. Пожалуй, так оно и есть для настоящих любителей суйсеки, чьи искусные руки и творческое воображение действительно способны оживлять камни.


Фото из Интернета.


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.